Утраченные... Сохраненные...
Разумеется, как объект коллекционирования почтовая марка многогранна. И когда говорят, что она, в частности, является «документом эпохи», то в первую очередь вкладывают в это понятие, так сказать, историко-хронологический смысл. То есть подразумевают, что марка несет на себе «бремя лет», приобретая в наших глазах определенный шарм старины и антикварности, что она точно и конкретно отражает художественные тенденции своей поры, а также уровень развития полиграфии, и что она, наконец, в сюжете своего рисунка отображает исторические установки и общественно-политическое устройство страны, ее выпустившей.
Реже вспоминают, что само изображение на знаке почтовой оплаты может быть по сути уникальным. Речь идет о тех случаях, когда запечатленное на марках произведение искусства, архитектуры было по тем или иным причинам утрачено. И потому увидеть его удавалось, особенно в «доинтернетный период», только в книгах (как правило, весьма редких), только в архивных делах (тем более недоступных для большинства не специалистов), а также на почтовых марках и почтовых карточках (которые, напротив, общедоступны и хранятся во множестве коллекций). Потому и получается, что знак почтовой оплаты в ряду таких «свидетелей» — на важнейшем месте.
Первой отечественной почтовой маркой, несущей изображение «того, чего уже нет», стала миниатюра Российской империи 1904 г. из почтово-благотворительной серии «В пользу сирот воинов действующей армии» номиналом 3 + 3 коп. № 70 (здесь и далее номера по Государственному каталогу). На марке художник Е. Франк изобразил памятник В. А. Корнилову в Севастополе. Монумент был открыт на Малаховом кургане 5 октября 1895 г., авторы проекта — генерал-лейтенант А. А. Бильдерлинг и скульптор И. Н. Шредер. На высоком ступенчатом постаменте из диорита возвышались две фигуры — уже раненного Корнилова и моряка Петра Кошки. На постаменте приведены последние слова адмирала: «Отстаивайте же Севастополь!». Ниже надпись: «Генерал-адъютанту, вице-адмиралу В. А. Корнилову, смертельно раненному на этом месте 5 октября 1854 г.». Здесь же перечислены суда, которыми командовал Корнилов, и сражения, в которых он отличился. Общая высота памятника — 9,1 м, скульптура адмирала — 3 м. Кроме почтовой марки, монумент был запечатлен современниками на многочисленных фотографических почтовых карточках.
Однако в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили его: бронзовую часть вывезли, цоколь взорвали. И так получилось, что более сорока лет почтовая марка и почтовые карточки оставались основными и самыми доступными документами, представляющими облик погибшего памятника. Лишь к 200-летию Севастополя монумент был восстановлен. Новая скульптурная композиция практически повторила ту, что была уничтожена, в чем легко убедиться, сравнив фотографию с изображениями на марке и открытках. Памятник открыли 7 сентября 1983 г., в работе над ним участвовали скульптор М. К. Вронский и архитектор В. Г. Гнездилов.
Самым значительным памятником архитектуры, воспоминания о котором три четверти века хранили только альбомы коллекционеров, был Храм Христа Спасителя. История его хорошо известна, напомню лишь, что оригинал кафедрального собора Русской православной церкви был воздвигнут в память о воинах, павших в Отечественной войне 1812 г. и в Заграничных походах 1797-1806 и 1814-1815 гг., на стенах его начертаны имена погибших офицеров. Оригинал собора построен по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 г., освящен 26 мая 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции Москвы 5 декабря 1931 г. Заново отстроено неподалеку от прежнего места в 1994-1997 гг.
О строительстве Храма Христа Спасителя напоминают наградная медаль 1883 года «В память освящения Храма Христа Спасителя» с изображением архитектурного памятника и инициалами четырех императоров — Александра I, Николая I, Александра II и Александра III; и большая настольная медаль, отчеканенная по тому же поводу — на ней также изображен фасад храма и барельефы четырех императоров. О создании оригинала кафедрального собора рассказывают марка Российской Федерации 1994 г. № 167 с изображением памятника и портрета К. А. Тона, и блок РФ 2008 г. с маркой № 1240 с портретом Николая I, при котором началось строительство, на полях блока также — вид собора.
О том, как вписывался Храм Христа Спасителя в пейзаж «сорока сороков», рассказывает лист с оформленными полями из 10 марок РФ №№ 355-364 (1997 г., художник С. Беляев). Еще более точно эту тему раскрывают почтовые карточки с фотографиями и акварелями — их в свое время было издано в Российской империи множество.
В июне 1937 г. поступила в почтовое обращение серия «Архитектура новой Москвы», одна из миниатюр представила проект Дворца Советов (№ 474, в блоке — № 474А).
Также в 1941 г. проект появился в двух вариантах цвета и на двух маркированных односторонних иллюстрированных почтовых карточках (№№ 3-1, 3-2 по каталогу Г. М. Листова «Маркированные почтовые карточки СССР». - М., 1982) с 20-коп. маркой по рисунку миниатюры из Четвертого стандартного выпуска СССР. Если экспонаты филокартистских и нумизматических коллекций к тому времени повествовали об уже разрушенном храме, то эти марки и почтовые карточки рассказали о еще более грандиозном сооружении, которого на самом деле не существовало ни в момент выхода серии, ни в последующее время. Как коротко и конкретно сообщает Википедия, Дворец Советов в Москве — это неосуществленный грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е гг. (в том числе строительство — до 1941 г.) и в 1950-е гг.: предполагалось использовать его как административное здание, место сессий Верховного Совета СССР, как арену празднеств и т. п. Дворец Советов должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой, кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира — 100 этажей, высота 416,5 метров, объем — 7,5 млн м3 (три пирамиды Хеопса!), венчать здание должна была 100-метровая статуя Ленина. Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 г. на Первом съезде Советов С. М. Киров.
В качестве места для Дворца был отведен холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя. В конце 1920-х гг., несмотря на протесты ряда деятелей общественности, было принято решение о сносе храма и строительстве Дворца Советов на его месте. В основу проекта были положены разработки Б. М. Иофана. Идея использовать здание в качестве гигантского постамента для огромной статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Работу над статуей высотой 100 м и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Д. Меркурову (см. марку СССР 1981 г. № 5037), ранее украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина.
К 1939 г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и одной из сторон высотой до семи этажей. Для строительства дворца была разработана специальная марка стали — «ДС», самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а после оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны. В 1958-1960 гг. в фундаменте Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва». После распада СССР, в 1990-е гг. бассейн закрыли, а на его месте построили новый Храм Христа Спасителя, визуально повторяющий старый.
Память о взорванном соборе надежно хранят некоторые станции столичного метро. Так, например, мрамор пошел на облицовку станции метро «Кропоткинская» (даже везти далеко не пришлось!), а на станции «Новокузнецкая» можно отдохнуть на подлинных скамейках из Храма Христа Спасителя. Марки не показывают эти интерьеры, а вот на спичечных этикетках 1960-1970-х гг. они продемонстрированы во всей красе.
Не удостоился своей марки бассейн «Москва», однако на маркированных двусторонних художественных карточках того же периода он есть. Завершают подборку многочисленные ХМК с литерой «А» и односторонние иллюстрированные ПК с литерой «В», а также марка РФ 2012 г. № 1602 с изображением воссозданного храма и оттиски штемпелей СГ, отражающие важнейшие даты в его истории.
Следующим знаковым памятником архитектуры, облик которого сохранился, прежде всего, на почтовых марках, стал второй временный деревянный Мавзолей В. И. Ленина. Как известно, первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведен ко дню похорон вождя, 27 января 1924 г., имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Он простоял весьма недолго.
Во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 г. (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объему были пристроены с двух сторон трибуны. Сооружение, украшающее Красную площадь и ныне, было построено также по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов в 1929-1930 гг. Таким образом, второй Мавзолей простоял около пяти лет, и его запечатлела серия марок СССР №№ 144-147, изданная в 1925 г. в зубцовом и беззубцовом вариантах на разных сортах бумаги.
Монумент советской конституции — центральный по значению памятник ленинского плана монументальной пропаганды. Он представлял собой трехгранный 26-метровый обелиск (архитектор Д. П. Осипов) и статую «Свобода» (скульптор Н. А. Андреев). Был установлен на Советской (ныне — Тверской) площади Москвы в 1918-1919 гг. Именно этот монумент был изображен на советском гербе Москвы (1924-1993).
Памятник был изготовлен из недолговечных материалов и простоял чуть более двадцати лет. Кирпичный оштукатуренный обелиск и бетонная с мраморной крошкой статуя стали разрушаться, реставрацию решили не производить, — в апреле 1941 г. монумент взорвали, объяснив это несоответствием архитектурному облику площади.
Вид Монумента советской конституции долго хранил не только столичный герб — памятник был воспроизведен на фотооткрытках, на конфетных фантиках и на почтовых марках. В 1926 г. в обращение поступила серия из двух миниатюр номиналами 7 и 14 коп. (№№ 187,188), приуроченная к Международному конгрессу эсперантистов в Ленинграде. На обеих марках — московский монумент (художник серии В. Куприянов). А в 1927 г. на 7-копеечной марке была сделана надпечатка «8 коп.» (№ 250).
Не менее знаменит был в свое время «Рабочий со звездой» — скульптура на здании советского павильона на Международной выставке 1939 г. в Нью-Йорке. Автор скульптуры - В. А. Андреев, младший брат известного скульптора Н. А. Андреева. По мнению специалистов «Рабочий со звездой» напоминает одновременно известную статую Свободы французского скульптора Ф. О. Бартольди, стоящую на островке рядом с Нью-Йорком, и рабочего из более ранней композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», выполненную к предыдущей Всемирной выставке в Париже. Так же, как и композиция Мухиной, скульптура Вячеслава Андреева была сделана из нержавеющей стали. Всемирная выставка в Нью-Йорке открылась 20 апреля 1939 г., в первый же день ее посетили 200 тысяч человек. Павильон СССР не уступал в «монументализме» своему парижскому предшественнику. В конкурсе проектов для советского павильона победил Б. М. Иофан, затем в проектировании принимал также участие К. С. Алабян. После начала советско-финской войны отношения СССР с западными странами обострились, павильон вместе со скульптурой было решено вывезти из США, чтобы в дальнейшем смонтировать в столичном Парке культуры и отдыха им. Горького (ЦПКиО). С тех пор память об архитектурном шедевре и о венчавшем его «Рабочем со звездой» хранит серия из двух почтовых марок СССР 1939-1940 гг. №№ 586, 587 (художники Н. Терморуков и С. Поманский).
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.) представила успехи в восстановлении ослабленного Гражданской войной сельского хозяйства и активно пропагандировала советский уклад жизни, достижения сельскохозяйственной кооперации. Для ВСХВ была отведена территория пустыря, находившегося на месте нынешнего ЦПКиО. Строительство выставки началось осенью 1922 г. по генеральному плану, разработанному И. В. Жолтовским. Главным архитектором выставки был А. В. Щусев. Павильоны выставки были построены из дерева, кроме «Машиностроения», сооруженного из железобетона.
Выставка знаменита ныне и тем, что в честь нее 19 августа 1923 г. была выпущена серия почтовых марок в зубцовом и беззубцовом вариантах, считающихся первыми марками СССР (№№ 91-94). На миниатюре номиналом 7 рублей художник Г. Пашков изобразил общий вид выставки.
Ясно, что это коллаж из отдельных элементов разных павильонов. По фотографиям с выставки можно определить, что при создании марки были использованы архитектурные особенности таких павильонов, как «Госсельхозсклад», «Махорка» (архитектор К. С. Мельников), «Крым», «Дальний Восток».
Упоминавшаяся выше серия марок СССР «Архитектура новой Москвы» сохранила облик еще двух построек, которые известны совсем в ином воплощении. На марках номиналами 5 и 15 коп. - здание ТАСС такое, каким оно виделось в конце 1930-х гг. (№№ 469,471). По проекту архитектора И. А. Голосова это здание предполагалось построить в 20 этажей, однако замысел остался только на бумаге.
Другое известное сооружение — театр на площади Маяковского, ныне - концертный зал имени Петра Ильича Чайковского на Триумфальной площади. Его предполагавшийся облик запечатлен марками в 3 коп. и 10 коп. (№№ 468, 470). Здание планировалось завершить грандиозной башней со скульптурой наверху.
По историческим сведениям архитекторы А. В. Щусев, М. Г. Бархин и С. Е. Вахтангов, сын Е. Б. Вахтангова, успели к 1938 г. (дате ареста вдохновителя проекта В. Э. Мейерхольда) построить основной костяк здания. После закрытия театра Мейерхольда недостроенное здание было передано Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. Архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, возглавившие работу по перестройке здания, в целом сохранили прежнюю планировку.
В настоящем докладе обозначены общие контуры темы, которая на самом деле, благодаря почтовым маркам, цельным вещам и другим предметам коллекционирования, гораздо шире и многообразнее. Например, на марках есть изображение воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Царского Села (серия РФ 2004 г. №№ 945-948). Поскольку оригинал не найден, эти почтовые миниатюры могут служить полноценным материалом по теме «Утраченные... Сохраненные...».
В этом же ряду — потери современные. Так, уже только на марке СССР 1976 г. № 4342 сохранился вид разрушенного в декабре 2013 г. в Киеве памятника B.И. Ленину, находившегося на бульваре Шевченко с 1946 г. (скульптор C.Д. Меркуров); только на маркированной почтовой карточке сохранился вид памятника В. И. Ленину во Львове (скульптор С. Д. Меркуров, установлен в 1952 г., разрушен с санкции местной власти в сентябре 1990 г. и позднее переплавлен). На нескольких ХМК есть изображение не существующей уже гостиницы «Россия»; пока не определена судьба знаменитой Шуховской телебашни, изображение которой есть на марках СССР и России.
Перечень таких примеров к счастью для филателии и, к сожалению для нашей истории, можно продолжать и продолжать...
Автор статьи: Обухов Евгений Алексеевич, главный редактор журнала "Филателия", ФГУП Издатцентр "Марка" (г. Москва)
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.