От кружка и клуба филателистов к филателистической образовательной площадке
Проект «Филателистическая образовательная площадка» позволяет развивать воспитательную деятельность со студентами на новом организационном, содержательном и качественном уровне, повысить качество подготовки педагогических кадров для работы в школе и в вузе.
Проект адресован студентам педагогического университета, сообществу педагогов и преподавателей вуза, а также учителям школ, преподавателям средних и высших учебных заведений, Союзу филателистов России, Обществу филателистов Санкт-Петербурга.
Актуальность данного проекта обуславливается следующими тремя причинами.
• Необходимость усиления воспитательной функции современного педагогического образования. Сегодня в университете многие студенты не вовлечены в сферу социально значимой деятельности. Это отрицательно влияет па формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности. Специфическим образовательным пространством, позволяющим студентам приобрести опыт организации воспитательного процесса, является коллективная и самостоятельная творческая работа на филателистической образовательной площадке, где имеется возможность использовать полученный опыт на педагогической практике в школе и в детских оздоровительных лагерях, используя разные формы работы с детьми.
• Проблема отсутствия кадров, которые могли бы организовать современный кружок юных филателистов в школе, провести филателистическую выставку, создать наглядное пособие по предмету обучения с применением филателистических средств.
• На современном этапе мирового развития почти все страны оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере образования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества. Важнейшей задачей для подготовки к эффективной межкультурной коммуникации является осознание родной культуры и ее места в ряду других культур, т. е. формирование межкультурной компетентности.
В процессе реализации проекта филателистической образовательной площадки можно будет ознакомить будущих педагогов с миром филателии и возможностями ее использования в воспитательных и образовательных целях. Тем, кому придется по душе эта деятельность мы сможем помочь приобрести дополнительную квалификацию руководителя кружка юных филателистов, закрепив ее в ходе педагогической практики в школе. Решение этой задачи напрямую способствует реализации воспитательной функции вуза.
Цель проекта: развитие детской и юношеской филателии, создание условий для воспитания студентов как профессионально компетентных специалистов путем включения будущих педагогов-воспитателей в исследовательскую и практическую деятельность на филателистической образовательной площадке.
Воспитательные задачи проекта:
• научиться использовать занятия филателией в качестве одного из средств воспитания человека и гражданина;
• способствовать развитию понимания студентами значения культуры как формы человеческого существования, уважительному и бережному отношению к историческим и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий;
• способствовать любознательности, аккуратности, внимательности, умению работать в команде и, наконец, развитию художественного вкуса студентов;
• по итогам и на основе опыта полученного в ходе реализации проекта подготовить учебно-методическое пособие по филателистической педагогике.
Замысел проекта состоит в создании на базе музея университета, общественного музея факультета филателистической образовательной площадки. В учебной мастерской (в перспективе) студент осваивает одну из образовательных программ подготовки руководителя кружка юных филателистов и развивает свою компетентность как руководитель КЮФ. Развитие своей компетентности как руководителя КЮФ студент подтверждает в ходе педагогической практики.
Студент в процессе занятий расширяет свои культурные горизонты, что позволит более успешно осуществлять межкультурную коммуникацию. Реализация образовательной программы обеспечивается созданными на площадке отделами (научно-методическим, отделом кадров, связей с общественностью, отделом развития межкультурной коммуникации студентов). Для обеспечения работы учебной мастерской на конкурсной основе создается «молодежная команда» студентов-мастеров, которая допускается к работе на площадке после прохождения специальной подготовки и участия в филателистических выставках 3 и 2 уровня.
Популяризация работы по проекту осуществляется через веб-портал факультета и другие веб-порталы университета, публикации о ходе и результатах реализации проекта в средствах массовой информации, а также проведению демонстрационных выставок, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций для заинтересованных лиц.
Описание методики организации и проведения формы воспитательной деятельности
Мероприятия филателистической образовательной площадки планируются на год и заносятся в календарный план мероприятий музея факультета и университета.
Промежуточным итогом и этапом деятельности филателистической образовательной площадки являются демонстрационные филателистические выставки, которые рекомендуется проводить в ходе проведения студенческих научно-практических конференций. Могут организовываться и выездные демонстрационные выставки в школы, колледжи, университеты по отдельному плану.
Работа строится следующим образом. Студентам предлагается создать свое «мини-исследование» по выбору в рамках следующих студенческих проектов с применением филателистических средств (почтовых конвертов, открыток, марок), например:
• «Чтим и помним», проект посвящен очередной юбилейной дате ко Дню Победы в Великой Отечественной войне;
• «История педагогики на почтовых марках»;
• «Образование XXI века через призму филателии»;
• «Отечественный и зарубежный опыт применения филателии при проведении занятий в школе и вузе»;
• «Развитие межкультурной коммуникации студентов филателистическими средствами»;
• «Православная культура» и т. д.
Формы работы и возможности взаимодействия со студенческим самоуправлением в их реализации
Все используемые для организации деятельности филателистической образовательной площадки формы работы реализуются при взаимодействии со студенческим самоуправлением.
Основные формы работы площадки:
• образовательная программа подготовки руководителя, инструктора КЮФ (в соответствии с социальным заказом);
• образовательная программа подготовки мастера по использованию филателистических средств в образовательном процессе школы и вуза;
• стажерская практика;
• проекты, разработанные и реализованные отделами площадки;
• организация филателистических выставок на факультетах (главная университетская 1 раз в год).
Высшим органом управления филателистической образовательной площадки является Совет площадки. В него входят преподаватели вуза, студенты-мастера, представители от Студенческих советов учебных групп. Совет площадки составляет план работы площадки на год, анализирует и оценивает его реализацию, выявляет ошибки, недочеты в организации, намечает возможные пути их решения. Председателем Совета является координатор филателистической образовательной площадки.
На уровне факультетов органами самоуправления являются Студенческие советы. Студенческие советы при содействии мастеров и преподавателей решают вопросы, входящие в область их ответственности.
Временные советы коллективных творческих дел (проектов) при отделах площадки создаются на время разработки и реализации проектов отделов площадки на добровольной основе из студентов, мастеров, преподавателей. Они отвечают за координацию деятельности всех участников и достижения ожидаемых результатов проектов.
Главные социальные партнеры филателистической образовательной площадки:
• Общество филателистов Санкт-Петербурга;
• Общество коллекционеров Санкт-Петербурга;
• Ассоциация вузовских музеев Санкт-Петербурга и др. участники.
Модель организации
Структура Филателистической образовательной площадки
Участники: координатор проекта; студенты, магистранты, аспиранты; преподаватели.
Место и время проведения: занятия проводятся в помещении музея факультета 2 раза в месяц.
Участникам предлагается прослушать краткий курс по истории филателии, в который войдут следующие разделы: классификация почтовых марок, почтовых карточек, почтовых конвертов; филателистические термины; специальная литература и работа с ней; инвентарь филателиста; филателистическое исследование; филателистические выставки; порядок подготовки экспоната к филателистической выставке.
Условия: студентам предлагается выполнить свое «мини-исследование» в рамках студенческого проекта.
Требования к исполнению: каждый проект включает в себя студенческие мини-проекты по заданной теме, дополняющие друг друга. Проекты по исполнению предполагают три уровня сложности низкий (третий), средний (второй), высокий (первый). В течение первого года работы в секции возможно выполнение только мини-проектов второго и третьего уровня сложности. Студенческие мини-проекты могут быть коллективными и индивидуальными.
Низкий (третий уровень): проведение исследования по заданной теме с использованием однородных филателистических средств в рамках общей экспозиции. Написание эссе на заданную тему по использованию филателистических средств.
Средний (второй уровень): индивидуальное или групповое проведение исследования по заданной теме с использованием разнообразных филателистических средств (почтовых марок, картмаксимумов, почтовых конвертов), имеющее законченный вид.
После приобретения студентами необходимых навыков планируется внедрить в практику экспериментальную номинацию однолистового учебного экспоната. В качестве примера можно привести вариант, выполненный на одном листе, предложенный французским педагогом Даниэлем Лезобром, опубликованный в книге «Филателия в школе» под названием «Столетняя война 1337-1453».
Высокий (первый уровень): подготовка одностендового экспоната (16 листов формата А4). Задачей филателистического материала в одностендовом экспонате является доскональное объяснение и раскрытие основной избранной темы и ее отдельных сторон. Существуют три основные возможности использования филателистического материала в экспонате:
а) иллюстрировать избранную тему;
б) документировать отдельные ее стороны;
в) создавать основу темы.
Данный уровень подразумевает обязательное составление плана экспоната, который строится по научному принципу и размещается на стенде после титульного листа. План должен служить введением и быть своего рода путеводителем по экспонату. Он устанавливает последовательность, в которой раскрывается тема, и отражает принцип построения разработки. План должен содержать наименование всех разделов и подразделов, составляющих содержание коллекции, и соответствующие им номера выставочных листов, объединяя их по 2-3. Наиболее удобно представлять план в форме структурированного оглавления учебного пособия.
Все работы разного уровня сложности, выполненные из филателистических материалов, предоставленных студентам для создания коллекции, после демонстрации передаются на хранение в музей факультета, каждый экспонат должен иметь копию в электронном виде. Экспонат, выполненный из филателистических материалов студента, является собственностью студента, в музей факультета передается только электронная копия экспоната.
1 этап работы:
• студентам в ходе плановых занятий предлагается выполнить творческую работу по изучаемой дисциплине: выполнить самостоятельную работу с использованием изображений почтовых марок, написать эссе на заданную тему, например, в 2014 году студенты факультета иностранных языков, факультета социальных наук, факультета философии человека выполнили работу по теме «Активизация познавательной деятельности студентов в предметной области безопасности жизнедеятельности средствами филателии»;
• после завершения работы группа экспертов определяет победителей.
2 этап работы:
• выявляются студенты, желающие продолжать работу на филателистической образовательной площадке;
• с этими студентами проводятся дополнительные теоретические занятия, им предлагается выбрать тему в рамках проекта, составить план исследования, подобрать материал, изучить филателистическую, педагогическую и историческую литературу, раскрыть тему, применяя филателистические средства;
• на заседании площадки проводится обсуждение и защита выполненных студенческих работ второго уровня сложности.
3 этап работы:
Успешно выполнившие работу 2 уровня сложности и желающие продолжить работу в секции, могут выбрать себе следующую работу 2 или 1 уровня сложности на любую интересующую их тему. На занятиях секции они могут прослушать дополнительный курс по теме «Организация, планирование и руководство кружком юных филателистов в школе».
Примечание: 1 этап работы после проведения выставки не прекращается, а проводится со всеми желающими постоянно, а предлагаемая тематика меняется регулярно.
На филателистической образовательной площадке возможны следующие программы
Результативность 1 этапа работы оценивается по трем показателям:
1. Количество студентов, пожелавших принять участие в работе площадки.
2. Способность студентов осуществлять деятельность на практике.
3. Анализ итоговых работ студентов, анализ высказываний студентов в ходе защиты и анализ результатов рефлексии.
Результативность 2 этапа работы оценивается баллами.
1. Оформление и общее впечатление — 10 баллов.
2. Тематические элементы
2.1. Идея, замысел коллекции — 5 баллов.
2.2. Развитие плана коллекции — 15 баллов.
2.3. Развитие и объем темы — 20 баллов. Итого максимальное количество баллов за тематические элементы: 40 3. Филателистические элементы
3.1. Филателистические знания — 15 баллов.
3.2. Состояние марок и других филателистических материалов — 5 баллов.
3.3. Соответствие гашений теме — 5 баллов. Итого максимальное количество баллов за филателистические элементы: 25 Сумма баллов: 75
В ходе филателистической выставки члены жюри определяют победителей в каждой группе участников и вручают грамоты победителям. В перспективе можно вручать переходящий кубок «За лучшую исследовательскую работу».
Кадровое обеспечение проекта (управленческие, педагогические, технические и другие кадры «Образовательной площадки»)
1. Координатор площадки: разрабатывает методологические и теоретические основы деятельности площадки; участвует в составлении образовательной программы, при необходимости корректирует ее; консультирует педагогов и мастеров площадки; осуществляет общее руководство научно-исследовательской деятельностью студентов и мастеров; предлагает тематику филателистических выставок и исследований.
2. Менеджер подготовки «молодежной команды» мастеров»: проводит конкурс среди студентов в команду мастеров; организует разработку и реализацию программы подготовки мастеров и учебно-методического комплекса к ней; является экспертом филателистических экспонатов представляемых на выставки.
3. Менеджер по работе со студентами: планирует текущую работу площадки; обеспечивает работу отделов площадки; входит в команду экспертов; осуществляет помощь в решении задач отделов площадки.
4. Преподаватели и научные консультанты площадки: участвуют в реализации образовательных программ филателистической образовательной площадки; консультируют по вопросам создания филателистических экспонатов студентами, проведению исследований и организации демонстрационных филателистических выставок в педагогической практике; входят в команду экспертов.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Организационные:
Появится филателистическая образовательная площадка, создающая условия для воспитания студентов как профессионально компетентных специалистов путем погружения будущих педагогов в деятельность в качестве руководителей кружков юных филателистов в школе. Педагогические:
Студенты на практике приобщатся к таким ценностям, как культура и профессионализм; будет развиваться профессиональная компетентность студентов, которая проявится в умении решать основные профессиональные задачи; повысится уровень межкультурной коммуникации студентов; появится группа студентов, способных использовать филателистические средства на уроках в школе и во внеклассной работе.
Методические:
Будут созданы условия для создания программно-методического сопровождения детской и юношеской филателии. Социально-педагогические:
Появятся квалифицированные кадры руководителей КЮФ для работы в школе; улучшится качество воспитательного процесса в школе; повысится удовлетворенность детей и родителей от занятий в КЮФ.
Способы измерения результативности проекта: статистические данные, анкетирование участников проекта, экспресс-опрос, наблюдения, анализ содержания отчетов студентов об участии в филателистических выставках, использование созданных экспонатов в учебном процессе, прохождении практики, представление методических «продуктов», обеспечивающих решение задач проекта, участие в филателистических выставках разного уровня.
С 2010 г. по настоящее время проект частично реализован. Образовательная площадка «Герценовский филателист» — лауреат VII Вузовского конкурса проектов воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 г. На базе школьного или вузовского музея можно осуществлять деятельность по развитию детской и юношеской филателии на основе мини-проектов по различным предметам и дисциплинам с использованием филматериала. Площадка размещена на территории Музея факультета безопасности жизнедеятельности. В проекте принимают участие студенты и других факультетов университета.
Литература:
Роль традиций в воспитании студентов: учебно-методическое пособие № 39 / Колосова Е.М., Захаров К. П. Громов Ю. В.; под ред. проф. Р. У. Богдановой - СПб.: Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2010. - 103 с.
Автор статьи: Громов Юрий Владимирович, ст. преподаватель кафедры социальной безопасности РГПУим.А. И. Герцена, координатор образовательной площадки «Герценовский филателист» (г, Санкт-Петербург)
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.