Романовская серия в филателистической периодике
В октябрьском номере журнала «Филателия» за 1993 г. опубликована статья Ю.М. Климова «Коммеморативный выпуск 1913 г.», в которой подробно изложена история издания юбилейной Романовской серии почтовых марок Российской империи, описан процесс изготовления марок, изучены оригиналы, послужившие основой для создания этого филателистического шедевра. Задолго до проведения торжеств, приуроченных к празднованию 300-летия царствующего Дома Романовых, началась подготовка проекта большой серии почтовых марок, всецело посвященных этому выдающемуся событию. Есть сведения, что в осуществлении проекта принимал личное участие сам Николай II, весьма неравнодушный, как указывается в некоторых мемуарах, к коллекционированию знаков почтовой оплаты (см., в частности, журнал «Нива» от 5 января 1913 г., где А.Ф. Гире упоминает о Николае в связи с коллекционированием марок). Результатом кропотливой десятилетней работы, многочисленных согласований и «подгонок» изображений и цветовой гаммы марок, стало появление на свет семнадцати высокохудожественных почтовых миниатюр, выполненных выдающимися российскими мастерами живописи и графики И. Я. Билибиным, Е.Е. Лансере и Р. Г. Зарриньшем.
Итак, автор статьи 1993 г. «Коммеморативный выпуск 1913 г.» справедливо указывает на то, что ранее эти марки в основном описывались как на русском, так и на иностранных языках в лаконичной каталожной форме, и, приведя ссылки на некоторые каталоги, далее сообщает: «В 1971 году в журнале „Филателия. Советские почтовые марки" (№ 30), издание филателистического кружка общества „Франция - СССР", была помещена статья „Юбилейные марки 1913 г." К. А. Бернгарда и Ю.М. Климова. Обе статьи во французской „Филателии" и в российской „Филателии" незначительно отличаются по содержанию». То есть, Ю.М. Климов позиционирует свою зарубежную публикацию в соавторстве как первую русскоязычную статью о юбилейной серии почтовых марок 1913 года.
На самом деле еще в июне 1941 г. в журнале «Россика» № 43 появилась расширенная информация «Юбилейный Романовский выпуск 1913 года». В ней автор, обозначенный инициалами СП., в частности, пишет: «Этот роскошный и исключительный по своей красоте выпуск должен служить украшением всякой коллекции даже лиц, не собирающих русские марки... В одном из русских журналов за 1913 год я натолкнулся на подробное описание марок этого выпуска, который приурочен был ко дню 300-летия царствующего Дома Романовых, т.е., к 21 февраля, но марки от 1 до 70 коп. были выпущены и поступили в продажу во всех Почтовых Конторах в первый день 1913 года, а рублевые марки были выпущены несколько позднее». Далее в этой публикации перечислены сюжеты почтовых миниатюр, названы художники и граверы.
Следует заметить, что выпуску серии к 300-летию династии Романовых в современной ей периодике уделялось достаточно большое внимание. Так, еще в январе 1912 г. в печати появились официальные сообщения об изготовлении в ЭЗГБ марок «300 лет Дома Романовых», а в конце того года газеты сообщили, что эти марки вводятся в обращение с 1 ян-паря 1913 г., «заменив все ранее существовавшие до этого времени почтовые марки». Однако не успели новые красивые марки войти в оборот, как в газете «Петербургский листок» от 7 февраля 1913 г., да и в других газетах, появились публикации о том, что в непродолжительном времени предполагается марки с портретами царствующих особ изъять из продажи «ввиду некоторых неудобств штемпелевания марок».
Более конкретно проблема разъяснялась в других публикациях. В официальном органе Святейшего Синода (см. «Церковные Ведомости» от 9 февраля 1913 г., «Вера Христова не терпит двоедушия») епископ Никон (в миру - Н. М. Рождественский) порицал печатание рядом с изображением царей номинальной стоимости марки, принижающее благочестивых царей, которых почитает народ. Марки подлежали погашению, и набожные православные и преданные сторонники монархии осуждали то, что они считали осквернением священного образа царя. «Хуже того, -писал он, - сии Царские портреты пачкаются почтовым штемпелем, как будто ради вящего над нами поругания». А газета «Земщина», печатный орган крайне правого «Союза русского народа», указывала, что по закону за осквернение образа императора полагаются каторжные работы. «Многие почтмейстеры отказывались осквернять лицо царя почтовыми знаками и оставляли марки непогашенными. Правительство приостановило выпуск серии в феврале 1913 года, но возобновило его позднее в том же году».
В дальнейшем положение с юбилейными марками, на которых были портреты царей Дома Романовых, не только не улучшилось, но стало еще более запутанным. Так, в течение всего 1913 г. не переставали ходить самые разнообразные слухи то о продлении сроков хождения этих марок, то об их изъятии из обращения. Более того, даже выпускавшиеся по этому вопросу ведомственные распоряжения, по существу, противоречили друг другу. В октябре 1913 г. Главным управлением почт и телеграфов было объявлено, что с 1 января 1914 г. юбилейные марки с портретами императора Николая II и ранее царствующих государей из Дома Романовых будут изъяты из обращения. В том же месяце в объявлении министра внутренних дел указывалось, что юбилейные знаки почтовой оплаты, в том числе почтовые марки с портретами царей, будут действительны и после 1 января 1914 г.
В июне 1914 г. в «Петербургской газете» появилось следующее сообщение: «Коллекционеры-собиратели почтовых марок могут быть спокойны, юбилейные марки еще долго будут в обращении. Запас юбилейных марок громадный. Имеется на 350000 рублей отпечатанных юбилейных марок. Говорят, что юбилейные марки вообще не будут изъяты из обращения и окончательно заменят марки старого образца».
В декабре 1914 г. в газете «Петербургский листок» сообщалось, что с «соизволения императора Николая II срок продажи и хождения юбилейных марок с портретными изображениями продлен до 1915 г.».
Возвращаясь к основной теме обзора, хочу еще раз подчеркнуть, что первой, известной мне, публикацией о Романовской серии (не считая кратких каталожных описаний) является статья в журнале «Россика» № 43, опубликованная в июне 1941 г. Далее это издание еще не раз обращалось к описанию юбилейных марок. Так, в «Россике» № 59 за 1960 год напечатана англоязычная статья редактора Gregory В. Salisbury о выпусках марок-денег 1915, 1916-17 гг. с портретами царей из серии 1913 г. Затем в «Россике» № 122 за 1994 г. опубликована также на английском языке большая статья о ведении в обращение «Романовских» марок 1913 г., автор Michael Ercolini. Журнал подробно представил политическую и экономическую ситуацию в России на момент издания юбилейных марок и дал филателистическое описание каждой из почтовых миниатюр, входящих в серию. Наконец, в «Россике» № 135 за 2000 г. была помещена информация о франкировке земскими марками цельных вещей с Романовскими коммеморативами (также на английском языке), автор Leonard Tann.
Понятно, что в Советском Союзе все, что касалось сюжетов юбилейной серии, долго оставалось под запретом. В частности, Ю. М. Климов сообщил, что у него даже изъяли две страницы на эту тему из подготовленной к изданию книги «Искусство на почтовых марках».
Только в 1978 г. в альманахе «Советский коллекционер» № 16 с подробным разбором выпуска выступил в своем каталоге В. В. Лобачевский. Эта публикация хорошо известна. Что касается журнала «Филателия СССР», то в него информация просачивалась, так сказать, дозировано, мелкими порциями. Например, в февральском номере за 1986 г. в статье Ю. Лурье, Н. Мандровского упомянут буклет С.-Петербургского почтамта с марками-деньгами. В том же номере в заметке «Перфорация марок России» перечислены несколько марок из серии 1913 года.
В связи с политическими переменами в стране дело сдвинулось с мертвой точки. В «Филателии» № 9 за 1992 г. в репортаже О. Бухова «Императорский дом держит марку» впервые был использован юбилейный «пятирублевик» с портретом Николая II в качестве иллюстрации. Затем в № 10 за 1993 год опубликована цитировавшаяся в начале обзора статья Ю.М. Климова «Коммеморативный выпуск 1913 г. ». Здесь журнал полностью выступил в духе перемен - кроме статьи, теме юбилейного выпуска 1913 г. была отдана цветная вкладка: помещено генеалогическое древо династии Романовых, иллюстрации проб некоторых номиналов серии и, главное, впервые в цвете показан юбилейный буклет (три обложки и две страницы с шестнадцатью марками).
С конца 1990-х гг. в периодике активно отрабатывается вышеупомянутая история с протестами против гашения календарными штемпелями лиц царственных особ. Впервые она достаточно подробно описана Р. Николаевым в петербургской газете «Всемирный коллекционер» № 3 (4) под заголовком «Марки 300 лет Дома Романовых» (газета перестала издаваться в 1998 г.). Затем текст был повторен в 2011 г. в газете «Вести» (Ленинградская обл.) под названием «Почтовые марки „300 лет Дома Романовых"».
В начале 2000-х гг. «горячую» тему подхватил И.Е. Алексеев (Казань) в статье «Марки раздора» («Филателия» № 9, 2003 г.). Обильно процитировав полемику 1913 г., автор делает вывод: «Сегодня достаточно трудно судить о том, насколько обоснованны были претензии черносотенцев к российскому почтовому ведомству. Известно лишь, что инициированная ими кампания особых последствий ни для последнего, ни для самих марок так и не возымела». В 2006 г. И. Е. Алексеев разместил расширенный, сопровожденный большим числом иллюстраций, вариант статьи под названием «Роковые марки...» на сайте Православного информационного агентства «Русская линия».
В заключение стоит назвать еще две интересные публикации. На одну ссылается И. Е. Алексеев в вышеназванном тексте: «Что же касается Императора Николая II, очень дорожившего подаренной ему в 1913 г. коллекцией, то она, как сообщала в 1996 г. заведующая отделом знаков почтовой оплаты Центрального музея связи имени А. С. Попова Л. П. Рылькова, сопровождала свергнутого монарха „в числе прочих наиболее ценных семейных реликвий в его ссылке сначала в Тобольск, а потом в Екатеринбург и была с ним до самой его трагической кончины... После гибели царской семьи, - добавляла она, - наиболее ценная часть коллекции была разграблена. Сохранившаяся половина материалов была продана офицеру английской армии, выполнявшему в Сибири свой союзнический долг в составе войск Антанты"». После долгих аукционных скитаний на чужбине, в 1994 г. «роковые марки» из коллекции императора Николая II вернулись на Родину и влились в основной фонд Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, хранящийся в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге (см. Рылькова Л. Ищите да обрящете: история филателистической коллекции Николая II//Городская телекоммуникационная газета «Телеком-пресс». - 1996. - № 5 (1 мая).
Другая статья Ричарда Вортмана «Николай II и популяризация его образа в 1913 году» (авторизованный перевод Е. Островской и Ю. Кагарлицкого) вышла в журнале «НЛО» № 38 за 1999 г. Часть этого масштабного исследования посвящена истории выпуска коммеморативной серии почтовых марок 1913 г. Обобщая написанное, авторы отмечают: «Во-первых, была сделана попытка более широко популяризировать образ царя, сделать его и членов его семьи частью каждодневной жизни народа. Во-вторых, были использованы печатные средства массовой информации, чтобы изобразить царя истинным представителем народа, более близким к людям и более чутким к их нуждам, нежели Дума. Портреты царя и царской семьи помещались на новых почтовых марках, памятных монетах и китчевых сувенирах, посвященных торжествам. Фильмы знакомили массового зрителя со сценами императорских церемоний и эпизодами из прошлого России. Статьи в прессе и широко распространенная биография Николая II должны были ознакомить растущую читательскую аудиторию с подробностями официальной и частной жизни царя и представить его демократом».
Насколько удалось осуществить эти цели, и сыграла ли в этом какую-либо роль великолепная серия почтовых марок, наглядно показали дальнейшие события русской истории.
Автор статьи: Обухов Евгений Алексеевич, главный редактор журнала «Филателия» ФГУП Издатцентр «Марка» (г. Москва)
Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.