Из истории отечественных олимпийских выпусков почтовых марок
Известно, что мировая олимпийская филателия родилась вместе с современным олимпийским движением. К сожалению, отечественным филателистам пришлось дожидаться выхода первых олимпийских марок более 60 лет. И это несмотря на то что среди представителей 34 государств, собравшихся в Сорбонне в 1894 году на учредительную сессию Международного олимпийского комитета, на которой было принято решение о проведении в 1896 году в Греции первых Олимпийских игр современности, был и представитель России.
Проследить историю олимпийских выпусков почтовых марок в нашей стране мы постараемся, опираясь на эксклюзивные филателистические материалы, хранящиеся в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты - эскизы, оригиналы рисунков, утвержденные и неутвержденные проекты почтовых марок.
На исторические события, связанные с зарождением современного олимпийского движения, отечественная почта откликнулась ровно через 100 лет, предприняв выпуски к 100-летию Международного олимпийского комитета (1994, автор А. Яцкевич), к 100-летию проведения первых Олимпийских игр современности (1996, автор Е. Голубятникова) и к 100-летию Российского олимпийского комитета (2011, автор А. Московец).
Российские спортсмены регулярно принимали участие во всех дореволюционных Олимпиадах, тем не менее, ни одной марки на эту тему в Российской империи выпущено не было. Это можно объяснить консерватизмом российского почтового ведомства, за 60 лет осуществившего всего один коммеморативный выпуск.
В 1908 году на IV Олимпиаде в Лондоне выдающийся русский спортсмен, 5-кратный чемпион России Николай Александрович Панин-Коломенкин завоевал первую для нашей страны золотую олимпийскую медаль в одиночном разряде соревнований по фигурному катанию на коньках. Это достижение было отмечено на почтовой миниатюре только 92 года спустя, в 2000 году, когда был предпринят крупномасштабный выпуск нескольких серий почтовых марок, подводящий итоги достижений нашей страны в XX веке в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в спорте. Из двенадцати марок спортивной серии, созданной художником С. Сухаревым, шесть посвящены Олимпийским играм и первая их них - Панину-Коломенкину.
Игры V Олимпиады в Стокгольме (1912) также были отмечены только на марке из серии 2000 года, посвященной соревнованиям борцов классического стиля, в которых принимали участие 11 русских атлетов. Выступавший в среднем весе спортсмен из Петербурга М. Клейн одержал 8 побед, больше, чем любой другой участник соревнований. В полуфинале Клейн боролся в течение 10 часов 15 минут, не считая пауз, и одержал победу. Это была рекордная по длительности схватка за всю историю борьбы. На следующий день из-за усталости Клейн не смог выйти на ковер, и победу присудили шведскому атлету.
После Октябрьской революции наша страна, находясь в политической изоляции, не получала приглашений участвовать в Олимпийских играх. Впервые такое приглашение было получено лишь в 1950 году. В апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, и игры XV Олимпиады в Хельсинки стали первыми, в которых приняла участие команда Советского Союза. Это событие также не было отмечено почтовыми выпусками, несмотря на то что наши спортсмены добились победы в общекомандном зачете, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей. Одна только многоборка Мария Гороховская получила 7 медалей, что является наивысшим показателем для женщин за всю историю Олимпийских игр. Олимпийским чемпионам Хельсинки посвящена всего одна отечественная марка в той же серии 2000 года.
VII зимние Олимпийские игры проводились в итальянских Альпах в Кортина д'Ампеццо в 1956 году. Впервые в зимней Олимпиаде принимали участие спортсмены из СССР (во всех видах, кроме бобслея и фигурного катания), одержав уверенную победу в неофициальном командном зачете. Этим играм не посвящено вообще ни одного почтового выпуска.
Лишь через полгода после завершения следующих, XVI игр в Мельбурне, увидела свет первая отечественная олимпийская серия марок. Она поступила в почтовое обращение 27 июля 1957 года и состояла из шести марок, созданных по рисункам старейшего мастера почтовой миниатюры В. В. Завьялова (между прочим, именно он был автором первых отечественных спортивных марок 1935 года). Так как ко времени начала работы над серией уже были известны результаты Олимпиады, все марки посвящались конкретным победам наших спортсменов. В работе над серией В. В. Завьялов использовал фотографии спортсменов, и хотя не стремился к портретному сходству, созданные им образы достаточно узнаваемы.
Выдающегося стайера Владимира Куца, установившего на мельбурнской Олимпиаде два новых олимпийских рекорда и признававшегося международной прессой лучшим спортсменом мира в 1956 и 1957 годах, можно узнать в фигуре бегуна на первой марке серии только по характерной манере бега. Издание таких неперсонифицированных марок является закономерностью для спортивных выпусков нашей страны. Исключение составляет уже неоднократно упоминавшаяся серия 2000 года, где заслуги выдающегося спортсмена отмечены по достоинству, и портрет В. Куца на фоне забега стайеров сопровождается соответствующим текстом.
На второй марке мельбурнской серии изображена копьеметательница, в которой можно узнать олимпийскую чемпионку Инессу Яуземе. Третья марка посвящена многоборцу Виктору Чукарину, заработавшему на двух прошедших олимпиадах 7 золотых медалей. На следующей марке в одном из боксеров знатоки спорта по характерной левосторонней стойке узнают олимпийского чемпиона во втором среднем весе Геннадия Шаткова. Футболиста в форме сборной СССР на миниатюре, посвященной победе нашей команды в футбольном олимпийском турнире, Завьялов рисовал с фотографии капитана команды Игоря Нетто. В атлете, изображенном на последней марке серии, можно узнать выдающегося советского штангиста в полутяжелом весе Аркадия Воробьева, победителя двух Олимпиад в троеборье с новыми мировыми и олимпийскими рекордами.
Первые «зимние» олимпийские марки поступили в продажу в день открытия VIII зимних Игр в Скво-Вэлли в Калифорнии - 18 февраля 1960 года. Серия из 5 крупноформатных марок, созданных по рисункам Р. Житкова, представляла почти все виды спорта, в соревнованиях по которым принимала участие советская сборная. Советские спортсмены опять завоевали первое место по количеству полученных наград (21 медаль). Особенно больших успехов добились наши конькобежцы Евгений Гришин и Лидия Скобликова.
К летней Олимпиаде 1960 года в Риме Министерство связи СССР также подготовилось заранее: большая серия из 10 крупноформатных красочных марок была выпущена почти за месяц до начала Олимпиады. Авторами серии стали В.В. Завьялов и его сын А.В. Завьялов. Выпущенные заранее марки как бы прогнозировали успехи наших спортсменов в определенных видах спорта. Так послуживший прообразом тяжелоатлета, изображенного на 20-копеечной марке, знаменосец нашей сборной Юрий Власов, стал обладателем олимпийского золота, установив два мировых и четыре олимпийских рекорда. Наиболее удачной в графическом исполнении считается миниатюра, посвященная фехтованию. Интересно, что во все марки этой серии вкралась одна ошибка: изображенная в правом нижнем углу гора Олимп не имеет никакого отношения к Олимпийским играм, получившим свое название от древнегреческого местечка Олимпия.
Марки этой серии находились в почтовом обращении менее года в связи с изменением масштаба цен и, соответственно, почтовых тарифов.
Серия, выпущенная почтой СССР к зимним Олимпийским играм 1964 года в Инсбруке, состояла из пяти зубцовых и пяти беззубцовых марок с повторяющимися сюжетами. Сюжетные марки были выполнены по рисункам П. Бенделя, а «титульная» марка с символами Олимпийских игр - Е. Галицкого.
Триумф, одержанный советскими спортсменами на белой Олимпиаде, вдохновил почту на выпуск нового тиража олимпийских марок с надпечатками, посвященными победам наших спортсменов в отдельных видах спорта. Дополнительный выпуск содержал также две новые марки. Одна из них с «забытым» в основной серии хоккейным сюжетом отмечала победу наших спортсменов в хоккейном турнире. Вторая - подводила общий итог выступлению нашей олимпийской команды и явилась своего рода новинкой в мировой олимпийской филателии. В дальнейшем такие итоговые «послеолимпийские» выпуски станут традицией отечественной почты.
XVIII Олимпийские игры в Токио также были отмечены серией марок из шести сюжетов в зубцовом и беззубцовом варианте. Авторами рисунков марок были художники П. Бендель и И. Шапенков. На одной из марок этой серии впервые для отечественной филателии появилось изображение прыжка в высоту. Рисунок этой марки был сделан с фотографии прыжка Валерия Брумеля, чемпиона Олимпийских игр, лучшего спортсмена мира 1961,1962 и 1963 годов, бывшего на протяжении десяти лет рекордсменом мира. На оригинале марки отчетливо видна неповторимая особенность его стиля - при переходе через планку он подгибал кисть левой руки. На марках этой серии впервые появилось изображение олимпийской эмблемы советской команды.
Наряду с марками токийская серия включала также два блока с изображением гимнастки, исполняющей вольные упражнения (олимпийской чемпионкой в этом виде стала Лариса Латынина). Это первые советские олимпийские блоки, они отличаются цветом и тиражом. Сначала был выпущен золотисто-зеленый блок с нумерацией. В процессе работы над рисунком блока эмблема токийской Олимпиады в левом верхнем углу была заменена олимпийской эмблемой советской команды, о чем свидетельствует указание тогдашнего министра связи СССР Н. Псурцева, сделанное на полях оригинала. Проследив путь от оригинала через проекты к выпущенному в обращение блоку, мы заметим, что первоначально он не планировался номерным, а затем номер был напечатан не под олимпийской эмблемой, как на проекте, а на полях блока. Также в процессе работы была несколько изменена цветовая гамма рисунка. Тираж этого блока составил всего 35 тысяч экземпляров. Это самый редкий олимпийский выпуск нашей страны.
Через два месяца был выпущен золотисто-оранжевый блок без нумерации. Его цвет также претерпел изменения в процессе утверждения проекта. Тираж 300 тысяч экземпляров указан на проекте, утвержденном Н. Псурцевым.
Токийский блок - это первая работа в спортивной филателии известного художника-марочника Евгения Дмитриевича Анискина. В дальнейшем он принимал участие в создании нескольких олимпийских выпусков. В интернет-магазине можно приобрести токийский олимпийский блок первого типа и второго типа с дефектом рисунка.
Именно Анискин подготовил серию из пяти миниатюр к X зимним Олимпийским играм, которые прошли в Гренобле в 1968 году. Художник привнес в отечественную олимпийскую филателию новый художественный взгляд и оригинальную манеру графического решения. Особенно удачной получилась марка с хоккейным сюжетом, рисунок которой передает динамику популярной игры. Золотой фон марки, напечатанной почти за полгода до начала Игр, как бы спрогнозировал олимпийское золото нашей хоккейной дружины.
XIX Олимпийские игры в Мехико также иллюстрировал на почтовых миниатюрах Евгений Анискин. Пять марок серии выполнены на золотистом фоне, подчеркивающем медальные намерения наших олимпийцев. Новым сюжетом для отечественной почты стала академическая гребля. И опять же марка оказалась пророческой, именно в двойке наши спортсмены завоевали олимпийские медали. Завершающий этот выпуск почтовый блок является одной из наиболее удачных почтовых миниатюр, созданных Анискиным. Легкая летящая композиция передает динамику и приподнятость одного из наиболее торжественных олимпийских ритуалов - факельной эстафеты. Мексиканский колорит художник подчеркнул, введя в композицию изображение древнего календаря ацтеков.
К XI зимней Олимпиаде в Саппоро была выпущена серия из пяти марок и блока, также выполненных по рисункам Е. Анискина. За этой серией последовал ставший уже традиционным послеолимпийский выпуск с надпечаткой на почтовом блоке итогов Олимпиады.
Олимпийские марки к летним XX Играм в Мюнхене готовили художники И. Козлов и К. Никохристо. Маловыразительная серия никак не соответствовала оглушительному успеху, достигнутому в Мюнхене нашими олимпийцами: 50 золотых, 27 серебряных и 22 бронзовых медали. Через два месяца почта отметила эти достижения выпуском из двух новых сюжетов по рисункам художника Ю. Левиновского и надпечатки текста на блоке из серии.
XII зимние игры, вновь проводимые в Инсбруке, были уже пятой Олимпиадой, в выпуске марок к которой принимал участие Евгений Анискин, и третьей зимней. И эта серия выгодно отличается от предыдущей. Особенно удалась художнику марка с изображением фигуристов, исполняющих тодес. Портретное сходство партнерши с двукратной на тот момент олимпийской чемпионкой Ириной Родниной очевидно. На этот раз также состоялся послеолимпийский выпуск с надпечаткой на блоке.
За месяц до открытия XXI Олимпийских игр 1976 года в Монреале Министерство связи СССР выпустило очередную пятимарочную олимпийскую серию с блоком. Марки были выполнены по рисункам П. Бенделя, иллюстрировавшего игры зимней и летней Олимпиады 1964 года, а блок рисовал Г. Комлев. Интересно исполнена марка, представляющая типичную для баскетбола ситуацию - борьбу за мяч на «втором этаже». И снова примерно через месяц последовал традиционный выпуск с надпечаткой на блоке победных результатов.
Первый почтовый выпуск, посвященный московской Олимпиаде 1980 года состоялся почти за шесть лет до ее начала, в декабре 1974 года, через месяц после объявления Москвы столицей XXII Олимпийских игр.
Официальная эмблема московской Олимпиады впервые появилась на почтовых марках в 1976 году. Автор эмблемы - художник Владимир Арсеньев стал победителем открытого конкурса, объявленного оргкомитетом Игр. Также оргкомитетом были запланированы выпуски олимпийских марок как одного из источников поступления средств для подготовки и проведения Игр. Министерство связи СССР в рамках осуществления этой программы приступило к регулярному выпуску предолимпийских марок и блоков, на которых помимо основного номинала был указан дополнительный сбор в фонд оргкомитета. Первая серия из трех марок и блока вышла в конце 1976 года, рисунки марок были выполнены Н. Литвиновым, автором блока стал Г. Комлев.
Последующие выпуски, а всего серий было девять, должны были представить весь спектр олимпийских дисциплин, сгруппированных по темам. Каждая серия состояла из пяти марок и блока, начиная с третьей серии все блоки печатались с номерами.
Четыре первые и три последние серии были созданы Николаем Литвиновым в едином ключе: почти скульптурные фигуры атлетов белого или золотистого цвета на густом и сочном фоне, подчеркивающем их сходство с барельефами.
Пятую серию, посвященную олимпийской парусной регате в Таллинне, готовил художник Ю. Арцименев. Шестая серия, посвященная гимнастическим видам олимпийской программы, создана по рисункам И. Сушенко.
Наряду со спортивными сериями почта СССР с конца 1977 по февраль 1980 года выпустила пять серий марок под девизом «Туризм под знаком пяти колец». Все марки были рублевого номинала с дополнительным 50-копеечным сбором в фонд оргкомитета Игр. В создании этих марок принимала участие большая группа художников, они были выполнены в технике глубокой печати в сочетании с металлографией. Эти выпуски были призваны пропагандировать культурную программу Олимпиады, знакомить с архитектурными памятниками нашей страны.
Успешное завершение игр московской Олимпиады было отмечено выпуском номерного блока с изображением полюбившегося всем олимпийского мишки на марке блока. Рисунок блока выполнил А. Шмидштейн. Изучая подготовительные материалы к изданию этого блока, можно заметить, что запланированное количество олимпийских медалей, указанное на эскизе блока, оказалось почти вдвое больше, чем реальное количество медалей, полученных нашей сборной. Олимпийский девиз в верхней части блока в процессе работы над рисунком был заменен цитатой из речи Л. И. Брежнева.
Московской Олимпиаде предшествовали зимние Игры в Лэйк-Плэсиде, отмеченные ставшей традиционной для олимпийских выпусков пятимарочной серией с блоком, созданной по рисункам И. Сушенко.
Следующие зимние Олимпийские игры, проходившие в 1984 году в югославском Сараево, советская почта отметила серией из четырех марок, отпечатанных как в обычных, так и в малых листах, на полях которых была изображена эмблема нашей олимпийской сборной. В дальнейшем малые листы стали непременным атрибутом олимпийских выпусков. Автором рисунков к этому выпуску был Николай Литвинов.
Зимняя Олимпиада 1988 года в Калгари сопровождалась обычной пятимарочной серией с блоком, малыми листами и послеолимпийским выпуском с надпечаткой. Автором серии был И. Козлов.
Про сеульский выпуск летом того же года можно сказать то же самое, только готовил его художник Ю. Арцименев, и это был последний олимпийский выпуск почты Советского Союза.
Название страны «РОССИЯ» впервые появилось именно на олимпийских марках. Первой почтовой эмиссией Российской Федерации стал выпуск, посвященный зимней Олимпиаде в Альбервиле 1992 года. Автором рисунков к серии из трех марок был также Юрий Арцименев. Марки печатались также и в малых листах с весьма скромным оформлением полей.
Тенденция к сокращению количества марок в выпусках и большему лаконизму в их оформлении прослеживается и в последующих олимпийских эмиссиях. Объяснение этому можно найти как в снижении показателей нашей сборной на олимпийских играх, так и в общем падении интереса к спорту.
Дальнейшие отечественные олимпийские выпуски можно охарактеризовать в нескольких строчках.
Серия, посвященная XXV летним Олимпийским играм в Барселоне, состояла из трех простых, но изящных марок, отпечатанных с рисунков Б. Илюхина. Никаких блоков, никаких послеолимпийских надпечаток с подсчетом медалей.
На полях малых листов серии из трех марок, изданной в 1998 году, художник Б. Илюхин изобразил великолепные пейзажи хозяйки XVIII зимней Олимпиады Японии.
На одной из марок трехмарочной серии, подготовленной художником С. Сухаревым к сиднейской Олимпиаде 2000 года, впервые появляется изображение синхронного плавания, в котором наши спортсменки добились лидирующего положения в мире. Синхронное плавание включалось в программу олимпийских игр, начиная с Олимпиады 1984 года в Лос-Анжелесе, которую наша страна бойкотировала по политическим соображениям.
Игры зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (США) российская почта также отметила трехмарочной серией по рисункам художника В. Бельтюкова.
Тот же Бельтюков был создателем серии из двух марок с купоном, посвященной играм XXVIII Олимпиады в Афинах.
XX зимние Олимпийские игры в Турине сопровождались эмиссией из трех марок по рисункам художника Р. Космы.
Игры 2008 года в Пекине были отмечены сцепкой из трех марок, выпущенных в листах с оформленными полями, по рисункам А. Московца.
Зимние Олимпийские игры 2010 года в канадском Ванкувере удостоились всего одной марки по рисунку А. Московца.
Кстати, здесь уместно напомнить, на право проведения следующих XXX летних Олимпийских игр претендовала и Москва, о чем свидетельствует выпуск 2005 года (художник В. Бельтюков). Однако это право завоевал Лондон, и игры лондонской Олимпиады 2012 года почта России отметила выпуском одного блока по рисунку А. Московца. Правда, в данном случае наша почта вернулась к уже подзабытой практике послеолимпийских выпусков, и в сентябре 2012 года увидел свет блок с надпечаткой, подводящей итог выступления наших олимпийцев в Лондоне.
Новый всплеск отечественной олимпийской филателии был вызван получением городом Сочи права на проведение XXII зимних Олимпийских игр. Описание сочинских эмиссий выходит за рамки моего доклада, упомяну лишь, что осуществление предолимпийских выпусков было начато изданием в марте 2011 года почтового блока, и в настоящее время отечественная почта продолжает радовать любителей спортивной филателии олимпийскими выпусками почтовых марок.
Автор статьи: Андреева Наталия Владимировна, ведущий научный сотрудник исследовательского отдела знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова (г. Санкт-Петербург)
Из Материалов 4-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Спортивная филателия. Олимпийское движение".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.