Почтовый дебют Франца Кеплера: история одного рисунка
История создания первой русской почтовой марки всегда представляла огромный интерес для отечественных исследователей и филателистов. Об этом написано немало статей начиная с конца XIX столетия. Серьезные исследования, основанные на архивных документах, опубликованы в филателистической литературе достаточно подробно с освещением всех этапов ее изготовления. Мне хотелось бы остановиться подробно на важном этапе творческой разработки окончательного рисунка первой марки Российской империи. Ведь именно тщательная проработка деталей рисунка и атрибутики марки, а также тончайше выполненная автором гравюра позволили создать шедевр графической миниатюры, гармонично вписавшийся в контекст эпохи XIX в.
Автором проекта рисунка первой русской почтовой марки был Франц Михаэль Кеплер. Он работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) с января 1853 г. гравером и был определен Управляющим 2 отделением (типографским) ЭЗГБ Я. Рейхелем «в Экспедицию в помощь граверу Кирхнеру».
Напомню вкратце о событиях, предшествовавших работе над маркой гравера ЭЗГБ Франца Кеплера. Разработкой и внедрением почтовых марок в России занимался А. П. Чаруковский — управляющий перевозкой почты по железным дорогам. В 1851-1852 гг. он побывал в большинстве европейских государств и собрал богатейшие сведения по изготовлению и применению почтовых марок. С большим знанием дела он представил в Почтовый департамент в конце 1855 г. подробную записку-проект, в которой дал описание способов изготовления марок в европейских странах, их применения, штемпелевания, продажи и т. п. По своей инициативе он поместил в записке специальный раздел с предложением «О введении штемпельных марок в России», в котором изложил исчерпывающие сведения о том, какими, по его мнению, должны быть русские почтовые марки и как их следует печатать. А. П. Чаруковский предложил свой вариант почтовой марки круглой формы с изображением государственного герба, отпечатанной в несколько красок и проперфорированной вокруг рисунка. Работа по созданию почтовых марок в Экспедиции заготовления государственных бумаг Министерства финансов проводилась под руководством Я. Я. Рейхеля. Будучи специалистом-медальером, он сделал по рекомендациям А. П. Чаруковского эскизы рисунков круглых «штемпельных марок» двух видов: с почтовым гербом в центре и с головой Меркурия, вестника богов и покровителя почты. Однако при выборе формы марок не были учтены технологические трудности, которые могли возникнуть при их массовом производстве. А.П. Чаруковский, изучив отпечатанные в ЭЗГБ летом 1856 г. пробные штемпельные марки круглой формы, составил для Почтового департамента заключение об их непригодности. Потребовались новые варианты проектов будущих марок.
Для продолжения работы по их проектированию в сентябре 1856 г. была создана специальная межведомственная комиссия, в которую вошли: от Министерства финансов — помощник управляющего типографским отделением ЭЗГБ Федор Федорович Винберг, почтовое ведомство представлял Алексей Прохорович Чаруковский. Познакомив Ф. Ф. Винберга со своими замечаниями по способу изготовления «штемпельных марок», А. П. Чаруковский настаивал печатать их двумя красками с рельефным изображением в центре. Требования к качеству «штемпельных марок» были настолько высокие, что граверы типографского отделения ЭЗГБ отказывались от этой работы, ссылаясь на трудности выполнения поставленных Почтовым департаментом условий. А. П. Чаруковский, предусмотрев вариант отказа ЭЗГБ от выполнения работ по предлагаемой сложной технологии, с лета 1856 г. имел предварительную договоренность на изготовление почтовых марок за границей в Прусской государственной типографии в Берлине.
Ф. М. Кеплер, к этому времени уже старший гравер ЭЗГБ, был хорошо осведомлен обо всех проблемах по созданию пробных марок, о большой загруженности Экспедиции государственными заказами и даже о переговорах А.П. Чаруковского в Берлине. Кроме того, ему известно об отказе по изложенным выше причинам граверов ЭЗГБ Кирхнера и Циммермана работать над новым вариантом марки и у него появляется желание взяться самому за изготовление марок, для чего он готов открыть собственную частную типографию по выпуску почтовых марок. Будучи превосходным графическим художником, он понимает, что круглая форма рисунка, даже заключенная в прямоугольную рамку, не придаст нужного изящества марке. Ф. Кеплер создает рисунок марки прямоугольной формы, который, как ему казалось, мог бы удовлетворить Почтовый департамент.
21 октября 1856 г. он обращается к главноначальствующему над Почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу с прошением, в котором предлагает свои услуги в изготовлении почтовых марок как частный предприниматель. В прошении, к которому он приложил свой рисунок марки, Ф. Кеплер писал: «Уведомившись, что вверенный Вашему сиятельству Почтовый департамент намеревается заказать новые для почтовых конвертов марки и что, согласно желанию и условиям департамента, здешние граверы не решаются принять на себя труд изготовления оных и что вследствие сего Правительство хочет передать эти работы в руки заграничных мастеров, я осмеливаюсь утруждать Ваше сиятельство всепокорнейшею моею просьбою о выслушании моих условий, буде Ваше сиятельство найдете удобным обратить покровительственное Вашего сиятельства на меня внимание» .
В настоящее время этот проект хранится в фондах Государственной коллекции знаков почтовой оплаты (ГК ЗПО) в специальном хранилище раритетов — «Сокровищнице отечественных знаков почтовой оплаты». Он поступил в музей из Почтового департамента, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне паспарту карандашом: «Изъ дела Почт. Д-та 1856 г. № 43 I Отд. 1 ст.». На лицевой стороне паспарту размещен рисунок марки, под которым имеется следующая надпись чернилами: «Проектъ рисунка первой русской почтовой марки, представленный Ф. М. Кеплеромъ 21 октября 1856 г.». Этот музейный предмет знаком всем коллекционерам и исследователям первых почтовых марок Российской империи.
Документы свидетельствуют о том, что прошение Ф. М. Кеплера с вышеуказанным образцом его рисунка было отправлено из Почтового департамента 31 октября 1856 г. для рассмотрения А. П. Чаруковскому. Несмотря на то, что руководство ЭЗГБ отозвалось о Ф. М. Кеплере, как о человеке «весьма честном и знающем свое дело», А. П. Чаруковский не счел «...возможным предоставить частному лицу изготовление государственных бумаг, представляющих собой денежные знаки...». Однако рисунок его сыграл решающую роль в окончательном выборе дизайна первых русских марок, а Почтовому департаменту не пришлось воспользовался предложениями иностранных фирм.
Позволю на этом сделать отступление от хронологии событий XIX в. и перенестись в 80-е гг. прошлого, XX в., когда началось мое знакомство с материалами музейных фондов Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. Представляя на выставках известный музейный «кеплеровский проект», сотрудники исследовательского отдела знаков почтовой оплаты комментировали его как рисунок, принятый за основу при создании первой марки. Ведь даже совсем неискушенному посетителю бросались в глаза отличия этого проекта от изданного рисунка марки. И всегда возникал вопрос: должен же быть оригинальный рисунок, с которого гравировалось клише рисунка марки для дальнейшей работы по печатанию тиража выпуска? Несмотря на то что художником и гравером в этой работе был один человек, вряд ли он мог импровизировать, создавая гравюры на металле, внося по памяти «из головы» изменения в первоначальный рисунок.
В 1988 г. в Хельсинки проходила Всемирная филателистическая выставка «Финляндия-88». В бюллетене № 3 Каталога этой выставки был опубликован цветной рисунок первой русской марки в комбинации серой рамки с карминовым центром. Рисунок этот, в числе прочих иллюстраций, украшал статью Курта Карлсона «Агафон Фаберже, филателист» со следующим описанием: «Один из самых интересных предметов коллекции Фаберже является проект Франца Кеплера для первой российской почтовой марки, выпущенной в 1857 г. Кеплер собственноручно спроектировал марку предполагаемого размера и раскрасил ее акварельными красками. Он использовал очень густой слой краски для герба, чтобы достигнуть эффекта рельефности рисунка. Сочетание цветов проекта, серого и карминового, было использовано в [российской] 8-копеечной марке, изданной в 1875 г. (Коллекция Олега А. Фаберже)». Из статьи было понятно, что после смерти известного коллекционера А. К. Фаберже в 1951 г., предмет бережно хранился в семье его сына Олега Агафоновича Фаберже.
Помню, какое впечатление этот рукотворный рисунок Ф. Кеплера произвел на сотрудников отдела. Ведь, если это тот самый окончательный рисунок марки, то все становится на свои места. Статья из финского каталога подвигла сотрудницу нашего отдела Л.И. Ушакову написать в журнал «Филателия СССР» статью «Неизвестные проекты марок России» с описанием всех хранящихся в фондах Государственной коллекции ЗПО рукотворных проектов первой марки. Она сравнила детально музейный «кеплеровский проект» с опубликованным цветным рукотворным рисунком в финском каталоге, небезосновательно предположив: после представленного в Почтовый департамент 21 октября 1856 г. проекта Ф. Кеплер продолжал свою работу по совершенствованию рисунка первой марки до самого ее выпуска.
Дальнейший поиск сведений об этом цветном рисунке из финского выставочного бюллетеня привел к двум замечательным статьям известного исследователя Б. В. Каминского по истории создания первых русских марок. Его работы были проиллюстрированы подготовительными материалами, в том числе был один никак не прокомментированный черно-белый рисунок с оттисками фамилии «Ф. Кеплер» на полях. Его можно было принять за печатную пробу — настолько профессионально и тщательно он выполнен. И только после изучения историографии предмета стало понятно, что с наибольшей вероятностью, Б. В. Каминский использовал черно-белый рисунок из старых зарубежных журналов «Россика», опубликованный филателистами в 1930-50 гг. Действительно, это оказался тот самый рукотворный проект работы Ф. Кеплера, принадлежавший когда-то самому знаменитому филателисту России Агафону Фаберже.
Впервые этот рисунок появился в статье В. А. Рахманова «Russia — Number One» в 1953 году в американском журнале «The collectors Club Philatelist», где приводится его описание и черно-белое изображение. Приведу фрагмент его описания: «Гравер ЭЗГБ Франц Кеплер создал рисунок предложенного дизайна, который в конечном итоге, использовали для издания марок... Оригинальный рисунок находится во владении Агафона Фаберже, великого русского коллекционера. Мы иллюстрируем его здесь впервые в увеличенном виде».
Непонятным оказалось отсутствие на рисунке в статьях Б. В. Каминского в правом нижнем углу поля даты графитным карандашом «1857», а в остальном он полностью идентичен изображению в статье В. А. Рахманова. Мне представляется, что Борис Владимирович Каминский будучи серьезным исследователем-документалистом, не обнаружив в архивных источниках никаких прямых сведений об этом окончательном рисунке Ф. Кеплера, не решался ссылаться на свои предположения или косвенные подтверждения его существования. Однако он не мог игнорировать наличие этого рукотворного проекта и потому опубликовал его.
Очевидно, что появление рисунка в выставочном бюллетене «Фин-ляндия-88» не прошло незамеченным. В 90-е гг. цветной рисунок Ф. Кеплера стал появляться в разных каталогах и филателистических изданиях.
Статья Курта Карлсона из финского бюллетеня повествует историю Агафона Фаберже и его замечательной филателистической коллекции, которую он решился показать в Вене на Всемирной выставке «Випа» в июне 1933 г. Так случилось, что участие в этой выставке предопределило ее дальнейшую печальную судьбу. Обстоятельства не позволили вернуть коллекцию обратно, и она была распродана на аукционе Хармера в Лондоне в 1939 году. Просмотрев материалы этого хармеровского аукциона, нетрудно убедиться, что выставленные на продажу лоты содержали великолепные материалы, которыми А. Фаберже поразил публику на филателистической выставке в Австрии. Кроме редких и уникальных почтовых марок Российской империи, на выставке экспонировались подготовительные материалы к изданию первой русской марки, незнакомые российским коллекционерам: первые оттиски рамки с фамилией «Ф. Кеплер» на полях, цветные пробы в различных комбинациях цветов рамки и центра и т. п.
Однако в распродаже аукциона Хармера рукотворный цветной рисунок Ф. Кеплера отсутствовал. Появилась мысль, что предмет этот потому и сохранился у А. К. Фаберже, что, вероятно, не экспонировался на выставке в Вене в 1933 г.
Пролистав зарубежные филателистические журналы за вторую половину 1933 г., наткнулась сразу на две публикации в журнале «Россика» №№ 13-14, принадлежавшие члену жюри выставки «Випа-1933» Владимиру Александровичу Рахманову. В первой статье, опубликованной в журнале № 13, он делится общим впечатлением от проведенной выставки и перечисляет ее наиболее ценные экспонаты. Автор сожалеет о том, что коллекция А. Фаберже была выставлена во внеконкурсном классе, иначе она могла бы занять одно из первых мест на выставке.
В следующем номере журнала В. А. Рахманов, восхищенный экспонатами А. Фаберже, публикует отдельную статью под названием «Коллекции А. К. Фаберже на международной филателистической выставке в Вене». В ней подробно описываются поразившие публику и жюри материалы 9 отдельных разделов его филателистического собрания классики России, Леванта, Царства Польского, Великого княжества Финляндского, марок русского земства и т. д., приводятся отдельно самые редкие и уникальные позиции, которые «неизвестны русским коллекционерам». Отдельная страница посвящена пробным маркам и конвертам России, представляющим собой, как написано у В. А. Рахманова: «не только первоклассную редкость филателистическую, но также и большой исторический интерес, ибо в ней сосредоточено все то, что в свое время находилось в архивах Почтового Управления и что покойному петербургскому коллекционеру Брейтфусу удалось получить при благосклонном участии Императора Александра Ш. Между другими редкостями и уникатами находятся: оригинальный рисунок первой русской марки в красках с выпуклым орлом работы Франца Кеплера, четыре пробы в разных цветах в исполнении типографией Готлиб Гаазе и сыновья в Праге, пробные оттиски первой русской марки в двадцати разных сочетаниях цветов, лист бумаги, служивший для печатания первой русской марки с водяными знаками "1"...».
Получается, что покидая Вену после закрытия выставки, Агафон Фаберже оставил там все экспонаты, кроме этого ценнейшего для него предмета, которым он действительно дорожил больше других. О том, насколько А. Фаберже был дорог этот рисунок, напишет позже И. Никанорова в своей статье «А. К. Фаберже», опубликованной в рубрике «Имена» альманаха «Цельные вещи». По воспоминаниям самого молодого члена Санкт-Петербургской секции общества филателистов В. А. Рахманова: «пробный рисунок этой самой марки, выполненный гравером Францем Кеплером и им же собственноручно раскрашенный акварелью, А. К. Фаберже всегда носил в жилетном кармане. Рисунок помещался в маленькой серебряной коробочке, специально изготовленной для этой цели мастерами-ювелирами его фирмы». Воспоминания эти, убедительно подтверждающие особенное отношение хозяина к этому ценному предмету своей коллекции, заставляют поверить в то, что А. Фаберже действительно никогда с ним не расставался.
Агафон Фаберже приобрел этот рукотворный проект в 1911 г. в составе богатейшей коллекции одного из самых знаменитых русских филателистов XIX - начала XX вв. Фридриха Брейтфуса, основателя Московской и Санкт-Петербургской секций Дрезденского международного общества филателистов. О принадлежности предмета Ф. Брейтфусу свидетельствует надпись на обороте этого рисунка графитным карандашом. Что касается рукописной даты «1857», выполненной карандашом на лицевой стороне нижнего поля, вероятно, она поставлена значительно позже этого времени и не автором, а владельцем предмета — Брейтфусом или Фаберже. Надпись могла означать неуточненную дату выхода в обращение первой почтовой марки, поскольку и сегодня многие каталоги считают первые российские марки «эмиссией 1857 года».
Таким образом, окончательный рисунок первой марки работы Ф. Кеплера, с которого гравировалось ее клише, на самом деле существовал. Он находился в рабочих материалах Ф. Кеплера по подготовке марки к изданию вместе с черными оттисками рамок и цветными пробами первой марки в различных комбинациях цветов, из которых выбирались варианты расцветок первых марок. Все вместе они попали в коллекцию к Ф.Л. Брейтфусу, а позже — к А.К. Фаберже.
«Кеплеровский проект», хранящийся в фондах музея связи, был представлен в Почтовый департамент 21 октября 1856 г. и зарегистрирован вместе с прошением Ф. Кеплера на имя главы Почтового департамента В. Ф. Адлерберга, о чем свидетельствует надпись на обороте предмета. После просмотра межведомственной комиссией и доработки рисунка он был возвращен А. Чаруковским в почтовое ведомство, из архива которого поступил в музей. Принятый за основу, он сыграл свою роль в выборе дизайна первой марки и в дальнейшей работе по изготовлению марки не понадобился.
На тот момент времени практика маркоиздания в России только начинала формироваться и выстраиваться в определенную последовательность процедур. Как свидетельствуют материалы Государственной коллекции ЗПО, процедура утверждения оригинальных рисунков марок, даже в более поздний период их изготовления, не была принята в Российской империи. Утверждение марок к выпуску заключалось в подписании пробных печатных экземпляров марок в выбранном дизайне и расцветке, наклеенных на паспарту. В этом можно легко убедиться, посетив музейную «Сокровищницу отечественных ЗПО», где хранятся проекты почтовых марок и цельных вещей Российской империи, подписанные к изданию главой почтового ведомства или его заместителем. К началу XX в. почтовые марки утверждались министром внутренних дел, поскольку почтовое управление ему подчинялось.
Первые почтовые марки Российской империи были «Высочайше утверждены императором Александром II» 20 октября 1857 г. по всеподданнейшему докладу главноначальствующего над Почтовым департаментом Ф. И. Прянишникова, сменившего к тому времени В. Ф. Адлерберга. Александр II утвердил представленные образцы марок и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». С тех пор термин «почтовая марка» официально получил в России права гражданства. Утвержденные образцы марок, выполненные для всех трех номиналов в соответствующих выбранных сочетаниях цвета, остались на постоянном хранении в ЭЗГБ, сегодня — это специальный фонд Гознака.
Теперь попробуем отыскать хотя бы косвенные подтверждения работы Ф. Кеплера над оригинальным рукотворным рисунком первой русской марки и обозначить время его создания. Для этого вернемся в 1856 г., когда 31 октября «кеплеровский проект» попадает из Почтового департамента к А. П. Чаруковскому. Как была построена дальнейшая работа межведомственной комиссии по подготовке первой марки к изданию?
Представленный Ф. Кеплером проект рисунка был одобрен, но согласно «инструкции Чаруковского» нуждался в серьезной доработке для окончательного утверждения. Совершенно очевидны его отличия во многих деталях от рисунка изданной марки, и назвать его оригиналом, с которого гравировалось клише рисунка марки, невозможно. Скорее, это был предварительный рисунок марки или его промежуточный эскиз.
Задача межведомственной комиссии «Чаруковского-Винберга» как раз и заключалась в том, чтобы довести представленный проект рисунка Ф. Кеплера до окончательного дизайна и определиться со способом изготовления марок. А.П. Чаруковский, как автор составленной им инструкции по изготовлению марок, знал, какие детали следует добавить в рисунок будущих марок, а Ф.Ф. Винберг, будучи управляющим типографским отделением ЭЗГБ, профессионально владел вопросом их технического изготовления. Доработав рисунок до окончательного варианта и изготовив образец марки, межведомственной комиссии следовало убедить Министерство финансов взять на себя обязательства по изготовлению марок в ЭЗГБ.
Уже 3 ноября 1856 г. А. П. Чаруковский направляет в Почтовый департамент свой рапорт о том, что Ф. М. Кеплер, которому «было поручено составить смету расходов на гравирование штемпелей и досок для печатания почтовых марок и сделать рисунок самой марки, использовал его [Чаруковского] соображения по изготовлению марок». Из этого рапорта следует, что межведомственная комиссия в течение предыдущих дней работала над корректурой представленного Ф. Кеплером рисунка марки, внося свои замечания, поправки, дополнительные детали, согласуя это с автором до предстоящего изготовления клише. Иначе о каком «рисунке самой марки» могла идти речь? Ведь предварительный рисунок на тот момент уже существовал. А.П. Чаруковский строго следовал составленной им инструкции «О введении штемпельных марок в России» с подробными этапами в технологии их изготовления, представленной им в докладе Почтовому департаменту, о чем он и упоминает в рапорте, называя их своими «соображениями по изготовлению марок». В ней говорилось, что после утверждения рисунка марки понадобится вырезать на твердой стали (выгравировать) штемпель с рисунком марки, который послужит образцом в дальнейшем изготовлении матриц для печатания марок. Именно этот окончательный рисунок марки, с которого должен вырезаться штемпель (клише), А.П. Чаруковский поручил сделать Ф. Кеплеру после совместной корректуры первоначального проекта рисунка марки. Смета расходов на ту часть предварительной работы по подготовке к печатанию марок, которой предстояло заниматься Ф. Кеплеру, должна была оплачиваться Почтовым департаментом, и, по сути дела, это явилось стартом к началу технического этапа изготовления самой марки.
Франц Кеплер внес следующие изменения в свой первоначальный рисунок под названием «проект»:
1) поместил российский герб на цветной ярко-карминовый фон, увеличив его размер и сделав прорисовку более четкой, со слегка разделенными или «растопыренными» крыльями и укороченным хвостом, добавив под герб перекрещенные символ почты — почтовые рожки, превратившие изображение в медальоне в Почтовый герб, ранее использовавшийся на первых «штемпельных кувертах» Российской империи;
2) приподнял и уменьшил размер мантии, поместив под нее нижнюю овальную надпись «10 коп: за лотъ». В верхней части ленты, опоясывающей медальон, заменил надпись «10 коп: за лотъ» названием «Почтовая марка», поместив между названием и номиналом вытянутые разделительные розетки;
3) во всех углах наружной рамки поместил симметричные виньетки в виде геральдических бурбонских лилий с обозначением цифр номинала марки на темном фоне;
4) на правом поле рисунка он выполнил пробную прорисовку карандашом деталей дизайна рамки и шрифта, использующихся в рисунке марки (розетки и сочетания букв «коп», «почт», «за лотъ»), поскольку в миниатюре четкий шрифт трудно было прописать белилами на цветном фоне. В изданном варианте рисунка марки шрифт полностью совпадает с пробной прорисовкой Ф. Кеплера.
Шрифту придавалось очень серьезное значение, особенно мелкому, окружающему медальон: он должен был служить образцом, весьма трудным для подделки, как и рисунок мантии.
Проект был выполнен в смешанной технике: карандашный рисунок размером 16,1 х 22,2 мм, раскрашенный акварелью серого и ярко-карминового цвета с использованием черной туши и наслоения белых цинковых белил в центре для создания рельефности рисунка герба, как прописано в «инструкции Чаруковского». По цвету, размеру (подлинный экземпляр первой русской марки имеет размер 16,3 х 22,4 мм) и мелким деталям он очень незначительно отличался от рисунка изданной почтовой марки. На полях рисунка со всех сторон имеются черные оттиски гравированного штампа с надписью фамилии автора «Ф. Кеплеръ».
Среди существующих 20 известных цветных печатных пробных марок, к сожалению, отсутствует вариант в исполненной автором цветовой гамме. Но следует учесть, что рисунок марки выполнен в различной технике цветной акварелью, а для печатных проб использовались специальные краски для полиграфического производства, оттенки которых могли отсутствовать в ЭЗГБ. Сохранившиеся цветные печатные пробы свидетельствуют о том, что выбранная Ф. Кеплером комбинация цветов будущей марки все же использовалась при изготовлении проб. Доказательством этому является одна из пробных марок, в которой присутствуют авторские цвета, но для других частей рисунка: ярко-карминовой рамки и серо-фиолетового центра.
На самом деле несовпадение комбинаций цвета рисунка с изданными цветовыми сочетаниями марок не имело особого значения. При создании окончательного рисунка важны были выверенные комиссией детали атрибутики марки до изготовления гравюры на металле. Для автора гораздо важнее было создать рисунок, который бы наилучшим образом отражал все детали и способ изготовления марки: «в два цвета с белым рельефным изображением почтового герба», что, несомненно, ему удалось показать тщательностью проработки деталей и эффектом контраста белого герба на ярко-карминовом фоне. В отношении расцветки марок межведомственной комиссией был предусмотрен вариант ее предварительного выбора. «Цвета марок разного достоинства будут определены по изготовлению стереотипов, для чего пробные оттиски разных сочетаний цветов будут представлены почтовому начальству на выбор», - говорилось в «Записке о введении штемпельных марок для простой корреспонденции», рассмотренной на очередной сессии Государственного совета в октябре 1856 г.
Созданный Ф. М. Кеплером с художественным мастерством окончательный рисунок марки полностью воплощал замысел А. П. Чаруковского. Полагаю, что именно этим рисунком руководствовался Ф. Кеплер при гравировании на стали оригинального штемпеля марки 10-копеечного достоинства, с которого производились черно-белые пробы. Ф. Кеплер выполнил три известных черных пробных оттиска рамки без центра, которые в настоящее время находятся в частной коллекции за пределами России. Оттиски штампа с надписью «Ф. Кеплеръ», такие же, как на рукотворном рисунке, имеются на полях двух из них. Очевидно, так Ф. Кеплер помечал свои рабочие материалы, в т. ч. по созданию первой почтовой марки. Историограф первых марок Б.В. Каминский в своих исследованиях подчеркивает вклад Франца Кеплера в создание своеобразного изящного рисунка первой русской марки. По его мнению, если бы рисунок марки не был выполнен Ф. М. Кеплером, то вряд ли бы А.П. Чаруковский и Ф.Ф. Винберг, как члены межведомственной комиссии, ответственные за подготовку марок, позволили поместить на пробах надпись «Ф. Кеплеръ». Это в равной степени относится и к рукотворному рисунку марки, имеющему такие же штампы с фамилией автора на полях.
Созданные Ф.М. Кеплером пробы отвечали всем требованиям межведомственной комиссии, работа которой над способом изготовления и выбором рисунка «штемпельной марки» завершилась 28 ноября 1856 г. «Прилагаемым образцом» к рапорту «О приготовлении штемпельных марок в России» стал один из пробных оттисков штемпеля в черном цвете, вероятно, без обозначения фамилии Ф. Кеплера. В рапорте Почтовому департаменту дается подробное описание предлагаемого дизайна русской почтовой марки, полностью совпадающий с рисунком изданной марки. В нем говорится, что марка предполагается четырехугольной формы и должна выполняться в два цвета «по прилагаемому образцу, весьма трудному для подделки...». И далее: «Для всех почтовых марок принять один общий рисунок с тем, чтобы марки разного достоинства различались по цвету, надписям и цифрам, выставленным по углам».
Таким образом, вопрос об окончательном дизайне первой почтовой марки России был полностью решен к концу ноября 1856 г., и к рапорту комиссии был приложен уже готовый образец будущей марки в виде черно-белого оттиска рамки без центра, выполненный Ф. Кеплером по созданному им рисунку марки.
Копия этого рапорта была передана Ф.Ф. Винбергом 4 декабря 1856 г. управляющему ЭЗГБ Сократу Андреевичу Ремезову вместе со своей докладной запиской, в которой сообщалось об изготовлении марок следующее: «...обязываюсь донести Вашему Превосходительству, что действительно подобная работа, собственно в техническом отношении, не только не составила бы особенного затруднения для Экспедиции, но, конечно, нигде в России не исполнится с тем успехом, отчетливостью и изяществом, какие возможны для Экспедиции». Такой отзыв ЭЗГБ сыграл решающую роль в окончательном согласии Министерства финансов принять от Почтового департамента заказ на изготовление почтовых марок. Это означало, что ЭЗГБ не только берется изготовить марки, но и ручается за качество исполнения, которое может быть гарантировано этим государственным предприятием России.
Замысел дизайна первой почтовой марки вынашивался долго, но его воплощение в рукотворном рисунке длилось едва ли месяц. То, что удалось сделать общими усилиями А. П. Чаруковского, детально разработавшего задуманную марку, Ф.Ф. Винберга, знавшего, как это можно осуществить в полиграфическом исполнении, и Ф. Кеплера, впервые в своей жизни создававшего почтовую марку, но владевшего тайной графической миниатюры, превзошло все ожидания. Первая почтовая марка Российской империи навсегда вошла в историю как произведение графического искусства, полное изящества и царственной элегантности.
Почтовый дебют Франца Кеплера на несколько десятилетий предопределил рисунок последующих выпусков российских марок, издававшихся с небольшими изменениями, но неизменно представлявших геральдический знак российской почты.
В настоящее время рукотворный авторский проект окончательного рисунка первой российской марки Ф. Кеплера занял свое историческое место в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. Этот ценный артефакт исторического и культурного значения был приобретен в конце 2013 г. для Государственной коллекции знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова. Уникальный предмет с наибольшей достоверностью позволяет восстановить события более чем 150-летней давности по истории создания первой почтовой марки Российской империи.
Одновременно фонды ГК ЗПО пополнились 5 раритетами, заполнившими существенный пробел в подготовительном материале к первым маркам Российской империи — цветными беззубцовыми печатными пробами 10-коп. номинала на бумаге с водяным знаком «1», изготовленными в ЭЗГБ в мае-июне 1857 г. Они отражают один из важных этапов технологической последовательности изготовления марок — выбора их цветовой гаммы и входили в число известных 20 цветных проб, принадлежавших знаменитому российскому коллекционеру А. К. Фаберже.
Гармонично вписываясь в исторический ряд материалов по подготовке к изданию первой почтовой марки России, предметы обрели пристанище в музейном фондохранилище редкостей «Сокровищнице отечественных знаков почтовой оплаты».
Пополнившие фонды уникальные музейные предметы стали неотъемлемой частью отечественного культурного наследия, государственным достоянием и интереснейшим художественным памятником графической миниатюры, иллюстрирующим историю нашего государства второй половины XIX в. Их приобретение для Государственной коллекции знаков почтовой оплаты стало существенным шагом в процессе возвращения исторических и культурных ценностей в Россию.
Литература и источники:
1. ЦГИА СПб, ф. 1458, оп. 2, д. 1462 — «Об определении на службу гравера Кеплера».
2. ЦГИА СПб, ф. 1458, оп. 2, д. 377.
3. РГИА,ф. 1289, оп. 1,Д. 1249.
4. Карлсон Курт К. Агафон Фаберже — филателист // Bulletin № 3 of the World Philatelic exhibition «Finlandia 88». - 1988. - С. 67.
5. Ушакова Л. Неизвестные проекты первых марок России // Филателия СССР. - 1989. - № 9. - С. 42-44.
6. Каминский Б. В. История создания и введения почтовых марок в России // Филателия СССР. - 1970. - №№ 6-7.
7. Каминский Б. В. О создании первых русских марок // Советский коллекционер: Сборник. - 1982. - № 20. - С. 56.
8. Рахманов В. A. Russia — Number One // The collectors Club Philatelist: Журнал. - New Orleand, 1953. - Volume XXXII. - № 5. - C. 230-232.
9. «The Agathon Faberge» collections of postage stamps: Catalogue / H. R. Harmer philatelic expert and auction specialist in rare stamps of Bond Street. - London, 1939.
10. Рахманов В. А. Коллекции А. К. Фаберже на международной филателистической выставке в Вене // Россика: Журнал. - 1933. - № 14. - С. 43.
11. Никанорова И. А. К. Фаберже // Почтовые цельные вещи: Альманах. -Т. 2. - 2006. - С. 161-165.
12. Рахманов В. А. С.-Петербургские коллекционеры (Из воспоминаний старого коллекционера) // Rossica: Журнал. - New York, 1955. - №№ 46-47.
13. Вортман Е. Первые почтовые марки Российской империи // The British Journal of Russian Philately. - 1957. - № 23. - C. 702.
14. Первые почтовые марки России. История выпуска: Каталог. - СПб.: Стандарт-коллекция, 2007. - (Раздел «Авторские оригиналы для первой российской марки»).
15. Michel-Ost Europa: Каталог почтовых марок 2010-2011. - С. 390. - (лот № 123750 аукциона «НеПтап» (Финляндия) от 8.10.2005).
16. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 1857-1919. Почтовые марки РСФСР 1918-1923. Почтовые марки СССР 1923-1960: Каталог. -М.: Изд. ИТЦ «Марка», 2001 г. - С. 4.
Автор статьи: Рылькова Лариса Петровна, заведующая отделом знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С. Попова (г. Санкт-Петербург).
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.