Тема религии на марках Российской Федерации
В 2001 г. в свет вышла серия «Культовые сооружения религий и вероисповеданий России». В этой серии изображены религиозные сооружений различных конфессий. На марках серии больше всего изображений христианских храмов. Все сооружения реальные и находятся (либо находились) на территории России.
-
Успенский собор (г. Владимир). 1189 г. Памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. До возвышения Москвы считался кафедральным храмом Владимиро-Суздальского княжества. Официальный год окончания постройки - 1189. Занесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Является действующим храмом и главным кафедральным собором Владимирской и Суздальской епархии. Одно из немногих мест, в котором сохранились фрески Андрея Рублева.
- Собор Рождества Богородицы (г. Звенигород). 1405 г.
Построен по велению князя Юрия Звенигородского. Выполнен в белом камне. Находится в Саввино-Сторожевском монастыре. Удивительно, что такой редкий образец древнерусской архитектуры сохранился до наших дней.
3. Покровский собор Рогожской старообрядческой общины (Москва). 1792 г.
Во время чумы 1771 г., рядом с Рогожской заставой, возникло старообрядческое кладбище. Недалеко от него образовался поселок. Спустя 20 лет, у жителей поселка появилась возможность построить собственную церковь.До восстановления в 1990-х гг. храма Христа Спасителя, Покровский собор был самым вместительным из московских храмов.
4. Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва). 1911 г.
Костел является самым большим католическим собором России.Выполнен в неоготическом стиле. Находится под управлением архиепископа-митрополита Паоло Пецци.
5. Лютеранская церковь святого Петра (Санкт-Петербург). 1838 г.
Кирха Святого Петра была построена петербургскими лютеранами в 1833-1838 гг. Архитектором проекта выступал А. Брюллов. В разные года церковь успела побывать овощехранилищем и бассейном.
6. Молитвенный дом христиан веры евангельской (пятидесятники) (Лесосибирск). 1999 г.
На марке изображен лесосибирский молитвенный дом пятидесятников.
7. Бежицкая церковь "Возрождение" евангельских христиан-баптистов (Брянск). 1996 г.
Бежицкая Церковь основана в 1895 г. Молитвенный дом "Храм Возрождения" построен в 1996 г. Архитектор: Романенко В. Д. Пастор: Нешков Н. И.
8. Церковь христиан-адвентистов седьмого дня (Рязань). 1996 г.
На марке изображена церковь адвентистов.
9. Армянский храм Сурб Хач (Ростов-на-Дону). 1792 г.
Храм Сурб Хач(церковь Святого Креста) — все, что осталось от армянского монастыря Сурб Хач. Некогда он являлся культурным центром армянской колонии на Дону. Сурб Хач считается самой старой каменной постройкой Ростова-на-Дону. Храм остается духовным символом для всех ростовских армян. Предание связывает возникновение Армянской церкви с миссией апостолов Фалдея и Варфоломея в Армении (34-68 гг. н.э.) и их мученической гибелью. Тем самым, начало христианства в Армении относят ко времени апостольских деяний. Первоисточник Армянской церкви – первоначальная церковь, созданная Иисусом Христом (без посредничества других церквей). Поэтому Армянскую церковь именуют апостольской.
10. Первая Соборная мечеть (Уфа). 1830 г.
Одна из главных мусульманских мечетей Республики Башкортостан. Построена по ходатайству второго муфтия ОМДС - Габдрахимова Габдессаляма (исламский религиозный деятель, второй муфтий ОМДС). Мечеть строил М. Тагиров (Хазмитев) - купец 2-й гильдии г. Уфы. При мечети действовало медресе «Гусмания» и русско-башкирское 2-х классное училище.
Ислам-вторая (по численности) после христианства религия в России. Сформировался в Аравии в VII в. в результате религиозно-политической революции, связанной с именем пророка Мухаммеда.
Это самая молодая из трех мировых религий (после буддизма и христианства).
11. Сенная мечеть (Казань). 1849 г.
Мечеть построена в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе в 1845—1849 гг. архитектором А. И. Песке.
Автор проект — А. К. Ломан. Мечеть двухэтажная, имеет зал с куполом и 3-х этажным цилиндрическим минаретом.
Убранство мечети оформлено по образцам средневековой Волжской Булгарии и Ближнего Востока.
12. Хоральная синагога (в Москве). 1891 г.
Иудаизм – древняя монотеистическая религия, возникшая в начале II тыс. до н.э. в Палестине и ставшая национальной религией евреев.
Первые достоверные сведения о евреях на территории России относятся к I веку н.э.
Здание Московской хоральной синагоги было заложено 28 мая 1887 г. по проекту архитектора С. Эйбушитца. В начале XX в. стала центром религиозной и общественной жизни еврейского населения России. Синагога действовала даже при Советской власти. Московская хоральная синагога является старейшей синагогой столицы.
13. Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург). 1893 г.
08 декабря 1893 г. состоялось торжественное освящение Большой синагоги. Руководители общины открыли серебряным ключом центральную дверь, внесли в зал 7 свитков Торы. Продажа мест прихожанам в главном зале продолжалась и после освящения синагоги. Здесь совершались венчания. Были разработаны тарифы оплаты услуг венчания по семи классам, существенно различавшимся по оформлению и по стоимости. Большое внимание уделялось музыкальной части службы. С 1894 г. выпускались календари, в которых приводилось расписание молитв в главном зале и Малой синагоге.
14. Буддийский Сокшин-Дуган (Иволгинский дацан). 1976 г.
В России имеется значительное число последователей буддизма – самой древней из трех мировых религий. Буддизм сформировался в VI-V вв. до н.э. в Индии.
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» («монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости») является Резиденцией Пандито Хамбо ламы (Главы Буддийской традиционной Сангхи России). Дацан - центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры.
Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга. В монастырский комплекс входит оранжерея со священным деревом Бодхи.