Религиозный аспект филателии и филокартии в культуре повседневности на примере рождественских марок и открыток

Рождественская марка Австрии 1957 годаВ любой научной конференции организаторы, как и исследователи, своей главной определяющей целью ставят основополагающий вопрос актуальности научной проблематики, на который и должны ответить представленные исследования. В рамках данного научно-практического семинара уже хорошей традицией стали доклады, посвященные культурологическим аспектам филателии и филокартии. И год, посвященный культуре, стал замечательной предпосылкой для выбора темы семинара этого года. Тем более, что уже в докладах предыдущих семинаров обращалось внимание на культурологическое значение филателии и филокартии, на эстетическое воздействие этих малых художественных форм почтовой миниатюры, в том числе и с педагогической точки зрения. Нужно отметить, что актуальность обращения к проблематике научного изучения филокартии и филателии остается на повестке дня в контексте исторических, культурологических и искусствоведческих исследований. Практика этих исследований сосредоточена в кругах коллекционеров и исследователей, в собраниях которых есть подобные фонды, а также профильных музеев почты, хранящих основные собрания марок, конвертов и открыток. Хотя уже это сравнительно небольшое сообщество показывает, что и филателия, и филокартия таят в себе много привлекательных и интересных тем для исследований культурологов и искусствоведов.

На что хотелось бы обратить внимание в вопросе филокартии — на малую изученность материала, так как открытки редко становятся предметом научного изучения и практически не вводятся в научный оборот. Поздравительные открытки являются объектом не только особого рода коллекционирования — филокартии, но и находятся в музейных собраниях. В последнее время их все чаще используют в выставочной деятельности и в качестве иллюстративного материала. Сопроводительные тексты филокартических изданий, подготовленных к выставкам, статьи в периодике сводятся к истории открытки, общему обзору сюжетов, издательств и художников. Таким образом расширяется значение данного вида коллекционирования, и открытка как артефакт становится предметом научного изучения.

Как правило, статьи, посвященные открыткам, написаны преимущественно филокартистами, то есть в среде коллекционеров, которых интересуют определенные стороны изучения открыток определенного временного периода. Причем в основном внимание сосредоточенно на пасхальных и рождественских открытках. Открытки же советского периода только начинают становиться предметом коллекционирования и изучения, поэтому весь спектр генезиса поздравительной открытки полностью не раскрывается. Тем не менее, каждая группа коллекционеров и исследователей дает интересный фактологический материал, сопоставление и компиляция которого, наряду с анализом самих открыток, их иконографии и эпистолярной составляющей позволяют проследить все этапы и нюансы от начала праздничной традиции, ее развития, затем искоренения, трансформации, сохранения и возрождения в разные исторические периоды.

Канадская марка «Рождество» 1898 года и благотворительная марка США 1908 года

Открытку по своей культурной принадлежности можно отнести к эпистолярному наследию, то есть к культуре повседневности, поскольку речь идет о конкретной разновидности иллюстрированной открытки поздравительной. Появление и расцвет издания и коллекционирования марок и открыток связан с периодом развития массовой культуры рубежа XIX-XX вв. и в первую очередь с эпохой серебряного века, когда в культуре тон задавал стиль модерн, что отразилось на эстетике дизайна этих малых форм художественной миниатюры. Открытки запечатлели предметы и события, которые в силу исторических социальных потрясений погибли. Теперь только исторические источники, в том числе такие, как марки и открытки, могут нам показать значимые культурные и исторические события, которые они чутко и быстро отражали в своих сюжетах. Особенно это актуально для нашей страны, отечественной истории и культуры, где за период XX в. можно проследить утрату и возрождение множества религиозных традиций. В связи с этим появляется еще одна возможность практического использования филокартических и филателистических собраний с религиозной точки зрения — применение их на уроках Основ православной культуры для иллюстрации христианских религиозных традиций, связанных с праздниками и произведениями религиозного искусства: древнерусского и европейского.

Рождественская марка Палестины 1999 годаМарки и открытки появились менее 200 лет назад, а в России всего 150 лет тому назад. Кажется, это ничтожно мало по сравнению с существованием письменности, если говорить об их принадлежности к эпистолярному наследию. В религиозном аспекте, если рассматривать их с искусствоведческой точки зрения, как формы малой художественной миниатюры, то по сравнению с иконографией и религиозной живописью, марки и открытки также имеют весьма скромное историческое бытие. Но, тем не менее, они заняли свою культурную нишу в культуре повседневности и в контексте христианских праздников, а также эпистолярного наследия, став неотъемлемым символом праздников. Открытки используются в повседневной культуре, выполняя коммуникативную функцию в государстве и социуме. В контексте праздников они также принадлежат к культуре повседневности. Открытки стали популярным видом как частного коллекционирования, так и предметом собирательской деятельности музейных фондов многих музеев — художественных, историко-краеведческих; публичных и областных библиотек. Если выставки открыток к праздникам Рождеству Христову и Пасхе стали уже традиционными, то подобные выставки марок редко можно увидеть на подобных праздничных мероприятиях.

В 1864 г. французский коллекционер Жорж Эрпен ввел новый термин «филателия», который расширял рамки собирания только знаков почтовой оплаты — марок, но наряду с этим включал изучение конвертов, штемпелей и других почтовых документов. Со временем предметами коллекционирования стали и конверты первого дня, штемпеля специальных гашений, а затем и открытые письма, ставшие впоследствии открытками и открывшими отдельный вид коллекционирования — филокартию, в своем названии имеющую тот же корень и значение. Все это соединили в себе картмаксимумы, которые собирают и филателисты и филокартисты, хотя в области коллекционирования они принадлежат к филателии. Появившись сравнительно недавно, этот вид коллекционирования — максимафилия уже отмечает свой юбилей: на принятом в 1974 г. Бухарестском международном симпозиуме максима-филистов этому роду коллекционирования был присвоен международный статус. Она занимает особое место в коллекциях и представляет собой мост между филокартией и филателией. Здесь не столько превалирует императив свойственный принципам психологии и методологии коллекционирования «найти и приобрести», сколько творческий подход. Поэтому популярность максимафилии определяется возможностью авторской импровизации, проявления коллекционером своих творческих и эстетических способностей. Это увлекательный процесс поиска оригинальных оформительских решений и филателистических преобразований. При подборе гармоничных комбинаций коллекционер обогащается знаниями и расширяет свой кругозор. И, самое главное, максимафилия развивает эстетические и художественные вкусы. Это путь в художественный мир малых форм, мир красоты.

Создание российской коллекции знаков почтовой оплаты при Почтово-телеграфном музее в Санкт-Петербурге в 1884 г. является для нас еще одним поводом собраться под его гостеприимными сводами. В фондах Центрального музея связи имени А. С. Попова хранятся равно как знаки почтовой оплаты и все, что с ними связано, так и открытки. Как явствует из истории филателии и филокартии, марки и открытки сразу, одновременно со своим появлением, одинаково завоевывали сердца общества, вливались в культуру повседневности, сразу становились популярными как в повседневном использовании, так и в коллекционировании. Недавно меня попросили написать текст к выставочному проекту на основе поздравительных открыток, посвященному праздникам, и сделать акцент на их привлекательности для меня как коллекционера и особенностях такого выставочного материала. Этот текст мной был назван «Удивительный мир открытки». Действительно, и за историей самих марок и открыток, и их сюжетов стоит целый удивительный мир, который еще таит в себе множество чудных открытий как научных, так и выставочных.

Филателия появилась в 1840 г., как только были выпущены первые марки в Англии. С 1 января 1858 г. марки официально стали применять в Российской империи. Но до революции сюжетом российской марки был одинаковый рисунок с гербом, различался лишь цвет в зависимости от номинала. Единственный коммеморативный выпуск был посвящен 300-летию Дома Романовых в 1913 г. Сам же принцип коллекционирования был собирательский, т. е. филателисты старались пополнить свои коллекции всеми марками, которые выпускались в мире.

Рождественская марка ВенгрииПервые праздничные марки были посвящены празднику Рождества Христова. Это объясняется религиозными традициями западного христианства, где в отличие от восточной церковной традиции, к которой принадлежит и православие, Рождество Христово считается главным праздником. В православной традиции, соответственно и в России, таковым является Воскресение Христово — Пасха. Страной, подарившей миру первую рождественскую марку, считается Канада, хотя вопрос этот пока остается открытым — какая именно марка была первой рождественской. Канадская марка 1898 г. с изображением карты имеет надпись на английском языке: «Рождество 1898». Но она была выпущена 7 декабря по случаю введения имперского почтового тарифа в 1 пенни.

С 1912 г. в Швейцарии стали выпускаться почтово-благотворительныс марки с надбавкой в связи с рождественскими праздниками. Первые швейцарские марки были без номинала и с надписью «В пользу детей». В 1913 г. вышла в свет еще одна рождественская марка номиналом в 5 сантимов и с такой же наценкой. В дальнейшем рождественские марки стали издаваться ежегодно сериями по 2-4 штуки. Подобные «полупочтовые» марки появились также в Нидерландах и некоторых других странах. В 1937 г. в Австрии вышли две «рождественские поздравительные марки» с изображениями розы и знаков Зодиака. В 1939 г. в Бразилии были напечатаны почтово-благотворительные марки, на которых были изображены три волхва и звезда, ангел и ребенок. На бразильских марках впервые появились классические рождественские сюжеты.

Почтовые Рождественские марки Финляндии

В 1941 г. в Венгрии также появились почтово-благотворительные марки, часть доходов, вырученных от их продажи, должна была пойти на праздничные рождественские мероприятия для солдат. Иконография Рождества Христова впервые была запечатлена на венгерской почтовой марке 1943 г. Все названные выпуски марок не были регулярными и их можно отнести к коммеморативными выпускам. События Второй мировой войны прервали выпуск рождественских марок. Их выпуск возобновился в 1951 г., первой страной была Куба, затем были выпущены рождественские марки Гаити (1954), Люксембурга и Испании (1955), Австралии, Кореи и Лихтенштейна (1957). Таким образом, пальма первенства в издании рождественских марок принадлежит католическим испаноязычным странам. В Австралии выпуск марок, посвященных Рождеству, стал ежегодной традицией. С 1960-х гг. традиция выпуска рождественских марок распространилась во многих странах. К 1990-х гг. приблизительно 160 почтовых администраций выпускали рождественские марки, большинство из них ежегодно. Есть даже прецеденты в традиционных исламских странах. Например, правительство Палестины печатало рождественские марки начиная с 1995 г. Наш ближайший сосед Финляндия ассоциируется у нас с Рождеством, здесь находится одна из самых известных в мире резиденций Санта-Клауса. В 1927 г. ведущий детской передачи финского радио поселил его на сопке Корватунтури. С 1950-х гг. Санта стал частенько появляться и проводить время на Полярном круге и не только в рождественский период. С 1985 г. он поселяется недалеко от города Рованиеме, здесь же располагается и его почта. Почта Финляндии - самая рождественская почта в мире. Над входом в почтовое отделение в городе Рованиеми висит надпись «Здесь Рождество каждый день!». Ежедневно под Рождество здесь получают от 20 до 30 ящиков писем. Ежедневно в течении всего года сюда приходит около 100 писем, в предпраздничный период служащие Posti готовятся к самому горячему сезону, только внутри Финляндии на Рождество будет послано более 53 млн поздравительных открыток. Ежегодно к празднику Posti выпускает тематические марки и открытки. Самые первые рождественские открытки были выпущены в 1850-х гг. Они были напечатаны методом литографии и раскрашены вручную. Было запрещено посылать корреспонденцию без конвертов, поэтому и рождественские открытки вкладывали в конверт. Как официальный вид корреспонденции, открытка была признана в Финляндии в 1871 г., но даже тогда это были лишь официальные, напечатанные по специальной форме карточки. В 1880 г. разрешили посылать рождественские открытки без конвертов, и к началу XX в. открытка стала привычным почтовым (отправлением. Так, в 1990 г. в Финляндии было послано 400 тысяч открыток к Рождеству.

Рождественская открытка Финляндия - Таллин

С 1973 г. начался выпуск рождественских марок. До 1980 г. в Финляндии ежегодно выпускали по одной рождественской марке, с 1980 г. их стали выпускать по две. В период между 1996 и 1999 гг. Почтовая служба выпускала по три рождественских марки, одна из которых, с символикой финского Рождества, была предназначена для зарубежных почтовых отправлений. Марка без стоимости для заказных писем стала выпускаться с 2001 г. Она предназначена для клиентов Главного почтового отделения Санта-Клауса в Рованиеми.

Рождественская открытка с напечатанной маркой Финляндия - Таллин

Рассматривая сюжеты рождественских марок, нельзя не вспомнить ближайший к Рождеству праздник Новый год, поскольку сюжеты рождественских и новогодних марок перекликаются, поэтому они близки по своей тематике как предмет коллекционирования, что можно сказать и об открытках, особенно это относится к поздравительным открыткам начала XX в. На современных открытках эти праздники и вовсе соединяются в поздравительных надписях «С Рождеством и Новым годом». Хотя подобные примеры есть и на марках: благотворительная марка, изданная в пользу Красного креста в США 1908 г., с пожеланием «Счастливого Рождества и Счастливого Нового года». Впервые идея выпустить специальную новогоднюю марку пришла почтмейстеру Дании Эйнару Холбеллу в 1904 г. Первая выпущенная в Дании новогодняя марка не имела номинала и предназначалась не для оплаты почтового сбора, а для новогодних поздравлений. Популярность таких марок постепенно росла, и до сих пор они выпускаются в некоторых скандинавских странах. Характерны их сюжеты: зимние пейзажи, рождественские елки, лыжники, катающиеся на санках дети, снеговики и другие символы зимы и новогоднего праздника. Все перечисленные сюжеты напоминают нам открытки, в том числе и хорошо знакомые новогодние советского периода. Первая марка «С Новым годом!» была выпущена в СССР в декабре 1962 г., после чего такие марки стали выпускаться ежегодно. На выполненной по рисунку художника А. Шмидштейна марке 1962 г. были изображены новогодняя елка и голубь мира на фоне Земного шара. На купоне марки впервые появилась поздравительная надпись «С Новым годом!».

Первая советская новогодняя почтовая марка 1962 года   Рождественские марки Норвегии 2011 года

Дизайн рождественских марок чрезвычайно разнообразен, от сюжетов явно религиозного характера, с изображением сцен Рождества, рождественской елки, рождественских венков, Санта-Клауса, до светских образов. Например, в 1970-е гг. многие страны издавали марки, дизайн которых был основан на детских рисунках, с указанием имен и возраста юных художников. Эту же тенденцию можно отметить и для европейских открыток конца XX в. Интересны норвежские марки, выпущенные в 2011 г. В сюжетах двух из них сразу узнаются характерные для европейской рождественской фотооткрытки начала XX в. постановочные сцепки с детьми.

Серия почтовых марок, посвященная столетию премьеры балета «Щелкунчик»Чаще всего рождественские марки используются для наклеивания на рождественские открытки. Остатки рождественских марок после празднования Рождества можно увидеть на простой корреспонденции в течение первых месяцев наступившего года. Исключением является Австралия, где рождественские марки имеют хождение только в период рождественских праздников, их даже нельзя использовать для обычных почтовых отправлений, а только на рождественских открытках.

Наибольшую тематическую группу современных праздничных марок составляют марки, издаваемые по случаю христианских праздников. Праздники, отмечаемые в христианском мире, широко представлены на почтовых марках различных стран. К ним относятся выпуски, приуроченные в первую очередь к великим праздникам Рождества и Пасхи. Они относятся к теме «Праздничная марка», то есть выпускаются в честь определенного праздника, нередко религиозного. Рождество — популярное направление в тематическом коллекционировании. В 1969 г. в США даже был образован Рождественский филателистический клуб, который сразу начал издавать ежеквартальный журнал. Некоторые филателисты рассматривают подобные марки и другие филателистические материалы как подвид коллекционирования на тему «Религия на марках». Тематически, если обратиться к сюжетам рождественских марок, они перекликаются и с темой искусства, поскольку одним из сюжетов является иконография Рождества Христова. Как правило, за основу берутся шедевры западноевропейского искусства, картины религиозной живописи. В советское время, в период гонений на церковь и запрета на религиозную жизнь, можно было прикоснуться к религиозным традициям через коллекционирование марок и открыток, посвященных религиозным праздникам, шедеврам древнерусского искусства и зодчества, сюжетам западноевропейского искусства, которые на марках 1960-х гг. воспроизводили картины религиозной европейской живописи. Для филателиста на первый план выходит интерпретация марки с точки зрения филателистического материала в конкретном тематическом разделе филателии. При творческом подходе, выходя за рамки филателии, если коллекция посвящена рождественским и новогодним праздникам, в ней может оказаться, например, юбилейная серия К 100-летию премьеры балета на музыку Чайковского по рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик», изданная в 1992 г. Из-за большого количества печатаемых рождественских марок почти все они могут быть легко найдены и приобретены по незначительной цене. Сложнее бывает раздобыть в свою коллекцию конверты со специальными почтовыми штемпелями, на которых указана дата Рождества и связанные с этим праздником специфические места гашения: резиденция Деда Мороза или Санта-Клауса, Остров Рождества.

Первая рождественская марка России 1995 годаТеперь считаю нужным прокомментировать статью о возрождении религиозных традиций на современных марках из Википедии «Рождественская марка»: «После распада СССР почтовые марки в честь Рождества стали появляться в постсоветских государствах, включая Россию, Украину и Белоруссию». Если о Белоруссии и Украине, а так же странах Балтии это можно сказать, то Россия в этом списке выглядит лишней. Если обратиться к каталогу выпущенных в 1991-2013 гг. марок, можно отметить почти еже-годные выпуски новогодних марок, в основном повторяющие традиционные сюжеты советских времен. Даже в 2000 г., когда отмечался юбилей Рождества Христова, с которого мы ведем летосчисление, он был отмечен маркой с надписью «С новым тысячелетием». На совместном выпуске стран России, Украины и Белоруссии марка была выпущенная в Белоруссии, сюжет также ничего не говорил о самом Рождестве Христовом. На фоне ангелов были воспроизведены три иконы. Единственная рождественская марка России была выпущена 1 декабря 1995 г. Марка № 254 цветная, напечатана офсетным способом, перфорирована. Выходила в листах по 30 шт. 5х6 и малых 3х3 - На рисунке художник Г. Линде воспроизвел икону Рождества Христова 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Получается, что за всю историю отечественной филателии на сегодняшний день — это первая и единственная российская рождественская марка. Также был выпущен конверт первого дня. Именно данному филателистическому материалу можно отдать первенство. В моем собрании есть конверт «Первый день Premier Jour» выпущенный к новому, 1991 г. На разноцветном фоне с цифрой года перед елкой стоят ребенок и снеговик. Конверт маркирован двумя марками. Стандартная почтовая номиналом 5 коп. с флагом и гербом СССР погашена календарным штемпелем. Вторая марка — новогодняя, с тем же номиналом, выпущена к тому же, 1991 г., с традиционным сюжетом: Дед Мороз и зверюшки, погашена штемпелем «музей истории Ленинграда». Посередине конверта красуется увеличенная штемпельная композиция с традиционным сюжетом для рождественской открытки: елка и домики на фоне зимнего лунного пейзажа со свечой. Ее обрамляет надпись по старой орфографии с буквой «Ъ»: «Съ Рождествомъ Христовымъ 1991 Санктъ-Петербургъ». Примечательно, что город только спустя полгода, 12 июня 1991 г., снова получит свое исконное название.

Теперь обратимся к истории поздравительной открытки. Первые поздравительные открытки, как и марки, появились к Рождеству Христову, родиной их была Англия. В Англии был обычай рассылать «рождественские карточки» с праздничным рисунком. Первую карточку нарисовал художник Добсон в 1794 г. и отправил своему приятелю, на ней он изобразил зимний пейзаж и семейную сценку у елки. В следующем году, отлитографировав несколько десятков карточек, Добсон разослал их своим друзьям. А в 1800 г. один из предпринимателей пустил карточки в продажу. Также первенство в изобретении поздравительной открытки приписывают английскому художнику Джону Кэлтону Хорсли. По просьбе своего друга, директора британского музея Генри Колда, которому надо было поздравить многочисленных друзей и коллег с Рождеством, художник нарисовал открытку, так в 1840 г. была отпечатана и раскрашена вручную поздравительная открытка. На ней были изображены три символа: золото — богатство, горящие свечи — свет разума, медовые пряники — достаток в доме.

Рождественская открытка Джона Хорсли, 1843 год   Новогодний конверт первого дня 1991 года

В ноябре 1865 г. на почтовой конференции в Германии прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил на почтовом листке посылать открытые сообщения. Через два года на берлинский главпочтамт поступило два аналогичных проекта от лейпцигского книготорговца Фридлейна и лейпцигской фирмы «Пардубиц». Последний предлагал выпустить универсальную корреспонденц-карту. Одна сторона предназначалась для адреса, другая заполнялась заранее заготовленными фразами, которые корреспондент мог выбрать, зачеркнув ненужные. В январе 1869 г. профессор Военной Академии в Вене Эммануил Герман в газетной статье внес предложение о корреспондентской карточке в виде открытого письма, которые назвал почтовыми карточками «Postkarten». Эти карточки для корреспонденции и стали прообразом открытки. Первые открытые письма были выпущены в сентябре 1869 г. в Австрии, они стали называться «Korrespondenzkarte» но рисунка они еще не имели. С рисунком они появились в 1870 г. во время франко-прусской войны. Немецкий книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с виньеткой, изображающую артиллериста с пушкой. В этом же году предприимчивый француз Леона Беснардо в Бретани для нужд французских войск стал продавать прямоугольные картонные открытки ввиду нехватки почтовой бумаги. Заметив, что солдаты сопровождают текст рисунками, он вскоре выпустил открытки с гравюрами патриотического содержания, выполненные литографским способом.

Российская рождественская открытка, художник Елизавета Бем

В 1871 г. открытые письма стали продавать на почте Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов. С каждым годом открытые письма стали завоевывать новые страны. В 1874 г. на почтовом конгрессе в Швейцарии был учрежден Всемирный почтовый союз. В него вошли 22 государства, и была подписана конвенция, на которой был установлен стандарт открытого письма. Получив широкое распространение в Европе, они быстро вошли в моду и в России. Но привозные открытки не могли удовлетворить спрос российского рынка. И по примеру Европы с 12 июня 1871 г. в России был введен новый вид почтового отправления: открытые письма. Одни из первых русских иллюстрированных открыток были выпущены к праздникам Рождества и Пасхи. Сделаны они по акварелям художника Н. Н. Каразина по заказу Общины Святой Евгении Красного Креста. Первая — к Пасхе 1897 г. открытка с пасхальным сюжетом "Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхами». Вслед за ней была выпущена рождественская открытка. Но недавно была обнаружена более ранняя открытка 1888 г. «Тройка зимой», принадлежащая кисти этого же художника. Ее на сегодняшний день можно считать одной из первых русских иллюстрированных открыток. Вначале выпуск поздравительных открыток был государственной монополией. С 1894 г. право на их распространение получали частные лица, эту дату можно считать рождением «поздравишки» как оригинального художественного жанра. Традиция поздравлений, изначально бытовавшая в эпистолярном жанре, перешла к открытке, появившейся как новый вид почтового отправления с развитием массовой культуры со временем став светской традицией, соотносящейся с церковными праздниками.

Рождественские европейские фотооткрытки начала XX века

О популярности поздравительной открытки в начале ХХ в. можно судить по нескольким факторам: тиражность и спрос. Только Евгеньевской Общиной Красного Креста с 1896 по 1920 гг. их было выпущено около 7 тысяч тиражами до 10 тысяч экземпляров. С революционными событиями и гонениями на церковь под запретами оказались, соответственно, именуемые религиозными пережитками как сами праздники, так и связанные с ними традиции и ассоциативный ряд их атрибутов. К середине 1920-х гг. прекратился выпуск открыток. После распродажи национализированных складов и коммерческих изданий периода НЭПа, с взятием под государственный контроль антикварно-букинистической торговли, открытки сохранялись как предмет нелегального коллекционирования, так как согласно ведомственным инструкциям входили в список запрещенных к приему и реализации товаров. Они сохранялись в семейных архивах. Перейдем к интересному феномену 1950-60 гг. — одному из видов менее известного и еще малоизученного самиздата — изобразительного. У коллекционеров он носит название «китч». И в этих самодельных открытках мы, конечно, узнаем лубочную традицию. Это фотоколлажи формата фотографии.

Самиздат, рождественская и новогодняя открытка, 1950-е   Первая постсоветская рождественская открытка художника В. Зарубина, 1992 год

Материалом для них послужили трофейные европейские открытки и использовались сюжеты сохранившихся «поздравишек». Фотомонтаж дополняли цветочно-вещественное оформление с помощью черной туши и нескольких анилиновых красителей. Они имели надписи: «С Рождеством», "С Новым годом», «С Пасхой», «С именинами», «С днем ангела», «С днем рождения». После Великой Отечественной войны появились артели инвалидов, занимающиеся производством и распространением недорогих самодельных фотооткрыток.

В начале 1990-х гг. с переиздания дореволюционных «поздравишек» из собраний коллекционеров возобновилась традиция поздравительных открыток, посвященных православным праздникам. Первая советская рождественская открытка принадлежит художнику-мультипликатору Зарубину, который с 1960-х гг. в жанре художественной миниатюры рисовал поздравительные открытки, в основном новогодние и «С днем рождения». На открытке изображены современные дети, наряжающие, как предполагает надпись «С Рождеством», не новогоднюю, а вновь вернувшуюся рождественскую елку. Традиционный и универсальный сюжет для «поздравишки», европейской открытки и советской. Собственно, в равной мере под ней могла стоять надпись и «С Рождеством» и «С Новым годом». Возрождение пасхальных открыток началось с курьеза в 1990 г., когда на паре карточек герб первого в мире пролетарского и богоборческого государства СССР мирно соседствовал с пасхальными поздравлениями. С 1991 г. начинается переиздание «поздравишек», причем еще не частными коммерческими издательствами, а советскими государственными, как указано на обороте открыток. Позже к сменившим государственные коммерческим издательствам подключились церковные. Это стало началом возрождения религиозной традиции православных праздников и связанной с ними православной культуры повседневности.

Наш семинар имеет научную и практическую составляющую. В заключение рассмотрим применение в выставочной практике филателистического и филокартического материала. В выставочном зале Крымского этнографического музея 11 января 2009 г. открылась выставка «Рождество Христово», среди ее экспонатов: икон, картин, вертепов и лоскутных одеял были представлены коллекции марок Крымского Республиканского общества филателистов, посвященные Рождеству Христову, из фондов Крымского этнографического музея на выставке были представлены православные рождественские открытки XX-XXI вв. Выставка новогодних и рождественских старинных открыток и марок открылась в центральном почтовом отделении Владивостока в преддверии 2010 г. В праздничной экспозиции на ней можно было увидеть более 100 открыток и марок разных стран. Кроме открыток дореволюционной России и СССР, на выставке можно было познакомиться с почтовыми карточками и марками Финляндии, Германии, Австрии, Китая и других стран. Свои экспонаты на выставку представили владивостокские филателисты и филокартисты из филателистического общества, которое два года назад начали восстанавливать приморские почтовики. В Иране в музее города Мешхед в 2010 г. прошла Рождественская выставка тематических коллекций почтовых марок, в ней приняли участие 16 стран мира. Музей обладает исключительной коллекцией иранских исторических марок и международных марок из 180 стран мира. На выставке были представлены марки, изображающие рождение Христа. Большинство марок отображало работы всемирно известных живописцев, таких как Рафаэль, Гирландайо и Корнер. Другая филателистическая выставка прошла в 2013 г. в церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы города Вязьмы. Она представила коллекцию священника Олега (Переверзева).

Рождественские и пасхальные выставки стали уже традиционными, а открытки, посвященные празднику Рождества Христова, на них заняли достойное место в качестве как основного, так и вспомогательного материала, что определяется концепцией конкретной выставки. Потенциал филокартии еще недостаточно оценен и подобные выставки редки. Марки же на подобных выставках крайне редко становятся основным или дополнительным выставочным материалом, это наблюдается как в общей музейной выставочной практике, так и в частном случае тематических выставок, посвященных празднику Рождества Христова. Хотя можно отметить, что в последнее время намечается положительная тенденция, и будем надеяться, что она получит развитие и послужит популяризации коллекционирования в целом, как вида досуговой деятельности, а также обогатит пространство музейных выставок не только почтовых музеев. Тем более, что религиозные праздники — это одна из популярных и привлекательных тем как в филокартии, так и филателии равно для взрослых и детей, имеющая познавательный интерактивный потенциал, на что стоит обратить внимание музейной педагогике.

Литература:

1. Бакаютова Л. Н. Мир, очарованный почтовыми марками. Культурологические и социальные условия возникновения и развитие коллекционирования знаков почтовой оплаты в XIX - нач. XX вв. //Коллекции представляют историю. К 100-летию юбилейного Романовского выпуска почтовых марок. Материалы 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии. - СПб, 2002.

2. Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М.: Радио и связь, 1988.

3. Забочень М. С. Филокартия: краткое пособие-справочник. М., 1973. - С. 21.

4. Ларина А. Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Автореферат диссертации. - М., 2009. научная библиотека диссертаций и авторефератов.

5. Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. 2-ая половина XIX - первая треть XX вв. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 3, 5,68,69.

6. Каталог почтовых марок СССР. 1961-1991 / ред. Загорский В. Б. - СПб. : Стандарт-коллекция, - 2005. - 329 с.

7. Каталог почтовых марок РФ 1992-2013 / ред. Загорский В. Б. - СПб.: Стандарт-коллекция. - 2013. - С. 43.

8. Комболин Ю. Поздравительная открытка в России конец XIX - нач. XX веков. - СПб., 1994. - С. 8.

9. Обухов Е. С новым годом! С новой маркой! // Почта России. - 2010. - № 12 (82). - С. 64-67.

10. Родионова А. Е. Открытка как феномен художественной культуры (на материале русской открытки конца XIX-начала XX в.). Диссерт. на соискание степени канд. пед. н. - М., 1995.

11. Стриженовой Л. Ф. Чехов И. В. Визитная карточка страны. - М, Детлит.,

12. Файнштейн Э. Б. В мире открытки. - М, Издательство Планета, 1976. - С.

13. «Я к вам пишу...» Пушкиниана на открытках XIX - XX вв./Сост., вступ. ст. и гюслесл М Д. Филина и М. С. Забоченя. М, Русский мир, 1999. - С. 5.

Автор статьи: Кустов Вадим Михайлович, культуролог, коллекционер (г. Сертолово)

Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение