Мир, очарованный почтовыми марками
Вглядываясь в давно ушедший позапрошлый век с позиций настоящего времени, не перестаешь удивляться тому изяществу, гармонии, традициям, которые существовали в мире. Это коснулось и почтового дизайна, элегантность некоторых образцов которого можно сравнить лишь только с совершенством ювелирных форм всемирно известных брендов. Именно поэтому многочисленные коллекционеры и собиратели до настоящего времени находят высшую привлекательность не только в собирании и обладании своими коллекциями почтовых марок, но и в глубоких исследованиях и изучении истории почты и знаков почтовой оплаты. Мир очарован почтовыми марками.
Коллекционирование различных предметов/артефактов представляет собой занятие по выявлению, сбору, изучению, систематизации материалов, и именно этим оно принципиально отличается от простого собирательства (от лат. collectio - собирание). Предметами коллекционирования могут стать однородные или объединенные общей темой объекты. В первую очередь, это произведения искусства: книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, историко-культурные произведения, видеоигры. Во-вторых, это вещевые артефакты: исторические ценности в области техники, монеты, значки, почтовые марки, почтовые карточки, модели автомобилей. В-третьих, это объекты природы: насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы, семена. Одними из наиболее популярных предметов коллекционирования с самого зарождения и до настоящего времени уже на протяжении двух веков остаются почтовые марки.
Филателия как область человеческих увлечений, появилась в 1840-е гг., в момент введения в обращение первых почтовых марок. Тимбрология - вот первоначальное название увлечения коллекционированием почтовых марок. La timbre по-фр. - марка. Timbre-poste - почтовая марка. Logos по-греч. - изучение. Затем стало ясно, что некоторые «коллекционеры почтовых марок» не столько изучают их, сколько накапливают для совершенно других целей. Поэтому новому увлечению дали и новое название - «маркомания».
Появление почтовой марки сразу привлекло к себе внимание большого количества людей, в том числе коллекционеров и любопытствующих.
Уже в самом начале были известны случаи собирания почтовых марок в большом количестве, однако цель этого заключалась не в изучении и систематизации, а была вполне утилитарна, например, для оклеивания стен вместо обоев, или создания коллажей для декорирования пространства. Можно привести следующий пример: в Госколлекции знаков почтовой оплаты в ЦМС имени А. С. Попова хранится более поздняя, однако полностью соответствующая вышеизложенным неколлекционным принципам собирания, картина «Лебединое озеро». Господин Вермейстер, автор картины, являлся членом Дрезденской секции филателистов в Москве и был знаком с Ф. Брейтфусом и А. Фаберже. Работа выполнена в технике аппликации из нарезанных почтовых марок.
Термин «филателия» был введен французским коллекционером Жоржем Эрпеном в 1864 г. Во французском ежемесячном журнале «Коллекционер почтовых марок» он предложил совершенно новое определение «филателия», имея в виду интерес к изучению всего, что относится к знакам почтовой оплаты: марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.
Почтовое реформирование, введение почтовых марок заметно повлияло на развитие связей между различными странами и, конечно, на совершенствование и расширение почтовой связи внутри страны. Так в Англии, например, количество писем, отправленных в 1840 г., увеличилось по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза. Коллекционирование знаков почтовой оплаты по странам, выпускам и др. началось тоже в 1840-х гг. Объектами филателии стали: наклеиваемые почтовые марки и марки гербового сбора; цельные вещи (конверты, карточки, формуляры с напечатанными почтовыми марками); оттиски календарных, рекламных, специальных и других почтовых штемпелей, включая оттиски франкировальных машин; телеграммы; почтовые формуляры, квитанции, наклейки и ярлыки, а также другие материалы, относящиеся к различным аспектам деятельности почтовых ведомств и почтовых администраций. Высоко ценились коллекционерами пробные марки, которые изготавливались почтовым ведомством раньше выпуска почтовых марок, чтобы решить, не нужно ли сделать изменения в рисунке, печати, красках. Кроме официальных, существовали и частные пробные марки, которые были ранее представлены почтовому ведомству и забракованы им.
Скорее всего, первый филателист появился в день выпуска первой в мире почтовой марки в Британии. Известно также, что 6 мая 1840 г. Лондонская адвокатская контора «Оливерсон, Денби и Севи» отправила в Шотландию письмо с документами, франкированное десятью неразрезанными «Черными пенни». На конверте имеется разборчивый оттиск штемпеля «LS.6MY6.1840». Таким образом, это первая в мире целая вещь с гашением первого дня обращения. Единственный подлинный лист первого выпуска «Черного пенни» в безупречном состоянии хранится в Национальном архиве филателии в г. Бонне, Германия, и состоит из 240 марок. Доктор Андрее Ханн, исследователь и главный хранитель Национального архива знаков почтовой оплаты в г. Бонне, предполагает, что этот лист «Черных пенни» был туда направлен как образец для издания «Черной единицы», первой почтовой марки королевства Бавария 1849 г., т. е. первой марки на территории современной Германии.
Вслед за Британией марки стали вводить почтовые ведомства других стран. В 1848 г. появляются марки Швейцарии (кантоны Цюрих и Женева) и Бразилии. В 1846-47 гг. вводятся марки в США, а в 1849 г. во Франции, Бельгии и Баварии. В 1850 г. - в Испании, Пруссии и меньших территориях, таких как Шлезвиг, Ганновер и др. Почтовые марки очаровали весь мир. В 1871 г. в Перу по случаю 20-летия железной дороги Кальо-Лима-Харильос вышла, как считают специалисты, первая коммеморативная почтовая марка.
Коммеморативная марка - это марка, являющаяся художественной миниатюрой, отражающей событие, в честь которого она выпущена. Именно такому первому российскому выпуску коммеморативной серии марок 1913 г. «к 300-летию правящей династии Романовых», и посвящен данный научно-технический семинар в ЦМС имени A.C. Попова. По существующей у филателистов легенде император Николай II получил в подарок и бережно хранил у себя альбомы с подготовительным материалом к выпуску этой серии почтовых марок. В соответствии с данным фактом современники причисляли императора к коллекционерам почтовых марок.
Совершенствование и расширение почтовой связи и услуг привело, в свою очередь, к введению в обращение специальных почтовых марок (доплатных, телеграфных, газетных и др.). Так как число почтовых знаков с каждым годом увеличивалось, то собирание их становилось все более затруднительным. Поэтому с начала 1880-х гг. появились собиратели, которые ограничивались какой-нибудь одной частью света или несколькими государствами, или даже одним государством.
Первые общегосударственные почтовые марки Российской империи вышли 10 (22) декабря 1857 г. В этот же день они поступили в продажу на московском и петербургском почтамтах. С 1 января 1858 г. началось официальное применение марок для оплаты простой внутренней корреспонденции на всей территории России, кроме Кавказа, Закавказья и Сибири, где их применение началось с 1 марта 1858 г.
В конце XIX-нач. XX вв. для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи, в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадежной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или выпущенные для этих целей в ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи, изготавливались штемпели. Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России. Для русской почты почтовые марки выпускались в Османской империи («Русский Левант»), Китае и на острове Крит.
С 1 января 1864 г. в России были образованы земства - органы местного самоуправления. В 1865 г. земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами. Одновременно им предоставили право выпускать свои почтовые марки с непременным условием, чтобы эти марки не носили символов государственной власти, которые были изображены на марках государственной почты. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты. С 1858 по 1917 гг., почти за 60 лет, Россия выпустила 133 почтовых марки. Сюжет рисунка всех марок, независимо от цвета и достоинства, был одинаков - Государственный герб России. Это правило нарушалось лишь трижды: в 1905, 1913 и 1914 гг. ради специальных благотворительных выпусков.
К концу XIX в. собирание марок, как одно из весьма демократичных увлечений своего времени, охватило сотни тысяч людей всех классов общества, от детей бедняков до миллионеров и принцев царствующих домов. Благодаря большому интересу к почтовым маркам появились торговцы, которые занялись продажей марок для целей коллекционирования. Даже некоторые государства имели коллекции знаков почтовой оплаты (например: Англия, Германия, Франция, Бавария, Болгария). Для этой цели с 1870-х гг. в ряде стран стали создаваться национальные почтовые музеи, где собирались и хранились государственные коллекции знаков почтовой оплаты (первые - в Германии, России, Франции, Болгарии). Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России в 1884 г. была создана при Почтово-телеграфном музее в Санкт-Петербурге. Имперский почтовый музей в Берлине, созданный в 1872 г., также обладал обширной коллекцией марок.
Первые статьи о почтовых марках были опубликованы в газетах уже в 1840 г. в Великобритании. Под влиянием страстного увлечения людей коллекционированием почтовых марок всех стран мира, в Европе стали возникать первые каталожные издания, помогающие разобраться в сложных хитросплетениях новой тематики; выпускались филателистические журналы, а также специальные альбомы и «кляссеры» для размещения филателистических коллекций. Изначально такие каталоги, издававшиеся в виде брошюр и книг, были лишь прейскурантами контор по продаже марок, что было весьма полезным, и сохранило эту функцию до настоящего времени. С развитием филателии как отрасли коллекционирования, в каталогах, кроме описаний и цен, стали появляться дополнительные подробности о марках. В дальнейшем каталоги стали иллюстрированными (сначала черно-белыми, в дальнейшем - в цвете), в них указывались даты почтовых эмиссий, типы печати, тиражи, разновидности почтовых марок и т. д., что значительно облегчило исследовательскую работу коллекционеров и приблизило эти издания к энциклопедическим.
Почтовые марки становились все более и более популярными. Издание почтовых марок во всем мире увеличивалось в геометрической прогрессии. Если за 1840-1850-е гг. в мире было выпущено всего 64 марки, то к началу XX в. их выходило уже по 830 в год. Первый каталог почтовых марок появился в сентябре 1861 г. в Страсбурге стараниями местного книготорговца Оскара Берже-Левро. Он издавал свой каталог почтовых марок и маркированных конвертов «для друзей» ограниченным тиражом в 40-50 экземпляров под названием «Описание известных до сих пор почтовых марок», которых к тому времени насчитывалось 973 штуки. Его марочный список не был иллюстрирован и содержал ряд серьезных ошибок. Начинание Берже-Левро подхватил мелкий французский чиновник Альфред Потике. Он доработал каталог Берже-Левро, добавив иллюстрации и недостающие цены, исправил некоторые ошибки и расширил базу. В его «Каталоге почтовых марок, созданных в различных государствах земного шара», который вышел в декабре 1861 г., содержалось уже 1080 марок и 132 маркированных конверта. В том же 1861 г. похожий каталог без иллюстраций был издан основателем лондонского Королевского энтомологического общества, зоологом Джоном Эдуардом Греем в Англии. После каталога А. Потике были выпущены каталоги Ж.-Б. Моэнса, Брюссель, 1862; Скотта, Нью-Йорк, 1867; «Stanley Gibbons Weekly» (Еженедельник Стэнли Гиббонса), Великобритания, 1879-1895; «Yvert et Tellier» (Ивер и Теллер), Франция, 1897-1913. К началу XX в. было издано 720 каталогов и руководств; одними из лучших считались: Братья Зенф (Senf, Gebrüder), «Illustrierter Postwertzeichenkatalog» (Иллюстрированный каталог почтовых марок), Лейпциг, 1892; Ж.-Б. Моэнс, «Bibliothèque des Timbrophiles» (Библиотека почтовых марок), Брюссель; Lindenberg, «Die Briefumschläge der deutschen Staaten» (Линденберг. Журнал для собирателей марок), Берлин, 1892. Каталоги облегчили коллекционерам поиски недостающих экземпляров и способствовали распространению модного увлечения.
В конце XIX в. литература по филателии была довольно обширна: на 13 языках выходило до 800 журналов о почтовых марках. Сразу за каталогами стали печататься журналы. Первый журнал, посвященный почтовым маркам, появился в 1862 г. в Ливерпуле под названием «The Stamp Collector's Review and Monthly Advertiser» (Обзор коллекций марок и ежемесячные объявления), который выходил до 1864 г. Самый распространенный из них - «Illustriertes Briefmarkenjournal» (Иллюстрированный журнал почтовых марок), издававшийся братьями Зенф и имевший 17000 подписчиков. С 1863 г. начали также выходить журналы «Le Timbreposte» (Почтовая марка), Брюссель, и «Magazin für Briefmarken-Sammler» (Иллюстрированный журнал для коллекционеров почтовых марок), издатели Цшише и Кедер, Лейпциг. В 1864 г. вышел в свет первый филателистический журнал США. Старейшим журналом, выходящим с 1888 г. до сих пор, является швейцарский журнал «Schweizer Briefmarken-Zeitung» (Швейцарская газета о почтовых марках).
В России первый «Карманный альбом марок» был издан И. И. Кревингом в 1866 г. Начиная с 1889 г., в течение 25 лет фирма Отто Кирхнера выпускала составленные И. И. Кревингом «Иллюстрированные альбомы для марок всех стран» . в марте 1896 г. в Киеве вышел в свет журнал «Марки» (издатель Д. Соломкин). Это был, как отмечалось на его обложке, «первый русский иллюстрированный ежемесячный журнал для любителей и собирателей почтовых и иных марок». В первый год издания он выпускался на русском и французском языках форматом 220x300 мм. С1897 г. он начал выходить в половинном размере и уже только на руссом языке. «Марки и коллекционера, один из ранних специализированных филателистических журналов Российской империи, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1903-1910 гг., печатался редактором-издателем Ю. Штауфом на русском и немецком языках. Кроме того, в 1910 г. Товариществом «Р. Голике и А. Вильборг» в Санкт-Петербурге было издано большое иллюстрированное сочинение «Die Postwertzeichen der russischen Landschaftsamter» (Каталог Русских Земских почтовых знаков) von С. Schmidt und А. Faberge, в котором Карлом Шмидтом была предложена специализированная система оценки филателистических редкостей в зависимости от наличия существующих единиц в мире.
Издание исследовательской литературы по истории почты и коллекционированию почтовых марок в России не прерывалось даже в связи с политическими катаклизмами. Знаки почтовой оплаты периода правления последних Романовых всегда представляли особый исторический интерес для коллекционеров и музейных специалистов.
Уже на первом этапе становления филателии во многих странах Европы и Америки появились крупные коллекционеры, создавшие весьма внушительные коллекции почтовых марок всего мира. Конечно, эти коллекции принадлежали очень состоятельным людям, аристократам, банкирам, промышленникам, юристам, поскольку стоимость таких собраний даже тогда выражалась в суммах со многими нулями. Одним из первых филателистов был гравер Мансен, живший в Париже. В 1855 г. он продал свою Коллекцию, содержавшую почти все выпущенные к тому времени почтовое марки, букинисту Эдуарду Лапланту.
Легендой того романтического периода стал французский коллекционер Филипп Феррари (1848-1917), собрание которого содержало все известные на тот момент филателистические редкости. Он обладал огромным состоянием и для пополнения своей коллекции искал марки по всему свету, покупая не только отдельные раритеты, но и целые собрания других известных коллекционеров, например таких, как барон Ротшильд. Феррари завещал свою коллекцию Берлинскому Императорскому почтовому музею, однако после окончания Первой мировой войны французское правительство наложило на нее секвестр и приказало продать ее на публичных торгах для того, чтобы вырученные от продажи средства включить в общий счет репараций побежденной Германии.
К числу известных российских филателистов того времени относится Ф.Л. Брейтфус (1851-1911), живший в Петербурге, чья коллекция марок считалась третьей в мире после собраний Феррари в Париже и Т. Тэмплинга (1855—91) в Лондоне. Собрание Тэмплинга было передано в 1892 г. в Британскую библиотеку в Лондоне и послужило основой при формировании национальной филателистической коллекции Великобритании. Из всех выдающихся филателистических собраний начала XX в. в полном виде до настоящего времени сохранилась только эта.
Купец Фридрих Брейтфус, наследственный почетный гражданин Санкт-Петербурга, с 20 августа 1881 г. был членом Дрезденского союза и авторитетным собирателем земских марок. Вплоть до своей смерти, он оставался председателем петербургской секции. В 1890 г. Ф. Л. Брейтфус и, бывший страстным филателистом, великий князь Алексей Михайлович познакомились и подружились. Санкт-Петербургская секция и весь Международный союз филателистов (Дрезден) предоставили Брейтфусу «чрезвычайное почетное членство» и этих же привилегий был удостоен в декабре 1893 г. великий князь. Он намеревался скупить все собрание Ф. Л. Брейтфуса, чтобы затем на его основе создать филателистический фонд Почтового музея России. Ранняя смерть великого князя не дала осуществиться его плану. Почтово-телеграфный музей России не получил бесценных раритетов. В 1907 г. Ф.Л. Брейтфус продал большую часть своего собрания лондонской фирме «Стэнли Гиббонс».
Его Императорское Высочество великий князь Алексей Михайлович родился 16 (28) декабря 1875 г. в Тифлисе. Приблизительно в 1890 г. Алексей Михайлович начал собирать коллекцию почтовых марок. Несмотря на юные годы, великий князь стал одним из серьезных и уважаемых собирателей марок. Одаренный от природы замечательными способностями, Алексей Михайлович не раз удивлял своей наблюдательностью самых опытных собирателей почтовых марок. После кончины императора Александра III, бывшего также собирателем почтовых марок, великий князь Алексей Михайлович унаследовал богатейшую коллекцию, в которой заключалось немало редкостей. Он был знаком со многими выдающимися филателистами, например, с Моэнсом, Линденбергом, директором Берлинского почтового музея, сотрудниками филателистических журналов. Великий князь Алексей Михайлович был Почетным членом Санкт-Петербургского отделения Дрезденского международного марочного общества и членом Лондонского марочного общества, в которое был введен герцогом Йоркским. 18 февраля (2 марта) 1895 г. он умер от туберкулеза, не дожив до 20 лет.
Другим выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже, сын владельца знаменитого ювелирного дома «Карл Фаберже», обладавший уникальным собранием марок и цельных вещей. Его коллекция экспонировалась на Международной выставке в Вене в 1933 г. «вне конкурса». Выставленные Агафоном Карловичем вещи произвели в филателистическом мире сенсацию мирового уровня. Экспозиция «Россия», «Русский Левант», «Русская земская почта», «Царство Польское» и «Великое княжество Финляндское» содержали множество таких марок, о существовании которых до выставки совершенно ничего не было известно. В силу определенных обстоятельств это собрание было распродано лондонской фирмой «Стэнли Гиббоне» в 1939 г. на аукционе в Лондоне.
Первого апреля 1888 г. студент архитектурного отделения Академии художеств Карл Шмидт обратился в Международный союз филателистов (Дрезден) с просьбой о принятии его в члены. Через три недели он уже был принят в Союз. То, что он хотел собирать марки, было для него, которому сама судьба указала быть филателистом, как это однажды было изложено в предисловии к одной из его работ по филателии, само собой разумеющимся; то, что ему следовало начать со специального изучения земских марок, стало ему ясно еще в Москве, во время многомесячной архитектурно-строительной практики. В Москве он часто и охотно встречался со своим дядей Густавом Венигом, у которого когда-то было большое собрание земских марок с несколькими редкостями, и которое он к тому времени продал. Именно от дяди Шмидт, должно быть, унаследовал любовь к этому особому разделу коллекционирования - земским маркам. При посредстве дяди Шмидт поменял свою небольшую генеральную коллекцию марок всего мира на земские марки и начал заполнять ими альбом. А затем перешел к интенсивному коллекционированию. В тот период Карл Шмидт еще не принадлежал к избранному кругу членов Петербургской секции. Сразу же после того как он сдал экзамены и получил лицензию на занятие архитектурно-строительной деятельностью, архитектор Карл Шмидт обратился в Петербургскую секцию с просьбой о принятии его в члены и 4 ноября 1892 г. был принят в ее члены в ходе 157-го заседания секции. Лишь после того как в результате приобретения коллекций земских марок он довел до максимальной полноты свое собственное собрание, он обратился к маркам других стран. Шмидты состояли в родстве с семейством Фаберже. Карл приходился дядей будущему зодчему. В ГИА хранится копия свидетельства о рождении и крещении К. К. Шмидта, из которого следует, что Карл Михаил Эмилий Шмидт родился 9-го, а 24-го января 1867 г. был крещен в Евангелистской лютеранской церкви Св. Петра в Санкт-Петербурге. Родителями его были прусский подданный инженер Карл Фридрих Адольф Фердинанд фон Шмидт и его жена, Ольга-Елена Вениг. Восприемниками при крещении были доктор Михаил Альбрехт и Эмилия Агата Вениг, урожденная Фаберже, бабушка младенца. Эмилия Агата Фаберже - родная сестра Густава Фаберже и, следовательно, тетя Карла Густавовича Фаберже.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков Карл Шмидт располагал большой коллекцией, которую он держал во встроенном шкафу в своем доме в Павловске. Однажды этот шкаф взломали воры, однако коллекции, к счастью для их владельца, остались нетронутыми.
Возникновение и развитие общественных организаций обязательно связано с социальным и политическим реформированием общества. На каждом этапе со стороны властей (особенно верховной власти) и представителей элиты общества - наиболее ресурсных групп, идеологов трансформаций, проявляется либо инициатива создания общественных организаций, либо активная моральная (идейная и идеологическая) поддержка их создания и развития. Лидерами, а чаще всего и «рядовыми» деятелями общественных организаций в XIX в. были выходцы из интеллигенции (поначалу - элитной, к концу - и разночинной).
Институциональные сообщества филателистов - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Поскольку в рассматриваемом периоде собирание почтовых марок требовало взаимодействия и знаний, то агрегирование интересов, а именно: согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей, лежало в основе объединения частных коллекционеров-любителей в общества собирателей почтовых марок. Эта функция предполагает отбор не только наиболее стратегически значимых требований для деятельности создаваемых сообществ, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения.
Первые филателистические объединения или союзы возникли в США (1868), Великобритании (1869), Германии (1869), Франции (1874). В России первые общества собирателей почтовых марок были организованы в 1883 г. в Москве и Санкт-Петербурге. В 1910 г. было создано Российское общество филателистов, просуществовавшее до 1918 г. Это элитарное общество начала XX века. Членство в данном сообществе или аналогичных клубах считалось весьма престижным, и давало некоторые моральные привилегии участникам. Яркие представители Российского общества филателистов присутствуют на фотографии, сделанной в Санкт-Петербурге, в следующем порядке: сидит второй слева Агафон Карлович Фаберже, член Дома Фаберже, эксперт-геммолог, филателист; сидит третий справа Федор Львович Брейтфус - председатель общества в течение многих лет; справа от него - известный коллекционер Георгий Кирхнер; стоит второй слева в среднем ряду - Карл Карлович Шмидт, академик архитектуры, филателист, соавтор А. К. Фаберже по манускрипту по земским маркам, прерванному Первой мировой войной; справа от него Эвальд Эйхенталь, эстонский филателист; в третьем ряду третий справа Людвиг Линдбург, который имел лучшую финскую коллекцию раритетов и позднее переехал в Швецию.
Некоторые государства приходили на помощь коллекционерам: когда какая-нибудь вышедшая из употребления марка становилась редкой в продаже, почтовое ведомство отпечатывало со старых досок новое издание марок. Иногда случалось, что при недостатке марок известной ценности они заменялись марками другой ценности, с наложением соответственного штемпеля. Такие марки со штемпелями также высоко ценились коллекционерами. В свою очередь и коллекционеры иногда искусственно вызывали появление подобных марок, скупая все имеющееся в наличии количество обыкновенных марок. Ввиду высоких цен на редкие марки, появились в обращении фальшивые марки. Обнаружение подделок и дополнительных выпусков стало одной из задач филателистических обществ.
В конце XIX в. насчитывалось свыше 400 обществ филателистов, из которых большинство приходилось на Германию и Соединенные Штаты Америки. Представители немецких обществ собирались ежегодно с 1889 г. на съезды Philatelistentage (Общество филателистов). Филателистические общества устраивали регулярные выставки знаков почтовой оплаты. Первая такая выставка из частной коллекции состоялась в 1852 г. в Брюсселе, а затем в Дрездене (1870), Берлине (1870), Вене (1873 - первая международная), Париже (1878), Антверпене (1887 - международная), Нью-Йорке (1889). В 1890 г., по случаю 50-летия существования почтовой марки, их было три - в Вене, Магдебурге и Лондоне.
Культурологические и социально-экономические условия возникновения и развития коллекционирования знаков почтовой оплаты в XIX - начале XX века.
К концу XIX столетия практически все районы Российской империи были охвачены регулярной почтовой связью, а Россия превосходила многие развитые капиталистические страны по темпам экономического развития, концентрации производства и рабочей силы. Неудивительно, что увеличивалось количество состоятельных и образованных людей, стремящихся к интеллектуальному проведению свободного времени. На этом фоне получило развитие модное направление коллекционирования почтовых марок, торговлей которыми занимались тысячи людей; в крупных центрах существовали биржи и аукционы.
В процессе роста капиталистического производства и возникновения классового буржуазного общества, глубокие гуманистические идеи зарождались в умах прогрессивной интеллигенции и формировали интеллектуальное развитие российского общества.
Культурологические идеи в России XIX в. прослеживаются в творчестве великих русских писателей Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева и др. Русская литература XIX в. основывается на гуманистических идеалах, она ставит высшей ценностью человека, человеческую жизнь, осуждает бессмысленное насилие, показывает отвратительную картину смерти.
Ф. Достоевский в своих произведениях «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди» и др. показывает жизнь и страдания «маленького человека», осуждая несправедливое отношение. Достоевский считал, что наличие добра и зла в обществе зависит не от культурной политики государства, а от каждого человека в отдельности, поскольку каждый имеет возможность выбора поведения.
Л. Толстой проводит идею о необходимости и важности воспитания и образования подрастающего поколения, поскольку только через связь поколений достигается гармония в общественных отношениях. Особенно ярко это видно в романе «Война и мир».
В России в начале XX в. культурология представлена, главным образом, работами Н. Данилевского (1822-1885), Н. Бердяева.
Основной труд Данилевского - «Россия и Европа», где он раньше Шпенглера обосновал регрессивное движение Европы. По мнению Данилевского, история представляет собой смену десяти культурно-исторических типов. Каждый тип культуры, в свою очередь, проходит три этапа: этнографический, государственный, цивилизационный.
Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное, как «остывшая свобода» личного духа, это - отделившиеся от человека результаты личного творчества, а не выражение некоего безличного мирового разума. Социологическая концепция Бердяева представлена в работах «Философия неравенства», «Философия свободы», «Смысл творчества», где он подчеркивает, что культура по своей природе не демократична, она происходит от слова «культ», родилась в храме, следовательно, аристократична и иерархична. В этом Бердяев видит принципиальную разницу между культурой и цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в обществе, и требует для ее поддержания связи с природой. Цивилизация - это горизонтальные связи человека, а культура - вертикальные. По Бердяеву, культура проявляется:
• в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой - стремится сохранить индивидуальность;
• в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала;
• в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Представители научных кругов на основе естественнонаучного знания также предлагали много новых гуманистических подходов, среди которых особое место занимают исследования В. Вернадского, Л. Мечникова и др.
Популярным становится создание тематических сообществ, таких как: Общество поощрения художеств, Вольноэкономическое общество, общества филателистов, инженерные общества и др.
Именно в такой окружающей среде, в таком романтически-философском мире настоящего и будущего и происходило становление филателии как новой почтовой технологии и как нового направления коллекционирования в обширном перечне увлечений и хобби буржуазного класса россиян; в мире, который строил буржуазное общество и внедрял научно-технические достижения в производственные процессы. Мир, столкнувшийся с многочисленными открытиями в области технических наук, географии, гуманитарных наук и инженерии, был очарован почтовыми марками.
Так называемое доброе старое время, когда процветал дух эстетизма, а в приоритетах были мастерство и совершенство, закончилось холодной апрельской ночью, когда только что построенный атлантический гигант «Титаник» пошел ко дну. И с ним ко дну ушло не только полторы тысячи человек, но, возможно, и последняя утонченная эпоха в истории человечества. Остатки этой эпохи были уничтожены в 1914 г. взрывами гранат Первой мировой, и, когда в 1918 г. пушки умолкли, мир, поднявшийся из оставленных взрывами воронок, был уже совершенно другим. Беззаботное сияние прошлых времен погасло.
XIX век - это время утверждения капитализма в России. Процесс его развития начал осуществляться в первой половине столетия. С одной стороны, годы царствования Николая I с 1825 до 1855 расцениваются историками как «апогей самодержавия», с другой - новые социально-экономические процессы развивались в сфере промышленности и торговли. Рост промышленности и углубление хозяйственной специализации регионов страны позитивно повлияли на развитие внутреннего рынка, расширение внешнеторговых связей. Политика Николая I, с одной стороны, способствовала экономическому развитию страны, вплоть до поддержки капиталистического предпринимательства, с другой - стремилась законсервировать социальную структуру общества, стояла на страже феодально-крепостнических порядков.
Русская почта - одна из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании. Пройдя со времен своего зарождения ряд этапов, почта в России, начиная с XIX в., стала хорошо организованной разветвленной структурой. Особенно важны были изменения, произведенные Главным почтовым управлением после реформы 1830 г.: тогда была введена городская почта, осуществляющая доставку почтовых отправлений в городах; были введены новые формы содержания почтовых станций; производство почтовых операций было приведено к единообразию, и т. д. В 1834 г. между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров и сделать доставку почты более эффективной.
Правление Александра II (1855-1881) стало периодом, который связывают с «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. Важнейшим событием правления Александра Второго, за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г., отменившая крепостное право. В результате экономического развития в послереформенный период, особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении. Одновременно с другими капиталистическими странами, в России происходила вторая техническая революция, совпавшая с индустриализацией: ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств мира: Англии, Франции, США и Германии, и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства. В то же время политическая система «самодержавие» с его мощным бюрократическим аппаратом и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование государственно-монополистического капитализма. Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями, стала возможной централизация государственной власти, в т. ч. в деятельности министерств.
Крестьянская реформа 1861 г. и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 г. земства начали создавать собственные почты. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение, и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Земствам было позволено выпускать собственные почтовые марки, но только 121 уезд воспользовался данным правом. Земская почта достигла своего наибольшего развития в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях. В 1874 г. по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз.
Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III (1881-1894) характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов: Н.Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С.Ю.Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов: продукция металлургии в 1886-92 гг. удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 г. выросла почти на 50%. Все это повлияло на рост класса состоятельных чиновников, промышленников и технической интеллигенции, у которых появились свободные деньги, позволившие удовлетворить амбициозные стремления к украшению своего быта произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, создавать домашние библиотеки и коллекции.
В 1884 г. в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. Государственные почтовые коллекции и архивы были переданы Телеграфному музею в Санкт-Петербурге, после чего и музей стал называться Почтово-телеграфным. 1884 г. также считается годом основания Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, хранящейся с того самого времени в ЦМС имени А. С. Попова и насчитывающей около 8,5 млн. ед. хранения.
Последний русский император Николай II взошел на престол 20 октября 1894 г., после смерти своего отца, Александра III. В эти годы в управление государством нередко вмешивались представители царской фамилии, которая к началу XX в. значительно разрослась и насчитывала до 60 членов. Некоторые члены царской семьи Романовых, включая и самого Николая II, были коллекционерами почтовых марок. Николай Второй собирал подготовительный материал к изданию первой коммеморативной серии почтовых марок России, посвященной 300-летию правящей династии Романовых в 1913 г.
Правление Николая II ознаменовано, с одной стороны, экономическим развитием России, с другой - ростом социально-политических противоречий, революционного движения и революциями 1905-1907 и 1917 гг. Во внешней политике годы правления Николая II привели страну к экспансии на Дальнем Востоке, войне с Японией, а также участию России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II отрекся от престола в ходе Февральской революции 1917 г. На этом закончилось правление династии Романовых, формировавшее развитие России за более чем трехсотлетний период.
Позапрошлый, XIX в., подарил потомкам множество прекрасных произведений искусства и литературы, новых изобретений, технических решений и технологий, примеров патриотизма и мужества, новых стилей в зодчестве, новых открытий и увлечений; он подарил нам и почтовую марку.
Индустриализация и технический прогресс в XIX в. стали основными предпосылками для строительства капитализма и роста буржуазии, как нового класса состоятельных граждан, у которых появились свободные средства для новых увлечений, в том числе и коллекционирования почтовых марок.
Импульсом для становления филателии как нового направления коллекционирования были инновации в области развития техники печати и новые почтовые технологии, вызванные реформированием почтовой связи в XIX в.
В настоящее время такие понятия как почта, письмо, открытка, почтовая карточка, марка стали настолько обыденными, что мы и не задумываемся над их значением и происхождением, а просто пользуемся услугами почты.
Появление не только почты, но и скромной маленькой почтовой марки сыграло значительную роль в развитии земной цивилизации.
Почему же почтовая марка стала предметом самого массового коллекционирования?
Доступность почтовой марки для всех слоев населения определила чрезвычайную популярность их собирания, и как самого демократичного вида коллекционирования, и как одного из самых элитарных, в зависимости от вида и значения собираемого материала.
Мода на коллекционирование почтовых марок возникла за счет большой информативности этих маленьких символов государства; разнообразия их тематики, а также различного отношения к ним, во-первых, как к знакам почтовой оплаты, во-вторых, как к художественным образам графической миниатюры, в-третьих, как к историческим и географическим свидетельствам, а также как к денежным знакам.
На марке России каждый коллекционер найдет все то, что по разным причинам оказалось забытым и зачеркнутым. Разве не интересно вспоминать старые юбилеи, прежние названия городов, улиц, имена государственных деятелей, политиков, ученых, писателей, деятелей культуры, почему-то отодвинутых на обочину истории.
Сама филателия и ее концепция, как вида коллекционирования, непрерывно видоизменяются. Ключом к разгадке той удивительной жизненной силы, которой обладает филателия как хобби, а также свидетельством того, что за падением интереса со стороны коллекционеров всегда следует подъем, служат исторические исследования, интуиция коллекционеров и их способность к поискам нового.
Как руководитель музея, хранящего Государственную коллекцию знаков почтовой оплаты России, очень сожалею, что, во-первых, не все замыслы и желания великих коллекционеров, в т.ч., из династии Романовых, были воплощены в жизнь, и, во-вторых, их знаменитые коллекции не были переданы в Почтово-телеграфный музей России. Именно поэтому сегодня в Госколлекции отсутствуют многие раритеты группы «RRR» и «RRRR», в то время как лучшие исторические собрания почтовых марок и подготовительного материала к их выпуску по Российской империи и Российскому земству находятся на хранении в зарубежных национальных собраниях. Коллекция «Российское земство» Карла Шмидта хранится в Боннском Архиве национальной филателии (18 альбомов), там же хранятся в листах первые российские знаки почтовой оплаты. Эта коллекция была официально передана Шмидтом в дар Национальному Почтовому музею г. Берлина в 1939 г. Большая часть великолепной коллекции почтовых марок Агафона Фаберже «Российская империя» приобретена на различных аукционах Национальным Почтовым музеем США и хранится в Вашингтоне (22 альбома). Кроме того, много ценных материалов по Российской империи, РСФСР и земствам находятся в частных коллекциях. Это как раз те собрания, предметов из которых так не хватает в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты ЦМС имени A.C. Попова.
Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России, основанная в 1884 г., формируется Федеральным агентством связи в соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 320, и находится на хранении в ЦМС имени А. С. Попова. Госколлекция представляет собой огромное систематизированное собрание почтовых марок с момента их зарождения до наших дней, включая уникальные и редкие экземпляры, и подготовительного материала к их изданию в России. Пополнение и комплектование Госколлекции происходит ежегодно на основе договора с ИТЦ «Марка» и является устойчиво непрерывным. Кроме этого, коллекция содержит выпущенные почтовые марки всех стран-членов Всемирного почтового союза. Особое место в Госколлекции знаков почтовой оплаты ЦМС имени A.C. Попова занимает собрание по истории России и Российской государственности: Российская империя, русские почтовые администрации за границей, земская почта России, РСФСР, СССР, Российская Федерация.
ЦМС имени А. С. Попова при поддержке Федерального агентства связи стремится к восполнению исторических пробелов и надеется, что в будущем Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России станет эталонной. А все находящиеся за рубежом исторические ценности России будут постепенно возвращаться в свое Отечество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коллекционирование/Большая советская энциклопедия. Т. 12. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
2. Олещук Н. Марка - визитная карточка государства/Н. Олекщук Н., Илюшин А.//Почта России. - 2010. - № 2. - С. 60-63.
3. Большой филателистический словарь / Н.И. Владинец, Л.И.Ильичев, И.Я. Левитас и др.; под общ. ред. Н.И. Владинца и В. А. Якобса - M : Радио и связь, 1988.- 320 с.
4. Рахманов В. А. С.-Петербургские коллекционеры (Из воспоминаний старого коллекционера)//»Россика». - New York, 1955. - № 46-47.
5. Глейзер M. M. Воспоминания Ф. Л. Брейтфуса / История филателии в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. - М., 1989.
6. Sutton R.J., Anthony K.W. The Stamp Collector's Encyclopaedia.- 6th edn.-London: Stanley Paul, 1966. (англ.).
7. Панькина E.B. Филателистические издания дореволюционного Петербурга.-СПб.: РНБ.
8. Марки и Коллекционер/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона-В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
9. Neubauer H. G. Carl Schmidt 1866-1945. Biographie über den bekannten Semstwo-Sammler//Privatpost-Schriftenreihe.- 2001.- Nr. 29.- 56 с. (Перевод А. Дьяченко).
10. Его Императорское Величество Великий Князь Алексей Михайлович. 18 февраля 1895 г. //Марки: Журнал. - Киев, 1896 г. - № 1. - С. 5.
11. Фаберже О. А. Блестки. - М.: Россия, 1994. - 210 с.
12. Ометов Б. Дома Фаберже в С.-Петербурге/Г. фон Габсбург, М. Лопато. Фаберже-придворный ювелир. - Вашингтон-СПб.: Государственный Эрмитаж и Фонд искусства Фаберже, 1993. - С. 134.
13. World philately exhibition «Finlandia 88». Helsinki 1-12.6.1988- Bulletin 3 -Helsinki, 1988.-С. 66.
14. Советский коллекционер: Журнал.- 1931.- № 2 (со ссылкой на французский журнал «L'Echo de la Timbrologie» - «Эхо тимбрологии»).
15. Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов/Мунчаев Ш.М., Устинов В. М.- Москва, 1997. (Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений)
16. Шильдер Н.К. Царствование Императора Николая Первого / Приложение к журналу «Нива»: «XIX» век. - СПб: Изд-во А.Ф. Маркса, 1901.
17. Кожинов В. Россия. Век ХХ-й.- М., 2008.- С. 95-96.
18. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России - M 1964 -С. 317.
19. Гудзь-Марков A.B. История российской почты. 300 лет Московскому почтамту. 1711-2011.- М., 2011.
20. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. / М. Покровский, Н. Никольский и В. Сторожев. - М., 1911.- Т. 5.
21. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.- М.: Российская Энциклопедия, 1992.
Автор статьи: Бакаютова Людмила Николаевна, кандидат культурологии, директор ЦМС имени А.С. Попова (г. Санкт-Петербург)
Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.