Почтовый стандарт

Каждый филателист вправе собирать то, что он хочет, и так, как ему нравится.

Можно собирать марки с типографским браком, марки несуществующих стран или цеппелины, можно собирать письма, спецгашения или ярлыки для заказных писем.

Но, если марка интересует Вас как объект почтового обращения, как элемент почтовой технологии и воплощение прикладных почтовых функций, то основной материал для такой коллекции - стандартные почтовые марки.

СТАНДАРТНЫЙ ВЫПУСК - это единый комплект марок почтового назначения, который имеет ряд особенностей, обусловленных исключительно почтовыми требованиями:

  1. Издаётся по инициативе почтового ведомства
  2. Имеет массовый тираж
  3. Рассчитан на длительный срок почтового хождения
  4. Предназначен для реализации в почтовых отделениях всех регионах государства
  5. Имеет широкий диапазон номиналов , перекрывающих шкалу (сетку) действующих тарифов
  6. Содержит марки, объединённые общим графическим оформлением и единой тематикой изображения

Стандартной будет любая марка относящаяся к стандартному выпуску. К стандартной марке не могут применятся никакие другие критерии, кроме того, что она входит в стандартный выпуск. Даже если она пробная, выпущена малым тиражом или вообще аннулирована.

Первостепенная функции марки - фискальная. Марки по своей финансовой сущности - разновидность ценных бумаг.

С этой точки зрения нас будут интересовать три вопроса: номинал, защита, аннуляция.

Основное назначение марок – собирание денег. Сколько номиналов должно быть в стандартном выпуске? Что влияет на их количество? Какие конкретно нужны номиналы? Начиналось всё с двух номиналов.

Внедрение марок - это средство упрощения расчётов. Через несколько лет 2 номиналов оказалось недостаточно. Сегодня, в действующем на территории Великобритании стандарте machin более 70 номиналов.

В России в 1857 г. учли зарубежный опыт и запустили в производство сразу три номинала , через 60 лет в действующем стандарте их было уже 17. Венгрия в 1871 г. начала с 5 номиналов, а через 40 лет их уже было тоже 17. Такая же тенденция увеличения количества номиналов наблюдается в Швейцарии, Бельгии, Дании.

Количество номиналов в первом выпуске определялось мировым опытом, формирующем потребность в номиналах как для внутреннего использования, так и для международных почтовых отправлений. Увеличение числа номиналов связано с пересмотром тарифов и внедрением новых видов почтовых услуг, оплачиваемых марками. Взаимодействие почтовых ведомств по согласованию своей деятельности, которое привело в 1874 г. к созданию всемирного почтового союза (Union Postale Universelle –UPU) , регламентировало несколько обязательных видов почтовой корреспонденции для всех участников Союза. Это привело к унификации видов отправлений по всему миру и сближению количества номиналов.

Количество номиналов по странам следует сравнивать по времени накопления почтового опыта во всём мире. Пересмотр почтовых тарифов, как правило - в сторону их увеличения, характерен для всего ХХ в. и определяется темпами инфляции, характерными для страны. Для периодов с умеренной инфляцией, прирост количества номиналов происходит медленно, но сами стандартные выпуски живут долго.

Английский стандарт machin функционирует с 1971 г. Для стран, проходящих эпоху социально-экономических потрясений, рост номиналов и смена стандартных выпусков проходит совершенно другими темпами.

Единственный случай появления нового номинала из-за снижения тарифа, и по решению всемирного почтового конгресса . Это появление в России в 1879 г. 7-копеечной марки №25 (по Соловьёву) вместо 8 копеечной (№26), выпущенной в 1874 г. и запрещенной к использованию при появлении новой.

Влияет ли развитие техники на тарифы? Многие годы в номенклатуру советских тарифов входили сборы за местную корреспонденцию (карточки и закрытые письма). Однако в 1948 г. эти категории исчезли из тарифной сетки. Это произошло благодаря внедрению телефона. Необходимость почтового обращения внутри города отпала. То же произошло с авиапочтой. Когда полёты стали регулярными, и сетка авиа-линий увязала все мало-мальски крупные города, выяснилось , что отправлять на дальние расстояния все письма выгоднее, чем заниматься их сортировкой. В СССР в сороковых годах появился и до 1961 г. существовал существовал тариф на художественные почтовые карточки. В него, кроме почтовой составляющей, входила и полиграфическая. Однако внедрение нового высоко-производительного печатного оборудования компенсировало разницу в себестоимости и позволило отказаться от этого тарифа.

Второй причиной увеличения числа номиналов является рост самих тарифов. Это решается либо за счет допечатки новых номиналов в действующие стандарты, либо выпуска новых . Английский machin начинался в феврале 1971 г. с 12 номиналов, сейчас их более 75. Венгрия в течении 1946 г. издала семь разных стандартных выпусков. В 1922 г. было множество стандартных выпусков. И в 1992 г. И в 1995 г.

Безноминальные марки - способ решения проблем с ростом цен.

В Англии появился уже второй стандартный выпуск для франкировки отправлений первого и второго классов, финны перешли на ‘’’классный’’ стандарт ещё в 1992 г. Украина и Белоруссия пользуются «буквенным» стандартом. У нас тоже принято буквенное обозначение, но пока лишь для целых вещей.

Поскольку почтовая марка - документ денежный, то, как и всякая другая ценная бумага, она требует защиты, т.е. применения мер против «контрфактного» использования, то бишь - против фальсификации и повторного использования марок. Именно это преследовала идея воспроизведения на марке портрета королевы, озвученная Бенджамином Чевертоном. Предполагалось, что искажение всем знакомого профиля будет сразу бросаться в глаза. Как наиболее популярный, предлагался портрет отчеканенный на монетах. Проект в целом был отклонен, но идея осталась, хотя портрет был взят и не с монеты.

Классический способ защиты деловых бумаг от подделок - использование водяных знаков, меланжевых бумаг, вкрапленных цветных нитей и т.д. В России массовое применение имела бумага Экспедиции Заготовки Государственных Бумаг с горизонтальными и вертикальными линиями и, в советское время «ковёр». Использовалась так же защитная меловая сетка, которая, по замыслу авторов, должна была смываться при отмывке марок с конвертов, и тем самым делать невозможным их повторное использование

Почти весь викторианский период на английских марках использовались сменные угловые литеры, сочетание которых определялось местом марки в цельном марочном листе. Потенциальному злоумышленнику нужно было подделать не одну а все 240 марок, что конечно гораздо хлопотней в изготовлении, с одной стороны, и легче при выявлении, с другой.

Хотя перфорация на марках - эргономический аспект, но объективно она несёт и защитную функцию. Как гурт на монетах, она требует специального технологического оборудования и подвергается дополнительному контролю, как по величине зубцовки, так и по размеру перфорационных отверстий. Двадцать первый век уже успел внести свою лепту в технологию перфорирования марок. Во-первых, в обычную перфорацию среди обычных круглых проколов стали вводить эллиптические отверстия. Во-вторых, так называемые «самоклейки» стали ограничивать не перфорацией, а сплошной просечкой. Также на «защиту» играет использование люминисцентных элементов изготовления марки: бумаги, покрытия, краски и полосы. Угадать их рецептуру достаточно сложно, а выявить проблемы не составляет.

17 февраля 2009 г. Англия выпустила первые марки с защитным, так называемым, иридиевым покрытием. Оно не видно в прямом свете, но при наклонном освещении марки становится различимым. Покрытие наносится в виде волнистого повторяющегося текста, например ROYAL MAIL или какого-то другого, в который намеренно в определённых местах вводятся дополнительные цифры или буквы, связанные с годом выпуска (date code) и формой выпуска марки- из листа, буклета или блока (source code).

Ну и, наконец, как всякая ценная бумага, почтовая марка должна быть «погашена», после выполнения ею своего предназначения. Принципиально ничего нового в этой процедуре не произошло, но технология гашения прошла путь от ручной до компьютеризированной.

Революционные преобразования полиграфии за последние 200 лет не внесли в производство стандартных марок существенных изменений. Гравюра на металле сменилась лито- и типографией, растровая печать сменилась офсетными методами, более чёткими и производительными. На счёт развития полиграфических технологий можно отнести появление современных способов защиты и переход от одноцветной печати к многоцветной. Российский стандарт прошел все ступени полиграфического развития и ничем особенным не выделялся.

Тематическим разнообразием стандартные выпуски не отличаются.

Классический период во всем мире ограничен 3-4 сюжетами. Наиболее распространённый - портрет. Он свойственен, главным образом, для монархий. Вторым филателистическим сюжетом оказался государственный герб. Это Дания 1851 г., Финляндия 1856 г., Россия 1858 г., Германия 1872 г. и т.д. Сюда же следует отнести и государственные символы: французские Церера и Марианна, китайские джонки, швейцарский тель, австралийский кенгуру, бразильский Южный Крест. Эти символы настолько знакомы филателистам, что позволяют идентифицировать соответствующие страны с первого взгляда. Для марок 19 в. характерны виньетки. Главный элемент изображения - цифры номинала в окружении некоего орнамента. Это Бразилия 1843-61 гг., Гавайи 1851 г., Япония 1871 г. В Европе: Голландия, Германия,

Двадцатый век - век социальных потрясений и политической перекройки мира. Марки, в том числе и стандартные, из квитанции по оплате превратилась в визитную карточку страны и это не могло не отразится на их тематике. Марки из чисто почтового атрибута превратилась в носителя информации. Пришло время осмысления и идеологизации рисунка марки. Появились коммеморативные марки , новые темы, сюжеты и рисунки. Коснулось это и стандартов. Преобразовались старые сюжеты, появились новые.

Монархии традиционно продолжают воспроизводить на своих стандартах правящих суверенов: Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Испания. Верны были своим коронованным особам и монархии, не дожившие до конца века: Италия – Виктору-Иммануилу, Румыния - Михаю, Египет – Фаруку, Иран - Резе Пехлеви.

Соединённые Штаты около 100 лет своей почтовой истории использовали портреты президентов, правда покойных, а не действующих. Китай, как гоминьдановский, так и коммунистический, в течении десятилетий тиражировали Сун-ят-Сена. А вот Латвия и Эстония в 1920-1930х гг. использовали портреты живых президентов Ульманиса и Пятса. В середине двадцатого века ряд авторитарных режимов использовали для стандартов лики своих вождей: Гитлер, Франко, Сукарно многократно тиражировались в годы своего правления.

Впервые знаменитых соотечественников на марках изобразила Франция, выпустившая в 1923 г. стандарт с портретом Пастера. Германия выпускала стандарты с портретами деятелей немецкой культуры в 1926-28гг, 1946г, 1961-62гг, Венгрия 1948 г – исторические персонажи, США 1954-61г. - борцы за свободу, 1965-78 гг - политики,1980-85гг – Великие Американцы, Италия 1961- образы с картин Микеланджело.

Сюжеты, в основе которых лежит государственный герб, в двадцатом веке свою популярность несколько утратили. Как правило, гербы становятся тематикой стандартов молодых государств, получивших свою независимость: Латвия, получившая свою независимость от России, Ирландия, получившая независимость от Англии, Эстония Молдавия и Белоруссия после выхода из СССР. Австрия отметила «гербовым» стандартом восстановление государственности после немецкого аншлюса в 1945 г., а Румыния - после ликвидации монархии в 1948 г. Как правило, это были разовые стандартные выпуски, а финны сохранили приверженность своему льву в течении всего века: выпуски 1917-25 гг.; 1930-51 гг.; 1954-73 гг.; и 1974-89 гг. Сюжет герба стал элементом стандартов с государственной символикой в Штатах, наряду с Американским флагом и статуей Свободы; он встречается в стандартах довоенной Польши, Лаоса, Монголии , многих латиноамериканских государств.. По сути, аналогами герба является регулярно воспроизводимый кленовый лист в Канаде, Марианна и Галльский петух во Франции, белый крест в Швейцарии или кедр в Ливане.

Марки – виньетки оказались вытеснены в разряд доплаты: Англия, Голландия, Израиль, Китай, Австралия, Бразилия, Алжир и т.д. Доплатные марки несут исключительно деловую нагрузку, имеют внутригосударственное хождение и весьма эпизодическое применение. Иногда, когда нужен срочный выпуск и нет времени на художественный изыски, марки – виньетки получают право на существование: первые выпуски Литвы в 1918-19 гг., или Германия начала 20-х гг. и послевоенная Венгрия, когда галопирующая инфляция делала устаревшим очередной стандартный выпуск уже за время его производства.

Что же нового принёс в тематику стандартных марок Двадцатый век, век социальных и политических потрясений, свободы и демократии? Безусловно, это - тема труда. Пионером в этом деле оказалась Франция: в 1902 г. появилась знаменитая «Сеятельница». Первый опыт оказался не без конфуза. Художник, набивший руку на всевозможной символике, упустил чисто технологические особенности, он не знал, что при посеве зерно бросают в землю по ветру, а не против, как это изображено на марке. В 1913 г. в Китае появился крестьянин на рисовом поле, в 1916 г. - жнецы (Венгрия), 1921 г. - косцы в Германии, и Польше. К труженикам села добавились пролетарии: кузнецы на немецких и эстонских марках, шахтеры в Германии.

Если сначала человек труда изображался как тип, символ на марках разных номиналов и цветов, то к середине столетия в одну стандартную серию стали входить труженики разных профессий. Тон здесь задавали страны Народной Демократии: КНР - 1953 г., Чехословакия - 1954 г., Румыния - 1955 г. и 1960 г., Венгрия - 1955 г. Итальянский стандарт 1950 г. иллюстрирует региональную промышленную специализацию. Позже представители профессий стали заменяться « отраслевыми » сюжетами, как на китайском стандарте 1971 г. Ну и завершают «производственно-экономической» тематику израильский 1968 г. и мексиканский 1981 г. стандарты, представляющие экспортные возможности своих стран. Речь об авиа-стандартах международной корреспонденции.

Парусники Британской Гвианы 1852 г. - первые ласточки транспортно-технической тематики. Парусный корабль - один из распространённейших сюжетов марок колониальной эпохи. Он служил символом связи колоний Англии, Германии, Голландии с метрополией. Мы уже говорили о китайских джонках, вспомним и о каравеллах Колумба на стандартах многих латиноамериканских государств. В Европе корабли викингов на эстонском стандарте 1921 г., парусники - у датчан в 1933 г. и поляков в 1963-64 гг. В Азии - серия Сингапура 1980-82 гг. Различные виды транспорта на стандартах Венгрии - 1963 г., Румынии - 1967 г., США - 1981-84гг.

Архитектурная тематика началась в 1867 г., появлением на марках египетских пирамид. Оказалось, что для многих народов определённые здания несут сугубо национальное символическое значение, к тому же достаточно аполитичное. В Европе это венгерский Парламент 1917-27 гг. и чехословацкие Градчаны1918-20гг, В Азии - мечеть Омара Шарифа на марках Палестины 1927-42 гг. Во второй половине прошлого века широкое распространение получили стандарты с архитектурными сюжетами: административные здания в Венгрии 1951-53 гг. и ЮАР 1982 г., «замки» Чехословакии и Венгрии - начала 1960-х гг., Италии - 1980 г., Англии - 1988 г., жилые дома в Израиле 1990 г.

Мы уже говорили о символических представителях фауны на марках 19 столетия: «Лебеди» Западной Австралии 1854-1911 гг., коацеталь - на стандартах Гватемалы или ламы на марках Перу 1866-1873 гг. В ХХ в. эта тематика получила развитие в стандартах не только бывших колоний но и вполне самостоятельных государств. Постоянно животные фигурируют в почтовом обращении Австралии и Анголе, периодически обращаются к ней Индонезия и Япония, Израиль и Родезия, Кения и ЮАР, к концу ХХ в. перманентные выпуски появились в Канаде, Швеции, Финляндии.

Эргономический аспект, в отношении стандартов, имеет два направления: на почтовых работников и на потребителей. Первый шаг для облегчении жизни почтовых операторов - введение зубцовки. Оторвать марку от листа гораздо быстрее и проще, чем вырезать её ножницами. В нормальных условиях появление беззубцовых марок, тем более стандартных, носит либо спекулятивный ( Золотой стандарт №№ 173–192), либо криминальный ( 607 и 698) характер: ворованные, бракованные или фальсифицированные экземпляры. Другое дело в период социальных и экономических потрясений. Например ситуация в России в 1918-1923 гг. Тут уж было не до почтовых работников. Приходилось пользоваться тем, что смогли сделать: большинство оригинальных марок, в том числе и стандартных, были беззубцовыми.

Собиратели английских марок знают, что одна выпускалась в своём первозданном цвете аж 40 лет, а другая изменила свой цвет уже в следующем году. Однопенсовая марка имела черный цвет, а двухпенсовая – темно-синий цвет. Разность в цвете не очень-то контрастная. Англичане уже в 1841 г. изменили цвет однопенсовой марки с чёрного на красный. Так появился penny red, или, как его называют у нас,- «рыжий пенс». Стандартный выпуск 1961 г. изначально включал красную 4-х копеечную и красно-оранжевую 6-ти копеечную марки. Через год цвет 6 копеечной марки изменили на вишнёвый, а в 1965 г. появилась коричневая 4-х копеечная марка, практической необходимости в которой не было.

В Англии разделение писем первого и второго класса происходит по наличии одной или двух фосфорных полос, не видимых невооружённым глазом, но заметных при УФ-излучении.

В ряде стран, которые привыкли и умеют считать деньги, существует практика ежедневных финансовых отчётов, для которых при окончании рабочей смены снимаются остатки в кассе. При этом оператор должен отчитаться за сумму нереализованных марок оставшихся в кассе. Он должен сосчитать, сколько марок у него осталось в каждом из оставшихся листов, помножить их на номинал и сложить с другими остатками. Чтобы упростить расчёты и ускорить процесс, на нижнем поле указывается нарастающая сумма стоимости столбцов марок. Например лист 13ти центовых марок из 60 штук: 6 столбцов по 10 рядов . Под первым столбцом указана 1.30, под вторым 2.60 и т.д. , общая сумма 7.80 (долларов, фунтов или евро).

Если переход от ручного к механическому гашению не потребовал изменений свойств марок, то переход к автоматическому гашению стал возможен только после введения фосфорных или люминисцентных элементов в структуру марки. Эти же элементы служат так же в ряде стран для предварительной сортировки почты на внутреннюю или зарубежную, или по классам доставки.

Особая статья почтовой технологии – продажа марок. Появилась идея реализовывать марки не поштучно, а более крупными партиями на какую-то круглую сумму, эквивалентную номиналу существующей купюры или монеты. Такие партии стали оформляться в виде марочных книжек или тетрадок, сшитых из марочных листков. Сначала такие книжечки, получившие название буклетов, формировались марками из обычных листов, при чем необязательно марками одного номинала. По мере успеха и развития такой формы продажи, листки для буклетов, стали печатать специально. Для комплектации круглых сумм стоимости марок в буклете, их стали формировать из нескольких номиналов. Известны случаи округления стоимости буклета в нижнюю сторону.

Буклеты стало возможно реализовывать через автоматы.Но реализация марок через автоматы производилась не только в виде буклетов, но и в виде полосок. Это так называемые рулонные марки. По способу печати они отличались и от марок в обычных листах и в панно. Марки с водяным знаком имели разное расположение (в зависимости от вида издания). Так, например, английский стандарт с боковым расположением водяного знака происходит из рулонных марок, а марки с перевёрнутым водяным знаком , могут происходить и из листов, при печати которых бумага бала ошибочно перевёрнута, и из буклетов, где это следовало из заложенной технологии. В зависимости от конструкции автоматов , продажа могла быть организована и поштучно и полосками. При продаже полосками, в рулоне могли быть марки разных номиналов. В некоторых странах, для удобства расчётов, применялась нумерация марок на обороте, как правило не всех подряд, а каждой пятой.

Встречается ещё одна особенность буклетных и рулонных стандартов: отсутствие боковой перфорации на рулонных и краевой на буклетных марках, что ошибочно может приниматься за неаккуратную обрезку.

Клей на обороте всегда был непременным атрибутом почтовой марки. В ряде специализированных национальных каталогов, для стандартов приводится дифференциация выпусков по клею. Однако рецепты клея потребителю глубоко безразличны, главное чтобы марка хорошо держалась на конверте. Долгое время, необходимым условием для приклеивания марки была необходимость увлажнения её оборота. По умолчанию предполагалось, что увлажнение производится губкой или кисточкой. Всемирный почтовый союз и Союз обществ Красного креста и Зелёного полумесяца создали марки-самоклейки. Сперва коммомеративные, а затем и стандартные выпуски. Как в листах, так и полосками и в буклетах. Раньше, ввиду необходимости увлажнения клея при приклеивании, использовался клей водорастворимый. Это позволяло без особых проблем «отмачивать» или «смывать» использованные марки с конвертов и помещать их в коллекции в ранге «гашеных». Для самоклеек операция увлажнения исключена принципиально. Это привело к использованию специальных неводорастворимых клеёв. Марки с таким клеем в воде от подложки не отделяются. Для филателистов изготавливается специальный растворитель, который позволяет отделить марку, но он достаточно дорогой и труднодоступный в большинстве стран. Остаётся помещать гашеные марки на вырезках, хотя это и ухудшает внешний вид коллекции.

U-shaped slits - это пара просечек шириной и высотой по 3 мм, зеркально расположенных друг над другом, образующих вертикальный овал с «пояском» между ними. При смывании марки «поясок» разрывается и внутренность эллипса вырывается из марки и остается на подложке.

Стандарт выживается маркированными конвертами, франкировальными машинами, автоматными марками и штрих-кодовыми наклейками.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение