Марки юбилейной Романовской серии - от замысла к воплощению
1913 год в Российской империи был юбилейным: правящей династии Романовых исполнялось 300 лет. Эта знаменательная дата торжественно отмечалась во всех уголках необъятной России. Порядок празднования был объявлен в "Санкт-Петербургских ведомостях" за № 31 от 7 февраля 1913 г. В Зимнем дворце проходили все официальные церемонии, совершались важнейшие государственные акты, "Высочайшие выходы" чередовались с приемами делегаций дворянства, городов, крестьянства, иностранных дипломатов; торжественные обеды в парадных залах сменялись ужинами в личных покоях государей. За день до официального начала празднования, 20 февраля, в здании Государственной Думы были выставлены подарки, подготовленные для поздравления царской семьи.
Вручение подарков состоялось в Большом зале Зимнего дворца в первый день празднования юбилея - 21 февраля. От Почтово-телеграфного ведомства присутствовал начальник Главного управления почт и телеграфов действительный тайный советник Михаил Петрович Севастьянов и, как следует из этикета, вручил памятный адрес и подарок Его Императорскому Величеству, российскому императору Николаю II. Подарок представлял собой 4 альбома в сафьяновых переплетах, в которых были представлены подготовительные материалы к изданию почтовых марок единственной российской коммеморативной серии, посвященной 300-летию династии Романовых и вышедшей в почтовое обращение в первые дни 1913 г.
Сформированная государственными должностными лицами почтового ведомства подарочная коллекция содержала проекты и эссе рисунков почтовых марок, их пробные корректурные оттиски на различных стадиях гравировки, печатные пробы портретов и рамок в различной цветовой гамме, которые создавались на протяжении десятилетия с 1903 по 1912 гг. в процессе подготовки юбилейной Романовской серии. Все эти материалы с проектами и пробами марок с портретами российских царей и видами их резиденций наглядно иллюстрировали многолетнюю историю Дома Романовых.
Известно, что Николай II очень дорожил этим подарком; коллекция сопровождала его в числе прочих наиболее ценных семейных реликвий в Тобольскую ссылку, где и была оставлена при дальнейшем следовании царской семьи в Екатеринбург к месту их трагической гибели в июле 1918 г.
Проследить дальнейшую судьбу этого собрания оказалось достаточно сложно. После гибели царской семьи коллекция была разграблена и попала в Ригу, которая находилась за границей нашего государства. В Риге коллекция попадает в руки известного коллекционера и торговца марками Георга Йегера, который в 1926 г. выставляет ее на аукционе в Нью-Йорке. Фрагменты этого «царского» собрания появлялись в разное время на филателистических аукционах мира.
В 1930 г. Лондонский аукционный каталог "Robson Love Ltd" (Англия) приводит следующее описание коллекции: "Исключительность этого собрания состоит не только в уникальности темы, на которой оно базируется, но и в том, что почти каждый предмет в этом обширном собрании является уникальным памятником прошлого, демонстрирующим шаг за шагом как в техническом, так и в художественном отношении, этапы создания великолепного и знаменитого выпуска марок, являющегося летописью трех столетий династии Романовых в миниатюре". Через Лондонский аукцион коллекцию приобретает известный собиратель русских почтовых марок Госс, который на протяжении последующих лет изрядно пополняет ее пропавшими материалами, покупая на аукционах утраченные позиции. Менялись хозяева коллекции, дополняя ее недостающими позициями. После Второй мировой войны, в 1958 г., в аукционном каталоге по продаже коллекции Госса она описана как "великолепное и уникальное собрание проб, оттисков и эссе... из коллекции Николая II". В 1967 г. коллекцию Госса приобретает через ту же фирму «Robson Love Ltd» в Лондоне крупный собиратель русских марок в Калифорнии Фред Сперо. После его смерти в 1979 г. коллекция попадает к новому владельцу из Швейцарии, нашему бывшему соотечественнику, ведущему знатоку российской филателии, всемирно признанному эксперту русских почтовых марок Станиславу Збигневу Микульскому. Он приобретает ее на аукционе фирмы "Stanley Gibbons" (Англия).
В мае 1994 г. коллекция Николая II, пропутешествовав по странам и континентам, вернулась на Родину: она была приобретена по решению Правительства Российской Федерации и влилась в основной фонд Государственной коллекции знаков почтовой оплаты (ГК ЗПО), хранящейся в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Фрагменты "царской коллекции" периодически экспонируются на филателистических выставках. Сегодня для участников семинара, посвященного юбилею Романовской серии, будет предоставлена возможность познакомиться с этими материалами в стенах нашего музея. История почтовых марок "Романовского" выпуска интересна не только с точки зрения российской истории, но и с точки зрения настоящего прикосновения к художественному памятнику прикладной марочной графики, который создавался известными художниками и граверами, работавшими с почтовой миниатюрой. До выхода в свет этой серии у российской школы почтового дизайна не было никакого опыта выпуска коммеморативных марок. До 1913 г. марки с сюжетным рисунком или портретами персоналий российской почтой не издавались. Начиная с первых, на российских знаках почтовой оплаты были изображены символы государственности - герб, царская мантия и символ почты - почтовые рожки, к которым после слияния почты с телеграфом в конце XIX в. были добавлены телеграфные стрелки - символ скорости. В то же время нельзя не упомянуть, что в мире уже существовал опыт портретных изображений и был воплощен в самой первой в мире марке. Знаменитая марка «Черный пенни», появившаяся в 1840 г. в Великобритании, воспроизводила портрет молодой королевы Виктории, украшающий английские почтовые марки на протяжении более 60 лет истории ее правления.
Первый опыт российской почты по созданию портретной и пейзажной серии почтовых марок к юбилею династии Романовых оказался более чем удачным. Возвращаясь к замыслу этого юбилейного издания, следует перенестись в 1903 г. Именно тогда, за 10 лет до юбилейной даты, были сделаны первые шаги к осуществлению задуманного проекта выпуска марок к 300-летию династии Романовых. Для этого в Россию был приглашен самый известный в Европе французский художник, талантливый гравер и медальер Луи Эжен Мушон - автор почтовых миниатюр и денежных банкнот, созданных для некоторых стран мира. Получив от российского почтового ведомства заказ на изготовление проектов марок с портретом царствующего императора Николая II, уже в начале 1904 г. Л.Э. Мушон представил три проекта марок в виде медальона с портретом императора Николая II в парадном мундире: в профиль, анфас и 3\4 поворота головы. В Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) были напечатаны великолепные пробы марок предложенного дизайна как в различных цветах, так и двухцветные, и даже полный пробный лист марок 10x10 в черно-белом варианте - т.н. чернодруки. Французский автор выполнил заказанную работу на высочайшем профессиональном уровне, однако этим проектам не суждено было обрести марочную жизнь. Выполненные варианты портретных марок французского дизайнера навсегда остались в российской марочной истории неосуществленными проектами почтовых марок серии "300-летие Дома Романовых", представляя интереснейший эпизод ее подготовки.
Начавшаяся в России в начале 1904 г. Русско-японская война, завершившаяся Первой русской революцией 1905-1907 гг., почти на 5 лет отвлекли российскую почтовую администрацию от задуманных проектов по изданию юбилейных марок и, несомненно, повлияли на дальнейший смысл будущего издания.
Закончившаяся поражением Русско-японская война очень дорого обошлась России: гибель крейсера "Варяг" с его командиром контр-адмиралом В.Ф. Рудневым, канонерской лодки "Кореец" и флагманского броненосца "Петропавловск" во главе с командующим Тихоокеанским флотом талантливым адмиралом С. О. Макаровым, 270 тыс. человек - потери личного состава. Все это было сильным ударом по престижу российской монархии и России, считавшейся великой военной и аграрно-индустриальной державой. Волны протеста, вызванные поражением в войне, прокатились по России с требованием революционно настроенных масс к незамедлительному проведению реформ: революция 1905-1907 гг. стала неизбежной.
Эти два серьезных исторических события сделали практически невозможным издание марок с портретом царствующего императора: в сложившейся обстановке такой шаг был бы политически неверным. На новом этапе подготовки юбилейной серии, к которому приступили в начавшемся 1909 г., российским почтовым ведомством было решено издать серию марок с портретами наиболее выдающихся представителей династии Романовых, которые внесли огромный вклад в развитие государства Российского. Выпуску уделялось особое внимание, поскольку он должен был стать пропагандистским изданием, направленным на восстановление авторитета монархии и укрепление самодержавия в лице династии Романовых.
Для приготовления юбилейной серии казна ассигновала значительные по тем временам средства - 500000 рублей. На эти деньги за границей для Экспедиции заготовления государственных бумаг были приобретены бумага, краски и новая перфорационная машина. К работе над оригиналами марок были привлечены выдающиеся художники - члены художественного объединения "Мир искусства": Иван Яковлевич Билибин, Евгений Евгеньевич Лансере и Рихард Германович Зарриньш, работавший тогда в должности старшего художника ЭЗГБ. Этим талантливым художникам-дизайнерам графической миниатюры было поручено разработать проекты марок и отобрать для воспроизведения на них портреты российских монархов, наиболее точно отображающих их внешность.
Для выполнения гравюр с оригиналов художников были приглашены высококлассные граверы: профессор Российской Академии художеств Петр Ксидиас, график Федор Лундин, а также знаменитый легендарный австрийский гравер Фердинанд Ширнбек, который, имея лишь один зрячий глаз, был виртуозным мастером гравюры. Ф. Ширнбек был приглашен не случайно: он имел опыт участия в коммеморативном выпуске марок Австро-Венгрии 1908 г., посвященном 80-летию императора Франца-Иосифа, разработчиком которого был известный в России венский дизайнер Коломан Мозер, создатель необычайно графически совершенных открыток, марок и денежных банкнот. В процессе подготовки серии к изданию работа по гравировке клише портретов и рамок для них велась отдельно. Для выполнения клише рамок был приглашен художник Михаил Антонов.
В результате кропотливой работы выдающихся художников, граверов типографских мастеров печатного дела, многочисленных согласований рисунков и цветовой гаммы марок, на свет появилось семнадцать высокохудожественных почтовых миниатюр достоинством от 1 копейки до 5 рублей. Четырнадцать марок воспроизводили портреты представителей династии Романовых и три марки - архитектурные композиции царских резиденций в Москве и Петербурге.
Прорабатывая графическое решение юбилейных марок, художники работали не только над дизайном марки, но и сами создавали портреты, используя существующую иконографию монарших особ по произведениям живописного, барельефного, медальерного искусства и скульптуры. Как свидетельствуют сохранившиеся материалы спецфондов Гознака (бывшей ЭЗГБ), при отборе портретных образов монархов художники использовали в работе не огромные живописные полотна, а небольшие произведения искусства, которые были удобнее для произведения на почтовой миниатюре по размеру и ближе по графическому исполнению. Это были гравюры, литографии и акварели, созданные по оригиналам известных портретов российских монархов, написанных с натуры зарубежными мастерами. Исключение составляли портреты первых Романовых, написанные отечественными иконописцами, а также последних российских императоров - Александра III и Николая II: для их воспроизведения на марках, как и для трех марок рублевого достоинства с видами царских резиденций, использовались фотографии.
Привлеченные для создания марок портреты российских монархов на сегодняшний день нуждаются в серьезной атрибуции. При тщательном изучении портретных изображений, я столкнулась в проведенной ранее ошибочной идентификацией некоторых портретов на марках. Эту работу необходимо проделать в ближайшее время с привлечением искусствоведов и консультаций сотрудников художественных музеев. Своими предварительными версиями исследуемых портретов, репродуцированных в процессе показа материала я поделюсь.
Что же представлял собой оригинал марки? Это был авторский рисунок, выполненный карандашом, кистью и тушью в одинаковом формате 40x52 мм, с которого через кальку было изготовлено несколько копий для представления на утверждение. Предназначенные к воспроизведению на марках рисунки создавались художниками в творческом поиске, порой выливавшемся в неоднократные эскизные попытки, в которых менялись портреты монархов на более монументальные, ярче отражающие их личности, прорабатывались различные варианты дизайна рамок и других деталей марки. Авторы юбилейных марок впервые создавали Романовскую портретную галерею в миниатюре, привнося в создаваемые образы свое видение российских монархов. Портреты российских монархов должны были быть узнаваемы, поскольку они находились на государственных знаках почтовой оплаты и служили символом страны. На прежних выпусках эту функцию выполнял государственный герб Российской империи. Вот почему процессу одобрения эскизов и окончательному утверждению проектов рисунков марок, происходивших на разных уровнях, уделялось особое внимание.
За ходом работ наблюдали высокопоставленные государственные чиновники. На Всеподданнейшем докладе министр внутренних дел П.А.Столыпин лично представлял императору Николаю II проекты рисунков марок, докладывая о ходе подготовки юбилейного выпуска. Император просматривал подготовленные материалы, одобрял и делал замечания. Сохранились документальные свидетельства причастности Николая II к подготовке выпуска: проекты с его корректурой хранятся в фондах ГК ЗПО и спецфондах нынешнего Гознака.
Первое представление марок юбилейного выпуска императору Николаю II состоялось в июне 1910 г. Вторично проекты марок были представлены для одобрения министру внутренних дел П.А. Столыпину и просмотра Николаю II в ноябре 1910 г. Лишь после утверждения проектов высокими инстанциями художники приступили к деталировке.
В процессе подготовки серии в мастерских типографского отделения ЭЗГБ было изготовлено более тысячи вариантов рамок, портретов, пробных марок разного дизайна и в различных цветах. Сохранившиеся печатные эссе оставили нам свидетельства предпринятой попытки создания всех портретных марок двухцветными, однако реализованы были в двух цветах только три миниатюры.
При обзоре сохранившихся подготовительных материалов, раскрывающих процесс воплощения в жизнь каждой марки, целесообразно отступить от порядка расположения их в серии согласно номиналам, отдав предпочтение исторической хронологии правления российских монархов династии Романовых. В процессе создания некоторых марок, как показывают пробные печатные экземпляры, их место в серии менялось. Это было связано с изменением первоначально задуманного варианта юбилейного выпуска, предполагавшего серию из 19 марок с номиналами от 5 копеек до 3,5 рублей. За время работы над выпуском произошли изменения номиналов и количество входящих в него марок. В целом последовательность марочного портретного ряда в серии была заранее продумана и предопределена. Именно таким образом создатели выпуска выстраивали определенную приоритетность представителей Романовской династии согласно их вкладу в историю Российского государства.
Это хорошо видно на утвержденных проектах серии, которая начинается с изображения портрета Петра I на марке достоинством в 1 копейку. Достойные дела всей жизни первого российского императора Петра I по усилению могущества России и повышению ее роли на мировой арене заслуживают самой светлой памяти и величайшего уважения потомков, ставя его в рейтинге представителей Дома Романовых на первое место.
Не нарушая летописи отечественной истории, обратимся к портретам самых первых Романовых, воспроизведенных на марках достоинством в 70 и 25 копеек.
Первый русский царь из боярского рода Романовых, Михаил Федорович был избран Государем всея Руси 21 февраля 1613 г. на Земском соборе после освобождения Москвы от польских интервентов. В знаменитом Ипатьевском монастыре г. Костромы началась история царского Дома Романовых, знаменовавшая конец Смутного времени, когда Россия, наконец получила возможность заняться своими внутренними проблемами. Активизировалась деятельность Земских соборов, введена воеводская система управления, возвращен Новгород согласно заключенному в феврале 1617 г. Столбовскому мирному договору со Швецией. Возобновились дипломатические и торговые отношения со многими иностранными государствами.
Второй государь династии Романовых, Алексей Михайлович, был удостоен занять свое место в юбилейной серии на марке номиналом в 25 копеек. Он вступил на престол в 1645 г. и вошел в русскую историю с эпитетом "Тишайший", что характеризует отнюдь не бурную эпоху его правления с соляными бунтами и расколом в русской православной церкви, а саму его личность - человека доброго и незлопамятного, строгого и cправедливого. В его царствование появился первый полный свод российских законов из 25 глав - "Соборное уложение" 1649 г. Во внутренней политике России происходит усиление централизованной власти и юридическое оформление крепостного права.
В графическом исполнении этих марок узнаваем самобытный сказочный "билибинский" стиль народного творчества художника. В своей работе И.Я. Билибин использовал оригиналы портретов первых Романовых, выполненных отечественными живописцами. В 1672 г. в Москве была издана книга "Титулярник" или "Корень государей российских", в которой были собраны российские гербы, печати и портреты российских властителей от Рюрика до Романовых. Лики первых Романовых специально рисовали для этого издания. Большинство этих "парсун" воспроизведено по ранее существовавшим изображениям. К работе над "Титулярником" привлекались входившие в артель иконописцев известные патриаршие мастера-иконописцы высокого разряда. Возглавлявший артель жалованный иконописец Пушкарского двора Иван Максимов выполнил в 1670 г. частично портреты, написав только лики царей, аксессуары же создавались другими мастерами и это заметно на рисунках.
Марка с портретом Михаила Федоровича выполнена двухцветной печатью. Сохранились пробные варианты цвета, а также свидетельства первоначального замысла марки в 20-копеечном номинале. Портрет Алексея Михайловича выполнен на одноцветной марке, хотя сохранились пробы и в двух цветах.
Следующий по хронологии представитель Дома Романовых, с портрета которого начинается юбилейная серия - Петр I Алексеевич, вошедший в историю первым российским императором Петром Великим. Титул императора Петру был "поднесен" Сенатом после победоносного окончания Северной войны и заключения Ништадтского мирного договора со Швецией. С октября 1721 г. Петра I величали Великим Императором Всероссийским и отцом Отечества: на печатях и в российском гербе появилась императорская корона.
Царь-реформатор, коренным образом изменивший облик страны, основоположник российского флота и великий полководец, возглавлявший российскую армию во всех войнах, строитель нового европейского города Санкт-Петербурга, ставшего в 1712 г. столицей российского государства, - за великие исторические заслуги этот представитель Романовской династии удостоен в юбилейной серии двух марок с разными портретами. Многогранная и неординарная личность Петра Великого побуждала современников к многообразным оценкам и характеристикам как его частной жизни, так и предпринимаемых им реформ. Именно с портретов Петра I в России начиналось новое понимание роли и значения человека, призванного служить делу строительства новой России. Требования придворного этикета диктовали необходимость создания портретов и исторических картин, призванных увековечить облик и деяния государя. Искусствоведы и историки насчитывают около двухсот разновидностей прижизненных и посмертных изображений Петра I. Первые известные портреты Петра I были исполнены иностранными художниками, именно таковые и были выбраны для создания двух марок.
На марке достоинством в 1 копейку художник И. Билибин использовал гравюру Якоба Хубракена (1718 г.), выполненную по оригиналу портрета Петра I работы Карла Моора, талантливого голландского портретиста, который написал его в марте 1717 г. в Гааге. Существуют двухцветные пробы марки в различных вариантах цвета рамки и портрета.
При создании марки 4-копеечного номинала, посвященной Петру I, ее автор Евгений Лансере использовал гравюру Петера Гунста, выполненную с оригинала английского королевского живописца сэра Годфрида Неллера, нанисаного в Утрехте (Голландия) в сентябре 1697 г. Молодой Петр согласился позировать художнику по просьбе Вильгельма III Оранского, правителя Нидерландов и короля Англии.
Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, представлена на марке достоинством 50 копеек, созданной художником Е. Лансере. На почтовой миниатюре воспроизведен фрагмент портрета с гравюры Е.П. Чемезова, выполненный с оригинала французского художника Луи Токе, достойно запечатлевшего на холсте красоту императрицы. В своих воспоминаниях о посещении царских дворцов в России Л. Токе писал: "казалось, что я не покидал Версаля. И действительно, я увидал здесь по отношению к государыне то же послушание, то же почтение и ту же любовь, которые все французы испытывают к своему королю...".
Удачно выбранный автором портрет царицы гарантировал одобрение рисунка и, похоже, не создавал никаких проблем при изготовлении печатных проб марки. Сочетание двух строгих цветов в окончательном варианте марки: серого портрета и светло-коричневой рамки, придавало марке с величественной императрицей парадность, отличающую ее среди почтовых миниатюр галереи Романовского юбилейного выпуска.
Освещенная ореолом петровской славы и продолжая его великие традиции, Елизавета Петровна половину своего двадцатилетнего царствования воевала, и русская армия одерживала победы. Правление Елизаветы было временем расцвета русской культуры и науки. При ней в Москве был основан первый российский университет, который возглавил гордость и слава эпохи ее правления русский ученый М.В. Ломоносов. В Петербурге была открыта Академия художеств, по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли построен Зимний дворец. Символом же царствования Елизаветы Петровны стал Екатерининский дворец в ее любимом Царском Селе,построенный тем же великим мастером архитектуры, сумевшим создать шедевра из шедевров восхитительного елизаветинского барокко.
Императрице Екатерине II, титулованной наравне с Петром I "Великой", посвящена марка достоинством в 14 копеек. Подготовительные материалы говорят о большой работе, проделанной автором в поисках портретного образа, наиболее полно отражающего личность императрицы. Существуют три эскизных проекта рисунков Е. Лансере с разными портретами Екатерины II. Один из них проектировался для марки 5-копеечного номинала: согласно первоначально замыслу из 19 марок с нее предполагалось начать серию.
Из двух профильных портретов, созданных Е. Лансере, марочную жизнь обрел единственный в серии скульптурный портрет в овальной рамке, выполненный в строгом элегантном дизайне серо-зеленого цвета. Скульптурный портрет наиболее удачно отражал монументальный образ государыни-императрицы, ревностно охранявшей принципы самодержавия. "Золотым веком» вошли в русскую историю 34 года царствования Екатерины Великой, широко образованной женщины, заботившейся о просвещении русского народа. Издание указов об обучении детей в начальных школах, основании воспитательных домов и распространении книг оставило в памяти потомков не меньший след, чем ее военные победы и "жалованные грамоты".
Попытка идентификации воспроизведенного на марке портрета Екатерины Великой привлекла мое пристальное внимание, заставив просмотреть множество ее образов: живописных, скульптурных, барельефных и медальерных. Тщательное изучение этих изображений позволяет сделать вывод: автор отразил в своей миниатюре черты разных портретов, создав собирательный образ Екатерины II в т. н. синтетическом портрете. Е. Лансере использовал портреты разных художников и скульпторов для отражения исторической личности императрицы, создав портрет Екатерины II как синтетическое изображение, собранное воедино из работ известных художников, скульпторов и граверов. Это предстоит определить искусствоведам, но на мой взгляд, при создании образа императрицы как раз менее всего заимствовано с барельефа М. А. Колло (1780 г.), на который ранее ссылались как на оригинал воспроизведенного на марке портрета.
Сам не осознавая, Е. Лансере пытался создать новую эстетику портрета, предназначенного именно для почтовой миниатюры, сплавляющего воедино элементы разных изображений для лаконичности и выразительности миниатюры как знака почтовой оплаты. Не исключено, что он использовал в качестве образца небезызвестный профильный портрет королевы Виктории на марке "Черный пенни", который является родоначальником марочного портретного жанра, выдержав портрет российской императрицы в аналогичной манере.
Номинала 35 копеек в серии удостоена марка с портретом императора Павла I, взошедшего на российский престол в 1796 г. после своей матери Екатерины II.
Первым правительственным актом, изданным Павлом Петровичем и обнародованным при его короновании, был акт "О престолонаследии", восстановивший допетровский порядок наследования престола и действовавший до 1917 г. Вместо произвольного назначения наследника престола, был установлен неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии от отца к старшему сыну. В короткий период его царствования были совершены знаменитые Итальянский и Швейцарский походы русской армии под командованием А. В. Суворова, за которые он получил звание генералиссимуса.
Пвел Петрович - самая загадочная личность в династии Романовых, по определению А.С. Пушкина - "Романтический император", человек со средневековым рыцарским сознанием, не соответствующим времени и государству, в котором он жил. Приняв под свое покровительство Мальтийский орден, Павел провозгласил себя 72-м Великим магистром, переместив центр ордена в Санкт-Петербург и учредив там православную Приорию. Мальтийский крест был включен в российский государственный герб. В первоначальном проекте рисунка Е. Лансере использовал в дизайне новый герб с Мальтийским крестом, на который накладывался портрет императора. В дальнейшей работе автор отказывается от этого варианта, вводя в дизайн марки орденскую символику: геометрическую шестигранную рамку для портрета, украшенную пентаграммами - двумя пятиконечными звездами в верхней части рамки.
Оригинал изображения, который был использован Е. Лансере для воспроизведения на марке, трудно поддавался идентификации в обширной иконографии монарха. В филателистической литературе существует версия использования на марке фрагмента портрета Павла I, нарисованного с натуры в 1791 г. французским живописцем Жаном Луи Вуалем. На мой взгляд, на марке использован другой портрет, где образ императора Павла представлен в более зрелом возрасте. Единственное совпадение - одинаковый ракурс изображения, повторяющийся, впрочем, во многих портретах Павла I. При внимательном рассмотрении марочного портрета вырисовывается довольно мрачное лицо усталого императора, контрастирующее с обликом великого князя, написанного французским портретистом. После длительных поисков оригинал репродуцированного на марке портрета найти удалось. Совпадает образ монарха и характерные детали его мундира с изображением на марке. Действительно, Павел I изображен на нем после восшествия на престол и принятия титула магистра Мальтийского ордена: слева на парадном мундире виден мальтийский орден, по центру - Мальтийский крест магистра ордена. Это означает, что портрет написан уже после 1797 г., когда Павлу было более 43 лет. Авторство оригинала этого портрета установить пока не удалось - для этого нужна консультация специалиста-искусствоведа. Вполне вероятно, это портрет неизвестного художника, в котором сплелись черты разных портретов, выполненных ранее с натуры другими портретистами. В XVIII в. это было обычной практикой, когда внесенные дополнительные элементы в виде новых регалий и атрибутов превращали "непортретный портрет" в оригинальное художественное произведение. Композиционно портрет напоминает работы отечественных художников В. Боровиковского и С. Щукина, написанные в 1798-1800 гг., один из которых - яркий пример "непортретного портрета", написанного В. Боровиковским: лицо императора воспроизведено им с выполненного ранее С. Щукиным портрета с натуры.
При первом представлении Николаю II в июне 1910 г. на полях проекта рисунка марки с Павлом I императором собственноручно была поставлена пометка карандашом: "Голова нехороша": сегодня этот предмет хранится в спецфонде Гознака. Похоже, такая реакция Николая II была вызвана первоначально использованным, страдающим некоторой легковесностью портретом, который после этого был заменен. На новом портрете есть запись одобрения П. А. Столыпиным, сделанная перед вторым предъявлением императору Николаю II 18 ноября 1910 г.
Александр I, которому посвящена марка достоинством в 20 копеек, вошел в историю с титулом "Благословенного великодушного держав восстановителя", присвоенным ему Сенатом России после победы над Наполеоном Бонапартом - победы, решившей судьбу не только Российской империи, но и всей Европы.
На марке воспроизведен фрагмент портрета, написанного английским художником Джорджем Доу после победы союзных армий над Наполеоном. Рихард Зарриньш, похоже, использовал акварель этого известного в Европе модного портретиста и мастера репродукционной гравюры, который писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г., присутствуя на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене (Германия), он был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца. Сохранившиеся печатные пробы говорят о первоначальном проекте марки в 14-копеечном номинале, выполненном Р. Зарриньшем в несколько ином дизайне.
Портрет императора Николая I воспроизведен на марке достоинством в 15 копеек. Фрагмент портрета, использованный при создании марки, несомненно, имеет сходство с его портретом, написанным в 1850 г. с натуры немецким художником Францем Крюгером для Романовской портретной галереи Зимнего дворца. Похоже, на марке использована акварельная копия неизвестного автора, написаная по оригиналу Ф. Крюгера.
До сих пор невозможно дать однозначной оценки роли Николая I в российской и европейской истории: одни называли его "рыцарем на троне", другие - "жандармом Европы". На долю Николая I выпал непростой отрезок российской истории, начиная с восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге при восшествии на престол, войн с Персией и Турцией, последняя из которых закончилась тяжелой для России Крымской войной. Он считал незыблемость самодержавия непременным условием процветания России, а идеалом государственного устройства - регулируемый уставами армейский порядок. Понимая, какое тяжелое наследство он оставляет сыну, будущему императору Александру II, он сказал ему перед смертью: "Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот". Оставленный сыну наказ "Служи России!" говорит о том, что император сам очень любил Россию и верил в нее.
Царь-реформатор Александр II в юбилейной серии удостоен марки 2-копеечного номинала, т.е. занимает второе место после марочного посвящения Петру I. При создании марки художник Р. Зарриньш взял за основу гравюру академика Л. Серякова на металле, созданную по живописному портрету работы немецкого художника Георга Ботмана, написанному в России в 1873 г. Как и первая марка серии с портретом Петра I, она прочно заняла свое место в этой марочной летописи, не претерпев при создании никаких изменений и пробных вариантов.
Принимая российскую корону, Александр II понимал, что доставшийся ему в наследство гордиев узел одним махом не разрубить, но откладывать решение дальше нельзя. Результаты Крымской войны сильно пошатнули авторитет России на международной арене, но, тем не менее, после ее окончания Александр II сосредоточил свое внимание на проведении внутренних реформ во всех сферах жизни общества, поскольку иначе Российская империя не в состоянии будет вернуть себе титул великой державы.
19 февраля 1861 г. на столе императора лежал беспрецедентный в истории страны документ - "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". "Быть по сему", - написал император на его титульном листе. За это благодеяние народ назвал государя "Освободителем".
Александр III - в марочной Романовской галерее 1913 г. его портрет был удостоен третьего места на марке номиналом в 3 копейки. Царь, при котором в России не велось ни одной войны, заслуживает самой светлой памяти у потомков. Своим главным делом Александр III считал установление порядка в стране, поэтому им было принято "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия". В годы царствования Александра III Россия во всех европейских делах получила решающий голос. За поддержание мира на русской земле и в Европе императора прозвали "Миротворцем".
Старший художник ЭЗГБ Рихард Зарриньш великолепно справился со своей работой, используя для воспроизведения на марке фотопортрет известного фотографа Сергея Львовича Левицкого, ставшего с 1888 г. личным фотографом царской семьи. Место марки с портретом Александра III в процессе подготовки не менялось, а вот портреты были попробованы разные: в профиль и анфас, с различными вариантами рамок - овальной, ромбовидной и фигурной. Художник-график Р. Зарриньш был большим мастером орнаментальных рамок: ему довелось профессионально создавать государственные денежные банкноты. В работе над маркой он не смог отказаться от искушения испробовать несколько эскизных рамочных вариантов. Выбор овальной рамки с императорским портретом анфас оказался более чем удачным.
Николай II - царствующий император на момент празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых, вступил на престол в 1894 г. В серии 3 марки с его портретом, созданные двумя авторами: И. Билибин изготовил марку номиналом 7 копеек, Р. Зарриньш - марки в 10 копеек и 5 рублей. Использование этих номиналов для воспроизведения на них царствующего императора не случайно. Их номиналы соответствовали тарифам стандартных марок для повседневного использования: 7-копеечная марка предназначалась для пересылки внутренней корреспонденции по России, 10-копеечная - для международной, 5-рублевая марка - для заказной и тяжелой корреспонденции.
На всех трех марках использован один и тот же фотопортрет неизвестного фотографа. Похоже, этот снимок запечатлел государя-императора в парадной форме капитана 1 ранга Российского императорского флота. Подготовительные материалы говорят о первоначальных разработках проектов всех трех номиналов Р. Зарриньшем: сохранились авторские печатные эссе - 7 коп. марки с портретами Николая II в различных ракурсах, обрамленные овальными рамками разного дизайна с элементами российской геральдики. Утвержден же был проект 7 коп. марки, созданный И. Билибиным, с портретом анфас в рамке в виде орнаментальной окружности с царской короной наверху.
В процессе подготовки марка 7-копеечного номинала при утверждении цвета выдержала серьезные испытания. Предусмотренный первоначально лазурный цвет марки, как это предписывалось решением Всемирного почтового союза для марок внутренней корреспонденции, не слишком-то отличался по цвету от марки 10-копеечного номинала. При использовании этих марок могла возникнуть путаница, усугубленная изображением на них одинакового портрета. После распечатки пробных экземпляров синий цвет 7-копеечной марки был изменен на коричневый. Как показывают материалы музейных фондов Государственной коллекции ЗПО, начальник Главного управления почт и телеграфов М. П. Севастьянов 7 февраля 1912 г. утвердил все портретные марки, кроме марки 7-копеечного номинала в коричневом цвете. Очевидно, он увидел нарушение регламента ВПС относительно цвета марки и оставил этот вопрос для дальнейшего решения. Спустя две недели, 21 февраля 1912 г., коричневая 7-копеечная марка была утверждена отдельно. В июне 1912 г., когда вся серия окончательно утверждалась для печатания тиража, вопроса с коричневым цветом 7-копеечной марки больше не возникало. Существующие синие марки этого номинала в почтовое обращение не поступали, их существование объясняется наличием небольшого количества экземпляров из пробных сигнальных листов.
Следует отметить, что в первоначальном проекте портрет царствующего императора прорабатывался на 70-копеечной марке, о чем говорят сохранившиеся печатные эссе.
Не очень гладко проходила работа по подготовке 10-копеечной марки с тем же портретом царствующего императора, над которым работал Р. Зарриньш. Она вызвала особое возражение Николая II на первом Всеподданнейшем докладе по представлению юбилейных марок П.А. Столыпиным 13 июня 1910 г. Императору не понравился эскиз марки с его собственным портретом, против которого им была сделана надпись: "Нехорошо". И действительно, тень справа на лице требовала дополнительной проработки портретного эскиза. Вторично материалы были представлены Николаю II в ноябре 1910 г. с исправленным вариантом рисунка, который не вызвал никаких возражений императора и был одобрен.
5-рублевая марка с портретом Николая II завершает юбилейный выпуск. Подготовительный этап этой марки прошел без особых осложнений, хотя существует печатное эссе марки с профильным портретом императора в геометрической фигурной рамке. Но даже при беглом взгляде на него, становится понятным правильность выбора утвержденного проекта.
Николай II стал последним российским императором, царствование которого пришлось на период нараставшего революционного движения. Вступление России в 1914 г. в Первую мировую войну окончательно истощило страну и оказалось последним ударом, нанесенным по самодержавию. В феврале 1917 г. разразилась революция, положившая конец монархии в России. Династия Романовых, правившая Россией 304 года, прекратила свое существование.
14 портретных миниатюр в Романовской марочной галерее 1913 г. посвящены 11 представителям династии Романовых из 19, царствовавших в России с 1613 по 1917 гг. Все они были людьми с незаурядными характерами, собственными представлениями о жизни, со своими взглядом на общественные отношения, на движение мирового сообщества. Законы истории властно диктуют монархам свои правила игры. "И если у обычного человека есть биография, у монарха биографии нет. Его биография - это история страны. И уже в этом заключен немалый драматизм жизни титулованных властелинов, особенно, когда личные пристрастия, привязанности, увлечения оказывают заметное влияние на "биографию" страны. Хотя нередко и "биография" страны подминает под себя биографию человека", - это высказывание принадлежит академику А. Сахарову.
В одном ряду с портретной маркой последнего российского императора 5-рублевого достоинства выстроены другие миниатюры рублевых номиналов с архитектурными композициями царских резиденций.
Утверждались проекты этих марок на отдельном от копеечных номиналов паспарту, поскольку были напечатаны металлографией - способом несравнимо дороже и качественнее, чем глубокая типографская печать, в которой выполнены остальные марки. По сути, это были гравюры на стали: клише для них обрабатывались вручную. В употреблении эти номиналы использовались не так часто, поэтому тираж их был значительно меньше.
Марки с архитектурными мотивами были очень хорошо скомпонованы и получились очень красивыми. В них особенно ярко выражено графическое мастерство авторов.
На марке в 1 рубль изображена панорама Московского Кремля - первая резиденция царской династии Романовых. Создатель этого сюжета И. Билибин отработал два варианта рисунков. Утвержденный проект марки имел более укрупненную перспективу Кремля и выполненные в традициях национального романтизма рамочные орнаменты.
На 3-рублевой марке того же автора представлен дом бояр Романовых в Зарядье, где по преданию, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший родоначальником новой царственной династии. Дом Романовых, построенный в XVI в. Милентием Алексеевым, находился на территории большой усадьбы в центре Москвы неподалеку от Кремля. Дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры ХV-ХVII вв. В середине XIX в. по высочайшему повелению императора Александра II здесь открылся один из первых музеев Москвы - "Дом бояр Романовых".
На 2-рублевой марке изображен Зимний дворец - новая столичная резиденция российских императоров XVIII в. в Санкт-Петербурге, ставшая для России и Европы символом самодержавной власти и могущества Российской империи. Прекрасное творение великого архитектора Ф.Б. Растрелли - один из самых выдающихся памятников архитектуры Северной столицы. При создании рисунка марки Е. Лансере удалось найти удачный ракурс здания на фоне городского пейзажа, а также оптимальное цветовое решение марки. Прекрасно вписавшийся в столичный пейзаж дворец, великолепно выглядит в однотонном коричнево-красном цвете миниатюры, практически соответствуя реальному цвету здания на тот момент времени.
Сегодня все бывшие царские резиденции являются памятниками архитектуры, в которых размещены известные во всем мире музеи нашей страны.
Весь Романовский выпуск марок был напечатан на мелованной бумаге без водяных знаков. Отпечатанные и отперфорированные сигнальные листы 12 июня 1912 г. были представлены начальнику Главного управления почт и телеграфов М.П. Севастьянову для утверждения и разрешения на тиражирование эмиссии с тем, чтобы напечатать марки до конца года и выпустить в почтовое обращение с начала следующего. 16 июня того же года на Всеподданнейшем докладе министра внутренних дел Макарова, вступившего в должность после трагической гибели П.А. Столыпина в августе 1911 г., "собственной Его Императорского Величества рукою начертано "съ" (согласен) в г. Петергоф 16 июня 1912 года". В Государственной коллекции ЗПО хранится копия этого утверждения, заверенная М.П.Севастьяновым, которая поступила в музей из архивов Почтово-телеграфного ведомства. Министерство внутренних дел своим циркуляром предписывало для выпускаемой в почтовое обращение серии приоритетную продажу.
Особое место в юбилейном выпуске занимали буклеты с набором из блоков юбилейных марок разных номиналов, сброшюрованных в обложки из тонкого картона размером 102x52 мм. Эти наборы-буклеты изготавливались Санкт-Петербургским, Киевским и Рижским почтамтами. К примеру, Санкт-Петербургский почтамт изготовил в 1913 г.: малый буклет из пяти блоков по шесть марок в каждом (1-коп. марок - 3 блока, 3 и 7-коп. - по одному) в обложке ярко-оранжевого цвета; большой буклет из девяти блоков по 6 марок в каждом (1, 3 и 7-коп. - по три блока) в обложке серого цвета. Очень удобная форма расфасовки марок для продажи населению, представленная в обложке с красивым дизайном, сразу получила популярность и сегодня эти буклеты стали филателистической редкостью.
Одновременно с выпуском в обращение юбилейной серии марок, в почтовое обращение вышли маркированные почтовые карточки, конверты, закрытые письма или секретки и бандерольные листы. Помимо изображения самих марок, использовавшихся только с портретами от 1 до 20 копеек (кроме 15 копеек), на цельных вещах сохранялся их цвет. Отпечатанные на плотной бумаге почтовые карточки были изданы двух видов: одинарные и двойные с оплаченных ответом, франкированные марками в 3 и 4 копейки. Для франкировки конвертов, изданных в узком и широком форматах на голубой бумаге с водяным знаком "ломаные линии" взяты марки следующих номиналов: 3, 7, 10, 14 и 20 копеек. Выпуск трех секреток, изготовленных из полукартона, был франкирован марками в 3, 7 и 10 копеек. Оболочки бандеролей или бандерольные листы из тонкой кремовой бумаги были изданы в двух форматах: узкие -с марками в 1 и 2 копейки, широкие - с 2-копеечной маркой.
Подготовительные материалы ГК ЗПО могут поведать об одном неосуществленном проекте введения марок серии "300-летие Дома Романовых". Очевидно, почтовым ведомством предусматривалось хождение юбилейных марок на территории Великого княжества Финляндского, входившего на тот момент времени в состав Российской империи. В музейных фондах хранятся 11 изготовленных печатных проектов марок юбилейной серии, на которых сделаны надпечатки номиналов в финской валюте от 2 пенни до 13 финских марок. Выбор марок для предполагаемого введения их в Финляндии был осуществлен очень деликатно: в серии отсутствуют марки с портретами первых Романовых, Александра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Можно, однако, только догадываться, по каким причинам эти марки не были введены в обращение, оставшись свидетелями истории отношений Российской империи и Великого княжества Финляндского.
Высочайшая квалификация художников и граверов Романовской серии, а также профессиональное полиграфическое исполнение марок мастерами печатного дела Экспедиции заготовления государственных бумаг позволили создать великолепные произведения марочной графики. Высокохудожественные юбилейные почтовые марки выпуска "300-летие Дома Романовых" являются настоящим памятником русской культуры начала прошлого века и подлинными свидетелями нашей отечественной истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия царей и императоров. Россия. IХ-ХХ вв.- М.: РОССА, 2003. - С. 153-286.
2. Пчелов Е. Романовы. История династии.- М.: Олма-Пресс, 2001.- (Серия "Архив").
2. Калугин В. Романовы. Триста лет на российском престоле/Калугин В., Во-ропайкин Ю. - СПб.: КультИнформПресс, 2005.
4. Климов Ю. Коммеморативный выпуск 1913 г. //Филателия. - 1993 г. - № 10. -С. 20-23.
5. Климов Ю.М. Искусство на почтовых марках: Справочник-каталог. - М.: Радио и связь, 1984.
6. Алленов М. Русское искусство ХУШ-начала XX века.- М.: Трилистник, 2000.-112 с.
7. The Russian American Philatelist "The Tsar`s collection": Журнал. - December 1942.- Vol. 1.- №4.
8. Дьяченко А. П. Эстетические основы Романовской серии//Филателист. -2007. - № 4-5.
9. Лобачевский В. В. Общегосударственные почтовые марки России выпусков 1884-1906 годов//Советский Коллекционер. - 1978.- № 16. стр. 72-76.
10. Бродский В. Я. Искусство почтовой марки. - М.: Художник РСФСР, 1968. — С. 159.
Автор статьи: Рылькова Лариса Петровна, заведующая отделом знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова (г. Санкт-Петербург).
Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.