Почтовая реформа в Англии и «Черный Пенни»
Частные почтовые службы и почтовая служба Королевского Двора уже работали, когда в 1635 году король Карл I открыл Королевский почтамт для широкой публики. Главный центр сортировки находился в Лондоне, там происходила обработка всей корреспонденции: в зависимости от веса и объема отправления, а также пункта его назначения, рассчитывалась сумма почтовых расходов, которая затем взималась с адресата.
В 1657 году в соответствии с «Первым законом о почте» было учреждено Центральное Почтовое отделение и должность Главного почтмейстера. Через двадцать лет, в 1677 году, Центральный Почтамт перешел в ведомство Министерства финансов. В это же время в Лондоне существовало достаточно большое количество частных почтовых служб, которые составляли серьезную конкуренцию государственной почте. Так, в 1680 году большой популярность пользовалась служба «Однопенсовая почта» («Penny Post») с единой предоплатной ставкой за почтовое отправление (один пенни), по инициативе администрации она была закрыта и затем уже существовала в рамках государственной почты.
В течение XVIII века отделения «Penny Post» были открыты во всех крупных городах Английского Королевства. Междугородняя корреспонденция отправлялась на главный почтамт с помощью «Однопенсовой почты», и уже оттуда письма и другие бумаги направлялись получателям. В XIX веке почтовые тарифы увеличились и была создана служба «Двухпенсовой почты» («Twopenny Post»). Так постепенно почта со своими дорожающими тарифами, сборами и сложными процедурами оформления превратилась в инструмент налогообложения населения. Становилось очевидным, что в своем нынешнем виде почтовая система слишком дорога, неэффективна и нуждается в реформе. Но для осуществления больших перемен было необходимо участие сильной личности.
Сэр Роуланд Хилл (1795 — 1879) был сыном школьного учителя, отец привил ему самодисциплину и любовь к учебе. Р. Хилл увлекался астрономией, математикой и технологиями печати. В 1835 году он заинтересовался почтовой системой и, после основательного изучения этого вопроса, в 1837 году опубликовал брошюру «Почтовая реформа: ее значение и целесообразность», которая впоследствии переиздавалась несколько раз вплоть до 1938 года. В своем труде Р. Хилл подсчитал, что средняя стоимость письма составляет 1/36 часть пенни. По его мнению, этого достаточно для оплаты отправления весом в одну унцию (28 грамм) из Лондона в Эдинбург. Р. Хилл предложил единый почтовый тариф: любое письмо или документ, независимо от числа страниц, весом не более унции, может быть отправлено в любую часть Королевства за один пенни. Реформатор твердо верил, что снижение общей ставки приведет к увеличению объемов посылаемой корреспонденции и таким образом, никак не отразится на доходах почты.
Кроме этого, в сочинении содержались и другие важные предложения: непосредственная организация предоплатной системы, открытие отделений для получателей, увеличение оборотов почты, улучшение распределительной системы с возможность получать письма в сельской местности прямо в почтовый ящик. Также Р. Хилл предложил использовать марки с клеевым слоем, что и принесло его имени наибольшую известность.
В ноябре 1837 года был организован новый комитет по вопросам почтового сообщения. В докладе комиссии упоминаются некоторые идеи Р. Хилла, а также возможность отмены бесплатного франкирования для королевского Двора и членов Парламента. Реформу поддерживали все ведомства и слои населения, еженедельно «Почтовый циркуляр» выступал за «дешевую, быструю и надежную доставку».
К 1839 году в Парламент было подано более 2000 обращений с 250000 подписей, и в августе этого же года был принят законопроект, утверждающий единый почтовый тариф и отменяющий бесплатное франкироввание для Двора и Парламента.
Р. Хилл был назначен ответственным за проведение реформы и внедрение новых процедур, которые осуществлялись с декабря 1839 по январь 1840 гг.
Незадолго до этого, Министерство финансов объявило конкурс на лучший проект будущих почтовых марок. На конкурс было представлено свыше 2600 оригинальных проектов, но все они были отвергнуты Р. Хиллом. Он хотел создать марку, полностью защищенную от подделок, поэтому проект должен был отвечать нескольким требованиям: использование высококачественной бумаги с защитой, трудно повторимый дизайн и высокое качество производства на всех этапах. Наконец была выбрана бумага с водяными знаками и рельефный печатный рисунок головы Королевы. Выбор в качестве рисунка профиля королевы Виктории был обусловлен все теми же соображениями безопасности — профиль королевы знаком всем, соответственно малейшие несовпадения или погрешности подделок будут немедленно замечены. Р. Хиллс считал, что марка должна быть произведением искусства, поэтому поддержал идею, чтобы портрет королевы повторял ее же профиль на медали, выполненной главным гравером Королевского монетного двора Уильямом Вайоном.
Спустя несколько месяцев, 1 мая 1840 года первый однопенсовый «Черный Пенни» поступил в продажу, а 6 мая появились голубые двухпенсовые марки.
Новые почтовые марки имели такой успех, что почтовые отделения не всегда могли справиться с растущим спросом на марки и увеличивающимся почтовым траффиком.
Первоначально черные марки гасились штемпелями с красной краской, но как оказалось, эта краска легко стирается, давая возможность пользоваться одной маркой несколько раз. Узнав об этом, Р. Хилл заменил красные чернила на черные, несмотря на некоторые неудобства, ведь и марка и чернила становились одного цвета. Чтобы решить эту проблему, проводились так называемые «радужные эксперименты», в результате которых в 1841 году появилась марка «Красный Пенни».
Вы можете приобрести «Черный Пенни» в интернет-магазине stamps.ru