Организация почтовой службы на Ближнем Востоке. Историко-культурологический аспект | Stamps.ru

Организация почтовой службы на Ближнем Востоке. Историко-культурологический аспект

Этот год посвящен российской истории, в ряду исторических юбилеев отмечалось 130-летие Императорского Православного Палестинского Общества. В данном докладе предлагается рассмотреть историю организации почтовых сообщений на Ближнем Востоке в контексте истории паломничества на Святую землю, связанную с деятельностью Русского общества пароходства и торговли (далее - РОПиТ) и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С петровской эпохи ближневосточный регион входит в сферу интересов России не только как духовный центр христианства, но и как объект геополитических интересов в контексте общеевропейской политики. В отличие от Европы, Россия в первую очередь отдает приоритет в этой сфере решению религиозных вопросов, о чем свидетельствует заключенный Александром I Священный союз, подразумевающий, что интересы христианских монархов сходятся в Центре мира у Гроба Господня в Иерусалиме.

Паломнический билет Одесса - Яффа Русского общества пароходства и торговли

Первенство защиты христиан в пределах Османской империи и русских паломников принадлежит Петру I, в его планы даже входило отвоевать Царьград и перенести в Россию Гроб Господень. Приоритетным Восточный вопрос стал в царствование Николая I. Причиной Крымской войны стал конфликт, разгоревшийся вокруг Вифлеемского Храма Рождества Христова. В 1820 г. учреждено русское вице-консульство в Яффе, занимавшееся всеми делами ближневосточного региона, а после Крымской войны - в Иерусалиме в 1858 г. Учреждается Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в 1847 г., а затем - Императорское Православное Палестинское Общество в 1882 г., занимавшееся делами устройства паломников, ведшее широкую издательскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность в регионе и среди местного населения арабов-христиан, что позволило воспитать плеяду арабской интеллигенции, деятелей культуры и писателей. Таким образом возникло пространственное понятие как географическое, так и духовное - Русская Палестина. Как отмечал историк церкви Болотов: Святогробский меридиан пересекает Николаевскую (Московско-Петербургскую) железную дорогу, а константинопольский проходит несколько восточнее Выборга.

Путеводитель по Крыму, Кавказу и Ближнему Востоку Русского общества пароходства и торговлиКак отмечалось выше, с принятием христианства на Руси сразу возник интерес к Святым местам, о них узнавали из переводной греческой литературы, от паломников, и это стало органичной прямой связью Святой Руси и Святой земли. И со временем встал вопрос об организации паломничества и обустройстве быта паломников и их доставки на Святую землю, РОПиТ взялось решить эти задачи.

В 1857 г. была направлена вторая духовная миссия, ее возглавил уже епископ Кирилл (Наумов) (инспектор Петербургской духовной академии). До Крымской войны постоянное морское сообщение между Одессой и Константинополем обеспечивала Новороссийская пароходная экспедиция, далее в средиземноморские порты Палестины и Египта можно было добраться на греческих судах, или на судах других иностранных компаний. Военные действия, начавшиеся в 1853 г., прекратили движение судов российского флота. В Петербурге в 1856 г. учреждено Русское общество пароходства и торговли с целью организации постоянных паломнических рейсов в Палестину из Одессы в Яффу. Оно было создано при Морском министерстве, которое возглавлял великий князь Константин Николаевич. С открытием прямой судоходной линии между Одессой и палестинским портом Яффой, РОПиТ монополизировал перевоз паломников в Святую землю. В 1858 г. в Иерусалиме открылось российское консульство, с 1891 г. генеральное, до этого располагавшееся в Бейруте (1785 г.), с вице-консулом в Яффе, ведавшее всеми делами в Сирии и Палестине. В отличие от европейских консульств, российское имело дело в основном с паломниками. А в 1859 г. в Петербурге был создан Палестинский комитет под председательством великого князя Константина Николаевича, в его состав был включен в качестве члена совета министр финансов Новосельский, директор-распорядитель РОПиТ. В его задачу входило улучшение материального положения паломников в Святой земле. На собранные пожертвования приобретались земли, на которых возводились храмы, странноприимные дома, госпитали и другие здания для паломников, а также финансировалось обеспечение их продовольствием. С 1864 г. Комитет переименовали в Комиссию, находился он в ведении МИДа, его возглавил Б. П. Мансуров, который до этого был активным членом и организатором РОПиТ, так что все строительство и организация паломничества оказались в его руках.

Архимандрит Порфирий еще в 1857 г. высказывал мысль об учреждении светского общества для ведения паломнического дела и научно-археологических исследований, в конце 1860-х гг. ее озвучил Антонин (Капустин). В 1882 г. официально открылось Императорское Палестинское Православное Общество. В 1885 г. в устав были внесены изменения об открытии отделений общества во всех губерниях России. Согласно уставу все отделения общества вели культурно-просветительскую работу в виде лекций. Также издавались по заказу общества серии видовых открыток с видами Иерусалима и Палестины. На обороте печатался знак ИППО.

В период с середины XVIII в. до начала XX в. правительством Российской империи в некоторых иностранных государствах организовывались почтовые учреждения с целью обеспечения доставки почты там, где официальная или местная почта этих государств считалась ненадежной. Россия наряду с европейскими государствами имела разветвленную сеть собственных почтовых учреждений в некоторых зарубежных странах: Румынии (1867), Монголии (1863), Китае (1870), о. Крит (1890) и странах Ближнего Востока, входивших в состав Османской империи. Они обслуживали как русских, так и иностранных подданных. Число русских почтовых отделений за границей даже превосходило число английских, имевших наиболее обширную систему почтовых учреждений в мире. До конца 1920 г. все русские заграничные почтовые отделения прекратили свое существование. Теперь обратимся к истории почтовых отделений в Османской империи, так называемых странах Леванта.

Самое раннее почтовое сообщение между Санкт-Петербургом и Константинополем представляло собой перевозку дипломатической почты, начиная с 1721 г. По информации из «Большого филателистического словаря» (1988), русская почта была создана в Османской империи в 1748 г. Согласно еще Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. предусматривалось открытие регулярного почтового сообщения, для чего в Константинополе было учреждено отделение консульской почты. Примерно в 1830 г. в этом отделении начали применяться ручные почтовые штемпели. Связь между Петербургом и Константинополем осуществлялась курьерами. Начиная с 1779 г. между Константинополем и Херсоном курсировало почтовое судно, была организована морская перевозка почты между Херсоном, Керчью, Таганрогом и Константинополем. А в 1781 г. был открыт сухопутный почтовый маршрут через Бухарест в Брацлав. В 1792 г. была создана пограничная почтовая контора в Дубоссарах, которой подчинялись почтовые отделения по пути в Константинополь, в 1831 г. были введены единые почтовые тарифы. В 1834 г., после улучшения системы транспорта и связи, в Османской империи была создана новая имперская почта. После Крымской войны (1853-56) почтовая служба была реорганизована.

В последнее столетие османского правления, помимо государственной почты Османской империи, на ее территории было разрешено осуществлять почтовую связь еще шести иностранным государствам. Заграничные почтовые отделения способствовали поддерживанию семейных и социальных связей и переводу денег из Европы в Святую землю. Так как у турецкой почты не было связи с почтовыми ведомствами других стран, письма для других государств следовало отправлять либо через консулов, либо через почтовых агентов этих государств, проживающих в морских портах. В основе таких прав лежали Капитуляции Османской империи и другие двусторонние международные договоры. После вступления Османской империи во Всемирный почтовый союз 1 июля 1875 г., ее международные тарифы были приведены в соответствие правилам Всемирного почтового союза.

Русское общество пароходства и торговли, пароход «Император Николай II»

3 августа 1856 г. было учреждено частное предприятие Российское общество пароходства и торговли. В 1863 г. был подписан контракт на 2 года между российским почтовым ведомством и РОПиТ на почтовые перевозки. В 1865 г. контракт РОПиТ с русской почтой закончился, но общество продолжало прием и доставку почты и выпустило собственные марки, предназначавшиеся только для оплаты корреспонденции между портовыми городами, обслуживавшимися пароходным обществом, так доставка почты перешла в ведение РОПиТ. РОПиТ доставляло почту между различными отделениями, а также пересылало предназначенную в Россию корреспонденцию через Одессу. Отделения РОПиТ получили статус, аналогичный обычным российским почтовым отделениям.

В Болгарии, входившей в состав Османской империи, работали русские почтовые отделения. В Бургасе было агентство РОПиТ, так как через Болгарию проходил почтовый тракт Россия-Константинополь. Почтовые сборы оплачивались наличными. После начала русско-турецкой войны 1877-78 гг. на освобожденной территории была организована почтовая служба. Вначале почтовый сбор оплачивался наличными, а затем стали использоваться марки России. В 1879 г. русские марки были заменены марками Болгарии, а почта перешла в ведение болгарских властей. С этого момента ведет свою историю национальная почта Болгарии.

Главная контора РОПиТ находилась в Одессе, а филиалы - в ближневосточных городах: Константинополе, Бейруте, Яффе, Салониках и других городах. Судоходно-почтовые конторы РОПиТа работали в Акке (1868-73), Хайфе (1859-60,1906-14), Яффе (1857-1914) и Иерусалиме (1901-14). Общество имело агентства, которые осуществляли почтовые операции, в 18 турецких портах и городах.

Высочайшее утверждение Русского общества пароходства и торговлиВ 1858 г. были введены точечные номерные штемпеля, имевшие форму неполного ромба, подобные штемпелям почтовых станций. Штемпель с № 778 использовался в Трапезунде (Трабзоне), № 780 в Смирне (Измире), № 782 в Александретте (Искендеруне), № 783 в Бейруте, № 784 в Яффе, № 785 в Александрии, № 787 в Салониках и т.д. До 1864 г. почтовые отправления за границу марками не оплачивались. Стоимость их пересылки взималась наличными. В 1864 г. этот порядок был изменен и, поскольку тарифы для заграничной корреспонденции не соответствовали внутренним, потребовались марки дополнительных номиналов. Для оплаты почтовых сборов использовались русские почтовые марки. Гасились штемпелями с надписью «Franco». Первая специальная марка для русской почты в Османской империи была выпущена в 1863 г. Представляет собой большой квадрат с государственным гербом в двойной окружности, внутри которой надпись «Бандерольное отправление на Восток».

В мае 1868 г. почта РОПиТ перешла в ведение государственной почты и марки общества были изъяты из обращения и заменены марками государственной почты с надписью «Восточная корреспонденция». В августе 1900 г. в обращение поступили марки России с надпечаткой новой стоимости в турецкой валюте. Эта практика существовала до 1914 г. Надпечатка производилась на необходимых номиналах русских марок. В 1895— 1913 гг. выпускались цельные вещи (почтовые карточки и секретки).

В 1909 г. отмечалось 50-летие ближневосточного отделения РОПиТ, в честь этого юбилея была выпущена специальная красивая серия из 9 марок по типу русских марок, только в центре вместо герба было помещено изображение парохода и юбилейные даты. Они имели надпечатки каждого иностранного филиала, в которых находились главные русские почтовые конторы: Бейрут, Константинополь, Дарданеллы, Иерусалим, Яффа, Керасунд, Метилена, Афон, Святой Афон, Ризе, Салоники, Смирна, Трапезунд. Стоимость на марках указана в русской валюте и надпечатана в турецкой, на этих марках были сделаны дополнительно надпечатки названий городов на французском языке. Марки с названием городов изъяты из обращения в 1911 г. и заменены марками России с надпечаткой стоимости в турецкой валюте.

Первая и единственная серия памятных марок России была выпущена 1 января 1913 г. и посвящена 300-летию династии Романовых. Серия состоит из 17 марок номиналом от 1 коп. до 5 руб. Почтамтами Петербурга, Москвы, Киева и Риги были подготовлены и выпущены в продажу буклеты из блоков памятных марок различных номиналов. В Одесском музее нумизматики в 2000 г. была организована филателистическая выставка из частного собрания одесского коллекционера Петра Лободы «Русская почта на Ближнем Востоке». На выставке были представлены марки, выпущенные РОПиТ. Среди марок была представлена интересная серия, посвященная 300-летию Дома Романовых, заказанная РОПиТ. В 1913 г. была выпущена юбилейная серия из 15 марок с надпечатками новой стоимости в турецкой валюте. На марках были воспроизведены портреты: основателя царствующей династии Михаила Романова, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины Великой, Павла I, Александров I, II, и III, Николая I и царствующего императора Николая II.

Рассмотрим, как была организована почтовая служба непосредственно на территории Святой земли, куда в первую очередь стремились русские паломники. История почты и почтовых марок Палестины связана с ее географическим положением на перекрестке дорог империй древнего Ближнего Востока, Леванта и Среднего Востока. Во время пребывания Палестины в составе Османской империи (1516-1918) на ее территории были в обращении почтовые марки, выпускаемые османскими властями. Османские почтовые отделения работали почти во всех крупных городах Палестины, в том числе в Акко, Хайфе, Цфате, Тверии, Наблусе, Иерусалиме, Яффе и Газе. В 1860 г. на территории Палестины работало десять почтовых контор. В 1900 г. их стало 20, а в 1917 г. - 32.

В начале Первой мировой войны османские власти аннулировали специальные почтовые права, которые имели иностранные государства на территории империи. Вследствие чего в августе 1914 г. все русские почтовые отделения в Османской империи были закрыты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Владинец Н.И. Почтовые отделения за границей. Почта России.

2. Воробьева И.А. Русские миссии в Святой земле 1847-1917 гг. - М., 2001.

3. Лисовой Н.Н. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//Альманах «к Свету» вып. 19: Россия на Святой земле.-М., 2002.-С. 118-137.

4. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. - М.: Индрик, 2006. - 512 с.

5. Русская почта в Османской империи. Россия. Болгария/Большой филателистический словарь/под общ. ред. Н.И. Владинца и В.А. Якобса. - М.: Радио и связь, 1988. - 320 с.

6. Махамид Омар. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков: Историко-литературный очерк. - СПб.: Лики России, 2002. - 152 с.

7. Турция (Турецкая Республика)/Филателистическая география (зарубежные страны): Справочник/Л.Л. Лепешинский. - М.: Связь, 1967. - 480 с.

8. Ямилинец Б.Ф. Россия и Палестина. Очерки политических и культурно-религиозных отношений (XIX - начало XX века). - М.-СПб.: Ин-т востоковедения РАН, 2003. - 256 с.

9. История почты и почтовых марок Палестины // путеводитель по Израилю.

10. Кустов В. М. Святые места древнего христианства в пространстве Святой Руси.

 

Автор статьи: Кустов Вадим Михайлович, коллекционер (г. Сертолово)

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение