Всемирные выставки в филателии СССР
Первый коммеморативный выпуск, посвященный участию СССР во Всемирных выставках был выпущен в начале 1938 г. в честь Парижской выставки 1937 г.
Девиз Выставки, в которой приняли участие 44 страны: «Искусство и техника в современной жизни».
Традиционно, российский павильон привлекал всеобщее внимание.
Поразительный размах демонстрировала «Карта индустриализации СССР», полностью выложенная из драгоценных камней и выполненная в технике флорентийской мозаики. Советский павильон собрал 270 наград, из них 95 Гран-При.
Символом Всемирной выставки 1889 года стала Эйфелева башня.
Символ Парижской выставки 1937 г. - Советский павильон и скульптурная группа «Рабочий и колхозница». Именно их изображения были воспроизведены на почтовых марках, посвященных участию СССР.
Павильон проектировал крупнейший архитектор, один из художников «сталинского ампира» Борис Михайлович Иофан (1891—1976).
По задумке архитектора, постройка стала материальным наглядным символом нарастающего движения и энергии. Венчала павильон скульптурная группа огромных размеров (24 м.) «Рабочий и колхозница», выполненная из нержавеющей стали по проекту выдающегося советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной (1889—1953).
Марка номиналом 20 коп. была выполнена художниками Сергеем Поманским и Иосифом Абрамовичем Ганфом (Янгом), который был известен как сатирический график, работавший для журнала «Крокодил». Марка карминного цвета изображает павильон со стороны входа, делая акцент не только на скульптуре, но и на рельефе портала, изображающем герб СССР и 11 союзных республик.
Над марками номиналом в 5 коп. и 50 коп. работал опытнейший художник-график Гознака Василий Васильевич Завьялов (1906—1972). У них одинаковый рисунок, выполненный в красном и синем цветах — монумент «Рабочий и колхозница». Позади скульптуры художник помещает условное изображение гигантского оперенного крыла, что, очевидно, призвано подчеркнуть авиапочтовое назначение марок.
Следует добавить, что В. Ляпин в своем каталоге высказывает предположение, что эти две марки могут являться стандартным выпуском, и не составлять единой серии с маркой Ганфа и Поманского.
Участие во Всемирной Нью-Йоркской выставке (04.1939 - 10.1940 гг.).
И снова в качестве темы для изображений был избран экстерьер Советского павильона.
Девиз выставки «Рассвет нового дня» (или «Мир завтрашнего дня») был буквально претворен в ночной иллюминации павильона, загоравшегося алыми огнями.
Над проектом вновь работал Борис Иофан в соавторстве с главным архитектором Москвы Каро Семеновичем Алабяном (1897—1959). Монументальное здание было выполнено в форме полукруга с открытым пространством амфитеатра античного типа в центре. Перед павильоном был воздвигнут обелиск со статуей рабочего с рубиновой звездой в поднятой руке. Автор скульптуры — советский архитектор Виктор Семенович Андреев (1905—1988).
Скульптура рабочего воспроизводится художником Гознака Н. Терморуковым на цветной марке достоинством 30 копеек.
Марка в 50 копеек с общим видом павильона оформлена Сергеем Поманским.
Первая послевоенная Всемирная выставка прошла в Брюсселе в 1958 г. под девизом «Человек и Прогресс».
Советский павильон (спроектирован группой архитекторов во главе с Анатолием Трофимовичем Полянским) снова поразил своим размахом — его площадь составила 25 тыс. кв. м. Он был выполнен в стилистике классической архитектуры, но использование современных материалов делало его современным и лёгким. Павильон был назван «Парфеноном из стали и стекла» и получил Гран-При Выставки. Брюссельская выставка стала триумфом СССР — его экспонатам было присуждено свыше 500 наград.
Общий вид Советского павильона решено было поместить на марки, выпущенные в честь Выставки в апреле 1958 г.
Художник серии Ю. Абрамов изобразил павильон в одном ракурсе на марках достоинством в 10 копеек и 40 копеек, сделав различным в цвете только поле для памятного текста.
Всемирная выставка «Экспо-70» проходила в Осаке, Япония.
Её девиз - «Прогресс и гармония на службе человечества». На выставке были представлены прототипы мобильных телефонов, монорельсовая железная дорога на магнитной подушке, первый фильм в формате IMAX.
10 марта 1970 г. Советский Союз выпустил серию почтовых марок, посвященную участию в японской Выставке.
Художник Н. Шевцов изобразил советский павильон только на одной марке серии — номиналом 6 копеек. На глухом черном фоне Шевцов максимально обобщенно и схематично изобразил постройку двумя цветными плоскостями — красной и белой.
Такое решение было подсказано реальной архитектурой павильона. На выставке он был самым высоким (109 м.) и массивным. Работая над проектом, архитекторы Михаил Васильевич Посохин и Владимир Александрович Свирский (1917—1968) задумывали его как символ пламени. Вогнутая поверхность фасада была обшита металлическими листами красного цвета.
Марка номиналом 4 копейки посвящена народному искусству, которое традиционно представлялось Советским Союзом на Всемирных выставках. Художник помещает на бирюзовый фон марки скульптуру народного умельца в окружении декоративных фигурок и ваз.
Десятикопеечная марка изображает ребенка, держащего над головой сияющий корабль под алыми парусами, на фоне контурных изображений ракеты, робота, радара и другой техники.
В этой коммеморативной серии художник впервые отказывается от традиционного акцента на имперской мощи, внушительности и монументальности. Возможно, это было связано с некоторым ослаблением политического противостояния СССР и США. Серия Шевцова в большей степени рассказывает непосредственно об экспонатах выставки, передает общий дух совместного творчества, который сопутствовал Выставке в Осаке.
В 1974 г. Всемирная выставка прошла в американском городке Спокейн под девизом «Экологический прогресс». Посвящена она была защите окружающей среды от загрязнений.
Оформлением праздничных почтовых марок СССР занимался художник Николай Литвинов, впервые обратившийся к малым формам (позднее он станет крупнейшим художником марок, будет заниматься оформлением выпусков, посвященных спортивным олимпиадам).
Серия включает в себя пять марок достоинством 4, 6, 10, 16 и 20 коп.
Каждая марка изображает символ живой или неживой природы (ласточка, рыба, кристалл, роза, олененок), заключенный или имеющий форму земного шара. Рисунки сопровождаются словами «Всё для человека, ради его будущего!».
Впервые марки, выпущенные в честь участия Советского Союза во Всемирных выставках, полностью посвящены главной теме Выставки, отражают общемировое значение объединения и сотрудничества людей для блага всего человеческого сообщества.
Уже в следующем году СССР участвует во Всемирной выставке, которая снова проходит в Японии на острове Окинава.
И снова тему выставки подсказала озабоченность мирового сообщества состоянием окружающей среды - «Море, каким мы хотим его видеть».
В честь Выставки Советский Союз 18 июля 1975 г. выпустил серию из шести марок и почтового блока.
Николай Литвинов продолжил работу над коммеморативными сериями. Все марки, по-прежнему. отражали тему Выставки, но художник изобразил не абстрактных водных обитателей, а сделал акцент на фауне советских морей.
Марку в 3 копейки украшало изображение осетра из Каспийского моря, марку в 4 копейки — черноморская ракушка, 6 копеек — балтийский угорь, 10 копеек — морянка, обитающая на Северном море, 16 копеек — камчатский краб, 20 копеек — рыба хризиптера из бассейна Тихого океана.
Дополнил серию почтовый блок с двумя марками по 30 копеек с изображением дельфинов. Блок выпускался как на флуоресцентной (редко), так и на несветящейся бумаге.
Следующая Всемирная выставка, в которой принял участие Советский Союз вновь прошла в Японии, в «научном городе» Цукуба. Выставка представляла всевозможные технические новшества и достижения со всего света, оправдывая свой девиз «Развитие науки и технологий для улучшения быта человека».
Серия коммеморативных марок и почтовый блок были выполнены художником-миниатюристом, художником ФГУП Издатцентр «Марка» Юрием Николаевичем Арцименевым.
Рисунки четырех марок достоинством 5, 10, 20 и 45 копеек символизируют технический и технологический прогресс, достигнутый человечеством. На марках серии изображены космонавты в открытом космосе, спутники связи, турбина и опора линии электропередач, высотное здание.
Серию дополнял почтовый блок с маркой номиналом 50 копеек, на котором была изображена советская эмблема выставки.
«Экспо-86» проходила в канадском Ванкувере была посвящена транспорту.
Художник Юрий Константинович Левиновский изобразил на памятной марке в 20 копеек стыковку космических кораблей Америки и СССР «Союз-Аполлон» и эмблему советского павильона.
В 1988 г. Советский Союз в последний раз участвовал во Всемирной выставке, которая проходила в Австралии, в Брисбене.
Девиз Выставки - «Досуг в век техники».
Оформлением марки снова занялся Юрий Левиновский. На многоцветной марке он изобразил эмблему выставки на фоне умиротворенного пейзажа и схематичного изображения семьи.