Музейные сокровища на почтовых марках Российской Федерации
Художники почтовых марок нового времени явно благоволили к декоративным и ювелирным изделиям. Издательско-торговый центр «Марка» выпустил несколько почтовых серий с изображениями сокровищ, хранящихся в музеях России.
Первая российская серия «Серебро в музеях Московского Кремля» вышла 5 мая 1993 г.
Над оформлением выпуска работал один из крупнейших художников ИТЦ «Марка» Юрий Николаевич Арцименев. Он является создателем первых почтовых марок Российской Федерации (серия «XVI зимние Олимпийские игры в Альбервиле») и одним из авторов первых стандартных марок РФ.
Первая марка серии номиналом 15 руб. изображает табакерку 1820 г., работы мастера Д. Кослесникова и кружку 1849 г., изготовленную на московской фирме П. Сазикова.
Ювелирная фирма Павла Федоровича Сазикова имела славу одной из лучших в середине XIX в. П. Ф. Сазиков, купец 3-й гильдии, с 1793 г. владел небольшой мастерской в Москве. За несколько десятилетий он стал владельцем целой фабрики по выделке серебряных изделий, получил почетное звание придворного поставщика и открыл петербургский филиал.
Фирма Сазикова была первым отечественным предприятием, мастера которого черпали вдохновение в русском искусстве и российской истории.
Они были одними из первых и главных идеологов «русского стиля» в ювелирном деле. Сотрудничали с фирмой известные художники и скульпторы, производство было оснащено передовым европейским оборудованием (первая французская гильоширная машина появилась именно у Сазикова в 1843 г.). Фирма удостаивалась малых и больших медалей на всероссийских выставках художественно-промышленных товаров на протяжении нескольких лет, получила большую золотую медаль и орден Почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне в 1851 г. и в Париже в 1867 г.
Дело Павла Федоровича продолжали его сын и внуки. Фирма просуществовала до 1887 г., когда перешла во владение другого крупного ювелира - Ивана Петровича Хлебникова.
Двадцатипятирублевая марка изображает декорированный серебряный чайник, выполненный одним из московских мастеров в 1896—1908 гг.
Марка номиналом 45 руб. изображает серебряную вазу с чернением, изготовленную в Санкт-Петербурге в 1896-1908 гг.
На марке номиналом 75 руб. представлены поднос и подсвечник, изготовленные в Москве на фабрике Ореста Курлюкова в 1896—1908 гг.
Предприятие по производству серебряных изделий купца 2-й гильдии Ореста Федоровича Курлюкова было одним из самых знаменитых. Фирма Курлюкова сотрудничала с мастерской Ф. Рюкета и фирмой Фаберже. В 1895 г. высокохудожественные изделия предприятия Курлюкова были награждены медалью Министерства Финансов «За усердие и искусство».
На последней марке серии — номиналом 100 руб. - изображен маленький кофейный набор из серебряных сливочника, кофейника и сахарницы. Изготовлен он был на одной из фабрик Петербурга в 1852 г.
Серию «Серебро в музеях Московского Кремля» дополняет почтовый блок с маркой номиналом 250 руб.
На марке изображены: конфетница в стиле модерн из Петербурга 1896-1908 гг. и сухарница, выпущенная в Москве фирмой П. Сазикова в 1844 г.
Поле блока украшает братина знаменитой фирмы Фаберже 1896-1908 гг.
Ювелирным изделиям фирмы Фаберже был посвящен целый почтовый выпуск. Вышел он 15 августа 1995 г. и рассказывал о тех драгоценных образчиках мастерства ювелиров Фаберже, которые находятся в коллекции музеев Московского Кремля.
Работал над выпуском успешный художник издательства «Марка» - Леонид Зайцев.
Основатель знаменитой, любимой всеми в России и Европе, фирмы — Густав Фаберже был родом из Эстонии (совр. Пярну), прошел обучение в Петербурге и остался здесь работать. Густав Фаберже основал небольшую ювелирную мастерскую в 1842 г., но своей необычайной популярности и успеха фирма добилась с приходом к руководству старшего сына Фаберже — Карла, получившего специальное художественное образование в Европе.
Работы многочисленных мастерских Фаберже всегда узнаваемы, они неизменно сочетают в себе национальное своеобразие русского золотого и серебряного дела, любовь к многокрасочности, некоторой избыточной декоративности, и вместе с тем, выделяются необычностью, оригинальностью, современностью технологий.
Открывается серия маркой в 150 руб. с изображением пасхального яйца с моделью императорской яхты «Штандарт» внутри. Изготовлено она было в 1909 г. в Петербурге главным мастером фирмы Генрихом Вигстремом, которому была близка стилистика Первой Империи и стиль Людовика XVI. Модель яхты была выполнена в мастерской Августа-Вильгельма Хольмстрема.
Пасхальное яйцо было подарком Николая II его супруге императрице Александре Федоровне. Яхта «Штандарт» была любимой яхтой царской семьи, на протяжении многих лет на ней они совершали прогулки и длительные путешествия, побывав во всех европейских водах. В память о счастливых днях, проведенных на императорской яхте, был создан этот пасхальный подарок. Внешний вид и оснастка судна, вплоть до вертящегося руля, подвижных бортовых пушек, якоря, трапов и крошечных платиновых шлюпоквоспроизведеныс достоверностью, до мельчайших деталей. Подставка для яйца выполнена в виде сплетенных дельфинов из ляпис-лазури.
Кроме этого минерала, использовано золото, бриллианты, жемчуг, хрусталь, серебро и стекло. Техника обработки материалов также разнообразна: резьба, эмаль, гильошировка, выпиловка, монтировка, литье, чеканка.
Марка номиналом 250 руб. изображает братину (ту же самую, что была помещена на почтовый блок предыдущей серии). Выполнена она неизвестным мастером в Москве в 1899—1908 гг.
На голубой фон с растительным орнаментом художник поместил изображение вещей птицы Гамаюн. Этот образ предсказательницы судьбы и хранительницы всех мировых тайн пришел из славянской мифологии. Гамаюн традиционно изображается как большая птица с женской головой и грудью.
Братина выполнена из чеканного серебра, украшена эмалью и филигранью.
Марку в 300 руб. украшает изображение наперсного священнического креста. Многоцветный крест был изготовлен петербургским ювелиром Августом Фредериком Хольмингом. Он был владельцем собственной мастерской на Казанской улице и с 1895 г. работал на фирму Фаберже.
На пятисотрублевую марку художник помещает ковш, выполненный в 1890-е гг. неизвестным московским мастером.
Ковш изготовлен с использованием серебра, дымчатого кварца и халцедона, украшает его картина В. М. Васнецова «Три Богатыря».
Еще одно пасхальное яйцо помещено на марку номиналом 750 руб. Это подарок императора Николая II своей матери — вдовствующей императрице Марие Федоровне.
Яйцо с моделью памятника Александру III было сделано в Санкт-Петербурге в 1910 г.
Сюрприз-памятник помещен в роскошный футляр, выточенный из горного хрусталя и украшенный тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающиеся книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору. Оправа яйца целиком выполнена из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых.
Завершает серию почтовый блок с маркой номиналом 1500 руб. На марке изображено самое крупное пасхальное яйцо Фаберже - «Московский Кремль», выполненное неизвестным мастером в Петербурге в 1904-1906 гг.
Яйцо имеет музыкальный механизм, который заводится золотым ключом и исполняет мелодии. Декор яйца, покрытого белой прозрачной эмалью и увенчанного полированным золотым куполом, навеян архитектурой Успенского собора. Внутри яйца смоделирован интерьер Успенского собора, который виден через окошко. Подставка из красного золота представляет собой дважды воспроизведенные Спасскую и Водовзводную башни Кремля, соединенные между собой стенами с причудливыми фантазийными решетками.
Кроме изображения пасхального яйца, поля блока украшает товарный знак фирмы Фабереже:
10 сентября 1996 г. вышла серия «Русская эмаль XVII-XX вв. в собрании Государственного Эрмитажа». Работал над её оформление Леонид Зайцев.
На марке номиналом в 1000 рублей изображен потир 1679 г. из мастерских Московского Кремля.
Золотой потир, украшенный эмалью и многочисленными драгоценными и полудрагоценными камнями входит (вместе с тарелью) в литургический набор, вложенный в Чудов монастырь Московского Кремля боярыней Анной Ильиничной Морозовой после смерти ее мужа.
На чаше потира помещены традиционные изображения святых деисусного чина (Христос Вседержитель с предстоящими) и Голгофского креста. В многоцветный растительный орнамент, наряду с характерным узором из трав, включены изображения связок экзотических плодов, цветов, а также накладные чеканные пластины, расписанные эмалевыми красками.
Следующая марка серии того же номинала представляет расписную сольвычегодскую эмаль. На марке изображены флакон-ароматник и большой флакон XVII в.
Город Сольвычегодск Архангельской губернии во второй половине XVII столетия был центром эмальерного искусства. Именно здесь, в мастерских Строгановых создавались золотые и серебряные изделия с красочной росписью по эмали, пользовавшиеся в то время большим успехом.
Еще одна марка номиналом в 1000 рублей изображает подвесную чернильницу и чернильный прибор. Сделаны они были в Москве в XVII–XVIII вв.
Следующие две марки — номиналом 1500 руб.
Одна из них изображает эмалевый кофейник, декорированный накладным серебром, изготовленный в 1750-1760-х гг. в Великом Устюге на фабрике купцов братьев Поповых.
Великий Устюг — центр северной черни. Развитию черневого промысла способствовало выгодное географическое положение города. Братья Афанасий и Степан Поповы открыли свою фабрику по производству черневых и эмалевых изделий в 1762 г. Просуществовала она до 1776 г.
На второй марке изображены флакон для духов и часы-подвеска «Божья коровка», выполненные в XIX-XX вв. в Петербурге, и в недавнее время похищенные из коллекции Государственного Эрмитажа.
Оба изделия до 1924 г. находились в собрании Юсуповых, а в 1941 г. поступили в Государственный музей этнографии народов СССР в Ленинграде.
Золотые часы в виде божьей коровки с красной и черной эмалью и двумя хризолитами имеют под крыльями циферблат, а под нижней крышкой — медальон с фотографией под стеклом.
Почтовый блок серии содержит марку номиналом 5000 руб.
Сама марка изображает оклад иконы «Казанская Божья матерь», выполненный в 1894 г. в Москве. Серебряный оклад украшен перегородчатой разноцветной эмалью с цветочным орнаментом и с таким же венчиком с короной. Миниатюра выполненная Леонидом Зайцевым для этого блока была признана самой красивой маркой Европы в 1996 г.
Поля блока украшает изображение нарядной лампады, сделанной в 1880-1890-х гг. в Москве.
15 февраля 2002 г. была выпущена юбилейная серия «150-летие открытия Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге», оформленная Адольфом Плетневым.
Кроме изображений живописных шедевров музея, в серии были представлены два драгоценных образца декоративно-прикладного искусства прошлых веков.
Марку номиналом 5 руб. украшает знаменитая Камея Гонзага III в. до н. э. из Александрии.
Прекрасная античная камея из трехслойного сардоникса представляет собой парной портрет супругов Птолемея Филадельфа и Арсинои II — эллинистических фараонов Египта, являвшихся одновременно братом и сестрой.
До 1630 г. камея находилась в собрании мантуйских герцогов Гонзага, отчего и получила свое название. В 1814 г. камея была подарена Александру I Жозефиной Богарнэ и таким образом оказалась в России в коллекции Эрмитажа.
Ещё одну марку достоинством в 5 руб. украшает роскошный шлем-бургиньот, исполненный миланским оружейником Филиппо Негроли в 1530-е гг.
Редкий по красоте и художественному исполнению парадный шлем выполнен в виде морды мифического животного для 5-го герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Он является составной частью доспеха, находящегося во Флоренции и Лондоне. Тонкая проработка элементов, чеканка мельчайших деталей, общая сбалансированность и архитектоника пропорций указывают на выдающийся талант миланского мастера.
Кроме того, работы Филиппо особо примечательны тем, что сработаны они из стали, а не из более удобного при работе железа.
25 мая 2004 г. была выпущена серия марок, посвященная окончательно реконструированной в 2003 г. «Янтарной комнате» в Царском Селе.
Первоначальный «Янтарный кабинет» был создан немецким скульптором Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Его сын — король Фридрих Вильгельм II — преподнес кабинет в подарок Петру I во время его пребывания в Берлине в 1716 году. Императрица Елизавета Петровна заинтересовалась «кабинетом», состоящим из нескольких янтарных панелей. Царица захотела оформить в янтаре целую комнату, и существующих панелей оказалось недостаточно. Она поручила эту работу итальянскому мастеру Александру Мартелли и обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. Растрелли ввел в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из яшмы и агата. К 1770 г. «кабинет» преображается в знаменитую Янтарную комнату, существенно увеличившись в размерах и роскоши.
Во время гитлеровской оккупации в 1941 г. Янтарная комната была вывезена в Кенигсберг, а затем пропала бесследно. В 1981 г. начались работы по восстановлению утерянного интерьера, и только в 2003 г. точная копия Янтарной комнаты открылась для посетителей.
Серия состоит из трех марок номиналом по 5 руб. и почтового блока с маркой в 25 руб.
Оформлял выпуск художник С. Лемешко по фотографиям А. Минина.
Первая марка серии изображает фрагмент рамы с Российской Императорской короной и скульптурными композициями по бокам и внизу, символизирующими победы России на суше и море.
На второй марке серии изображена овальная камея на библейский сюжет «Моисей у фараона, который спасается от осаждающих его змей».
Этот сюжет восходит к истории освобождения евреев из египетского рабства. Согласно Библии, Моисей со своим старшим братом Аароном пришли к фараону, Аарон бросил свой жезл на землю и тот превратился в змея, и затем поглотил всех змеев, в которых обернулись жезлы египетских волхвов. Несмотря на это чудо, фараон не внял воли Господа и стал требовать от евреев ещё большей работы.
Вторую марку серии украшает резная женская головка между гирляндами, венчающими средний ярус комнаты.
На полях почтового блока изображен общий вид восстановленной Янтарной комнаты. А на марку помещена флорентийская мозаика «Осязание и обоняние».
Четыре флорентийские мозаики, аллегорически изображавшие пять человеческих чувств: "Вкус", "Зрение", "Слух", "Осязание и обоняние" — были одним из ключевых элементов художественного убранства комнаты. Они располагались в центре широких настенных янтарных панно в рамах. В первоначальной отделке присланного из Пруссии кабинета Фридриха I янтарные рамы предназначались для оформления зеркал. Однако, в то время, когда комната находилась в Зимнем дворце, зеркала были заменены живописными полотнами Иоганна Фридриха Гроота. После переезда в Царскосельский дворец, место картин занимают флорентийские мозаики. Они были исполнены в 1752 г. во Флоренции в "Мастерской твердых камней" под руководством выдающегося камнереза и гравера Луи Сириеса. Живописные модели для мозаик создал в 1751 г. художник Джузеппе Дзокки (Цокки).
26 октября 2004 г. вышла серия марок «Русское художественное серебро конца XIX-начала XX вв. Изделия из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства».
Оформлял серию художник Александр Озолин, в 2002 г. выигравший конкурс на лучший дизайн марки в Берлине в рамках Первого германо-российского молодежного форума. Фотограф серии - Владимир Дородных.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства — единственный в России музей, объединивший в своем собрании произведения декоративно-прикладного искусства России — от народного искусства до произведений выдающихся художников прошлого и авторских работ последних десятилетий.
Серия состоит из четырех марок номиналом 4.70 рублей.
На первой марке изображена серебряная ваза с эмалью по скани и позолотой. Выполнена она была в Санкт-Петербурге в 1882—1899 гг.
На второй марке серии — молочник начала XX в.
На следующей марке изображена серебряная ваза с позолотой, эмалью и полудрагоценными камнями 1900-1908 гг. с изображением русских витязей. Она была выполнена в московском отделении фирмы Павла Акимовича Овчинникова. Овчинников являлся Поставщиком Высочайшего Двора, также он был Поставщиком Его Величества короля Италии и кавалером Ордена Почетного Легиона (высшей награды Франции). Фирма стала центральной среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников, имела многочисленные золотые и серебряные медали, награды за прогрессивное усовершенствование всех сторон золотого и серебряного дела, за постоянное внесение новых элементов украшения, за превосходное устройство и ведение школы.
На последней марке серии изображен ковшик, выполненный в 1910-х гг.
Кроме относительно недавно созданных произведений декоративного искусства, художники обращали внимание и на древнейшие сокровища, найденные на археологических раскопках.
Первая такая серия появилась 25 февраля 2005 г. и называлась «Сокровища сарматов. Коллекция Филипповских курганов».
Над оформлением серии работали ведущий художник-дизайнер редакционно-издательского отдела ИТЦ «Марка» Александр Московец, награжденный памятной медалью «Патриот России» за личный вклад в работу по патриотическому воспитанию и проявлению патриотизма в трудовой деятельности, и Александр Жаров.
Филипповский курганный могильник V-IV вв. до н. э. расположен на территории Илекского района Оренбургской области. Археологам он известен довольно давно. С начала XX в., неоднократно там проводились раскопки. В 1950-1960-х гг., на раскопках Филлиповских курганов побывал известный ученый-сарматолог К. Ф. Смирнов, им впервые была высказана мысль о принадлежности памятника савромато-сарматской культуре. Именно в этой культуре, в савроматское и раннесарматское время появляются огромные курганы со сложными надмогильными сооружениями и богатством сопровождающего инвентаря, что отражало процесс выделения и формирования родоплеменной и военной аристократии в кочевом обществе.
Первая марка серии номиналом 5 рублей изображает серебряный ритон с головой быка. Он происходит из Ирана Ахеменидского периода.
Вторая марка такого же номинала изображает деревянную чашу с золотыми ручками в виде фигурки ревущего медведя. Из нее разливали магическое питье участникам тризны — похоронного обряда.
Следующие две марки имеют номинал 7 рублей.
На одной из них изображена золотая сферическая подставка. По кругу подставки располагаются низкорельефные фигуры верблюдов, промежутки между ними заполнены фигурами хищной птицы и хищника, напоминающего волка.
Последняя марка серии изображает одну из самых загадочных находок Филлиповских курганов — это деревянный олень на железном каркасе, обложенном золотыми листами. Всего было обнаружено 26 таких фигур, все они выполнены в характерном скифском зверином стиле, имеют загадочную конструкцию и назначение. Не вызывает сомнения, что эти фигуры несли в себе магический смысл, но какой конкретно — не ясно.
6 марта 2006 г. вышла в свет юбилейная серия марок «200 лет Музеям Московского Кремля».
Датой основания музея принято считать 10 марта 1806 г. В этот день император Александр подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей", который завершил начатый еще Петром I процесс преобразования царских хранилищ и мастерских в музей. Оружейная палата стала первым в Москве общедоступным музеем, деятельность которого вписала значимую страницу в историю музейного дела всей России.
В результате изменений, произошедших в истории страны в начале XX столетия, на территории Московского Кремля к 1920-м гг. сложился уникальный музейный комплекс. В его состав, кроме Оружейной палаты, вошли Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Положения ризы Богородицы, ансамбль колокольни Ивана Великого и Патриарший дворец XVII столетия.
Серия состоит из четырех марок номиналом по 5 рублей и почтового блока с маркой в 15 рублей. Оформлял выпуск Александр Московец.
На первой марке изображен костяной трон Ивана Грозного.
Трон был выполнен в Италии в XVI в. в мастерской братьев Эмбриахи. Трон облицован резными пластинами слоновой кости. Кроме слоновой, в нем присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.
Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Это дало возможность историкам предположить, что трон собирали по частям из разновременных элементов.
Вторую марку украшает держава царя Михаила Федоровича.
Держава, именовавшаяся по-русски «яблоком», вошла в церемонию при помазании на царство Бориса Годунова. На протяжении XVI-XIX вв. в России было создано много роскошных держав, среди которых особо выделяется держава «Большого наряда» Михаила Федоровича Романова. Яблоко разделено на два полушария, верхняя его половина состоит из четырех частей с изображениями сцен из жизни царя Давида. По легенде эта держава принадлежала византийскому императору Константину Мономаху и была привезена в Москву в 1116 г. вместе со знаменитой Шапкой. Однако, искусствоведы считают, что этот символ царской власти является произведением позднего Возрождения (вторая половина XVI в.).
Ещё одна царская регалия Михаила Федоровича изображена на третьей марке серии — это Шапка Иерихонская — парадный булатный шлем царя.
Иерихонскими шапками назывались конусообразные шлемы с железным основанием, почти полностью закрывавшие голову воина. Шапка была выполнена в 1621 г. знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым. Стальная поверхность шлема украшена золотым узором, декорирована алмазами, жемчугом и эмалью. Иерихонская шапка – пример следования мировой художественной традиции, когда парадные доспехи становились своего рода регалиями государственной власти.
Государственный меч и щит также использовались во время царских церемоний.
Меч был выбран из числа уже находящихся в мастерской Оружейной палаты — из дамасской стали, изготовленный во второй половине XVII в. (предположительно) польским мастером, рукоять и ножны выполнены в Москве. Государственный меч стал неотъемлемым атрибутом всех коронаций российских императоров и императриц, символизируя право и долг монарха защищать своих подданных и вершить правосудие.
Государственный щит был изготовлен в конце XVII в. Он обтянут красным бархатом и украшен пластинами из золота и серебра со вставками из изумрудов, рубинов, жемчуга и бирюзы, запонами из горного хрусталя и нефрита. Использовался Государственный щит только на церемониях погребения императоров России.
Почтовый блок юбилейной серии украшают изображения соборов Московского Кремля, а также Царь-пушки и Царь-колокола. Непосредственно на самой марке изображена знаменитая шапка Мономаха.
Это главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок и, вместе с тем, самый древний памятник в собрании регалий Оружейной палаты.
Шапка датируется рубежом ХIII-XIV вв., выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими самоцветами. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена. Форма шапки, а также мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о ее восточном происхождении. Среди предполагаемых мест изготовления наиболее вероятны Византия и Средняя Азия.
Отметим, что шапка Мономаха и Иерихонская шапка уже изображались на почтовых марках: в декабре 1964 г. была выпущена серия из пяти марок «Государственная Оружейная палата».
Ещё одна серия марок, посвященная археологическим богатствам России, вышла в свет 25 марта 2008 г.
Три марки номиналами по 12 рублей вышли на одном почтовом блоке.
На марках изображены экспонаты из собрания Минусинского краеведческого музея им. М. Н. Мартьянова.
Бронзовая пластина с изображением фантастического зверя, датируемая II в. до н. э. - I в н. э.
Бронзовая застежка с изображением двух быков того же периода.
И оленная бляха в классическом скифо-сибирском зверином стиле с изображением оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами IV - III вв до н. э.