Нераскрытые страницы олимпийской тематики в филателии

Филателистические коллекции тематического класса становятся подлинным вкладом в просвещение только в случае публикаций их исследовании или, когда они оформлены в виде выставочных экспонатов. Одним из основных критериев оценки таких публикаций или экспонатов является, как известно, уровень тематических знаний, которые должны быть основанными на серьезной - специальной, а не популярной литературе, и продемонстрированы коллекционером в максимально возможной степени. Особенно это относится к литературным исследованиям в области тематической филателии. Олимпийская тематика в филателии, безусловно, значительно развита. Отражением этого является постоянное присутствие замечательных экспонатов на самых представительных выставках. На первых листах почти каждого из них рассказывается о Французская почтовая марка, посвященная Олимпийским играм в Токиодревнегреческих играх. Между тем, в них, как и в специальной филателистической литературе, часто приводятся недостоверные данные. Приведем только один пример из известной статьи В.А. Новоселова «История олимпийских игр в филателии», где великий философ и математик Пифагор назван еще и «могучим кулачным бойцом», а великий врач Гиппократ - «неплохим борцом и наездником». На самом деле, историкам античности очевидно, что в первом случае спутаны знаменитый ученый и его тезка, ставший победителем 48-й Олимпиады. Во втором же - не сам «отец медицины», а его дед с таким же именем, бывший не только врачом, но и атлетом. Подобные казусы не способствуют просветительскому назначению филателии, а лишь создают почву для современных спекуляций на тему гармоничной личности, чего древние не обсуждали. Даже пифагорейская школа, развившая учение о гармонии чисел, разработавшая впервые в мире систему питания атлетов и воспитавшая ряд победителей Олимпийских игр, не ставила вопрос подобным образом.

Но главным упущением олимпийской филателии является, на наш взгляд то, что до сих пор не находят отражения мировоззренческие истоки атлетических состязаний древности, не раскрывается их подлинная природа. Но если отсутствуют эти, самые первые страницы истории Олимпийских игр, как считать экспонаты или исследования данной тематики достаточно полными? Соответственно, и демонстрируемые филателистами тематические знания в данной области, при строгом подходе не могут быть слишком высоко оценены. Конечно, невозможно требовать от подавляющего большинства филателистов знаний текстов, например, Гомера и Гесиода, Плутарха и Павсания. Между тем, мифология сейчас признается многими крупнейшими учеными, начиная с Роберта Грейвса, важнейшим и едва ли не единственным источником, позволяющим реконструировать идеологию, а по ряду позиции - и реальные события доисторического периода.

Мы много лет профессионально изучаем древнюю историю физической культуры и спорта, и приведенные ниже сведения являются фрагментами нашей монографии «Истоки медицины и атлетических состязаний Древнего мира». Главной целью настоящей работы явилось стремление помочь коллегам-филателистам в разработке их любимой темы. Поскольку в нашем случае целесообразно приводить только древние источники, ссылки сделаны на почтовые марки, посвященные античным произведениям искусства. Нумерация по каталогу Michel приведена далее в скобках, со следующими сокращениями: Греция - G, Кипр - Z, Болгария - В (например, G. № 1534 или G. Вl.19). Эмиссии данных стран использованы для примера, хотя именно их содержание, в нашем случае, наиболее адекватно с точки зрения историка. Возможно, конечно, использование и почтовых марок, выпущенных в других странах, но только после обстоятельной исторической экспертизы приведенных на них изображений и сведений, касающихся древности.

Сначала рассмотрим, почему же состязания атлетов традиционно называются играми? Учеными была показана фундаментальная роль игры в человеческой культуре, ее исконность и несводимость к иным формам человеческой деятельности. Дело в том, что игра неразрывно связана с феноменом жребия как проявления воли высших сил. Древние цари избирались по жребию - считалось, что так можно угадать божью волю. Жеребьевка проводилась метанием игральных костей, а об этом времени напоминают многочисленные легенды о выигранных и проигранных царствах. Характерно, что археологические находки игральных костей отмечают путь формирования индоарийской общности и ее дальнейшего развития. Древние греки, как и прочие индоарии, были завзятыми игроками в кости, о чем свидетельствует, в частности, известный сюжет с участием Ахилла и Аякса (G. № 1534). В атлетических состязаниях, где неминуема жеребьевка, по результатам метания костей определялась «высшая воля», да и сами состязания нередко носили характер жребия, ведь считалось, что сильнейшего определяют боги. Таким образом, очевидна прямая связь игры как таковой и атлетических игр.

Греческие марки, посвященные Олимпийским играм в Греции

Воины и атлеты Древней Греции испокон веков уподоблялись великим героям древности. «Первые среди лучших» уподоблялись и самим богам, беря за образец их прославленные в мифах героические деяния. Вот главная цель агонистики - состязательности, пронизавшей не только атлетизм, по и науку, и медицину. Таким образом, атлетические состязания были непосредственно связаны с культами героев-предков, возведенных в божественное достоинство, а также с культами великих богов, представлявшихся идеальными носителями высшего героического духа. Однако изначально состязания были отражением борьбы за власть. Как известно из мифологии, после победы богов над титанами и гигантами была установлена власть богов над миром. В историческом аспекте это отразило успехи индоевропейцев, завоевавших новые территории, и их крупных вождей, свергнувших власть прежних правителей. Затем новые боги, совсем как люди, стали оспаривать право на личную власть уже между собой. В частности, они боролись за острова и города. Один только Посейдон вступал по этому поводу в борьбу с шестью богами - с Зевсом, с Герой, с Аполлоном, с Афиной, с Дионисом и с Гелиосом. По разным поводам боги вступали в борьбу с древними чудовищами и мифическими существами, которые, как известно, символизировали инородные племена. Достаточно скоро эта реальная борьба за власть в конкретных регионах стала представляться как соперничество в поединках, в т. ч. на легендарных играх. На них Зевс (G. №№ 397, 606, 696, 1113, 1619, 1646) победил своего отца Крона в борьбе (G. №№ 151,1115,1623,1913), Аполлон (G. №№ 702,1615, 2003) победил в беге Гермеса (G. №№ 1172, 1174, 1609), а Ареса (G. 1611) одолел в кулачном бою (G. №№ 865, 1128). По свидетельству Плутарха, Аполлон вообще был любителем состязаться, в частности - в метании диска и кулачном бое, о чем говорит его прозвище Пиктес - «Кулачный боец» у дельфийцев. Он также имел имя Дромий - «Бегун», под которым ему поклонялись критяне и македоняне. Примечательно, что в Дельфийском святилище Аполлона (G. № 760) имелось здание, именуемое Лесха - Саркофаг. В «Загробном мире», помещенном в западной части здания, проходили ритуальные бои между жизнью и смертью, причем имели место настоящие кулачные поединки.

Многими исследователями отмечена безусловная связь воинско-атлетических состязаний и, позднее, игр с погребальной культовой практикой. Погребальные воинские ритуалы посвящались прославленным воинам и вождям, возведенным в достоинство «богоподобных» и «богоравных» героев. Первое сохранившееся описание таких игр дает Гомер (G. №№ 605,1531,1545, 1995), рассказывая в «Илиаде» о погребении Ахиллом своего друга Патрокла (G. № 717) и проведении при этом атлетических состязаний. Кроме того, этиологические мифы практически всех известных нам древнегреческих атлетических игр говорят, что они, как правило, учреждались в память о той или иной смерти. В античной мифологии основание игр нередко связывалось с искуплением вины или с ритуальным очищением богов и героев после убийства. Приведем краткую историю основания самых знаменитых - панэллинских игр, в которых участвовали все регионы Греции. Истмийские игры изначально были посвящены убитому героем Тесеем(Z. № 570) царевичу Палаймону, во искупление вины Тесея, а происходившие там состязания устраивались ночью и напоминали скорее таинства, нежели зрелище и пышный праздник. Победителю вручался венок из веток вечнозеленой сосны - погребального символа. Немейские игры проводились на месте убийства Гераклом Немейского льва (G. № 1037, Z. № 742). Победители здесь венчались венками из сельдерея в память о гибели юного героя Офельта. Пифийские состязания справлялись в Дельфах на стадионе при храме Аполлона (G. № 1422); считалось, что Аполлон здесь убил змея Пифона. Высшая награда -лавровый венок - объяснялась так. Аполлон убил Пифона дубиной из лаврового дерева, а когда от змея начал исходить ужасный запах, «бог ушел, размахивая опахалом из лавровых ветвей». Еще одни общегреческие игры - Панафинеи были учреждены героем Тесеем после возвращения с острова Крит, где он убил в Лабиринте (G. № 703) ужасного человекобыка Минотавра (Z.№ 570). Возможно, он перенял традицию игр от критян, которые весьма чтили Зевса, отождествляя его с быком (G. Bl. 17; Z.№ 526). Поэтому одним из главных видов атлетических испытаний были так называемые «игры с быком» (G. № 395), явно несущие смертельную опасность. Примечательно, что Плутарх сообщает следующее: «По словам Филохора, критяне отвергают это предание (о людоеде Минотавре) и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос (G. № 755) устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Говорят, что Тесей устроил и состязания на Делосе, и победители тогда впервые получили в награду пальмовую ветвь. Объединив разрозненные общины, он создал город и назвал его Афинами, а затем учредил Панафинеи - общее празднество с жертвоприношениями». Всем победителям состязаний здесь вручались венки из оливы и, в современном измерении 25-литровую, черно-лаковую амфору (G. № 100; Z. Bl. 5) с оливковым маслом. Тесей стремился подражать во всем Гераклу и здесь следовал его установлениям, о которых несколько ниже.

Греческие марки, посвященные Олимпийским играм в Греции

Олимпийские игры, официальная история которых начинается с 776 г. до н. э., были самыми прославленными. Празднования в Олимпии первоначально проводились у гробницы героя Пелопа (который, кстати, первым в истории ввел состязания колесниц) и его жены Гипподамии, а не на Олимпийском стадионе (G. №№ 1421, 1557), где стали состязаться позже. Относительно же основания данных игр, Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, ссылаясь на элейских антиквариев, поскольку Олимпия находилась в Элиде, следующее. Когда родился Зевс, его мать Рея, жена Кроноса, поручила охрану ребенка от посягательств отца (который хотел его просто съесть) так называемым идейским дактилям. Они названы так по имени горы Иды на Крите, в пещере которой и спрятали младенца. Цитируем далее: «Старший из них -Геракл, вызвал остальных на состязание в беге и победившего из них увенчал веткой дикой маслины - оливкового дерева (G. №№ 598, 737, 1418). Говорят, что дикую маслину Геракл привез к эллинам из страны гипербореев. Таким образом идейскому Гераклу (а не другому, более известному и совершившему 12 подвигов) первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских». Напомним, что Гиперборея - страна «выше северного ветра Борея» (G. № 458) мыслилась древними греками, как загробный мир.

Очень любопытен, в этом контексте, один из выпусков Греции, посвященный Олимпийским играм 2004 года (G. Bl.19). На блоке изображена сцена плавания, скопированная с рисунка амфоры VI века до н.э. Но ведь плавание никогда не входило в программу древних игр! Поэтому, на наш взгляд, здесь имеет место отражение древних представлений о воде как границе между мирами живых и мертвых. Связь атлетических состязаний с неземным существованием показывает известный гомеровский фрагмент о пребывании Одиссея (G. №№ 852, 1539-1543) в стране феаков, образ которой, безусловно, ассоциируется многими исследователями с потусторонним миром. Здесь феаки сначала показательно состязаются между собой «в кулачном бое, в борьбе утомительной, в прыганьи, в беге проворном», а также в метании диска. Затем их вождь Алкиной хвастливо унижает Одиссея их достижениями. В ответ Одиссей берет камень «огромнее, плотней и тяжелей всех дисков, брошенных людьми феакийскими», и забрасывает его дальше, чем это сделали при метании дисков феаки. Затем вызывает их «на бой рукопашный, на бег, на борьбу». Однако Алкиной дипломатично уклоняется от состязаний, говоря при этом:

«Мы, я скажу, ни в кулачном бою, ни в борьбе не отличны;

Быстры ногами зато несказанно и первые в море;

Любим обеды роскошные, пение, музыку, пляску,

Свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе».

Вот это сибаритство, выраженное в последних строках, и послужило основанием для ученых считать феаков жителями Страны блаженных, т. е. загробного мира. Об этом же свидетельствуют, на наш взгляд, также атлетические состязания ради развлечения, а не с обычными для древних целями.

Игры изначально являлись религиозными праздниками, сопровождавшимися жертвоприношениями. При этом, как видно еще в «Илиаде» Гомера, погребальные игры в честь Патрокла определенно выполняют жертвенную функцию со стороны воинов-ахейцев и сопряжены с реальной опасностью гибели участников или кровопролития. Они начинаются с гонки колесниц (G. №№ 402, 744, 2105; Z. № 239), затем следуют состязания по бегу (G. №№ 154-156, 741, 864, 1118, 2104; Z. № 337, В1. 5), затем - бой тяжеловооруженных воинов - гоплитов (G. №№ 421, 793, 1003, 2200). Этот специфически воинский вид состязаний явно выступает ритуально-символической формой кровавого жертвоприношения. Таким образом, в роли потенциальной жертвы богам, в честь которых состязались воины, выступали они сами. Поэтому так важна была победа, альтернативой которой была только смерть -жертвоприношение потерпевшего поражение. Примечательно, что древние источники особо отмечают жертвы при метании диска (G. №№ 98, 423, 740, 866, 1559, 1911), который, напомним, был боевым оружием. Так, Пелей (G. № 863), отец Ахилла, в результате этого нарочно убил некоего Фока, который «отличался во всех состязаниях», сделав это, между прочим, «чтобы доставить удовольствие своей матери». Интересны и «случайные» смерти во время состязаний: юный Персей, соревнуясь в метании диска, убил Марка США, посвященная Олимпийским играм в Америкесвоего деда - царя Акрисия, находившегося среди зрителей; Аполлон (Z.№ 204) в такой же ситуации убил своего любимца Гиацинта и устроил затем в его честь игры -гиакинфии, посвященные впоследствии Аполлону. Убийство близкого человека в данных случаях (упомянутый выше Палаймон, убитый Тесеем, был его родственником) - не что иное, как весьма драгоценная жертва богам. Очевидно, что состязания изначально проводились для жертвоприношений, даже человеческих, и были весьма далеки от чисто спортивной направленности. Чаще всего победители игр, известных из эпоса, получали оружие и доспехи павшего героя (G. № 1371), но, кроме этого, и символы заупокойного культа - треножники, венки из сосны, лавра, сельдерея, - как и позднее, уже в историческое время. Но главное - победители получали долю славы, а нередко имущества и власти усопшего. Так призы атлетам-воинам стали воплощением идеи высшей справедливости при распределении наследства. Недаром понятие «доля» в индоиранских языках обозначалось словом «бхага», «бага», от которого (через скифов и сарматов) происходит славянское «богъ». Семантически однозначны и понятия «доля - судьба - жребий», то есть все тот же выбор богами сильнейшего, а значит, самого достойного. Победитель атлетических игр становился для древних греков героем - не в привычном для нас понимании, а уже не человеком, но сверхъестественным существом, которое представлялось порой могущественнее далеких олимпийских богов, способным защитить не всех, а только жителей местности, откуда герой произошел или где проживал.

Неудивительно, что при такой ярко выраженной погребальной обрядности атлетических состязаний и их чрезвычайной важности определения будущего защитника целых городов и регионов, высшим судьей (как и в прочих видах соперничества) со времен Гесиода, считалась древняя богиня мрака, ночных видений и чародейства Геката. Даже для верховного бога Зевса ее решение было окончательным. Облик этой богини напоминал известный образ Горгоны (В. № 1703), но был еще более ужасным. Примечательно, что священная роща Гекаты располагалась сравнительно недалеко от современного причерноморского города Очакова - на западной части Кинбурнского полуострова, между островом Березань и Тендровской косой, которая у греков называлась Ахиллов Дром - знаменитый Ахиллов Бег. По преданию свое название эта местность получила после того, как Ахилл праздновал здесь свою победу, соревнуясь с друзьями в беге. Неудивительно поэтому, что здесь же с древнейших времен проводились состязания в беге, затем к ним добавились конные ристания и состязания в стрельбе из лука; сюда съезжались атлеты из многих областей Греции. Именно образ Ахилла - величайшего воина Греции (G. № 1535) наиболее ярко показывает неразрывность атлетических игр и погребальных обрядов. Это достаточно ясно следует из сообщения Павсания о ритуалах в Олимпии, открывающих игры: «В гимпасии здесь Ахиллу поставлен не жертвенник, а кенотаф (пустая могила), согласно завещанию бога. При начале праздника, в определенный день, когда солнце склоняет свой бег к закату, элейские женщины совершают в честь Ахилла различные обряды; между прочим, им полагается горько оплакивать его, нанося себе удары. Другой выход из гимнасия ведет в Гелланодикеум (Дом элланодиков - судей состязаний); эта дорога проходит севернее за могилой Ахилла, и ею, согласно уставу, элланодики должны идти в гимнасий» (G. № 738). В Олимпии имелся Героон - храм почитания великих героев с ночным отправлением их культа (G. № 754). Принадлежность атлетических состязаний представлениям о загробном мире подчеркивалась еще и тем, что самые древние из них, в беге, начинались еще до восхода солнца, то есть ночью, под покровительством не светлого бога Аполлона, а мрачной богини ужаса Гекаты.

Французские почтовые марки, посвященные Олимпийским играм во Франции

Итак, атлетические состязания в своих истоках были неотъемлемым компонентом обрядов почитания героев, в основе своей - загробного культа. В этом кроется, как ни странно звучит, причина неудач первых попыток возобновления Олимпийских игр в XIX веке. Йозеф Кристоф Гутс-Мутс выступил едва ли не за век до Пьера де Кубертена инициатором их возрождения, а другим энтузиастом олимпийского ренессанса был инициатор успешных раскопок в Олимпии Эрнст Курциус. Эти люди были прагматиками и не увлекались метафизикой. Но только 16 июня 1884 года в Большом зале Сорбонны завершился Учредительный конгресс, результатом которого стало «возрождение Олимпийских игр» и создание для этой цели Международного олимпийского комитета. Инициатором выступил, как известно, барон Пьер де Кубертен, горячий поклонник всего греческого. Публика в зале собралась самая разношерстная. Были представители 49 спортивных обществ из 12 стран, но они играли едва ли не вспомогательную роль. Присутствовали также археологи, ученые-классики и просто энтузиасты. Главными же здесь были оккультисты, приглашения которым были разосланы во все концы света. Их получили все, кого барон считал ведущими духовными авторитетами современности, и этот список многое способен сказать о самом бароне и о сути его идеи. Во главе списка стояли Алистер Кроули и Елена Блаватская - ведущие оккультные авторитеты того времени. В самом деле, кто еще мог успешно возродить игры, основанные на культе мертвых? Ведь оккультисты, как известно, декларируют свое умение общаться с загробным миром. Им удалось в плане возрождения олимпизма то, что не сумели представители мощной немецкой гимнастической школы, поклонники и последователи Й. К. Ф. Гутс-Мутса. Последние, кстати, не сочли возможным участие в инициативе недавних противников, побежденных во Франко-Прусской войне. Ведущим практикам физической культуры и спорта того времени, таким образом, не нашлось места в процессе возрождения Олимпийских игр. А противостояние, связанное с войной, как ни покажется странным, также было в духе древних игр. Вопреки расхожему мнению о тотальном перемирии во время их проведения, из древних источников известно немало случаев военных действий в эти же сроки в Греции. Самое же невероятное, конечно, с точки зрения нашей морали, случилось в день награждения победителей Олимпийских игр 480 года до н.э. Именно тогда погибли 300 спартанцев, защищавших не только Фермопильский проход, но и всю Грецию от завоевателей-персов. А помочь им было запрещено по религиозным причинам, поскольку в дни Олимпиад считалось святотатством браться за оружие. Так погребальный культ возобладал над здравым смыслом - ведь враг уже был на греческой земле. Более того, смерть легендарных воинов царя Леонида явилась, по сути, массовым человеческим жертвоприношением во славу верховного олимпийского бога Зевса. Не стоит осуждать древних - они жили по своим законам, в том числе нравственным. Но также нельзя идеализировать древность, тем более слепо переносить принципы греческой атлетической агонистики в сегодняшний день, особенно - искажая действительную ее сущность.

Немецкие почтовые марки, посвященные Олимпийским играм в Германии

Насколько же современный вариант Олимпийских игр соответствует принципам древних состязаний, и что у них на самом деле общего? Скажем главное, не упоминая уже о заупокойном культе - основе древних состязаний: широко известные принципы «Главное не победа, а участие», как и «Быстрее, выше, сильнее!» не имеют к Олимпийским и другим атлетическим играм древности никакого отношения. Для древних главным была именно победа, уравнивающая их победителя с богами, причем совершенно неважно, с каким результатом. Второе место являлось такой же трагедией, а часто позором, как и последнее. Скорость и сила определялись не в абсолютных величинах, а в превосходстве над соперником. А измерение высоты на древних играх вообще не производилось - не было таких видов состязаний, где это могло понадобиться. Таким образом, с «возрождением» олимпийского движения в современности родились новые мифы, значительно затемняющие подлинную сущность древних атлетических состязаний. Это и понятно, ведь оккультизм - тайное знание. Говоря же о сегодняшнем дне, нельзя не видеть, что бизнес-проект под брендом «Олимпийское движение» построен на совершенно иных принципах, чем древние атлетические состязания, что вполне естественно. Но тогда следует признать, что никакой преемственности в данном случае нет, а в филателистическом плане мы имеем дело с двумя совершенно различными темами разработки коллекций, что требует, соответственно, оформления разных по содержанию экспонатов для выставок. Иначе мы погрешим против исторической правды, какой бы неприятной она не была для рафинированных поклонников олимпийского движения. Тема «Олимпийские игры» должна заканчиваться сожжением в 426 году по приказу римского императора Феодосия II остатков языческих святилищ в Олимпии. Относительно же якобы возрожденных игр, в названиях экспонатов обязательно должно присутствовать слово «Современные». Это нисколько не умалит достоинств как коллекций, так и построенных на них экспонатов, но филателисты при этом продемонстрируют не только глубокие тематические знания, но и главное - уровень культуры филателии.

Список литературы:

1. Michel - Europa - Katalog. Band 2: Sbdeeuropa 2012. - Schwaneberger Verlag Gmbh, 2012.

2. Акимова Л. И., Кифишин А. Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф).

3. Геродот. История в девяти книгах / пер. с др.-греч. - Л., 1972.

4. Гомер. Одиссея / пер. с др.-греч. - СПб., 2010.

5. Зубарев В. Г. Историческая география Северного Причерноморья по данным античной письменной традиции. - М., 2005.

6. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». - СПб., 1998.

7. Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. - СПб., 2010.

8. Лазаренко В. Г. Истоки медицины и атлетических состязаний Древнего мира. - Ижевск, 2013.

9. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. - Харьков, 2009.

10. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. - М., 2005.

11. Павсаний. Описание Эллады. В 2 тт. / пер. с др.-греч. - М., 1994.

12. Плутарх. Застольные беседы / пер. с др.-греч. - Л., 1990.

13. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 тт. Т. 1 / пер с др.-греч. - М., 1991.

14. Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. - СПб., 2010.

Авторы статьи: Лазаренко Светлана Викторовна, зав. архивом и Музеем почты Удмуртии УФПС Удмуртской республики-филиала ФГУП "Почта России", Лазаренко Владимир Григорьевич, ответственный секретарь Союза филателистов Удмуртии (г. Ижевск)

Из Материалов 4-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Спортивная филателия. Олимпийское движение".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение