История формирования и предназначение Государственной коллекции знаков почтовой оплаты
Употребленное впервые Цицероном более 2000 лет назад слово «коллекция»
означало «собирание разрозненных частей в единое целое»...
Государственной коллекции знаков почтовой оплаты (ГК ЗПО) в этом году исполняется 130 лет. На протяжении всей своей истории она хранится в Центральном музее связи имени А. С. Попова, сменившем за этот период несколько названий. Учредителем коллекции было Почтово-телеграфное ведомство Российской империи, которое обладало монополией на выпуск в обращение государственных знаков почтовой оплаты. Коллекция постепенно пополнялась как отечественной марочной продукцией, так и зарубежными почтовыми марками. Понятно, что в течение такого длительного существования она формировалась в разные исторические периоды развития нашего государства. Зародившись в Российской империи, ее фонды оформлялись и систематизировались в Советской России и СССР, продолжая сегодня формироваться Федеральным агентством связи (Россвязь) Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и пополняться ФГУП Издатцентр «Марка».
Государственная коллекция знаков почтовой оплаты является единственным уникальным собранием музейных предметов, не имеющим аналогов среди музейных коллекций в нашей стране. Она представляет собой систематизированное собрание почтовых марок стран мира начиная с первой марки, появившейся в 1840 г. в Великобритании, и всех видов отечественных знаков почтовой оплаты, издававшихся на территории нашего государства до сегодняшнего дня.
В отечественных разделах ГК ЗПО хранятся: почтовые марки и цельные вещи (маркированные конверты, почтовые карточки, специальные гашения на разных носителях и т. п.), подготовительные материалы к их изданию, письма, прошедшие почту, в том числе в домарочный период. Прошедшие почту письма представляют большой интерес для исследования, поскольку подтверждают использование знаков почтовой оплаты для пересылки писем, иллюстрируя различные почтовые отметки и даты, поставленные на них в местах прохождения почты.
Часть коллекции, к которой относятся почтовые марки и цельные вещи, является тиражированным полиграфическим материалом, изданным тысячными и миллионными тиражами для оплаты почтовых услуг. Особую ценность представляют единичные сохранившиеся экземпляры или те из них, которые отличаются от основного тиража какими-нибудь особенностями, превратившими их в редкие разновидности, выявленные в процессе их использования или исследования.
Наиболее ценной частью Государственной коллекции являются уникальные материалы по подготовке отечественных знаков почтовой оплаты к изданию. Они представляют собой огромный пласт архиважных документальных источников по истории предметов и характеризуют различные этапы процесса создания знаков почтовой оплаты от замысла художника до воплощения в защищенной полиграфической продукции, которой они являются. Это утвержденные и неутвержденные проекты почтовых марок и цельных вещей, пробные оттиски будущих почтовых марок в различных цветах и размерах, отпечатанные в единичных экземплярах и сохранившие корректурные пометки, резолюции и подлинные подписи известных государственных деятелей, имевших отношение к выпуску знаков почтовой оплаты.
Почтовые марки прошлых лет интересны не только как миниатюрные памятники российской истории, но и как предметы художественной прикладной марочной графики. С этой точки зрения интересны подлинные рисунки марок, выполненные мастерами графической миниатюры, как известными, так и не очень известными хотя бы потому, что, работая одновременно над созданием денежных купюр, являлись «секретными» художниками или граверами Экспедиции заготовления государственных бумаг (нынешний Гознак). Особый интерес представляют рисунки и эскизы к неизданным маркам, которые по разным причинам остались на стадии подготовки к изданию, но являются подлинными шедеврами графического искусства. Часть из них была представлена в качестве работ для участия в объявленных конкурсах к разным выпускам марок по определенной тематике.
Таким образом, в Государственной коллекции хранится как тиражированный полиграфический материал, созданный в разные периоды истории XIX-ХХI вв., так и уникальные предметы отечественной художественной графики, а также документальные материалы по истории создания знаков почтовой оплаты.
Как любая коллекция музейных предметов, Государственная коллекция ЗПО имеет историческую, культурную и художественную ценность и представляет несомненный научный интерес, прежде всего, по истории отечественной и мировой почты.
Однако при обстоятельном изучении музейной коллекции знаков почтовой оплаты становится понятно, что любой из ее предметов, несомненно, является миниатюрным памятником данного момента истории, в котором ярко отражаются как переживаемые страной политические события, так и уровень ее художественного развития и техники. И только оттого, что филателия является новейшей отраслью человеческого знания относительно истории человечества, она еще не успела стать прикладной исторической наукой, как например, нумизматика, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения с древних времен.
Почтовые марки - явление сравнительно молодое, возникшее к середине XIX в., когда для историка наступило время, подавляющее обилием материала: литературного, архивного, эпистолярного и другого. В основном марки могут только подтвердить то, что достаточно известно и без них. Однако научная роль марки непременно будет возрастать с течением времени. Сейчас от первых марок нас отделяет чуть меньше двух столетий. Пройдет еще сто лет и, возможно, марки в полиграфическом исполнении совсем утратят свою функцию оплаты письма, государства откажутся от их издания, изобретя что-то новое, это покажет время. Канувшие в глубь веков, почтовые марки окажутся авторитетными свидетелями уже достаточно отдаленных эпох, когда существовала почтовая связь с почтовой корреспонденцией, так необходимой для человеческого общения. Важно, чтобы для историков будущего был сбережен и систематизирован тот материал, который в свое время окажется очень полезным. Уникальность Государственной коллекции ЗПО при этом еще больше возрастет.
Почтовая марка и теперь может вскрыть внимательному наблюдателю такие стороны прошлого, которые вряд ли легко уяснить по другим источникам. Марки и бумажные деньги суть главные отрасли государственного художественного производства, причем марка определенно отличается от ассигнаций и бонов как миниатюра, представляя собой особый вид искусства марочной графики. Марки знакомят с художественным вкусом страны, наглядно демонстрируя уровень технического мастерства государственных учреждений, которые их изготавливают. Иногда марка знакомит с характерными работами таких художников, которые только в рисунках марок сумели проявить свою индивидуальность: их имена и творчество должны войти в историю культурного наследия России.
Бесконечна тема представляемых сюжетов марок, их дизайна в разные периоды их создания, используемые орнаменты, окраска, перфорация, размеры листов, в которых они печатались и т. п. Но самое главное заключается в том, что марка обладает способностью самостоятельно нести информацию как исторический документ. Исследователи в области филателии порой устанавливают такие факты, которые иначе могли бы пройти незамеченными, и они не менее интересны, чем открытия нумизматов. Марка с поразительной чуткостью отзывается на все государственные потрясения, и в этом отношении марочная эмиссия имеет несомненное преимущество над чеканкой новой монеты или выпуском новых ассигнаций. К примеру, выпуск 10-рублевых монет сегодня с гербами больших и малых городов России, очень приветствуется населением. Но только собиратели старинных почтовых марок знают, что гербы уездных и губернских городов изображались на большинстве выпусков земских почтовых марок, которые издавались уездными земскими управами после отмены крепостного права в Российской империи с 1866 по 1917 гг. для оплаты местной корреспонденции в пределах своего уезда. Марки земской почты давно превратились в исторические документы России, рассказывающие об устройстве, быте и занятиях русской глубинки. По ним прекрасно можно преподавать уроки геральдики малых городов России.
Многочисленные примеры документальности дают марки периода Первой мировой войны и Гражданской войны в России, когда в оккупированных местностях вводились в обращение новые марки. Каталоги регистрируют их как провизории или локальные выпуски новых правительств на временно образованных марочных территориях. Марки вводились чаще всего с использованием произведенных на скорую руку характерных надпечаток на прежних выпусках, имевших хождение в этой местности. Они свидетельствуют о малоизвестных событиях на определенных территориях Европы или нашей необъятной страны в период военных действий, которые, вполне возможно, не нашли отражения ни в одном из других исторических памятников.
Возвращаясь к истокам создания Государственной коллекции ЗПО, следует напомнить, что основание ее было заложено на Политехнической выставке в Москве в 1872 г. Почтовое ведомство Министерства внутренних дел продемонстрировало в Почтовом павильоне знаки почтовой оплаты России 1845-1866 гг., находившиеся в почтовом обращении, а также марки ряда европейских стран, которые поступали в Россию на основании заключенных договоров. После закрытия выставки ее экспонаты остались в почтовом отделе Музея прикладных знаний в Москве, так назывался тогда Политехнический музей.
В 1884 г. после слияния Почтового и Телеграфного департаментов в одно ведомство — Главное управление Почт и Телеграфов, почтовый отдел вместе с Коллекцией знаков почтовой оплаты был перемещен из Москвы в Санкт-Петербург в новое здание объединенного Почтово-телеграфного музея на Почтамтской улице, д. 17.
Накопление знаков почтовой оплаты в Почтово-телеграфном ведомстве в первые годы их существования происходило случайно. Первые выпуски приходилось доставать различными способами: путем покупки или обмена, путем заключения официальных двусторонних конвенций между странами, из которых поступали иностранные почтовые марки. На момент передачи в Почтово-телеграфный музей Коллекция Главного управления Почт и Телеграфов (именно так она тогда называлась) насчитывала около 10 тыс. единиц хранения. По тому времени это была большая коллекция, поскольку новые марки во всех государствах выпускались гораздо реже, чем сегодня: одни и те же марки имели почтовое хождение в течение нескольких десятков лет. По данным различных филателистических источников во всем мире с 1840 по 1850 гг. в почтовом обращении находились марки всего 44 наименований, выпущенные в 11 странах мира, в России марки тогда еще не выпускались. Можно понять первых коллекционеров, которые успешно собирали «весь мир» в одном альбоме. Около тысячи марок включал в себя первый в мире каталог, изданный в 1861 г. французским книготорговцем Оскаром Берже-Левро.
Резко изменил ситуацию в мире марок выпуск в 1871 г. первой памятной или т. н. коммеморативной марки, вызвавший эффект «снежного кома». Вышедшая в Перу, она была посвящена 20-летию открытия железнодорожной линии Лима — Каллао. Многие страны сразу поддержали эту идею, подключившись к выпуску памятных марок, отражающих происходившие в мире события — благо их в мире было много. К тому же памятные марки были значительно привлекательнее традиционных стандартных, что, несомненно, повлияло на пополнение рядов их собирателей, у которых появился выбор различной тематики марок.
К концу XIX в. в мире было выпущено уже более 15 тысяч марок. Цифра большая, но все-таки сохраняющая возможность для коллекционеров собирать весь мир. Марки можно было хранить, располагая в специально изданных перманентных альбомах-каталогах с предусмотренными для их размещения репродукциями марок. В музее марки хранились по-разному. Для отечественных знаков почтовой оплаты, т. е. Российской империи, заказывались специальные альбомы, в которых оформлялись листы с соответствующими текстами. Страны мира хранили в перманентных альбомах по континентам и странам в строго хронологическом порядке их выхода в обращение.
Коллекция музея Главного управления почт и телеграфов, так официально называлась коллекция, пополнялась из года в год зарубежными знаками почтовой оплаты. После создания в 1874 г. Всемирного почтового союза они регулярно поступали согласно заключенной международной почтовой конвенции. Параллельно коллекция пополнялась путем официальных сношений с иностранными государствами, а в некоторых случая — путем обмена и покупки недостающих экземпляров у частных лиц.
Поступления отечественных знаков почтовой оплаты в музей приняли регулярный характер только с 1909 г., после Указания начальника Главного управления почт и телеграфов М. П. Севастьянова для Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), где печатались почтовые марки. В нем говорилось: «По мере выхода в обращение знаков почтовой оплаты часть этих знаков оставить на всегдашнее хранение в Почтово-телеграфном музее, как предмет, имеющий в почтовом деле историческое значение». Становится понятным отсутствие в Государственной коллекции отечественных подготовительных материалов раннего периода, особенно утвержденных к изданию: они оставались в Экспедиции.
Говорить о полноте коллекции ЗПО к началу XX в. было бы преждевременным. Судя по всему, это были имеющиеся в наличии знаки почтовой оплаты Российской империи частично с подготовительными материалами к их изданию, какое-то количество местных почтовых марок уездных земств России и иностранных почтовых марок далеко не всех существовавших государств мира.
По данным Каталога Почтово-телеграфного музея 1914 г. на тот момент времени коллекция ЗПО насчитывала примерно 18500 ед. хранения, из которых около 500 выставлены в стеклянных витринах для обозрения, остальные — «находятся в специальных альбомах, которые хранятся в особом сундуке».
Главное предназначение коллекции в этот период заключалось в том, чтобы ознакомить посетителей музея с почтовыми марками зарубежных стран и показать историю отечественных знаков почтовой оплаты раннего периода.
Данные о пополнении фондов музейной коллекции ЗПО в первые годы после революции и в период Гражданской войны в музее отсутствуют. Однако Наркомат почт и телеграфов советской России должным образом заботился о судьбе филателистического собрания. Свидетельство тому — хранящийся в Отделе документальных фондов нашего музея мандат, датированный 12 июня 1919 г., который был выписан на имя уполномоченного отдела Народной связи Петроградской губернии тов. К. П. Юферова, подписанный заместителем Комиссариата почт и телеграфов. Предъявителю этого мандата поручалось «просмотреть и отобрать в архиве почтамта все дела, относящиеся к заготовке знаков почтовой оплаты и выбрать из них все марки, а также все оттиски, которые, по его мнению, могут представлять музейную редкость...».
Второй документ из тех же архивных фондов датирован 27 июня 1919 г. и адресован в Центральную жилищную коллегию Комиссариата городского хозяйства Петрограда. В нем, в частности, говорится: «Во многих частных квартирах, имеющихся на учете в жилищной коллегии и покинутых владельцами, среди другого имущества часто попадаются весьма ценные для почтово-телеграфного ведомства, как представляющие музейную редкость, старинные русские и иностранные знаки почтовой оплаты. В целях пополнения такими знаками Почтово-телеграфного музея прошу... сделать распоряжение по всем жилищным отделам Петрограда и другим организациям, берущим на учет имущество покинутых домов, о немедленной передаче упомянутых коллекций и отдельных знаков почтовой оплаты заведующему Почтово-телеграфным музеем в Петрограде Шедлингу...».
К 1921 г. в мире было издано уже более 50 тысяч почтовых марок. Именно в это время Наркомат почт и телеграфов нового государства РСФСР уделяет пристальное внимание формированию и пополнению коллекции ЗПО, которая в это время получает статус Государственной коллекции. Согласно отчету по состоянию на 1922 г. она заключала в себе следующие коллекции: почтовых марок России — 839 наименований (видимо, включая почтовые марки земств, Леванта и других российских марочных территорий), европейских стран — 7128, стран Америки — 3679, Азии — 619, Африки — 258, Австралии — 78 и колоний европейских стран — 8692. Всего в ГК ЗПО находилось на учете 21294 наименования почтовых марок, т. е. менее половины, изданных во всем мире.
Новое государство продолжает осуществлять новую экономическую политику с ее оживленной торговлей, в денежном обороте появляются золотые рубли. В 1922 г. в РСФСР вводится государственная монополия на торговлю советскими филателистическими и другими коллекционными материалами за пределами страны. Марки причисляются к ценностям, которые наряду с золотом могут быть реализованы и направлены в помощь голодающим. Для этой цели 30 марта 1922 г. создается Организация Уполномоченного по марочным пожертвованиям при Наркомвнешторге, а с августа — при ЦК Помгола ВЦИК. 21 сентября 1922 г. последняя преобразуется в Организацию Уполномоченного по филателии и бонам при ЦК Последгола ВЦИК, которую возглавил Федор Григорьевич Чучин.
Наркомпочтель РСФСР заключает договоры с почтовыми администрациями зарубежных стран по обмену марками России периода Гражданской войны на зарубежные марки для пополнения ГК ЗПО. Советская Россия в 1924 г., наладив дипломатические отношения со странами мира, заново вступила во Всемирный почтовый союз: возобновилась присылка иностранных марок по бюллетеням из бюро ВПС. Коллекция в этот период пополняется очень эффективно несколькими способами: приобретаются филателистические материалы на выставках и аукционах через организацию Уполномоченного по филателии и бонам, переименованную в 1926 г. в Советскую филателистическую ассоциацию (СФА), совершаются филателистические обмены с коллекционерами и почтовыми администрациями стран мира, в музей поступают материалы в дар от филателистов, а также конфискованные коллекции осужденных по приговорам судов из ОГПУ.
После завершения 1-й Всесоюзной филателистической выставки в конце января 1925 г. на средства Наркомата почт и телеграфов были приобретены марочные коллекции, принадлежавшие государственной организации Уполномоченного по филателии и бонам. Уже 30 января в музей была передана ценная коллекция стоимостью 20 000 рублей в количестве 30 868 марок, а в августе того же года от этой организации поступила на учет коллекция пробных марок в количестве 1116 экземпляров на сумму 3 000 рублей. На этом, к сожалению, «помощь в комплектовании госколлекции приостановилась и многие ценные марки в музей не поступили, а были проданы на аукционах», — говорится в отчете музея за 1924 г. Стране была нужна валюта.
В ноябре 1924 г. Музей Народной связи, так он стал называться, разместился в новом здании бывшего дворца князя Безбородко, где находится и сегодня. После темных и сырых помещений старого здания Госколлекция ЗПО была размещена в хорошо обустроенных новых помещениях музея.
В конце 1924 г. был образован Отдел филателии в составе 2-х человек для обслуживания Государственной коллекции, должность одного из сотрудников называлась «филателист». При Госколлекции было создано Экспертное бюро в составе: Ф. В. Лаврова, М. Ю. Шедлинга, сотрудников отдела филателии Извекова и Макарова. Предстояла большая работа по систематизации и учету знаков почтовой оплаты, а также разработке новой экспозиции музея.
В начале 1926 г. Отделу филателии было поручено «произвести наложение гарантийного штемпеля на все знаки почтовой оплаты, хранящиеся в рамах, окантовках, альбомах и конвертах», якобы, на обратную сторону каждой марки, марочного листа и экспоната. Для создания штемпеля за основу был взят использовавшийся еще в Российской империи круглый штемпель диаметром в 1 см, текст «Коллекция ГУПиТ» (Главного управления почт и телеграфов) и имперский герб в центре были заменены на новое название «Государственная коллекция» и символ пролетарского государства — серп и молот. Новый штемпель появился на многих редкостях Государственной коллекции ЗПО. В отчете за 1926-1928 гг. говорится, что работа эта оказалась трудоемкой и шла очень медленно, поэтому за 2 года было проштемпелевано только 20 % материалов, а именно 61495 предметов. В дальнейшем штемпелевание не производилось. Сегодня можно выразить благодарность сотрудникам отдела филателии, которые до конца не справились с этой работой по нанесению «гарантии века» на лицевую часть предметов Государственной коллекции ЗПО. Старательно оттиснутый на лицевой стороне жирной фиолетовой штемпельной краской, подчас размазанный, он стал отпечатком пролетарской культуры, доставшейся нам в наследство.
Из НКПиТ за этот период поступило 50 проектов почтовых марок, 19388 почтовых марок РСФСР и СССР, был создан неприкосновенный фонд почтовых марок Российской империи, РСФСР и СССР, послуживший началом создания листовой коллекции отечественных почтовых марок.
Согласно тем же архивным документам зам. директора музея Максимилиан Юльевич Шедлинг, серьезно занимавшийся систематизацией музейных коллекций, посетив Берлинский почтовый музей в 1927 г., предложил взять за основу систематизации и хранения коллекции ЗПО берлинский способ.
В 1928 г. в связи с ликвидацией Центральной комиссии «Последгол» и передачей ее имущества и ценностей в Советскую филателистическую ассоциацию (СФА) М. Ю. Шедлинг обратился в Наркомат связи с просьбой разрешить представителю музея присутствовать при передаче марочных фондов, чтобы приобрести редкие марки для Государственной коллекции ЗПО по составленным в отделе филателии манколистам. Просьба эта была оставлена без внимания, а редкие и ценные марки были распроданы с аукциона, попав в частные коллекции, в том числе за границу.
В 1933 г. в Государственную коллекцию влились две большие филателистические коллекции: крупного коллекционера Петра Петровича Щапова, подарившего свою коллекцию музею на определенных условиях и осужденного гражданина А. А. Хальфана. Эти коллекции на протяжении предыдущих 3-х лет подлежали тщательному описанию, экспертизе и оценке по французскому каталогу Ивер-Телье, цельные вещи — по немецкому каталогу Ашера, изданному в 1928 г., единственному на тот период каталогу цельных вещей стран мира.
В архивных фондах хранится Договор дарения П. П. Щапова от 28 ноября 1929 г., адресованный Наркому почт и телеграфов Арсению Васильевичу Мусатову: около 3000 листов с почтовыми марками, оцененных согласно актам-описям на 1,5 млн рублей. Протокол заседания коллегии Наркомата почт и телеграфов от 9 декабря 1929 г. постановил: оформить акт дарения марочной коллекции П. П. Щапова, «выплачивать гр. Щапову пожизненно с 1.Х.1929 г. по 175 рублей ежемесячно, в случае его смерти — его жене Щаповой Марии Антоновне, но в половину размера. Считать Щапова научным консультантом НКПиТ по вопросам филателии». Такой щедрый подарок государству, тем не менее, не спас П. П. Щапова от ареста, как многих коллекционеров, имеющих филателистические коллекции. П. П. Щапов был арестован 18 марта 1938 г. и скончался в больнице Таганской тюрьмы 7 мая 1939 года. Реабилитирован в 1975 г., как невиновный (был арестован бывшим зам. Наркома внутренних дел СССР Заковским по доносу сотрудников 4-го и 6-го отделов УГБ, осужденных позднее за незаконные аресты).
В письме сотрудника отдела филателии П. М. Извекова Наркому почт и телеграфов А. В. Мусатову в 1929 г. по поводу коллекции П. П. Щапова говорится: «Указанная коллекция будет драгоценнейшим вкладом в госколлекцию и составит новую эру в жизни Отдела филателии...».
Таким образом, вышеупомянутые коллекции легли в основу формирования Государственной коллекции ЗПО. Они были систематизированы по разделам согласно структуре ГК ЗПО и оформлены в альбомы. Миниатюрный штамп принадлежности коллекции П. П. Щапова можно увидеть в левом углу многих предметов, входящих в Государственную коллекцию, особенно на письмах, прошедших почту.
Из документов известно, что 60 % огромной по объему коллекции П. П. Щапова, состоящий из «дублетных и триплетных экземпляров», было продано в 1937 г. через СФА за границу на валюту. Эти средства отчасти дали возможность пополнить музейную коллекцию приобретением на зарубежных аукционах недостающих экземпляров знаков почтовой оплаты, новых альбомов фирмы «Борек» и «Шаубек» для хранения марок и филателистического оборудования для работы отдела филателии Музея Народной связи.
В 1936 г. свою коллекцию завещал музею Владимир Николаевич Рябинин. В завещании числится 13 тысяч марок стран мира и филателистическая литература.
Как регистрировались в музее знаки почтовой оплаты при их постановке на музейный учет и какие необходимые характеристики предметов ЗПО отражались в учетной документации?
В сопровождающих предметы накладных из Экспедиции знаков почтовой оплаты Наркомата связи были отражены: название предметов, их номиналы, даты издания и название серии, в которую входила марка. Специфика коллекции музея и ее первоначальный объем позволяли все эти признаки вписывать в прошнурованную Книгу учета Госколлекции, которая велась в отделе филателии Музея Народной связи.
Зарубежные знаки почтовой оплаты также вписывались в Книги учета согласно записям в бюллетенях, присылаемых из бюро ВПС. В отчете за 1 квартал 1932 г. по отделу филателии говорится: «выполнен на 65 % учет запаса иностранных почтовых знаков, доставленных по 1931 г. включительно из бюро Всемирного почтового союза». В 30-е годы количество иностранных марок, присылаемых из бюро ВПС, составляло 2 экз. каждого вида.
Что касается отечественной маркированной продукции, в июне 1934 г. Наркомат связи установил следующие количества отечественных ЗПО для пополнения коллекции из Марочной экспедиции: «марок каждого вида и номинала — по 300 шт., цельных вещей (карточек, конвертов и пр.) по 100 шт.».
Надо сказать, в смысле систематизации филателии повезло больше, чем другим видам коллекционирования, поскольку издавна существует единая принятая во всем мире строгая система каталогизации почтовых марок и другой маркированной продукции по территориальному признаку, а внутри — по хронологии их выхода в почтовое обращение.
Выпуск в обращение любого знака почтовой оплаты не носит случайного характера: марки издаются согласно почтовым тарифам данного времени для данной территории с номиналами, которые требует почта для оплаты корреспонденции по действующим тарифам. Каждая страна, выпуская в обращение почтовые эмиссии, издает на каждую из них документ об издании с четкой датой начала почтового хождения, поскольку марки — это псевдоденьги, предназначенные для оплаты государственных почтовых услуг. Каждое государство ведет строгий контроль выпуска знаков почтовой оплаты и присваивает свой идентификационный номер, прописанный в документе об издании, который закреплен за ним в государственном каталоге ЗПО.
О каталогах следует сказать отдельно: их составление — одно из самых замечательных достижений филателии. Они начиная с простых брошюр 1860-х и до объемистых изданий нынешнего времени, состоящих из 3000 и более страниц включали все когда-либо выпущенные марки. Марки располагаются в каталогах по странам в хронологическом порядке с возрастающей нумерацией и воспроизведением рисунка марки. Каталог почтовых марок является систематизированным сборником информации о почтовых марках, содержащим основные их характеристики: год выпуска, номинал, цвет, тираж, способ печати, цену на год выпуска каталога; ряд каталогов включает сведения о художнике и гравере. Немаловажным аспектом является отражение выявленных в процессе обращения марок разновидностей, включенных позже на основании открытий исследователей.
Изучение музейной каталогизации отечественных знаков почтовой оплаты прослеживается по сохранившимся документальным источникам. Музейная система каталогизации сформирована в начальный период советского общества с помощью Каталогов СФА, изданных с 1923 по 1928 гг. под редакцией Ф. Г. Чучина. По ним систематизировались коллекции русских земств, марок и цельных вещей Российской империи, РСФСР, локальных выпусков Гражданской войны, а также советских марок до выхода Каталога почтовых марок СССР, изанного ЦФА под редакцией М. Т. Милькина.
Начиная с 1933 г., параллельно с Книгами учета в отделе стали заполняться рукописные каталожные карточки учета на запасной фонд по тому образцу, который используется до настоящего времени. Каждой иностранной почтовой марке присваивался каталожный номер, закрепленный за ней по немецкому каталогу фирмы братьев Зенф. Это было удобно, поскольку старый и популярный с конца XIX в. каталог уже использовался в Почтово-телеграфном музее при систематизации марок в имперский период. Однако после Первой мировой войны он стал постепенно вытесняться из русского филателистического обихода. Музейный учет перешел на каталогизацию французского каталога Ивер-Телье, с занесением нумерации в карточку учета после первичной обработки материала, когда эти марки приобретали свой номер после включения в каталог. На старых карточках учета имеются исправления номеров каталога Зенфа на каталожные номера Ивер-Телье. Картотека на все иностранные марки запасного фонда Госколлекции была составлена к 1938 г.
Для вторичного учета знаков почтовой оплаты эта система каталожного инвентарного учета сохранилась до сегодняшнего дня, поскольку она прошла испытание временем и показала себя самой рациональной системой для Государственной коллекции ЗПО.
Инвентаризация 1938 г. показала наличие в ГК ЗПО около 3 млн единиц хранения знаков почтовой оплаты, более 2 млн из которых составлял запасной фонд. Количество предметов запасного фонда постоянно менялось, поскольку Наркомат связи использовал его для формирования подарочных наборов членам различных делегаций и лиц. Наряду с этим, из запасного фонда годовые комплекты марок выставлялись в экспозиции музея для всеобщего обозрения. Они наклеивались на стенды, оформляясь затем в стеклянные витрины, и марки могли годами выцветать и портиться, а затем списываться. Основной фонд был неприкасаем и оформлялся в специальные альбомы согласно имеющейся структуре коллекции, на него составлялись попредметные описи.
К 1938 г. закончилось формирование коллекции, были закрыты многие пробелы, которые числились в составленных манколистах разделов ГК ЗПО. Важно было обеспечить наличие всех ранее отсутствовавших позиций, приобретением которых занимались постоянно. Бросается в глаза отсутствие итоговой статистики в описях того периода, а это означает, что количеству марок в Госколлекции не придавалось серьезного значения. Гораздо большего внимания тогда заслуживала оценка коллекции, выполненная по каталогу Ивер-Телье последнего выпуска.
Наверное, это правильная точка зрения, поскольку полнота и престижность Государственной коллекции ЗПО заключается не в количестве входящих в нее предметов каждого вида, а в наличии редких и уникальных позиций, имеющих как историко-культурную, так и филателистическую ценность. В отчете директора музея К. А. Гормина от 2 февраля 1938 г. отмечалось, что Государственная коллекция СССР «в настоящее время по ценности вышла на третье место в мире после английской и немецкой, заключая только в основном фонде 65 тысяч редких марок».
После инвентаризации 1938 г. отдел филателии был превращен в сектор знаков почтовой оплаты музея, в котором с января 1939 г. впервые была введена должность хранителя ГК ЗПО, как подчеркивается в документах, по аналогии «с нумизматической коллекцией Эрмитажа с такой же зарплатой согласно штатному расписанию». Первым хранителем ГК ЗПО была Ульяна Захаровна Зиновьева, проработавшая в этой должности до 1977 г. Она в основном занималась систематизацией предметов Госколлекции. Однако при музее продолжала работать Экспертная комиссия, занимавшаяся научно-исследовательским аспектом предметов коллекции и восполнением недостающих позиций путем филателистического обмена.
Кроме фондовой работы по систематизации и формированию коллекций, велась выставочная деятельность, знаки почтовой оплаты постоянно выставлялись в периодически обновляющейся экспозиции музея. В довоенные годы филателия широко использовалась для пропаганды советского политического строя. В Докладной записке о проведении обследования работы кабинета филателии Центрального дома техники связи (так в это время назывался музей), датированной 2.06.1934 г., говорится: «Филателия все более и более завоевывает себе место наряду с другими научными дисциплинами. Так в Париже и Нью-Йорке имеются Академии филателии, в Америке и Германии филателия входит обязательным предметом в программу средней школы... Для Наркомата связи коллекция советских марок служит наглядным отчетом, как он отвечает событиям, происходящим в Советском союзе, фиксируя их выпуском соответствующих марок. Коллекция советских марок — это образная иллюстрация Советов, органически с нею связанная». И далее: «Часть запаса и экспозиции могут служить целям просветительным, в частности, для средней школы, наглядным образом помогая изучению истории Советов».
Целый раздел этой Докладной записки назван «Возможности использования отдела филателии», в нем говорится: « 1. Основные коллекции являются государственным "музейным фондом"; 2. Экспозиция служит целям иллюстрации истории СССР и характеризует этапы капиталистического строя зарубежных стран и общих для нее тенденций; 3. Часть запаса обращается для составления типовых и тематических коллекций по заданиям Наркомпроса, являющимися учебными пособиями для средней школы; 4. Часть запаса может быть использована для пополнения основных коллекций путем обмена на недостающие экземпляры за границей; 5. И, наконец, некоторая часть может быть передана соответствующим организациям для экспортирования за границу».
Между тем, к 1940 г. в мире было издано уже более 80 тысяч знаков почтовой оплаты и разместить все марки стран мира в перманентные альбомы становится проблематично: новые ежегодные выпуски поступали намного интенсивнее. Раздел иностранных марок пытались объединить по странам мира с хранением по раздельным альбомам эмитентов, но такая скрупулезная работа занимала много времени, в то время как в отделе вместе с хранителем было всего три человека. В довоенный период работа по составлению генеральных коллекций стран мира так и не была закончена, они по-прежнему хранились в планшетах-кляссерах по странам, размещенным в ящиках. Серьезная работа по систематизации и пополнению коллекции в 30-е годы позволила сформировать ряд т. н. генеральных коллекций отечественных разделов с размещением в отдельные альбомы: Российской империи, русских земств (27 альбомов), почтовых марок РСФСР и СССР — все они входили в состав основного фонда ГК ЗПО.
В первые дни Великой Отечественной войны все ценное имущество музея связи вместе с Госколлекцией было подготовлено к эвакуации и вывезено на Бадаевские склады. Но намеченная на 28 августа 1941 г. эвакуация не состоялась, и 11 сентября все фонды были возвращены в музей. В упакованном виде музейная коллекция находилась в блокадном Ленинграде без отопления и надлежащих условий хранения до конца войны. Материалам ГК ЗПО был нанесен значительный ущерб, часть позиций была утрачена и списана после войны.
Стоит отметить, что рассылкой знаков почтовой оплаты странам-членам ВПС в период Первой и Второй мировых войн бюро ВПС не занималось, о чем свидетельствует отсутствие в ГК ЗПО выпусков многих стран мира этого периода.
Инвентаризация 1958 г. показала наличие в Госколлекции ЗПО 3 млн единиц хранения. По результатам инвентаризации был сделан вывод, что такой громадный объем материала не успевает обрабатываться и систематизироваться силами 3-х человек. Сектор знаков почтовой оплаты Госколлекции превратился в отдел с расширенным до 5 человек штатом. В это же время ему был присвоен статус научно-исследовательского отдела знаков почтовой оплаты со всеми вытекающими отсюда функциями в работе сотрудников, главная из которых заключалась в научной систематизации предметов Государственной коллекции ЗПО.
В 1958 г. отмечался 100-летний юбилей введения первых почтовых марок в России. 19 августа в просторных залах Музея Академии художеств в Ленинграде была открыта специальная выставка к этой знаменательной дате. Впервые на обозрение посетителей были представлены уникальные материалы домарочного периода, а также 76 тыс. экземпляров из музейных альбомов основного фонда Государственной коллекции ЗПО: Российской империи, в т. ч. земств, полная коллекция почтовых марок РСФСР и СССР, марок Закавказья и Гражданской войны.
Резкий эмиссионный скачок знаков почтовой оплаты в мире произошел в 60-е гг., когда появлялись и набирали популярность новые тематические выпуски почтовых марок во всем мире. Примером может служить тема покорения космоса, появившаяся на филателистическом небосклоне с новыми космическими сюжетами почтовых марок и цельных вещей. Эта тема становится одной из самых популярных в мире, по особенно это касается почтовых эмиссий нашей страны. Назначение коллекции изменилось, вернее сказать, добавились дополнительные функции. Был снят «железный занавес» и, кроме постоянной экспозиции в музее, сотрудниками разрабатывались филателистические экспозиции, которые Главное Почтовое управление Министерства связи СССР демонстрировало в разных странах Европы, Америки, Азии на всемирных и международных выставках, получая высокие награды. Тематика, конечно, преобладала политическая, например, «По ленинскому пути», «Юбилеи Октября», «Страна Советов» и пр. В период 1950-1971 гг. свыше 25 тысяч марок СССР были отобраны из запасного фонда для участия в выставках.
К 1970 г. в мире было выпущено уже более 200 тысяч марок. Годовой прирост почтовых марок составлял около 10 тысяч штук. Инвентаризация Государственной коллекции ЗПО 1975-1977 гг., которая проходила в течение двух лет, показала наличие около 5 млн единиц хранения. В это время отечественной продукции в коллекцию поступало из ДИЭЗПО: по 250 почтовых марок одного наименования, цельных вещей (конвертов и почтовых карточек) по 25 штук.
С 1947 г. Всемирный почтовый союз приобрел статус международной межправительственной организации и специализированного учреждения ООН. Советский союз был представлен в ВПС в 3-х лицах, включая Белоруссию и Украину, но поскольку на территории этих союзных республик использовались советские марки, поступления в музей иностранных марок из бюро ВПС с 1950-х гг. увеличилось до 9 единиц каждого наименования.
По приказу Министра связи СССР две почтовые марки каждого вида сразу пересылались в Москву для ознакомления с ними издающего и печатающего маркированную продукцию предприятий: 1 экз. — в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО), 2-й — в Гознак. Кроме того, по договорам со странами социалистического лагеря в музей регулярно присылались т. н. «двадцатки» — дополнительные экземпляры почтовых марок этих стран в количестве 20 штук, которые значительно влияли на станку музейного учета ГК ЗПО. Так ежегодные поступления в коллекцию отечественных и иностранных знаков почтовой оплаты в 70-80-е годы составляли до 120 тыс. единиц хранения.
После инвентаризации, в конце 1970-х - 1980-е гг., когда музей был закрыт на капитальный ремонт, заявить о себе он мог только благодаря участию в разного рода выставках как местного значения, так и международных. Наряду с тематикой, в это время экспонировались серьезные разработки филателистической российской и советской классики. Традиционные выставки «Соцфилэкс», проходящие каждые два года в социалистических странах, практически никогда не обходились без участия представителей почтовой администрации СССР с разработанными музейными экспозициями из фондов ГК ЗПО. «Филасердика» в Болгарии, «Филексфранц» во Франции, «Хафния» в Дании и др., для которых отделом знаков почтовой оплаты создавались серьезно разработанные экспозиции, получившие дипломы и призы.
Интересная работа проводилась сотрудниками отдела по составлению ежегодного аналитического обзора почтовых марок стран мира. Она была также полезна для издательского предприятия ДИЭЗПО, с которым музей делился своими изысканиями.
В 1987 г. музей по согласованию с Министерством связи вынужден был уменьшить поступления отечественных цельных вещей до 10 единиц, а 2010 г. — до 5 единиц каждого вида.
В 1970-90-е гг. Государственная коллекция ЗПО пополнилась целым рядом замечательных коллекций: в 1976 г. — домарочных писем А. С. Мончадского, которая хранится как мемориальная коллекция. В 1987 г. ГК ЗПО пополнилась 8987 предметами — коллекцией почтовых марок стран мира, подаренной нашим соотечественником из США Б. В. Матвеевым. В 1994 г. приобретены подготовительные материалы к изданию Романовской серии почтовых марок 1913 г. в количестве 934 ед. хранения. Около 100 тыс. единиц хранения поступили в музей в конце 80-х - 90-е гг. в качестве коллекций, конфискованных в судебном порядке.
В настоящее время число изданных марок во всем мире приближается к 800 тысячам, а с учетом отечественных местных выпусков и цельных вещей— эта цифра приближается к миллиону. Между тем, отмечается падение годового прироста марок в мире по сравнению с 70-80 гг. прошлого века. Соответственно уменьшился и ежегодный объем марок стран мира, присылаемых по бюллетеням бюро ВПС. В то время как в 1981 г. марки присылались по 12 бюллетеням, включающим 6-7 тыс. марок, то, скажем, в 2010 г. годовой комплект иностранных марок, поступивших по 6 бюллетеням ВПС, составил около 4,5 тысяч единиц. Можно было бы считать, что эта цифра показывает годовой темп прироста марок в мире: ведь сегодня музей получает по 1 экземпляру каждой марки. Но, как показывают бюллетени, не все страны-члены ВПС выполняют условия конвенции по обмену своими марками через бюро ВПС.
Подготовка к открытию музея в 2003 г. после капитального ремонта была направлена на создание новой экспозиции музея с использованием предметов Государственной коллекции ЗПО. Разработана концепция и ТЭП открытого хранения в специально оборудованном хранилище — «Сокровищнице отечественных ЗПО», где представлены раритеты отечественных разделов Государственной коллекции ЗПО, иллюстрирующие историю создания и эволюцию выпусков знаков почтовой оплаты Российской империи и РСФСР. Основой этого фонда являются ценнейшие подготовительные материалы к изданию почтовых марок и цельных вещей от самых первых выпусков. Всего это составило 1185 единиц хранения.
Генеральная коллекция отечественных почтовых марок представлена в кассетах экспозиции зала «Почтовая связь» начиная с первой почтовой марки Российской империи, вышедшей в обращение 1 января 1858 г., до современных марок Российской федерации, включая эмиссии 2012 г. Экспозиция насчитывает 8529 единиц хранения.
За 130 лет своего существования Государственная коллекция ЗПО разрослась от 10 тысяч до 8 млн единиц хранения и будет пополняться дальше, увеличиваясь в объеме. В настоящее время в музей поступает ежегодно по 30-31 тыс. знаков почтовой оплаты как отечественных, так и иностранных. Ежегодно в мире издаются тысячи марок, которые, поступая в музей, становятся музейными предметами.
В августе 2003 г. впервые в истории музея был создан отдел учета музейных фондов и внедрена единая система автоматизированного учета КАМИС. С 2004 г. вся документация на первой стадии составляется и оформляется в отделе учета по единым требованиям в соответствии с инструкцией Министерства культуры РФ. В конце 2005 г. специально для учета материалов ГК ЗПО был создан и внедрен специализированный модуль, который успешно работает, хотя приходится в процессе его использования вносить определенные доработки. С появлением в музейной практике новых возможностей электронного учета, опыт т. н. «ручных» каталогизационных систем тоже пригодился.
Ориентация на современные технические средства не является поводом для полного отказа от каталожных систем на бумажной основе (учетно-каталожных карточек). В связи с введением электронного учета сотрудниками отдела ЗПО была проделана работа по унификации форм описания знаков почтовой оплаты и создании базовой терминологии, необходимой для однозначности вводимой информации.
На электронный учет в настоящее время поставлен 1 млн единиц хранения предметов ГК ЗПО. В середине текущего года штат отдела знаков почтовой оплаты вырос почти в два раза. Как мне представляется теперь, незарегистрированный в ГКП объем фондов в 7 млн единиц хранения будет оперативно внесен в электронную базу данных. Таким образом, будет составлен Каталог Государственной коллекции ЗПО согласно ее структуре.
Сегодня Государственная коллекция ЗПО должна выступать как базовая основа для создания каталогов отечественных знаков почтовой оплаты. Ведь в ней хранятся отечественные подготовительные материалы к изданию, воплощающие историческую действительность и расширяющие музееведческие исследования по истории материалов музейных фондов ЗПО.
В своей статье «Для чего нужен Почтово-телеграфный музей?», опубликованной в1923 г. в журнале № 5 «Жизнь связи. Почта-Телеграф-Телефон-Радио» директор Почтово-телеграфного музея М. Ю. Шедлинг писал: «У большинства людей сложилось мнение, что музей — это хранилище, нечто вроде склада старины, достопримечательной — и только. Такое понятие глубоко ошибочно и могло быть вызвано и поддерживаться разве только неправильною постановкою дела во многих музеях и неверным пониманием музееведами в полном объеме истинного назначения и задач этого учреждения...
Музей какой-либо отдельной отрасли народного хозяйства, подобно почтово-телеграфному, должен служить научным подспорьем и путеводителем при специальном изучении этой отрасли. Нужно помнить также, что настоящая музейная работа далеко не ограничивается собиранием редкостей. Она гораздо шире и глубже захватывает жизнь. Сохраняя редкости, так называемые раритеты, музей, бесспорно, приносит пользу науке, но в то же время каждый музеевед должен обязательно стремиться к собиранию, сохранению и систематизации всего современного материала, и притом не в изношенном, а в возможно хорошем состоянии. Ведь современное может исчезнуть или стать редкостью, которую потом и достать будет трудно. Во всяком случае, через известное число лет современное будет прошлым, и поэтому необходимо его своевременно собирать и сохранять для передачи потомству в полном, исправном виде и тем избавить преемников от трудной и иногда невыполнимой работы собирания разрозненных обрывков прошлого. Таким образом, наряду с собиранием редкостей прежнего времени, изучение современности является одной из важнейших научных работ в музее». Эти пророческие слова актуальны и сегодня, спустя почти столетие.
Государственная коллекция ЗПО должна способствовать филателии вырасти во вспомогательную историческую дисциплину. Для этого необходимо как можно скорее создавать Каталог Государственной коллекции ЗПО. Его нужно создавать, обстоятельно изучив и предварительно систематизировав материалы, чтобы аккумулировать подробные сведения по истории отечественных почтовых эмиссий. Чтобы о любой марке можно было получить все данные: точную дату выхода в обращение, имя художника, ее нарисовавшего, название учреждения, ее отпечатавшего, число выпущенных экземпляров, судьбу тиражей и отдельных предметов коллекции. Филателию как научную дисциплину нужно создавать, и где, как не в музее это должно происходить на основе исторических материалов Государственной коллекции знаков почтовой оплаты.
Автор статьи: Рылькова Лариса Петровна, заведующая отделом знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова (г. Санкт-Петербург).
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.