Тема балета на марках Российской Федерации
Балетная тематика стала визитной карточкой русского искусства. Балет неразрывно связан с музыкой. С точки зрения филателиста это означает пересечение балетной и музыкальной темы. При создании новой миниатюры, для передачи всего великолепия танца, художники использовали различные приемы и ориентировались на документальные фотографии. Чаще других, на марках изображены балеты П. И. Чайковского.
Хозяином представления в балетном мире был хореограф или балетмейстер. На нем - постановка танца и выбор музыкального сопровождения. Все изменилось после знаменательной встречи великого балетмейстера Мариуса Петипа (1819—1910) с не менее великим композитором Петром Чайковским. Петр Ильич Чайковский не был штатным композитором, писавшим музыку по запросу балетмейстера. Однако, когда М. Петипа требовалась музыка для танцев, П. Чайковский всегда знал и чувствовал, что необходимо написать. Разумеется, перед тем как взяться за работу, П.И.Чайковский тщательно изучил музыку композиторов, с которыми М. Петипа работал прежде. Каждое произведение, выходившее из-под пера композитора, поражало балетмейстера.
Чайковский стал первым композитором, сочинявшим музыку, в первую очередь, для слуха.
Первый почтовый выпуск Российской Федерации на тематику балета посвящен 100-летию постановки «Щелкунчик». На марках изображены сцены из балета и куклы («щелкуны»). В своей работе над миниатюрами художник Ю. Арцименев использовал фотографии солистов балета во время исполнения па-де-де Маши (Н. Павлова) и Принца (В. Гордеев). Также, внизу марки изображен силуэт Дроссельмайера. Последняя марка называется «Танец игрушек». На ней показаны куклы нескольких национальностей в исполнении артистов Большого театра. Художник не забыл изобразить на этой марке яркие декорации постановки Ю. Григоровича (1966 г.). Оставшиеся марки серии посвящены символу балета - щелкуну. На изображениях показан русский и немецкий вариант куклы.
Балет П.И. Чайковского на либретто М. Петипа по мотивам известной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В основу либретто легла сказка, отредактированная в 1844 г. А. Дюма-отцом. В балете были задействованы актеры Императорского театрального училища. Они исполняли роли Клары и Фрица.
П. И. Чайковский блестяще применил музыкальные образы. В этом балете, впервые для Чайковского, появляется тема поиска смысла жизни, размышлений на тему вечного.
В этом балете встречается разночтение имени героини. В оригинале девочку зовут Мари, а Кларой - её куклу. В начале Первой мировой войны для поднятия патриотического духа, сюжет балета попытались русифицировать, и «Мари» стала «Машей». При этом имя отрицательного героя - Фрица, оставили без изменений. Времена войны остались в прошлом, а такая версия балета существует и по сей день.
В 1993 г. выпустили знаменательную серию марок в честь 175-летия со дня рождения Мариуса Петипа. Этот удивительный человек в 1847 г. приехал в Петербург с целью покорить мир танца. Ему это удалось. Более того, в течение 30 лет М. Петипа стоял во главе петербургского балета. Благодаря ему, миру известен русский классический танец.
М. Петипа внес огромный вклад в становление балета за годы работы в Петербургском Большом театре. Он создал огромное количество прекрасных балетов и танцевальных постановок. Среди них такие известные балеты как: «Баядерка», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда».
Художником, как и в прошлой серии, был Юрий Арцименев. На марках изображены: портрет балетмейстера на фоне прекрасного балета Э. Дельдеве «Пахита», дуэт принца Дезире и Авроры из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, сцена из третьего действия балета «Лебединое озеро», сцена из балета А. К. Глазунова «Раймонда» на фоне эскиза декорации к балету художника М. В. Добужинского. За основу рисунков взяты фотографии из энциклопедии «Балет».
Серия 1995 г. посвящена еще одному волшебнику мира танца - балетмейстеру и педагогу Михаилу Михайловичу Фокину (1880-1942) и его работам. За свою балетную карьеру М. М. Фокин дважды был руководителем балетной труппы Русских сезонов в Париже, имел опыт работы в Швеции, США, Франции. Через его постановки можно наблюдать открытия мира театра, живописи, музыки того времени. Он показал миру, что даже симфоническая музыка, не предназначенная для балета, может звучать в постановках. Его балеты наполнены силой и передают мироощущения человека. В списке его лучших творений: «Шопениана» с музыкой Ф. Шопена, «Петрушка» И. Стравинского (1911), «Синяя Борода» П. Шенка и еще много других интересных постановок.
Первая миниатюра изображает самого реформатора балета XX в. Рисунок сделан по фотографии 1921 г. на фоне двух балетов: «Карнавал» и «Призрак Розы». Для изображения сцены из первого балета использован снимок 1910 г. Тамары Карсавиной и Альфреда Больма в главной партии. Сцена из «Призрака Розы» («Видение Розы») - балет с музыкой К. М. Вебера, в роли Девушки - Тамара Карсавина, в роли Призрака Розы - Вацлав Нижинский. Художник - Жан Кокто.
Вторая марка серии изображает балет «Шехеразада». Эта сказка с симфонической картиной Н. Римского-Корсакова - одна из жемчужин русского балета. На марке нарисованы артисты балета Михаил и Вера Фокины.
Следующая марка серии изображает знаменитый балет И. Стравинского «Жар-птица». Яркие декорации и костюмы художников А. Головина и Леона Бакста заняли здесь полноправное место. Справа на марке изображена Царевна Ненаглядной Красы (В. Фокина), слева — Кащей Бессмертный (А. Булгаков) и ,конечно же - Иван-Царевич (М. Фокин). Жар-птицу танцует Т. Карсавина.
На последней марке серии можно с легкостью угадать сцену из балета «Петрушка». Премьера антрепризного балета С. Дягилева состоялась в Русском сезоне 1911 г. в знаменитом театре Шале. В центре марки изображены Петрушка (М. Фокин), Арап (А.Орлов) и Кукла (Т. Карсавина). Задний фон изображает декорации и костюмы А. Бенуа, которые стали украшением балета. Серия состоит из трех марок и купона.
В августе 1996 г. вышла серия марок, посвященная 125-летию со дня рождения Александра Горского (1871-1924).
Серия освящает некоторые труды балетмейстера-реформатора. Он стремился переработать и избавить от условностей академический балет, но при этом не забывал о приверженности московского театра драматизированному и характерному танцу. Для А.Горского главными в балете была логика в сюжете, историческая достоверность происходящего и точность национального колорита.
На первой марке изображен сам А.А. Горский. Фон этой марки показывает фрагменты из балетов. Можно узнать «Дочь Гудулы» и «Саламбо». На остальных марках изображены балеты в переработке А.А. Горского: «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса (1900 г.), «Жизель» А. Адана (1907 г.), «Баядерка» Л.Ф. Минкуса (1917 г.).
В 2000 г. вышел малый лист с 12 марками, с тематикой - культура России. Выпуск посвящен проекту «Россия. XX век». Художник марок, как и прежде - Ю. Арцименев. На марках изображены значимые фигуры мира балета: С. Дягилев, И.Ф. Стравинский, В.Ф. Нижинский в образе Петрушки и раба из балета «Шехеразада», А.П. Павлова - на первой марке, номиналом 30 коп.; Г.С. Уланова на фоне сцены из балеты С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» с народным артистом СССР К. М. Сергеевым в роли Ромео - на марке номиналом 3 руб.
Также, балету посвящена одна из марок третьего стандартного выпуска России 2001 г. На ней изображена балерина в танце.