Из истории почты Кронштадта

Для защиты строящегося на глазах у шведов Петербурга необходима была морская крепость. Создать такую крепость в Финском заливе Петр I решил на острове Котлин, где разместил в 1704 г. несколько артиллерийских батарей и построил в южном фарватере форт Кроншлот в виде трехэтажной башни с гарнизоном и орудиями. Крепость назвали Кронштадт. В июне 1705 г. шведская эскадра высадила десант, который был разбит и сброшен в море. Новых попыток захватить остров Котлин и прорваться к Петербургу шведы не предпринимали. Первую гавань построили в 1714 г. В 1923 г. началось строительство каналов и города. Появилась необходимость организации почтовой связи с Санкт-Петербургом, а также между Кронштадтом и странами, прилегающими к акватории Балтийского и Северного морей.

В 1724 г. по договору между Россией и Пруссией было установлено морское почтовое сообщение Кронштадт-Любек. Для перевозок использовались два фрегата - «Святой Яков» и «Принц Александр», переоборудованные в почтовые суда — пакетботы.

Наиболее раннее почтовое отправление из Кронштадта, встреченное автором, датируется 1753 г. Это письмо в Ревель «доштемпельного периода», так как клеймение почтовых отправлений штемпелями в России началось с 1765 г.

Самое раннее почтовое отправление из Кронштадта в Ревель

О наличии в Кронштадте почтового учреждения известно с 1863 г. Первоначально была только одна почтовая, позже почтово-телеграфная контора (Кронштадт № 1). Вторая почтово-телеграфная контора (Кронштадт № 2) была открыта только в начале XX в. на территории Кронштадтского порта.

Наиболее ранний однострочный штемпель «КРОНШТАТЪ» без рамки известен на письме 1807 г. М. А. Добин в своей монографии «Почтовые штемпеля Российской империи» приводит три типа таких штемпелей.

В двадцатых-сороковых годах XIX в. употреблялись календарные штемпеля в виде двойного круга со сменной датой внутри второго круга, а также двухстрочные штемпеля с датой отправления в нижней строке.

Круглые календарные штемпели из Кронштадта

Написание слова «Кронштадт» изменялось в штемпелях разных, а порой одних и тех же годов.

В конце сороковых и в пятидесятые годы Кронштадтская почтовая контора использовала двухстрочные календарные штемпеля в прямоугольной рамке.

Двухстрочные прямоугольные календарные штемпели из Кронштадта

С середины тридцатых и в сороковые годы того же XIX в. корреспонденцию, отправляемую на судах, гасили календарным трехстрочным штемпелем со словом «ПАРАХОД» во второй строчке. Этих почтовых отправлений сохранилось очень мало.

В 1856 г. для перевозки пассажиров и почты была открыта пароходная линия Штеттин - Кронштадт. Перевозки осуществляли пароходы «Прусский Орел» и «Владимир». На письмах, отправляемых на этих судах, писали название судна. Марками письма не франкировались. В России марки введены в обращение еще не были, и проще было взимать стоимость пересылки деньгами.

Объявление об открытии пароходной линии Штеттин - Кронштадт

На иностранную корреспонденцию, пересылаемую в Россию через Кронштадт и из Санкт-Петербурга через Кронштадт за границу, транзитный штемпель Кронштадта ставился только при отсутствии штемпеля места отправления. Для отправления и приема внутренней и заграничной корреспонденции использовались одни и те же штемпеля.

Почтовые марки, введенные в России в 1858 г., в Кронштадтской почтовой конторе гасились домарочным штемпелем с цифрой «3».

Домарочный почтовый штемпель с цифрой «3»

Точечный штемпель использовался с середины 1858 по 1863 гг., а затем был заменен круглыми календарными штемпелями в виде одинарного круга с различными по рисовке виньетками под датой внутри круга.

Подобные штемпеля Кронштадтской почтовой конторы использовались до конца 80-х гг. Разновидностью круглого одинарного штемпеля был штемпель 1877 г. без виньетки под датой.

В 1881 г. был введен и использовался до конца 80-х гг. штемпель в виде одинарного круга с почтовыми рожками под датой и цифрами «1» или «2» по сторонам от календарной даты.

Нужно отметить также, что летом 1881 и 1882 гг. использовались круглые одинарные пароходные штемпеля без календарной даты и надписью внутри круга «съ пароходомъ изъ Кронштадта».

Пароходный штемпель «С пароходом из Кронштадта»

В 1891 г. были введены и использовались до 1897 г. круглые одинарные календарные штемпеля с указанием принадлежности Кронштадта к Санкт-Петербургской губернии и преобразованием почтовой конторы в почтово-телеграфную контору. На штемпеле внутри круга надпись «КРОНШТАДТЪ СПБУРГ.Г, ПОЧТ. ТЕЛ. КОНТ.» и цифры «4» или «5» справа и слева от календарной даты.

В описанные штемпеля в 1901 г. ввели коррективу в написание календарной даты - «крестовидную» форму и обозначение месяца римской цифрой. Справа и слева от даты цифры «9» или «10». Эти штемпеля встречаются на почтовых отправлениях до 1904 г.

Почтовые календарные штемпеля круглой формы из Кронштадта   Календарные почтовые штемпеля круглой формы из Кронштадта

Впервые «крестовидную» форму обозначения календарной даты с обозначением месяца римской цифрой ввели в круглый штемпель почтово-телеграфной конторы Кронштадта с указанием номера конторы в 1897 г.: «КРОНШТАДТЪ № 1 СПБУРГ.Г., ПОЧТ ТЕЛ. КОНТ». Справа и слева от даты цифры «1», «3», «4» или «5». Использовались эти штемпеля до 1903 г.

В 1893 г. в России было введено в обращение закрытое письмо в память о посещении французской эскадрой Кронштадта в 1891 г. и русской эскадрой Тулона в 1893 г.

Закрытое письмо в память о посещении Кронштадта французской эскадрой

В том же году памятные почтовые карточки, посвященные этим событиям, были выпущены во Франции.

Почтовая карточка в память о посещении Кронштадта французской эскадрой

В июле 1897 г. в Кронштадт пришла германская эскадра, на флагманском корабле которой прибыли император Вильгельм II и императрица Августа-Виктория для встречи с российским императором Николаем П. Визит продолжался с 26 по 30 июля. Почта России и Германии никаких сувениров по этому поводу не выпустила. Поэтому очень интересной свидетельницей события является почтовая карточка, отправленная из Ревеля в Кронштадт, адресованная моряку на крейсер «Вюртемберг» и пришедшая в Кронштадт 25 июля 1897 г.

Почтовая карточка Ревель - Кронштадт, адресованная моряку на крейсере «Вюртемберг»

В августе 1897 г., следом за визитом германского императора, в Кронштадт на военном корабле прибыл президент Франции Феликс Фор. Этому событию французская почта посвятила почтовые карточки.

Почтовая карточка в честь визита президента Франции Фора в Кронштадт

В 1904 г. Кронштадтская почтово-телеграфная контора стала применять новый тип штемпелей в виде двойного круга разного диаметра с надписью между кругами «КРОНШТАДТЪ № 1», двумя звездочками и буквами от «а» до «м». Штемпеля этого типа применялись до 1928 г., но в 1925 г. в связи с введением новой орфографии на используемых штемпелях был срезан твердый знак «ъ».

Почтовые штемпели Кронштадта нового типа - с двойным кругом

В 1910 г. Кронштадтская почтово-телеграфная контора стала использовать еще один вид почтового штемпеля несколько меньшего диаметра в виде двойного круга с надписью между кругами «КРОНШТАДТЪ № 1 С. П. Б.», буквой (литерой) «г» и двумя звездочками. На почтовых отправлениях штемпеля названного вида встречаются до середины 1918 г.

На корреспонденцию в Великобританию, Германию, Швецию и другие страны ставились цветные штемпеля.

Письмо Кронштадт - Великобритания с почтовым штемпелем

Интересной свидетельницей похода второй русской эскадры под командованием адмирала З.П. Рожественского к берегам Японии в 1905 г. является почтовая карточка, отправленная с острова Мадагаскар в Кронштадт, с мастичной печатью Морского штаба.

Почтовая карточка Мадагаскар - Кронштадт с печатью Морского штаба

В 1909 г. на территории Кронштадтского порта, как говорилось ранее, открылась вторая почтово-телеграфная контора, которая также стала использовать почтовый штемпель в виде двойного круга с надписью между кругами «КРОНШТАДТЪ № 2», буквами «а», «б», «в» и двумя звездочками.

Заказная корреспонденция Кронштадской почтовой конторой стала приниматься как и во всей стране, в 1872 г.

Первоначально на почтовом отправлении от руки писалось слово «Заказное», проставлялся его порядковый номер, и взималась плата по тарифу плюс весовой сбор. Марки в оплату за стоимость почтового отправления могли наклеиваться на лицевую или оборотную сторону и гасились календарным штемпелем.

Заказное письмо из Кронштадта с почтовым штемпелем

Позже, с 1897 г., стали ставить штамп «Заказное», а затем (с 1900 г.), наклеивать заказной ярлык. Заказные ярлыки первого типа были белого цвета с названием почтовой конторы и имели порядковый номер.

Заказное письмо с наклеенным заказным ярлыком

Заказные ярлыки второго типа были двухцветными: квадратная рамка и буква «3» (слева) - красные, а порядковый номер и название почтовой конторы печатались черным цветом. Таким же образом выглядели и заказные ярлыки для корреспонденции за границу, но вместо буквы «3» красной краской печаталась латинская буква «Я», а название почтовой конторы и значок «№» - черной. Рамка была также красной, порядковый же номер отправления писался от руки.

Заказное письмо из Кронштадта с ярлыком нового типа

Нужно отметить, что оттенки красного цвета, которым печатались рамка и буква «Я» заказного ярлыка для почтово-телеграфных контор № 1 и № 2, были разными.

Заказное письмо с наклеенным ярлыком

Заказные ярлыки для внутренней корреспонденции почтово-телеграфных контор № 1 и № 2 также отличались разными размерами рамки, шрифтом и текстом.

Страховые и ценные письма запечатывались сургучными печатями.

Ценное письмо из Кронштадта с сургучными печатями

Как и во всех почтовых, почтово-телеграфных конторах и отделениях Российской империи, на почтовые отправления неоплаченные или недостаточно оплаченные почтовыми марками, в Кронштадтской почтово-телеграфной конторе ставился небольшой изломанного овала штемпель с надписью «ДОПЛАТИТЬ, КРОНШТАДТ» и овальный штемпель большего размера с надписью «ДОПЛАТИТЬ, КРОНШТАДТ № 1». И в первом и во втором случае размер доплаты ставился от руки карандашом или пером в виде одной цифры или цифры и буквы «к» (коп.). Доплатные штемпеля «Кронштадт № 2» автором не встречены.

Доплатный штемпель «Доплатить» из Кронштадта

Для бесплатной пересылки казенных и воинских почтовых отправлений использовались круглые мастичные печати с различными текстами и рисунками. В Кронштадте с началом Первой мировой войны и до середины 1915 г. они особенно многочисленны и разнообразны. Автору известно более 35 различных видов мастичных печатей.

Почтовые штемпеля «Школы Юнгов» и крейсера «Олег»

Во время Первой мировой войны после введения военной цензуры для почтовых отправлений при учреждениях почты в воинских частях и подразделениях были введены штампы военной цензуры, свидетельствующие об их просмотре. В Кронштадте они наряду с мастичными печатями для бесплатной пересылки также очень многочисленны и отличаются большим разнообразием.

Почтовые штампы военной цензуры

Унификация штампов военной цензуры при почтовых учреждениях началась с середины 1915 г. Эти штампы круглые или строчные в прямоугольной рамке и отличаются номером цензора от 1 до 40.

С 1918 г. военная цензура почтовых отправлений была отменена.

В связи с войной еще одним новшеством в истории почты России являлось введение во многих почтовых конторах Империи «немых» штемпелей без указания места отправки корреспонденции. Такой штемпель был введен и почтовой конторой Кронштадта.

Почтовая карточка из Кронштадта с «немым» штемпелем без указания места отправления

Определенный интерес представляет письмо из Петербурга в Кронштадт на имя А.С. Попова относительно участия во Всемирной выставке в Париже 1900 г. с крестообразным штемпелем Кронштадта.

Письмо А.С. Попову с крестообразным штемпелем Кронштадта

Автор статьи: Брюн Ипполит Сергеевич, Почетный член Общества филателистов (г. Санкт-Петербург)

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение