Новое время - новые символы. К истории первого выпуска советских почтовых марок (1917-1918)
«Искусство марки несет на себе ясную печать смены художественных стилей и изменения вкусов, следы различных художественных веянии, представляющих наиболее широко распространенные, господствующие тенденции искусства...»
В. Я. Бродский
Почтовая марка, являясь своеобразным видом миниатюрной графики, ориентированным на обращение к самой массовой аудитории, приобретает особое значение для внедрения в общественное сознание новых символов в переломные моменты жизни государства.
После Февральской революции 1917 г., всколыхнувшей все слои российского общества, страна жила в ожидании перемен во всех сферах жизни. Даже такое, казалось бы, достаточно консервативное сообщество, как «филателистическая общественность», не осталось равнодушным к веяниям времени, характерные настроения которого нашли отражение в статье с символичным названием «Новая эра», опубликованной в издававшемся в Петрограде под редакцией Э. Эйхенталя журнале «Филателiя»:
«Среди русских филателистов совершенно естественно возник вопрос о том, какое влияние будет иметь революция в филателистическом отношении, и останутся ли в обращении марки с изображением императоров и государственного орла...
Нам, русским филателистам желательно иметь в нашем альбоме памятку о великих событиях, а также общественное мнение требует изменения. Что за смысл допускать в обращение марки с изображением Романовской династии, после того, что последний царственный самодержец таковой арестован? Что за смысл допускать в обращение марки с государственным орлом, увенчанным императорской короной? На всех правительственных изданиях, аптеках и магазинах придворных поставщиков убраны государственные гербы, а между тем изображение таковых рассылается на марках в миллионах по всей России и во все страны света».
Оставив на совести авторов тот факт, что великие события истории служат для них лишь поводом пополнить свои альбомы, забегая вперед, замечу, что марки с царскими гербами допечатывались и после революции, а их почтовое использование продолжалось вплоть до 31 марта 1923 г. И далее цитирую: «Наш идеал: Революционная серия. Выпуск серии марок ознаменовавшей Великия События с изображением Здания Государственной Думы, Эпизоды Революции, Подвиги Героев Войны и пр. привлек бы не малый доход в кассы почтового ведомства».
Временное правительство, надо сказать, уделяло вопросу создания новой символики значительное внимание. Уже в марте 1917 г. по инициативе Максима Горького было создано Особое совещание по делам искусств, к работе в котором были привлечены известные художники А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих. Оно курировало работу по созданию рисунков для новых атрибутов власти.
Образец государственной печати с новым гербом был утвержден уже 21 марта 1917 г., к маю были напечатаны новые кредитные билеты, а летом 1917 г. Министерство почт и телеграфов объявило конкурс на рисунок новой почтовой марки. В качестве членов жюри были приглашены художники А. Н. Бенуа и С. П. Яремич. Процитируем еще раз журнал «Филателiя»:
«В иностранных марочных журналах много пишут о предстоящем выпуске новых марок и выражают надежду, что известные русские художники, работавшие над созданием Романовской серии, и в данном случае поработают над рисунками соответственных памятных марок.
Большой английский журнал напечатал большую статью с описанием экспедиции Государственных бумаг, в котором типография ея описывается, как одна из лучших в мире, причем составитель статьи уверен, что в виду того, что Свободная Россия приступает к изданию своей первой марочной серии, это художественное учреждение издаст что-нибудь очаровательное».
В самом деле, к участию в конкурсе были привлечены известнейшие художники: Билибин, Зарриньш, Нарбут, Чехонин. Двое из них — Билибин и Зарриньш — действительно работали над созданием «Романовской серии».
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) в особом представлении не нуждается. Выдающийся живописец, график, исследователь и педагог, член объединения «Мир искусства», он создал неповторимую декоративно-графическую орнаментальную манеру, основанную на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства. Билибин плодотворно работал как театральный художник, участвуя в антрепризных спектаклях Дягилева, но в первую очередь он прославился блистательными иллюстрациями к русским народным сказкам. В искусстве марочной миниатюры Билибин также оставил свой след: для изданной в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых юбилейной серии марок он создал рисунки к шести маркам, среди которых портреты первых представителей династии Романовых на троне — царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, выполненных в особом «билибинском» стиле.
Билибин представил на конкурс рисунок с изображением герба Временного правительства. История его создания такова. Уже упоминавшееся выше Особое совещание по делам искусств совместно с комиссией при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов в марте 1917 г. поручило художнику И. Я. Билибину и известному геральдисту В. К. Лукомскому подготовку нового герба для государственной печати. Билибин должен был создать рисунок герба, а Лукомский — дать его научно-историческое обоснование. Временное правительство с одной стороны хотело дистанцироваться от непопулярного самодержавия, а с другой — сохранить историческую преемственность государственного управления в России. Лукомский доказал, что двуглавый орел является символом не самодержавия, а России, так как у дома Романовых существовал собственный герб. Билибин взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла с великокняжеской печати Ивана III, известное с 1497 г. Это было первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России. Именно этот орел, за отсутствие регалий и опущенные крылья прозванный в народе «мокрой курицей», и стал гербом Временного правительства. Билибин решил использовать изображение двуглавого орла и для почтовой марки. Великолепный оригинальный рисунок Билибина на паспарту с подписью автора хранится в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты.
Изображение двуглавого орла представлено также на конкурсном рисунке Сергея Чехонина. Сергей Владимирович Чехонин (1878-1936), представитель русского модерна, виртуоз декоративного дизайна, основоположник «советского ампира» относился ко второму, «младшему» поколению объединения «Мир искусства». Он был одним из лучших в России мастеров орнамента, работал в области книжной графики и художественной керамики, создав эталоны «агитационного фарфора». Помимо нескольких проектов почтовых марок, он создал проекты банкнот, монет и герба РСФСР. Именно ему принадлежит эмблема в виде серпа и молота, созданная им для печати Совнаркома в 1918 г. и использованная впоследствии для герба и РСФСР, и СССР.
Сходство между «билибинским» и «чехонинским» орлами ограничивается выбором сюжета. Если первый орел выполнен в особой «билибинской» манере, уходящей своими корнями к русскому лубку, то рисунок Чехонина отличает особая элегантность, виртуозность рисунка, характерная для русского ампира.
Наибольшее количество проектов было представлено на конкурс Рихардом Зарриньшем, и это не удивительно, ведь он был крупнейшим специалистом марочной графики того времени. Рихард Германович Зарриньш (1869-1939), наверное, менее остальных известен широкому кругу читателей. Однако для людей, знакомых с историей знаков почтовой оплаты или денежных знаков, это имя является культовым. Вся профессиональная деятельность Зарриныша связана с Экспедицией заготовления государственных бумаг, где он, начав с должности помощника техника, к 1912 г. стал заведующим художественного отдела. Считается, что Зарриньш был автором знаменитых российских банкнот «катеньки» и «петруши». Именно он создал для Временного правительства кредитный билет достоинством 250 рублей. Что касается почтовой миниатюры, то его вклад в развитие отечественной марочной графики бесценен. Первой работой Зарриньша в этой области было создание трех из четырех марок первой тематической серии отечественной почты — благотворительного выпуска 1905 г. Для «Романовской серии» он создал, так же как и Билибин, шесть высокохудожественных миниатюр. Большинство стандартных марок России выпуска 1909-1917 гг. также были изготовлены по рисункам Зарриньша. Им же были созданы рисунки всех четырех благотворительных марок 1914 г. И, как мы увидим дальше, он стал автором первой почтовой марки Советской России. В 1919 г. Зарриньш уехал на родину, в Латвию, где продолжал работать над созданием почтовой миниатюры, денежных знаков и других художественных типографских изданий. В то же время в Советской России продолжали выходить марки с его рисунками. В последний раз эскизы орнаментальных рамок Зарриньша были использованы уже в Советском Союзе в 1925 г. для выпуска траурных марок к первой годовщине со дня смерти Ленина.
На конкурс Зарриньш представил три миниатюры. Их объединяет характерная для творческой манеры этого художника прямоугольная орнаментальная рамка с геометрическим рисунком и начертание цифр номинала. Общим элементом всех рисунков является и фон в виде взошедшего солнца с волнистыми лучами, как символа нового мира.
Первый проект изображал две руки в момент рукопожатия, помещенные в овал в центре марки, окаймленный лентой с надписью «Въ единении сила». Второй и третий рисунки были заключены в одинаковые орнаментальные рамки и внизу рамки имели надпись «1 мартъ 1917» — дата образования Временного правительства. На одном из них был изображен витязь в шлеме и с мечом, попирающий побежденного дракона, на другом — рука, сжимающая поднятый вверх меч, окаймленная лентой с надписью «Да здравствует свобода». Именно этому проекту было уготовано большое будущее.
Для почтовых миниатюр сюжет этого рисунка не является новым. Например, марка с изображением руки, сжимающей меч, созданная по рисунку Огюста Сезанна, была выпущена в 1911 г. в Италии к 50-летию королевства. У Рихарда Зарриньша имелись и личные воспоминания, связанные с этим сюжетом. Художник родился в имении Киегели в Лифляндской губернии, недалеко от Вендена (ныне город Цесис). На гербе Вендена изображен стоящий на городской стене воин в латах, сжимающий в поднятой руке меч. В Венденском уезде с 1863 по 1903 г. существовала уездная почта, печатавшая свои марки для внутреннего почтового обращения. Начиная с 1872 г. на марках Вендена появилось изображение элемента венденского герба, а именно — поднятой вверх руки, сжимающей меч. Возможно, детские впечатления натолкнули художника на создание запоминающегося образа.
Знакомство с представленными проектами дает нам возможность сделать вывод, что уже первый постреволюционный конкурс выявил новые тенденции в искусстве почтовой миниатюры. Характерными чертами многих проектов является аллегоричность и насыщенность рисунка символикой. Почтовые марки, выпускавшиеся в Российской империи на протяжении 60 лет, отличались, при достаточно высокой технике их изготовления, предметностью изображения и скудостью сюжетного разнообразия.
Итак, победителем конкурса был признан проект Рихарда Зарриньша «Рука с мечом». В процессе доработки рисунок марки претерпел некоторые изменения, добавившие сюжету динамику и усилившие революционный пафос изображения. Рука с мечом на новом рисунке не поднята вверх, а опущена, чтобы мощным ударом разрубить цепь рабства. Кроме того, прямоугольная рамка заменена на овал, цифры номинала перекочевали вниз марки, а слово «почта» заменило название страны «Россiя», окруженное декоративными элементами. Гравировал рисунок Перикл Ксидиас, также принимавший участие в подготовке нескольких марок «Романовской серии».
Именно в таком виде «Рука с мечом» увидела свет. А вот о том, когда и как это произошло, на протяжении многих лет ведутся ожесточенные споры. Ни один из отечественных выпусков почтовых марок не может похвастаться таким количеством полемических публикаций в филателистической литературе, и до сих пор в истории этой марки открываются неизвестные раньше факты.
Дело в том, что с начала 20-х гг. с легкой руки Уполномоченного ВЦИК по филателии и бонам Ф. Г. Чучина, автора первых советских марочных каталогов, «Рука с мечом» долгое время считалась «выпуском Керенского» и именно под таким названием включалась в последующие издания каталогов, вплоть до 1958 г. Журнал «Советская филателия», выходивший в Петрограде под редакцией Чучина, писал в 1922 г.: «Первыми советскими почтовыми марками следует считать марки, выпущенные в августе 1921 года, так как марки, выпущенные ранее, в 35 и 70 коп. (меч, разрубающий цепь), хотя они и появились в 1918 году, заготовлены были еще при Временном Правительстве и, если можно так выразится, перешли по наследству к Советской Власти, — так что наименование их в последнем каталоге Зенфа — "Kerenski Ausgabe" — более соответствует действительности».
В дальнейшем усилия ряда филателистов-исследователей привели к тому, что этот выпуск был признан «Первым революционным выпуском РСФСР». Они не без основания утверждали, что две марки с рисунком «Рука с мечом» номиналами 35 и 70 копеек были выпущены в почтовое обращение специальным постановлением Наркомата почт и телеграфов только 25 октября (7 ноября) 1918 г., к первой годовщине Октябрьской революции.
Совсем недавно, в 2006 г., исследователь знаков почтовой оплаты Л. Г. Ратнер обнаружил в архивных документах неопровержимые доказательства того, что после победы проекта Зарриньша на конкурсе Министерство почт и телеграфов Временного правительства направило в ЭЗГБ заказ на изготовление двух марок номиналами 35 и 70 копеек «по новым образцам». Как пишет Ратнер: «Дату утверждения образцов новых марок найти не удалось, но заявки на изготовление тиражей марок могли подаваться только после согласования и утверждения их проектов».
Согласно обнаруженным документам, часть тиража 35-копеечной марки была отпечатана в ЭЗГБ до октября 1917 г., то есть при Временном правительстве. Для выпуска марок в почтовое обращение на тот момент не хватало только одного — подписи министра Почт и телеграфов, без чего выпуск не мог быть осуществлен.
В Государственной коллекции знаков почтовой оплаты хранится уникальный исторический документ. Это фотокопия картонки с наклеенными на нее пятью проектами марки с изображением руки с мечом, отличающимися друг от друга номиналом, цветом, начертанием букв и цифр, дизайном декоративной рамки и наличием меловой сетки.
Четыре проекта перечеркнуты крест-накрест, а один снабжен резолюцией Народного комиссара почт и телеграфов Н. П. Авилова-Глебова: «Утверждаю. Нар. Ком. Н. Авилов». Это проект марки номиналом 15 коп., соответствующий действующему тарифу на пересылку простых писем. Дата резолюции отсутствует, но с уверенностью можно сказать, что это ноябрь-декабрь 1917 г., так как Авилов-Глебов занимал пост наркома почт и телеграфов с 8 ноября по 23 декабря 1917 г.
Скорее всего, проекты зарриньшевских марок были подготовлены для утверждения незадолго до революции и не успели попасть на стол к министру Почт и телеграфов. Как пишет неоднократно цитированный нами журнал «Филателiя»: «Не правда-ли — обидно, что большевики не подождали 3-4 дня с переворотом, приказ был бы подписан министром Никитиным, и выпуск марок был бы обеспечен».
Распоряжения пришедшего на смену А. М. Никитину наркома Н. П. Авилова-Глебова бойкотировались служащими почтового ведомства. Таким образом подготовленные к выпуску и частично отпечатанные при Временном правительстве марки не попали в почтовое обращение.
Наличие в Госколлекции фотокопии, а не подлинной картонки с проектами объясняется тем, что видный большевик, первый нарком почт и телеграфов Николай Павлович Авилов-Глебов, занимавший в дальнейшем разные посты в советских учреждениях, в 1937-м г. был приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. После приведения приговора в исполнение картонка с его автографом была уничтожена, но, к счастью, пять проектов были аккуратнейшим образом сняты с картонки и сохранены в музейных фондах вместе с фотокопией.
Итак, отпечатанный тираж «руки с мечом» лежал на складе ЭЗГБ, а в постреволюционной России продолжали курсировать и допечатываться марки с изображением герба Российской империи, так раздражавшего «прогрессивных филателистов». В начале 1918 г. правительство Советской России инициировало подготовку к выпуску почтовых марок с новыми, соответствующими новому времени рисунками. По заказу почтового ведомства отдел изобразительных искусств Наркомата просвещения объявил конкурс на рисунки первых советских почтовых марок. Среди конкурсных рисунков, отличающихся новизной художественных решений и богатством сюжетов, Коллегия Наркомпроса, возглавляемая А. В. Луначарским, выделила проекты, выполненные выдающимися художниками Натаном Альтаманом и Сергеем Чехониным.
С. Н. Чехонин на этот раз предложил два проекта, выполненных в совершенно новой художественной манере, ломающей все прежние представления о марочной графике.
Натан Исаевич Альтман (1889-1970), художник-авангардист, скульптор и театральный художник, автор знаменитого портрета Анны Ахматовой, представил четыре рисунка, выполненных в супрематической манере. На них были изображены совершенно новые для марочной графики сюжеты-символы рабочего и крестьянского труда — молот с наковальней, серп, борона, плуг и др. Все вышеперечисленные проекты были снабжены надписью «Республика Россия».
Отобранные компетентным жюри рисунки в полной мере демонстрировали все признаки революционного искусства, как в выборе сюжетов, так и в исполнительской манере. Как пишет художник и искусствовед В. Я. Бродский: «В этих проектах марок намечался новый тип художественного решения, решительно отходящий от старых стандартов».
Альтман и Чехонин не случайно оказались победителями конкурса. В то время оба художника возглавляли революционные преобразования, происходящие в изобразительном искусстве. Натан Альтман в 1918 г. заведовал секцией художественных работ Отдела изобразительных искусств в Петрограде, а Сергей Чехонин был руководителем художественной части Государственного фарфорового завода и ювелирной мастерской в бывшем училище барона Штиглица. Оба входили в Петербургскую коллегию по делам искусств и художественной промышленности — первый советский художественный совещательный орган, созданный в январе 1918 г. Как писал нарком просвещения А. В. Луначарский в письме наркому почт и телеграфов в марте 1918 г.: «Ныне лишь этому учреждению принадлежит право окончательного разрешения на выполнение тех или иных работ художественного характера для потребностей правительственных учреждений; к категории таких работ принадлежит и изготовление почтовых марок, на которых могут быть помещены лишь рисунки, одобренные означенной коллегией». Далее Луначарский заявляет, что: «...почтовые марки с рисунком, изображающим руку с мечом, разрубающим цепь, не могут быть заготовлены почтовым ведомством, так как означенный рисунок признан вышеуказанной коллегией не отвечающим художественным требованиям», а затем прямо назвал их «заведомо антихудожественными».
Но у Наркомата почт и телеграфов были свои взгляды на то, что художественно, а что нет.
6 июня 1918 г. А. В. Луначарский писал В. И. Ленину: «Дорогой Владимир Ильич. Почтовое ведомство заказало нашим художникам проект почтовых марок с надписью «Республика Россия». Нынче эти проекты представлены и, конечно, всякий художник найдет их вполне удовлетворительными. Однако возникло недоразумение. Почтовое ведомство потребовало заменения слова «Республика» словом «Социалистическая». Такое удлинение слова совершенно разрушает симметрию рисунка и вынуждает художника делать работу вновь.
В настоящее время мы получили бумагу от комиссара почт и телеграфов, в которой эта переделка категорически требуется от Вашего имени».
Это была явная придирка, и хотя после переговоров между двумя ведомствами при посредничестве В. И. Ленина было принято компромиссное решение о замене слова «Республика» на слово «Советская», как более короткого и не разрушающего композицию рисунка, интересно заметить, что эта переписка велась в июне 1918 г., а еще 22 мая комиссаром почт и телеграфов В. Н. Подбельским были утверждены к выпуску проекты марок с рисунком Зарриньша «Рука с мечом» номиналами 35 и 70 копеек.
Определенный консерватизм, свойственный почтовому ведомству Российской империи, видимо, перешел по наследству и новому руководящему органу. В. Я. Бродский замечает по этому поводу: «Следует предположить, что новизна и оригинальность рисунка премированных на конкурсе образцов, видимо, не пришлась по вкусу руководящим работникам почтового ведомства, в противоположность мнению одобрившей эти проекты коллегии, возглавляемой А. В. Луначарским. Кроме того, у Наркомпочтеля имелась уже подготовленная к печати серия марок, которая была в 1917 году гравирована П. Ксидиасом по рисунку Р. Зарриньша. Можно было просто пустить ее в производство, в то время как новые рисунки нужно было еще гравировать и готовить к выпуску. Наркомпочтелю принадлежало в этом деле решающее слово. Таким образом смелая и интересная инициатива Наркомпроса осталась неосуществленной и создание первой советской почтовой марки стало делом художника и гравера, издавна состоящих на службе в Экспедиции заготовления государственных бумаг, более связанных с традициями и более опытных в этой отрасли художественной деятельности».
Что касается неиспользованных проектов, то известно, что в январе 1919 г. они были переданы комиссаром почт и телеграфов в ЭЗГБ для «выработки по ним эскизных проектов новых почтовых марок».
В 1922 г. Сергей Чехонин и Натан Альтман еще раз принимали участие в конкурсе на рисунок почтовой марки к 5-летию Октябрьской революции. Оригинальный рисунок Альтмана даже занял второе место, но, так же как предыдущие работы, не был использован для выпуска почтовых марок.
Таким образом, ни одна марка с рисунками Чехонина или Альтмана так и не увидела свет, но их новаторские идеи были использованы другими художниками при подготовке первого стандартного выпуска Советской России, осуществленного в 1921 г.
Литература:
1. Бродский В. Я. Искусство почтовой марки. - Л.: «Художник РСФСР», 1968. 54.
2. Ратнер Л. Г. Даты выпуска и тиражи первых почтовых марок советской власти // Информационный бюллетень Общества филателистов Санкт-Петербурга. - № 17. - 2006.
3. В. Карлинский. Почтовые марки РСФСР 1917-1921 // Советский коллекционер. - № 4.
4. Филател1я: журнал. - Петроград. - № 35-36. - 1917.
5. Советский филателист: журнал. - М. - № 1. - 1922.
6. Евсевьев М. Ю. Почтовое ведомство заказало нашим художникам... // Панорама искусств. - М: Советский художник. - № 9. - 1986.
Автор статьи: Андреева Наталия Владимировна, ведущий научный сотрудник отдела знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова (г. Санкт-Петербург).
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.