Джеймс Уистлер, Россия и почта

В июле 2014 г. исполнилось 180 лет со дня рождения выдающегося американского художника-импрессиониста Джеймса Уистлера (1834-1903). Его творчество получило разностороннее отражение на марках, конвертах и открытках, благодаря чему эта тема может быть интересна коллекционерам разных возрастов и разной тематической направленности.

Многие филателистические викторины начинаются с вопроса о том, в каком почтовом выпуске принимало участие... первое лицо государства. Ответ прост — в 1934 г. президент США Франклин Делано Рузвельт создал эскиз марки «Матерям Америки» и таким образом «отметился» в мировом почтовом дизайне. Рузвельт взял репродукцию картины Джеймса Уистлера «Портрет матери» и сделал «выкадровку» — обвел часть картины рамкой и тем самым предложил свою композицию будущей марки. Карандашный эскиз работы президента Рузвельта дошел до наших дней и хранится в музее Смитсоновского института (Вашингтон).

Эскиз марки «Матерям Америки» Ф.Д. Рузвельта   

Талантливый американский художник Джеймс Эбботт Мак-Нейль Уистлер широко представлен в филателии. Но мало кто из художников мог бы похвастаться тем, что марку с репродукцией его картины оформил сам президент. Интересно, что марка 1936 г. затем была выпущена в виде квартблока с полями (так называемый выпуск Фарли). Этот блок известен на плотной бумаге. Поскольку данная почтовая эмиссия была посвящена матерям Америки, ее вспоминают в филателистической прессе в канун Дня матери и часто репродуцируют в пособиях по тематической филателии.

Американская почтовая марка «Матерям Америки» с портретом матери художника УистлераАнна-Матильда Уистлер (1804-1881) вошла в историю материнства, эпистолярного жанра и домашней педагогики. Она вела дневник, который дошел до наших дней и стал уникальным документом, можно сказать, литературным памятником. Из этого интереснейшего дневника можно узнать много важных фактов о жизни семьи в Петербурге. Приятно сознавать, что эти факты могут быть проиллюстрированы разнообразными филателистическими материалами, выпущенными не только в нашей стране, но и за рубежом.

Джеймс Уистлер родился в 1834 г. в городе Лоуэлле, штат Массачуссетс и получил отличное семейное воспитание. Когда ему было 9 лет (в 1843 г.), отец семейства, военный инженер Джордж Вашингтон Уистлер, был командирован в Россию, где он должен был курировать строительство знаменитой железной дороги Москва - Петербург. Именно майор Уистлер задал Николаю I роковой вопрос о траектории будущей дороги. «Вот тебе траектория», — сказал царь, соединяя линейкой два города на карте. Он уже успел полюбить американского майора и обращался к нему на «ты».

Инженер Уистлер выписал из Америки семью. На пути из Массачуссетса в Кронштадт в городе Любеке миссис Уистлер с детьми пересела на пароход «Александра» (марка СССР 1965 г. из серии «История отечественной почты» напоминает нам о маршруте их путешествия). Путь лежал через город Любек в Кронштадт, а оттуда — в Санкт-Петербург.

Марка, посвященные Кронштадту (картина И. Айвазовского), напомнит нам о том, как выглядел в те времена Кронштадтский рейд. Поместим рядом с ним вышеупомянутую марку 1965 г. из серии «История отечественной почты», на которой представлен в миниатюре интересующий нас маршрут, и вот мы уже отразили языком почтовых миниатюр факт прибытия семейства в Кронштадт.

Во время плавания умер младший сын Чарли. На пароходе нашелся детский гроб, но Кронштадтская таможня не пропустила тело Чарли. Богатство и знатность миссис Уистлер не спасли ее от грубости таможенников. Чиновник резко сказал ей: «С трупами нельзя!». И гроб малыша Чарли был отправлен на другом пароходе в США.

Убитая горем миссис Уистлер долгое время не могла оценить все удобства роскошного дома на Английской набережной, который выделил семье император. В доме в прямом смысле этого слова поселилась скорбь. Миссис Уистлер проявляла требовательность к пищевым продуктам, следствием чего стало ее указание, чтобы в доме на набережной Невы непременно была... своя корова. Зная о сверхуважительном отношении царя к семье Уистлер, городские власти оборудовали стойло для коровы прямо во дворе дома на набережной Невы, а некоторые источники говорят о том, что распоряжение о корове отдал сам царь (таким образом, марка с изображением коровы вполне может быть включена в коллекцию по данной теме).

Но все предусмотренные самим царем удобства не смягчили боль в сердце матери. Часть своего горя она в виде раздражения перенесла на прислугу и далее — на общественный строй России. «Почему эти русские крестьянки так забиты?», — постоянно спрашивала миссис Уистлер. Утешением были успехи сыновей в учении. Джеймс проявлял большие способности к языкам и быстро выучился говорить по-французски. Некоторое время он проучился в частном пансионе Журдена, после чего его французский язык почти не нуждался в совершенствовании и очень пригодился ему в жизни.

Но мальчик пытался выучить и русский язык. Заговорить по-русски юному художнику так и не удалось, но известно, что Джемми однажды пришел в Гостиный Двор именно с целью попрактиковаться в русском языке. И филателистам, которые захотели бы зафиксировать это событие в своих коллекциях, понадобится конверт с изображением Гостиного Двора. В те годы он еще не был универмагом (да и слова такого не было), а представлял собой цепь разнородных лавок и магазинчиков (галерею бутиков, как сказали бы теперь). Придя в этот знаменитый универмаг, мальчик попробовал сформулировать по-русски очень неожиданную мысль. Он хотел... купить коня. И хотя коня он так и не купил, интерес к кавалерии у него был очень сильный, и он рисовал в своем альбоме гусар и кавалеристов.

Почтовый блок 2009 года «Петр I во время Полтавской битвы»С помощью филателистических материалов можно проследить, какие памятники Петербурга и достопримечательности города на Неве мог видеть юный Уистлер. Одним из самых ярких впечатлений мальчика был военный парад на Царицыном лугу. Он наблюдал его с балкона Мраморного дворца. Поэтому нам понадобится марка и конверт с изображением этого замечательного памятника архитектуры, созданного архитектором Антонио Ринальди. Балкон, с которого гость из Америки наблюдал парад, прекрасно сохранился до наших дней.

В те годы достраивалась арка между зданиями Сената и Синода, которую мы видим на советской марке 1925 г., посвященной декабристам. На этой марке трудно различить детали, но нас интересует в первую очередь арка (за ней находится начало Галерной улицы, где в разные годы жили Пушкин и Уистлер). Сегодня мы знаем, что ее не могло быть в день восстания декабристов, ибо она еще не была завершена и художник Д. Кардовский предвосхищал события). Но все же перед нами начало Галерной улицы, и миниатюра с произведением Кардовского может быть отнесена к нашей теме.

Назовем и другие памятники этой эпохи. Шло строительство Исаакиевского собора, который во времена пребывания Уистлера в Петербурге еще не был завершен. Марки с изображением Исаакиевского собора и других достопримечательностей помогают нам восстановить картину Петербурга тех лет, Петербурга, который видел будущий знаменитый художник.

Например, нам понадобится здание Санкт-Петербургского почтамта, которому в этом году исполняется 300 лет (юбилейный блок вполне может быть включен в уистлеровскую коллекцию). У Уистлера был пожилой гувернер, швед, к которому мальчик был по-настоящему привязан. И однажды подопечный написал своему гувернеру рождественское поздравление (возможно, с собственными рисунками) и послал его по городской почте. Почтамт находился недалеко от Галерной улицы, где жила американская семья.

В доме майора Уистлера бывал знаменитый английский художник Уильям Аллен, который дружил с самим Вальтером Скоттом. Аллен любил устраивать, говоря современным языком, презентации своих исторических полотен. Он торжественно открывал задрапированные картины, отдергивая материю, словно театральный занавес. Гости салона начинали обсуждать полотно, хвалить мастера. Так в девятнадцатом веке проходило общение людей, любящих живопись.

Многие сюжеты были близки сердцам российских любителей искусства, ибо Аллен был горячим поклонником Петра Великого и стремился отражать его деяния в своем творчестве. Можно предположить, что на нескольких марках, посвященных Петру, представлены в переработанном виде некоторые композиции Аллена.

В 1841 г. этот талантливый мастер исторической картины создал полотно "Петр Великий обучает молодых дворян корабельному мастерству». Полотно написано задолго до того как семья Уистлер приехала в Петербург. Но не исключено, что Аллен, очень уважавший майора Уистлера и его семью, мог привезти картину к ним в дом и устроить ей своего рода «презентацию». Таким образом, в уистлеровскую коллекцию войдут и филателистические материалы, посвященные Петру.

Не вышедшая почтовая марка «Петр Первый принимает знамена от побежденных шведов» 1959 годаКогда Джемми увидел, как много внимания уделяется в аристократических кругах полтавской победе, он был очень взволнован: ему не давало покоя, что швед-гувернер, который столько сделал для его воспитания — представитель побежденного государства. Он проникся сочувствием к пожилому учителю, а затем и вообще к побежденной Швеции. Ему хотелось сделать для пожилого гувернера что-то приятное. Как знать, может быть, еще будут найдены рисунки юного гения, созданные им для пожилого учителя.

Итак, интерес мальчика к Полтавской битве был окрашен своеобразным сочувствием побежденной стороне. Однако долгие годы коллекционер, который хотел бы отразить в своей коллекции тему «Уистлер в Петербурге», мог только мечтать о марке, посвященной Полтавской битве, ибо эта марка 1959 г. номиналом 40 коп. («Петр Первый принимает знамена от побежденных шведов») по причине политкорректности не вышла в свет и сегодня является огромной редкостью. К счастью, у современных филателистов есть в распоряжении почтовый блок, вышедший к юбилею знаменитого сражения, и он прекрасно вписывается в нашу тему.

Джемми посещал школу при Российской Академии наук, и есть вероятность, что он видел хранящуюся в здании Академии мозаику М. В. Ломоносова, посвященную Полтавской битве. Как знать, может быть, именно Уистлер был первым американским художником, который по достоинству оценил талант Ломоносова, и это очень интересный факт. Прекрасно, что он может быть отражен в филателии: почта не прошла мимо знаменитой мозаики, и мы встречаем ее фрагмент на почтовом конверте.

Почетное место в коллекции на тему «Уистлер в Петербурге» должны занять марки и конверты, посвященные Академии Художеств. Там юный Уистлер занимался изобразительным искусством под руководством двух талантливых живописцев — И. Воинова и И. Вистелиуса. С мальчиком занимался также польский студент Карицкий. Но самой важной встречей среди русских живописцев было знакомство с П. А. Федотовым, причем факт этого знакомства был доказан сравнительно поздно. Федотов всегда был любим нашими ценителями искусства, и книги о его творчестве быстро раскупались. Разлетались по стране и марки, которых выпущено немало. Помимо того что перед нами прекрасная живопись, мы можем также изучать жизнь и быт России времен Федотова.

Почтовый блок с маркой Гвинеи, посвященные Ломоносову

Итак, марки, посвященные знаменитому русскому бытописателю, должны занять свое место в филателистической Уистлериане. До наших дней дошла одна старинная книга — толстый том гравюр Уильяма Хогарта. Известно, что эту книгу листали и зрелый художник П. А. Федотов, и юный Джеймс Уистлер. Острая сатира Хогарта находила оригинальное воплощение в гравюрах, посвященных злободневным социальным темам. И в сознании юного Уистлера язвительная ирония Хогарта соединилась с талантливой бытовой живописью Федотова. Оба знаменитых сатирика (в виде автопортретов) представлены на марках. Эти миниатюры по праву займут место в подборке по данной теме. Два великих мастера социальной сатиры сформировали ироничный взгляд юноши на окружающий мир.

Середина девятнадцатого века была периодом расцвета сатирической графики, и Уистлер мог бы стать хорошим мастером бытовой карикатуры, последователем Хогарта или Федотова, но судьба распорядилась иначе. Молодому художнику было суждено познакомиться с живописью импрессионизма, а затем и символизма, и бытовой жанр отошел на задний план. В полотнах Уистлера нет злой иронии и сарказма, характерных для Хогарта, нет в них и свойственного Федотову мягкого юмора, но есть любование красотой окружающего мира.

Существует мнение, что Джемми мог видеть К. П. Брюллова, хотя это пока не доказано. В те годы знаменитая картина «Последний день Помпеи» висела в Зимнем Дворце (на первом этаже), и юный Уистлер мог видеть ее там, а это еще один интересный поворот темы о знакомстве юного художника с русской культурой. Получается, что мальчик знал не одного Федотова, но не пора ли составить перечень имен русских живописцев, которых знал будущий американский импрессионист? Хочется верить, что новые открытия впереди.

В 1858 г. семья покинула город на Неве. Карьера Уистлера сложилась удачно. Его картины покупали, и хотя его смелая импрессионистическая манера вызывала споры (не обходилось и без скандалов), полотна с изображением романтических красавиц, портреты современников и жанровые сцены раскупались частными коллекционерами.

Почтовая марка Эль-Фуджайра с изображением картины Уистлера «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»Много лет знак почтовой оплаты 1934 г. был единственной уистлеровской маркой. В 1960-е гг. список пополнился выпусками арабских эмиратов. А в 2003 г. было отмечено 100-летие со дня смерти Уистлера, и многие страны выпустили марки и блоки. Разнообразие жанров репродуцированных картин поразило филателистов. Здесь и пейзажи, и портреты знаменитых людей эпохи, и «Портрет матери» и даже портрет известного критика Теодора Дюре. На нескольких блоках работы Уистлера помещены рядом с произведениями французских импрессионистов, и мы видим, что эстетика импрессионизма, светлая палитра французских художников шагнула за пределы Франции. Уистлер имплантировал многие достижения импрессионизма на американскую почву. Под его влиянием у живописцев США появилась высветленная палитра, характерная для К. Моне и Э. Дега.

Среди отечественных художников, испытавших влияние Уистлера, мы находим имена К. Коровина, В. Серова, А. Архипова, Ф. Малявина, Н. Касаткина. Репин превратил фамилию художника в имя нарицательное, называя смелых последователей импрессионизма «вистлерами». Это значит, что в коллекцию по данной теме смело можно поместить репинскую марку. Ученицей Уистлера была ранее учившаяся у Репина А. П. Остроумова-Лебедева, талантливая художница, которая создала немало значительных графических произведений. По заказу Общины Св. Евгении она создала марку с изображением силуэта Петропавловской крепости и тем самым «отметилась» в филателии.

Назовем здесь и произведение художественной литературы, в котором фигурирует марка «Портрет матери». Это роман американского прозаика Томаса Пинчона «Выкрикивается лот 49» (1964). Там фигурирует таинственное общество, которое возрождает традиции почтовой службы Турн-и-Таксиса. Естественно, что оно и марки использует какие-то особенные — очень похожие на настоящие, и все же «свои». Одной из марок этой таинственной почты стала марка «Портрет матери», в которой был слегка изменен рисунок (изображения роз были немного другими).

Захватывающий сюжет романа держит читателя в напряжении. Жаль, что при переводе книги на русский язык издатели позабыли проконсультироваться у филателистов. Стандартные марки названы регулярными, знаменитый торговец и издатель Моэнс назван Моэном, а манипуляции с маркой названы так: «Изменены розы на дизайне матери Уистлера» (хотя следовало написать «изменены розы на рисунке марки с репродукцией «Портрета матери» Уистлера). К счастью, теперь у нас есть хороший перевод этого романа и его можно порекомендовать всем филателистам, тем более, что этом году исполняется 50 лет со дня выхода в свет этой интересной книги и это повод перелистать ее страницы.

Но не менее важным именем, чем имя Томаса Пинчона, будет для нас имя другого писателя - А. С. Пушкина. Но почему же у нас есть основания вспоминать великого поэта в связи с Уистлером? Оба знаменитых деятеля культуры жили на Галерной улице (но, как мы отметили выше, в разные годы). Но этого явно недостаточно, чтобы сблизить имена Уистлера и Пушкина. Тогда почему же мы вспоминаем здесь о великом русском поэте? Прежде всего потому, что некоторые русские иллюстраторы Пушкина руководствовались... художественными принципами Уистлера. Это В. Серов и К. Коровин, которые осваивали Пушкиниану сквозь призму импрессионистского искусства. Именно благодаря Пушкину манера Уистлера проникла в сферу книжной иллюстрации и нашла отражение в живописной и графической Пушкиниане.

И еще один интересный факт. Марка с изображением Мраморного дворца, с балкона которого юный Уистлер наблюдал военный парад, посвящена, конечно же, не самому дворцу как памятнику архитектуры, а располагавшемуся там музею Ленина. Но мы не будем торопиться «фрагментировать» эту марку, оставив за кадром портрет Ильича и показав только ту часть, на которой располагается изображение дворца. Дело в том, что Ленин имеет некоторое отношение к Уистлеру, и этот факт получил отражение в маркоиздании.

В 1920-е гг. наши художники стали создавать обширную и разностороннюю Лениниану. Живописец И. Э. Грабарь, который хорошо знал и ценил достижения импрессионизма и был хорошо знаком с творчеством Уистлера, создал полотно «В. И. Ленин у прямого провода».

Почтовый блок 1974 года с картиной И.Э. Грабаря «В.И. Ленин у прямого провода»

Фигура Ленина, которая стала центральной для этой картины, напоминает какого-то другого персонажа из мира мировой живописи. Да, конечно, это «Портрет критика Теодора Дюре» работы Уистлера. Грабарь мог видеть эту работу, и перекличка между стилями двух живописцев вполне могла иметь место.

Хорошо знал творчество Уистлера и Василий Васильевич Кандинский - художник, широко отраженный в почтовых выпусках. Он родился в 1866 г. в Москве в семье торговца чаем и происходил из старинного купеческого рода. Предки художника были монголами. Будущий знаменитый живописец не пожелал стать коммерсантом. Он учился в одесской гимназии, затем изучал юриспруденцию в Московском университете, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодскую губернию, но увлечение искусством взяло верх. В 1895 г. молодой живописец посетил выставку французских импрессионистов, на которой вдохновился картиной Клода Моне «Стог сена». Он стал анализировать импрессионистическую технику и понял, что живопись становится его страстью. Уистлер покорил Кандинского своей творческой смелостью и дерзновенными экспериментами в живописи.

Почтовый блок Палау с изображением картины Уистлера «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»   Почтовые марки Ганы, посвященные творчеству Уистлера

А какими были марки США в год смерти Уистлера (то есть, в 1903 г.)? В то время в Америке наблюдалось стремительное развитие плакатной графики. Это не могло не повлиять на искусство почтовой марки. В начале XX в. на американских плакатах часто изображались сцены летнего отдыха, пляжных развлечений. Так и возникло характерное для США словосочетание «яхтенный стиль». Ныне оно почти забыто.

Американская почтовая марка с портретом Уистлера   Почтовые марки Палау, посвященные творчеству Уистлера

Долгие годы этот стиль находил воплощение только в открытках, так как сама судьба словно «не пускала» его на марки и удерживала национальную школу почтового дизайна в русле классической гравюры на стали. При этом американский модерн существенно обогатил мировой почтовый дизайн. Но как бы ни развивался американский плакат, марки были совсем другими. Они совсем не походили ни на плакаты, ни на журнальные обложки. И судьбе было угодно, чтобы уистлеровские приемы прошли мимо американского почтового дизайна. Но на марках отразилось творчество известной современницы Уистлера художницы Мэри Кэссетт (по-французски - Мари Кассатт).

Историки искусства считают, что почву для американского модерна в почтовой графике подготовила «колумбовская серия» 1893 г. Уже в этом выпуске чувствовалась орнаментально-декоративная трактовка форм. Серия стала визитной карточкой американской графики. Развивая далее эти приемы, мастера почтового дизайна США создали уникальную манеру, которую нельзя спутать с другими национальными школами.

Почтовый конверт, посвященный Уистлеру

Например, американские оформители марок стремились взять все лучшее из арсенала приемов графики банкнот и облигаций. Так рождались почтовые миниатюры, похожие на денежные купюры или красиво оформленные акции. Для них характерен очень высокий уровень мастерства, но импрессионизм и символизм, как мы уже отметили, были далеки от этих тенденций. Хочется верить, что сегодня, когда марки США отличаются необыкновенным разнообразием, в США появятся почтовые миниатюры, посвященные великому Уистлеру. Отметим с радостью, что персонифицированные марки уже существуют.

Почтовый конверт с портретом матери художника Уистлера

Что может дать разработка темы «Уистлер в России» филателистам и историкам почты? Новые повороты темы «Мировое искусство» и «Межкультурные контакты», возможность увидеть привычные коллекционные материалы в непривычном ракурсе, вероятность открыть новые аспекты петербурговедения и многое другое...

Тема «Уистлер и Россия» порой кажется просто неисчерпаемой. Впереди новые выпуски, посвященные знаменитому живописцу, а значит, и новые «ассоциативные» находки филателистов-тематиков.

Литература:

1. Бродский В.Я. Искусство почтовой марки. - М., 1968.

2. Верижникова Т.Ф. Книжная графика Морриса / Эстетика Морриса и современность: Сборник. - М.,1987. - С. 141-167.

3. Вакс И. Я. Нарисовал художник марку. М, 1978.

4. Дьяченко А П. Карикатура на филателистических объектах // Петербургский коллекционер. - №2 (37). - 2006. - С.42-43. (Переработанный вариант статьи см. в журнале «Филателия», № 5, 2007 г.)

5. Кисин Б. М. Страна филателия. - М., 1970.

6. Северюхин Д. Я, Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции. - СПб, 1994.

Автор статьи: Дьяченко Андрей Петрович, член Международной Ассоциации искусствоведов, научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение