Почтовый Ми-2: история одного экспоната
Большое количество экспонатов Музея истории почты республики Коми (г. Печора) посвящено способам передачи сообщений, перевозки почты. Если раньше это были только марки, почтовые карточки, художественные конверты с изображением сюжетов жизни и деятельности почтового ведомства, то сейчас особое место среди них занимают модели почтового транспорта. Фигурки голубей, лошадей, оленей, автомобилей, самолетов, вертолетов, лодок, просто пеших почтальонов. Каждая имеет неповторимую историю, а то и несколько.
Мы встретились в начале июня 2012 г. на выставке в Раменском, куда меня пригласил Сергей Валентинович Малкин - владелец самой большой в мире частной коллекции гжельских изделий. Увидев высокую фигуру Ми-2 среди огромного количества не менее интересных экспонатов, не смогла забыть только эту. Он горделиво возвышался с изгиба белоснежно-синей подставки, а размах винта еще более подчеркивал его величавую красоту. Так отчаянно захотелось уехать домой вместе. Нет, я не стала бы запирать дома, прятать от чужих глаз такое сокровище. Напротив, пусть все любуются!!!
Эта неожиданная встреча заставила оглянуться в прошлое. Мне было семнадцать лет, когда в 1979 г. началась служба почтовому делу. Буквально через пару недель после приема на работу в качестве ученика оператора, начальство попросило-приказало мне «немного полетать», так как коллега, в должностные обязанности которого входило сопровождение почты, заболел.
В шесть часов утра я появилась на территории АОПП - отделения перевозки почты при аэропорте г. Печора, автотранспорт этого ведомства доставил меня и почту к месту отправки. Там мы и познакомились. Я и вертолет Ми-2. Никакой он не маленький, как представлялось, а очень красивый такой, винтокрылый...
Вертолетчик не обрадовался замене сопровождающего, молчал всю дорогу, но и мне было не до него. Рассматривала кабину летательного аппарата с множеством приборов, окрестности удаляющегося города, снежную равнину, строения - до этого на вертолетах летать не приходилось. Ни страха, ни волнения не чувствовала. Внизу показались фигурки двух людей, лошади, собаки - снижаемся к первому пункту обмена близ села Кедровый Шор. Сверху чувствуется, что нас ждут, машут руками. Выдачей почты, как и получением ее от начальника местного отделения связи и почтальона занят сам вертолетчик. Вся троица весело переговаривается, шутит, поглядывая в сторону новичка, то есть меня. Далее последовали аналогичные посадки в Конецборе, Приуральске, возврат в аэропорт Печоры, а затем - заход на второй круг, так называемый Северный -до с. Соколова. Догадываюсь, стало быть, прежний был Южным.
Полеты продолжались около месяца, трижды в неделю, без особых приключений. Разве что, во время одного из них была удивлена неожиданной посадкой вне вертолетной площадки - около кладбища какого-то населенного пункта. Представьте скорбную процессию к месту последнего пристанища, над головами которой кружит-кружит вертолет, приземляется и застывает. Печаль в глазах сельчан сменяется немым вопросом. Они молча смотрят на нас, мы с командиром судна - на них. Уже потом он рассказал, что резко изменилась погода, пропала видимость, продолжать движение опасно. Нельзя? А мне так нравились огромные белые хлопья, кружащие вокруг нас!
Еще был случай, когда накануне одного из полетов со мною лично захотел встретиться начальник отдела перевозок аэропорта А.Л. Козлов. Первым делом, увидев меня, он зачем-то поинтересовался возрастом, а узнав, что мне семнадцать лет, попросил больше никому об этом не говорить. Рассказал о недавнем несчастном случае, когда винтом вертолета была нанесена смертельная травма пассажиру, запретил подходить к вертолету и выходить из него до полной остановки винтов. Раньше я об этом не догадывалась и смотрела на винты, только любуясь их красотой.
Эта кратковременная необычная работа познакомила меня не только с красавцем вертолетом Ми-2, но и с работниками авиапредприятия, коллегами из сельских отделений связи: Ширяевой В. И., Пастуховой Е. К., Шахтаровой ГА., Репич Г.И.; замечательными женщинами-операторами АОПП: Ларионовой Е.С. и Лемешевской Д. Ф., встреча с ними заставила посмотреть на случайно выбранную почтовую службу другими глазами. А с понравившимся мне вертолетом Ми-2 судьба свела позднее еще не раз. И еще, здесь я впервые увидела интересный оттиск календарного штемпеля, который кроме привычных слов и цифр имел в изображении фигуру самолета.
Через пару лет руководство узла связи поручило мне принять участие в обследовании и приеме вертолетных площадок, что я и делала вплоть до окончания авиаперевозок. Позднее, перечитывая «Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР (приказ начальника ГУГВФ № 310 от 13.04.64 г. и приказ министра связи СССР № 320 от 30 04 64 г приказ МГА и Минсвязи СССР от 27.12.82 № 206457 Я), не нашла в них указаний на участие в подготовке, оборудовании знаками маркировки, содержании временных вертолетных посадочных площадок силами предприятий связи. Однако Печорское авиапредприятие Коми управления гражданской авиации требовало «...в срочном порядке привести состояние вертолетных площадок в соответствие с требованиями в недельный срок...», прикладывая при этом акты обследования площадок и схемы маркировок. Первый экземпляр строгого письма отправлялся в Печорский Горком КПСС, а копии - в Горисполком, Управление связи Коми АССР, Коми УГА, и самый плохо читаемый последний - в адрес начальника РУС. Вот и приобретала Почта ветроуказатели, шила флажки из красной материи, расставляла их и елочки по схеме, расчищала от снега поля зимой, укатывала площадки, либо красила их летом.
Каждое второе воскресенье июля празднуется День Российской почты. В музее истории почты при Печорском почтамте к этому дню 2012 г. появился новый экспонат - белоснежно-синяя винтокрылая модель вертолета Ми-2 с надписью «Почта России» на боку. Придут сюда новички почтового дела, ветераны, встретятся с ныне работающими коллегами, поделятся опытом и воспоминаниями. Глядишь, покажется почтовая служба более привлекательной и интересной как им, так и пользователям услуг почтовой связи.
Автор статьи: Лебедева Татьяна Ильинична, начальник ОПС Печорский почтамт УФПС Республики Коми - филиала ФГУП «Почта России», общественный директор Музея истории почты (г. Печора)
Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.