Московское метро на почтовых марках
Первый проект Московского метрополитена был предложен ещё в 1901 г. инженерами П. И. Балинским и Е. К. Кнорре. Однако, он был отвергнут Городской думой. И первая линия московского метрополитена была запущена 15 мая 1935 г. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
В честь открытия, в феврале 1935 г. была выпущена серия из четырех почтовых марок. Оформлением выпуска занимался художник Гознака И. Соколов. Марки печатались способом фототипии на простой бумаге с линейной перфорацией 13 ¾.
Марка номиналом 5 коп. «Прокладка тоннеля метро» изображает откатчика, толкающего вагонетку. В годы строительства первых линий метро, поезда с вагонетками тянули откатчики, в настоящее время эту работу выполняют электровозы.
Остальные марки серии были оформлены художником на основе графических работ московского архитектора И. Г. Таранова.
«Станция метро в разрезе (проект) на фоне плана развития Московского метрополитена», номиналом 10 коп. выполнена по плакату «Пролетарской столице образцовый транспорт — метрополитен» 1932 г.
Марка (как и плакат) изображает разрез станции метро и перспективный план развития Московского метрополитена. Он похож на современную схему линий, но, всё-таки, имеет некоторые различия. Например, Центральный стадион ранее планировали построить в Черкизове и проложить туда линию метро. Центральный стадион был возведен в Лужниках и Черкизовский радиус так и не был построен. По общему количеству радиусов и протяженности линий метро перспективный план в настоящее время, конечно, перевыполнен. Построено Большое кольцо, которое не предусматривалось в 1935 г., и многие радиальные линии протянулись гораздо дальше, чем намечалось когда-то.
Марка «Поезд метро в тоннеле» - одна из редких. Это связано с тем, что марки номиналом 15 коп. использовались в то время для оплаты международной корреспонденции и издавались меньшими тиражами почтовых знаков других номиналов.
Марка номиналом 20 коп. несколько большего формата, чем остальные.
Она изображает первоначальный проект станции «Библиотека им. В. И. Ленина». По задумке архитектора Метропроекта (архитектурного бюро Метростроя) А. Гонцкевича станция должна была представлять собой гигантский подземный памятник вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и проектировавшимся Дворцом Советов. Станция была сооружена с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до настоящих дней не сохранился.
Интересно отметить, что сюжеты и композиции для многих марок, посвященных Московскому метрополитену, художники заимствовали у фотожурналиста ТАСС Леонида Андреевича Великжанина, много снимавшего в столичной подземке:
На станции «Павелецкая».
Прокладка тоннелей от станции «Павелецкая» к станции «Серпуховская».
Масштабы строительства, эффектные перспективы подземных вестибюлей, имперская красота и мощь декоративного убранства Московского метрополитена привлекали художников.
Вторая очередь метро была открыта в 1937-1938 гг. В неё входили: участок «Смоленская» — «Киевская» ответвления Кировско-Фрунзенской линии, Покровский радиус (участок «Улица Коминтерна» — «Курская») и Горьковский радиус (участок «Площадь Свердлова» — «Сокол»).
7 ноября 1938 г. была выпущена серия марок, посвященная этому событию. Выпуском занимался заместитель главного художника Гознака Сергей Поманский.
Шесть марок по его рисункам были отпечатаны на простой бумаге методом фототипии с линейной перфорацией 12 ¼.
Марка «Станция «Маяковская» (номинал 10 коп.) изображает вестибюль одной из самых интересных и выдающихся своими архитектурно-художественными достоинствами станций. Архитектором её был академик, будущий лауреат трех сталинских премий А. Н. Душкин. Макет части станции демонстрировался на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке, где имел большой успех. «Маяковская» знаменита ещё и тем, что 6 ноября 1941 г. в её подземном зале состоялось заседание Моссовета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
«Станция «Сокол», изображенная на марке достоинством 15 коп., спроектирована архитекторами К. Н. и Ю. Н. Яковлевыми и представляет собой яркий образец стиля ар-деко, довольно популярного в сталинской архитектуре.
На двадцатикопеечной марке художник изобразил перронный зал станции «Киевская». Архитектор Д. Н. Чечулин (в 1945—1949 гг. - главный архитектор Москвы) был награжден Государственной премией за свой проект.
Наземный вестибюль станции «Динамо» (архитектор Д. Н. Чечулин) изображен на марке номиналом 30 коп. Он представляет собой прямоугольное строение в классическом античном стиле, окруженное колоннадой круглых коринфских колонн. У станции существует второй наземный вестибюль, в архитектурном отношении представляющий собой зеркальное отражение вестибюля, изображенного на марке. Эти павильоны стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена.
Марка номиналом 40 копеек изображает поезд метро в тоннеле.
Последняя марки серии (номинал 50 коп.) посвящена станции «Площадь революции». Архитектором станции был А. Н. Душкин. Десять арок станции были украшены бронзовыми скульптурами академика М. Г. Манизера.
В марте 1939 г. была выпущена серия марок «Реконструкция Москвы», посвященная крупнейшим строительным проектам столицы. На марках изображены улица Горького, дом Совнаркома, Крымский мост и другие сооружения, среди них — вестибюль станции «Динамо».
Серия печаталась типографским способом на мелованной бумаге с цветным сетчатым фоном.
Художником серии выступил Н. А. Шевердяев — гравер, преподаватель офорта во Вхутемасе с 1920-х гг. Он выполнил лаконичные гравюры на дереве с видами архитектурных построек Москвы.
На марке отчетливо видны светильники оригинальной форты, установленные на балконе вестибюля. Сейчас вместо этих светильников стоят обыкновенные «шары».
Станциям Московского метрополитена второй и третьей очереди посвящена сентябрьская серия 1947 г. из шести марок.
Напечатанные глубокой печатью марки выполнены художником В. Андреевым.
Три станции - «Сокол», «Маяковская» и «Киевская» - второй очереди строительства. Ещё три - «Электрозаводская», «Измайловская», «Сталинская» (в настоящее время - «Семеновская»).
«Электрозаводская» (номинал 30 коп.). Проектировали станцию архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Марка изображает центральный зал, на своде которого в круглых углублениях в шесть рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещении сделан в связи с соседством Электрозавода и соответствующим названием станции. Первоначально планировалось сделать свод орнаментальным, но по предложению В. А. Щуко было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом из них. Пилоны центрального зала украшают барельефы Г. И. Мотовилова из мрамора, посвященные теме труда.
Станция «Измайловская» изображена на тридцатикопеечной марке. Это наземная открытая станция, спроектированная архитекторами И. Г. Тарановым и Н. А. Быковой.
Плавные органические линии архитектуры вестибюля станции «Сокол» (номинал 45 коп.) уже украшали почтовую марку серии 1937 г.
Станция «Сталинская» (в настоящее время - «Семеновская») изображена на марке номиналом 45 коп. Архитектором станции был С. М. Кравец, оформление посвящено теме оружия и Советской Армии. Над декором работали скульпторы В. И. Мухина, Н. К. Вентцель, художник В. П. Ахметьев. Барельефы с изображением оружия и портретов воинов украшают путевые стены, изображения оружия украшают также потолок центрального зала. Светильники в центральном зале расположены на торшерах из зеленого мрамора с бронзовым основанием.
Марки номиналом 60 копеек изображают платформы станций «Маяковская» и «Киевская».
Так же как и станция «Сокол», «Маяковская» и «Киевская» уже попадали на почтовые марки в 1937 г.
В 1943 г. было принято решение о строительстве Большого Кольца с целью разгрузки Центрального пересадочного узла (станция Площадь Свердлова, ныне — Театральная). Строительство началось во время Великой Отечественной войны. Линию сдавали тремя пусковыми участками. 1 января 1950 г. был принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры" протяженностью 6,4 км. Он прошел от Парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: "Калужская", "Серпуховская", "Павелецкая", "Таганская".
В июле 1950 г., в честь открытия первого участка кольцевой линии, была выпущена серия почтовых марок (три - номиналом 40 коп. и четыре - номиналом 1 руб.).
Оформлением выпуска, отпечатанного глубокой печатью на простой бумаге, занималась Е. Буланова.
Станция «Парк культуры» изображена на двух марках серии разного номинала. Перед архитекторами проекта — И. Е. Рожиным и Е. М. Марковой — стояла конкретная задача — зрительно облегчить массивную конструкцию пилонов станции. Для решения этой проблемы внутри каждого пилона была прорезана профилированная арка, разделяющая массивную опору на четыре угловые колонны. Создается иллюзия, что именно на этих колоннах и покоится массивный свод.
Пилоны украшены барельефами из белого мрамора работы С. М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодежи.
Станция «Калужская» (в настоящее время - «Октябрьская») изображена на марке номиналом 40 коп.
Главный архитектор — Л. М. Поляков — задумал внутреннее убранство станции как реквием павшим в Великой Отечественной войне. Л. М. Полякову удалось создать практически храмовое пространство, где ряды факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарем — нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. По утверждению специалистов, никогда ещё дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества, не напоминали так откровенно трехнефные базилики периода раннего христианства.
Станция «Таганская» изображена на двух марках серии номиналами 40 коп. и 1 руб. Авторами проекта были архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков. Художественное оформление станции посвящено Советской армии. Стены облицованы мрамором сиреневого оттенка, пилястры выполнены из белого мрамора. Пилоны украшались майоликовыми панно, составленными из многих элементов, на которых представлены барельефные портреты героев Великой Отечественной войны (авторы — А. Д. Бержитская, Е. П. Блинова, П. М. Кожин, З. С. Соколова, А. Г. Сотников). Здесь изображены моряки, летчики, пехотинцы, танкисты, кавалеристы, партизаны.
Центральный зал станции «Павелецкая» изображен на марке номиналом 1 руб.
Авторами проекта были архитекторы Н. Я. Колли и Н. И. Кастель.
Пилоны станции облицованы светлым и коричневым мрамором и украшены декоративными мраморными колоннами. Пол выложен серым и черным гранитом. Изнутри зал декорирован мозаичными панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор П. Корин), ранее на месте панно находился медальон с изображением Ленина и Сталина работы М. Г. Манизера.
Последняя марка серии, номиналом 1 руб. - «Курская». Авторы проекта станции Г. А. Захаров и 3. С. Чернышова были удостоены Государственной премии.
Центром ансамбля внутренних помещений станции является круглый подземный зал, в центре которого расположена круглая, мощная, развивающаяся вверх колонна. Основание её углублено в пол, а углубление обведено небольшим гранитным бортиком. Поверхность столпа покрыта лепным растительным орнаментом. На нем также размещены небольшие медальоны с сельскими сценами.
30 января 1952 г. открылся второй участок кольцевой линии Московского метрополитена. Он проходил за пределами Садового кольца и присоединил к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: станция «Комсомольская» (Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы), «Проспект Мира», улица Новослободская и Белорусский вокзал.
В этом же году, 30 декабря, в честь этого события, была выпущена серия из четырех марок номиналом 40 коп.
Марки были напечатаны на мелованной бумаге автотипией в сочетании с типографской печатью. Интересно отметить, что все четыре марки этой серии первыми из почтовых знаков, посвященных Московскому метро, печатались па одном листе, «сцепкой».
Оформлением серии занимался художник С. Поманский.
Станция «Белорусская-кольцевая» была спроектирована архитекторами И. Г. Тарановым и Н. А. Быковой, которые получили за свою работу Государственную премию.
Тема художественного оформления станции — культура и хозяйство Белоруссии. На полу вестибюля из многоцветной керамической плитки был выложен декоративный узор в виде традиционной белорусской вышивки. Во время реконструкции 1994 г., плитка была заменена на полированный гранит со значительным упрощением оригинального узора.
По оси свода центрального зала расположены 12 панно, выполненных в технике флорентийской мозаики, изображающих жизнь белорусского народа.
Станция «Ботанический сад» (в настоящее время - «Проспект Мира») спроектирована архитекторами В. Г. Гельфрейхом и М. А. Минкусом.
Оформление станции посвящено теме преобразованию природы. Массивные кубические пилоны облицованы светлым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы с растительным орнаментом. В круглых медальонах — рельефные изображения агрономов, цветоводов и садоводов за работой.
Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть.
Станция «Новослободская» спроектирована А. Н. Душкиным и А. Ф. Стрелковым.
Самый яркий элемент декоративного оформления станции — 32 подсвечиваемых витража. Расположены они внутри пилонов с окаймлением сталью и позолоченной латунью. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге латвийским отделением Художественного Фонда СССР по эскизам П. Д. Корина.
«Комсомольская-кольцевая» проектировалась целой группой архитекторов во главе с А. В. Щусевым и В. Д. Кориным.
Декоративное убранство станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесенной им на параде 7 ноября 1941 г.
Архитектура станции — апофеоз сталинского ампира, для которого характерны грандиозность, помпезность, сочетание элементов классицизма, ампира и московского барокко.
С 30 ноября по 4 декабря 1965 г. была выпущена серия марок «Советский метрополитен им. В. И. Ленина», напечатанная металлографическим способом.
Серия включает в себя четыре марки — две из них изображают станции метро в Москве, одна в Ленинграде - «Московские ворота» и одна в Киеве - «Завод «Большевик».
Оформлял серию С. Поманский, а гравюры были выполнены художниками Гознака И. Мокроусовым и Л. Майоровой.
«Ленинский проспект». На марке изображен южный наземный вестибюль станции, построенный из железобетонных конструкций.
Наземный вестибюль станции «Октябрьская» (радиальная) изображен на второй марке серии, изображающей станции метро в крупнейших городах Советского Союза.
25 апреля 2005 г. был выпущен памятный блок из двух марок, посвященный 70-летию открытия первой линии московского метрополитена.
Оформлял выпуск художник Ю. Баранов.
На марке номиналом 5 руб. изображена первая линия московского метрополитена.
На марке номиналом 10 руб. — современная схема московского метрополитена. На полях блока изображены интерьеры станций.
Ряд марок с изображением столичного метро был выпущен в других государствах.
В июне 2012 г. Центральноафриканская республика выпустила серию марок, посвященную московскому метрополитену.
В ЦАР было выпущено два почтовых блока: один с четырьмя марками номиналом 900 франков КФА каждая, второй — с одной маркой номиналом 3000 франков КФА.
Поля блока с четырьмя марками украшает изображение вестибюля станции «Славянский бульвар», а на самих марках изображены скульптуры станции метро «Площадь революции», выполненные скульптором М. Г. Манизером: «Птичница с курицей и петухом», «Стахановец с отбойным молотком», «Краснофлотец» и «Мать с ребенком».
Поля листа блока с одной маркой украшены видами вестибюля станции «Строгино» и скульптурной группой «Партизаны» М. Г. Манизера, установленной на станции «Партизанская» (бывшая «Измайловская»).
Рисунок марки — скульптура «Пограничник с собакой» со станции метро «Площадь революции».
Серия из шести марок, выпущенная государством в Карибском море Сент-Винсент и Гренадины посвящена 200-летию железнодорожных путей сообщения.
Она изображает метро Москвы, Токио, Мехико, Парижа, Гонконга и Праги.
Серия из шести марок Коморских островов с изображениями подвижных составов Московского, Китайского, Английского, Французского, Японского и Американского метро.
В интернет-магазине stamps.ru можно купить марки разных выпусков с изображением московского метрополитена.