Почтовые марки в современном мире
Существует три подхода к коллекционированию почтовых марок. Первый — самый популярный и в то же время, в значительной степени элитарный, доступный немногим — это собирание коллекции редких и дорогих марок. За такими марками охотятся на аукционах, ищут у коллекционеров, составляют сложные цепочки обмена. Коллекционеры тратят массу времени и денег, чтобы заполучить вожделенную марку и пополнить свою коллекцию. Второй подход — это собирание марок на определенную тематику. То есть коллекционирование марок с определенными картинками, например, с бабочками, кошками, репродукциями картин художников и так далее и тому подобное. Третий подход не совсем самостоятелен, почтовая марка здесь лишается самоценности. Она становится средством, материалом: для работы, для вдохновения, для исследования и эксперимента. Собственно, приверженцев этого подхода, в строгом смысле слова, было бы неправильно назвать «коллекционерами», их интерес слишком расплывчат, а критерии определяются исключительно собственным вкусом.
Интерес коллекционеров редких дорогих марок всегда конкретен, они интересуются не просто марками как таковыми, но марками совершенно определенными. Традиционно это знаки почтовой оплаты Российской Империи, РСФСР и СССР (разумеется, если мы говорим только об отечественных марках), просто потому, что во все эти периоды при производстве марок довольно часто происходили различные сбои и нарушения — ошибки перфорации, цвета или способа печати. При производстве современных марок ошибки производства встречаются значительно реже, но бывает и такое. В этом случае коллекционер условно традиционного типа обращает своё внимание и на современные марки.
Сегодня у филателии репутация архаического хобби. Это что-то, принадлежащее туманному миру седой старины и пыльным пенсионерам. Особенно в нашей стране, где была разрушена некогда популярная система КЮФов (клубов юных филателистов) и не появилось культуры аукционов, которая процветает в большинстве европейских стран. Тем увлекательнее выглядит интерес некоторых представителей современного художественного и интеллектуального сообщества к филателии. Результат этого интереса может выражаться по-разному. Мы обозначим несколько популярных вариантов.
1. Интерес к дизайну марок как таковому, к художественной и чисто формальной форме марки. Малый формат и традиционная форма квадрата или прямоугольника бросают своего рода вызов для художественного мышления.
Сегодня ощутимое количество художников и дизайнеров занимаются изготовлением непосредственно самих марок и проектов марок. Приходится отметить, что практика участия дизайнеров и типографов в процессе создания официальных почтовых марок, характерна исключительно для европейских стран. Отечественные энтузиасты довольствуются личными проектами, к которым, к сожалению, почта россии не проявляет никакого интереса. В создании официальных почтовых марок участвовали такие известные дизайнеры как: Вим Кроувел (Голландия), Сиги Одс (Исландия), Ирма Бум (Нидерланды), Максим Франкут (Канада), Эйприл Грейман (США), Дэн Ферн (Dan Fern) (Великобритания), а также дизайн-студии и бюро: MUTI (Кейптаун, Южная Африка), The Stone Twins (Голландия), дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Великобритания), Thonik (Голландия), дизайнерская студия Озборн Росс (Великобритания).
Производство почтовых марок в России остается традиционно консервативным. Если вы откроете любой филателистический каталог, то в графе «художник» обнаружите одни и те же фамилии, которые не меняются десятилетиями. Большую часть почтовых марок СССР с 1930-х по 1970-е оформили художники И. Дубасов, В. Куприянов, Завьяловы, С. Поманский. Сейчас над рисунками марок работают художники В. Бельтюков и А. Федулов, делавшие марки еще в 1980-е.
В то же самое время художники и дизайнеры во всем мире обращаются к традиционному формату марки, осовременивают ее традиционную функцию и эстетику. Популярны опыты с минимализмом, наследием и опытом прошлого, стилизация. Примеры многочисленны: почтовые марки Киргизии от дизайнера Талгата Нурдинова, проект почтовой марки, посвященной 70-летию общественного транспорта в Вильнюсе от дизайнера Эрикаса Малисаускаса (Erikas Mališauskas), проекты Грега Кристмана (Greg Christman, Филадельфия), Ника Эванса (Nick Evans, Средний Запад), Эмира Айони (Emir Ayouni, Швеция), Андрея Гаргуля (Канада), Мартина Азамбуджи (Martin Azambuja, Уругвай), проект почтовых марок, посвященный первым животным-космонавтам от Эрика Мортенсена (Eric R. Mortensen), проект почтовых марок, вдохновленный работами Эль Лисицкого от дизайнера Бредли Колтера, перерисовка советских марок от графического дизайнера Андрея Хобба.
2. Часть художников рассматривает почтовую марку как возможность для эксперимента с новыми нетрадиционными материалами и техниками производства.
В 2014 году дизайнер Лукас Баста создал серию почтовых марок для Австрийской почты, напечатанных на 3d-принтере.
В 2008 году дизайнер Тоби Нг Квонг То (Toby Ng Kwong To) придумал марки из настоящего шоколада с тремя вкусами: горький, молочный и белый шоколад.
Голландское дизайнерское бюро Thonik в 2006 году ограниченным тиражом выпустило так называемые «марки-моргалки» с движущимися изображениями спортсменов-конькобежцев.
Издательский центр «Марка» в 2003 году выпустил серию «Дары природы». Пять марок с изображением фруктов (яблоко, земляника, груша, дыня, ананас) имели соответствующий запах и даже вкус.
«Bedford Post» - отель и ресторан, принадлежащие Ричарду Гиру. Местечко названо в честь Post Road - почтового пути на Восточном побережье США. Разработкой фирменного стиля заведения занималась известный графический дизайнер - Луиз Фили. В основу была положена почтовая марка с изображением дедушки хозяина заведения. Его портрет был перерисован со старой фотографии.
3. Еще один подход к филателии заключается в экспериментах не только с формальной стороной марки, но и с самой её функцией, с семиотикой марки. Марочный функционал расширяется, почтовая марка несет уже не только функцию средства оплаты или кусочка бумаги с красивой картинкой, но получает свою собственную абсолютно самостоятельную функцию, никак не зависящую от контекста. Чаще всего марка становится обособленным сообщением безотносительно отправки по почте и, более того, независимо от наличия адресата.
Буквально эта идея была реализована в 2013 году, когда дизайнер Алиса Карлотта создала серию марок для американской почты «Я > мое психическое заболевание», посвященную проблемам женщин с ментальными болезнями. Марки были частью большой социальной кампании, призванной рассказать о психических расстройствах и искоренить стигматизацию больных в обществе. На каждой почтовой марке было написано название психического заболевания: биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, послеродовая депрессия, посттравматический синдром, клиническая депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Когда вы отделяли марку от листа, под рисунком обнаруживалась история женщины, страдающей тем или иным заболеванием. Таким образом марки стали переносчиками конкретных посланий. Если традиционно марки были только средством для передачи сообщения (письма или текста на открытке), то здесь они стали самим носителем этого сообщения.
Из этой же серии — марки-трансформеры, которые можно собрать самому. То есть по сути создать свое собственное послание. Снова превратить марку не просто в средство, но и наполнить содержанием-сообщением. Показательный пример - марки от английского дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Johnson Banks). Серия состоит из почтовых марок с изображениями овощей и фруктов и набора наклеек, с помощью которых эти марки можно украсить по своему вкусу - создать рожицы или «смайлики» с различными эмоциями. То есть, создать своё личное послание, несущее совершенно определенную и понятную для отправителя нагрузку.
Нужно отметить, что попытки превратить марку в самоценное сообщение предпринимались и раньше. В 19 веке большой популярностью пользовался так называемый «язык почтовых марок» - различные способы размещения марки на конверте, ее расположение и угол наклона означали определенное послание. Правда, такая практика была ограничена сферой исключительно любовной переписки.
Российский дизайнер Дмитрий Штольц использовал идею почтовой марки для создания стикеров для мессенджера Телеграм. Он использовал не только формальную сторону удобства марки — её малый формат, но и символическое значение — марка наклеивалась на конверт, который потом отправлялся по почте, то есть передавал сообщение. Здесь же марка одновременно является и средством передачи сообщения и носителем самого этого сообщения и даже непосредственно самим сообщением, так как получатель получает только одну такую «марку» саму по себе, без конверта или открытки. Семиотически получилась абсолютная вещь в себе, сочетание всех трех способов существования и восприятия символа.
Дизайнер Алексей Ивановский использует форму марки похожим способом в своем инстаграме. Это буквально дневник, где зарисовки на какую-то тему помещаются в рамку (форму) почтовой марки. Марка одновременно и задает определенные рамки, то есть обозначает законченность, самостоятельность высказывания (как и рама картины) — всё содержание именно в этих границах, материальное содержание, сжатое и сконцентрированное именно в этих заданных границах. Изображение внутри, принужденное сжаться в формат почтовой марки (маленькой по определению) становится идеальным концентрированным высказыванием, при этом даже более насыщенным, чем текст, который сопровождает его.
Интерес к почтовой марке не может не вызывать радость у всех, кто имеет отношение к филателистическому миру. И приведенные выше примеры бесспорное доказательство того, что такой интерес существует.
В 2016 году британское издательство «Unit Editions» выпустило прекрасную книгу о графическом дизайне в почтовых марках «Graphic Stamps: The Miniature Beauty of Postage Stamps». Это по сути каталог почтовых марок из коллекций двух дизайнеров Iain Follett и Blair Thomson. Большинство марок коллекции из таких неочевидных стран вроде Болгарии, Перу, Чехословакии, Венесуэлы, что приятно, в дизайнерской коллекции есть марки и из Советского Союза.