Эстетика футуризма и спортивная филателия
Двадцатого сентября 1967 года в СССР вышла серия марок «Десятые Олимпийские игры в Гренобле» по рисункам Е. Анискина. Серия быстро разошлась и имела заслуженный успех среди поклонников олимпийской филателии. Это пыла едва ли не первая спортивная серия отечественных марок, на которой спортсмены представали в авангардистской трактовке - художник педалировал строение тела спортсмена и подчеркивал изменчивость контуров человека в динамике. Это был очень важный и инновационный шаг как в почтовом дизайне, так и в освоении темы спорта в искусстве.
До выхода «гренобльских» марок в собраниях наших филателистов не было сюжетов с «футуристической окраской». Мы и сегодня не избалованы футуристической темой в почтовой графике, тем более в той ее части, которая имеет отношение к спорту. Имеются конверты, посвященные В. Хлебникову и Д. Бурлюку, однако наивно полагать, что на эти скромные материалы обратили бы внимание специалисты по спортивным маркам. Так уж сложилось, что специалисты по спортивной филателии не очень-то обращают внимание на мировой авангард. Написаны книги об олимпийских марках, составлены подробные каталоги, но пока нигде не воздается по заслугам футуристам. В почете реалистичные марки, на которых любители спорта мечтают узнать конкретных спортсменов.
А между тем футуризм оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Авангардисты прославили стремительное движение, в том числе движение спортсмена, борющегося с соперником или с секундомером.
И здесь очень важно осознать то, что художники на свой художественный манер начали в своих полотнах разлагать движение на фазы. В живописи появились фигуры пловцов и велосипедистов, которые доносили до зрителя идею динамичного существования, вечных, ежесекундных перемен в пространстве и во времени.
Десятки раз художники разных стран прибегали к разложению движения спортсменов на фазы, а это один из излюбленных приемов футуризма. Фигура олимпийца словно «размазывалась» по окружающему пространству или по воображаемой прозрачной плоскости... Само размазывание краски, растекание акварели работало на авангардистский эффект и делало изображение спортсмена более образным.
Вспомним некоторые страницы истории. В 1914 году в Россию приехал лидер итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Как раз в олимпийский год - в 2014 году исполняется 100 лет со дня того события, и мы не можем не отметить, что оно имеет ярко выраженный филателистический аспект - одному только Маринетти посвящено две итальянские почтовые миниатюры, а к юбилею футуристического манифеста (1909-2009) вышел еще и блок Сан-Марино, отражающий многообразие творчества футуристов. И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, получится очень интересный ряд марок и цельных вещей.
Итак, итальянский футуризм... Его развитие шло рука об руку с развитием спортивного плаката и атрибутики, совершенствованием дизайна спортивной формы. На его представителей при жизни обрушивались волны критики. Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике - все это стало поводом для уничтожающей критики со стороны современников.
Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла (1871-1958), член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к музыке, балету и сценографии. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. Здесь всего шаг до новейших спортивных марок, выполненных в футуристическом ключе.
Самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти. Он в центре группы, а слева на снимке - Джино Северини. Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов и применимо ли оно к спортивной теме.
Джино Северини (1883-1966) - один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов. Трудно представить, что со дня рождения художника в этом году исполняется 130 лет, настолько современными выглядят его работы и сегодня. На примере творчества Северини мы видим, что футуристы стремились впитать в себя огромный современный мир, полный технических новшеств и головокружительных научных открытий. Они не мыслили жизни без стремительного движения, которое обогащает мир новой, не виданной доселе динамикой. Художники круга Маринетти хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей, поэтому персонажи и превращались в совокупность сложных линий, в «динамические иероглифы». Причем это касалось отнюдь не только людей, но и воспринимаемых как символы времени предметов быта, в том числе... спортивного реквизита. Футуристы обратили внимание на гири и штанги, на велосипедные колеса и боксерские перчатки. У зрителя возникало впечатление, что вещи становятся живыми и что самолету приятно лететь по небу, раскинув «стальные руки-крылья».
Футуристы так откровенно любовались самолетами и океанскими лайнерами, что решили одним махом покончить с культурой прошлого, призывая уничтожить музеи, взорвать столицы европейской цивилизации. За это их и осуждали в странах, где бережно относятся к памятникам старины, например, в России. И хотя многие оценки, данные футуристам в прошлом, были вполне справедливыми, сегодня они кажутся чересчур категоричными. Ведь на деле бунтари своими руками не уничтожили ни одного художественного памятника. Провозглашая отказ от классических ценностей культуры, они не смогли уйти от своего собственного (иногда весьма значительного) культурного багажа. Они хотели просто переключить внимание эстетов с музеев на авиацию, автомобилизм и новую культуру отношения к человеческому телу.
Это касается и знакомства футуристов со спортом. Сам Маринетти уделял пластике движений исключительно важную роль. Он часто читал в разных аудиториях лекции о будущем мирового искусства. При этом он по-актерски вел себя на сцене, используя оригинальнейшую систему жестов, и у аудитории оставалось впечатление, что Маринетти исполняет какой-то экзотический танец и взбирается на трибуну, словно прыгун.
Маринетти хотел, чтобы во время футуристических вечеров участники чувствовали себя максимально свободно в плане выбора манеры двигаться. Здесь часто исполнялись шуточные танцы, и постепенно их стали связывать не только с авиацией и автомобильным транспортом, но и со спортом.
В середине XX века важнейшим художественным явлением, связанным со спортивной темой стало творчество выдающегося художника-авангардиста Франтишека Купки (1871-1957). Потерпев неудачу в результате попытки сделать карьеру художника в Италии, он попал во Францию, где познакомился с идеями модных философов Е. Блаватской и Р. Штейнера. Представления об "астральном теле» и «эфирном теле» человека проникли и в олимпийский плакат, и в графику. Купка не прошел мимо новейших идей. В ранних работах художника образы наполнены возвышенной спиритуалистической символикой.
Свой стиль он перенес и на изображение героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Не забудем, что Ф. Купка начинал с академических картин. В начале XX века он вступил в группировку "Де Пюто», в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии Купка стал изображать тонкую ауру человека, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. Обнаженные тела олимпийцев выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не проектировал марок, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озаренности человека лучами, полюбилась почтовым дизайнерам. Филателистам еще предстоит выявить спортивные марки, созданные под влиянием эстетических теорий Ф. Купки.
Выдающийся французский художник-авангардист Анри Робер Марсель Дюшан (1887-1968) внес огромный вклад в мировую культуру. И по сей день не утихают жаркие споры о его творчестве и его оригинальной философии. Дюшан многое перевернул в наших представлениях об искусстве, ведь именно он заложил основы концептуализма, поп-арта и кинетизма.
Дюшан очень любил велосипедный спорт и прославил вращение велосипедного колеса. Мифопоэтическое отношение к вещам было, скорее всего, заложено в семье художника. Дюшан родился в г. Бленвилле (Нормандия) в 1887 году и ранние годы провел во Франции. Его отец нотариус Исидор Дюшан имел большую семью, причем все дети проявляли творческие наклонности. Дочери Сюзанна и Ивонна были одарены от природы, а братья художника, Жак и Гастон, стали талантливыми скульпторами.
М. Дюшан был в высшей степени профессиональным художником. Он учился в Академии Жюльена и быстро овладел всеми графическими приемами стиля «модерн». Дюшан не прошел мимо новейших течений в композиции и рисунке. Лишь после непродолжительного периода работы в области фигуративной живописи Дюшан обратился к новейшим формам. Вернее, не столько обратился, сколько сам их изобретал, создавал и внедрял. Его авангардистские работы, основанные на осмыслении вращающегося велосипедного колеса, послужили прототипом для марок на спортивную тему, на которых колесо изображено отдельно, как символ велосипедного спорта.
Ну и как же футуристические новшества отражаются в почтовом дизайне второй половины XX века? Оказывается, что они отразились в спектре современных графических приемов довольно полно и разносторонне. Следует отметить, что с конца 1960-х годов художники-графики ЧССР, Польши, Югославии все чаще прибегают к замене реалистического образа спортсмена на «динамический иероглиф». На рубеже 1970-х и 1980-х годов одного и того же спортсмена изображали на марке несколько раз, словно концентрируя в одном образе фазы движения или откровенно демонстрируя многократную экспозицию (разные моменты прыжка или выступления гимнаста на одном и том же снимке). Существует блок с изображением немецкой фигуристки Катарины Витт, на котором мы видим своеобразное разложение движения спортсменки на фазы. И хотя перед нами не графика, а фото, мы не можем не признать, что дизайн этого блока выполнен с учетом «футуристических эффектов».
Эти тенденции очень образно охарактеризовал в своей знаменитой книге «Искусство почтовой марки» (1967) выдающийся искусствовед В. Я. Бродский. Вот что он пишет о серии чехословацких марок, вышедших в 1965 году к III спартакиаде в Праге (художник К. Сволинский, гравер Л. Йирка): «Здесь рисунок приобретает характер живого динамического арабеска, лаконизм очертаний доведен почти до схематичности и в то же время оказывается живым и остроумным, прекрасно передающим спортивную упругость человеческого тела. Весь он прост и выразителен, как беглый набросок, непосредственно улавливающий только самую основу, ограничивающийся лишь немногими, наиболее необходимыми деталями. Это очень интересные рисунки, несмотря на присущий им некоторый налет манерности, несколько неожиданный для их автора».
Не забудем и о новейших явлениях. В 2013 году увидела свет марка РФ, посвященная Чемпионату мира по легкой атлетике (автором марки является художник С. Ульяновский, номинал 14 руб. 25 коп.). Мы видим на рисунке витиеватую линию, которая словно бы дублирует движение спортсменов. Это и символ финишной ленточки, и оригинальное воплощение линии бега. Получается, что художник включает в изображение и такое необычное для изобразительного искусства явление, как траектория движения. Намечена она полуабстрактно, как эффектное украшение почтовой миниатюры.
И уж совсем явным филателистическим новшеством стало изображение на марках... болельщиков с раскрашенными лицами. На футбольных марках Гибралтара 2002 года мы видим детей, раскрасивших лица в цвета национальных флагов и они производят очень трогательное впечатление. Не забудем, что раскраску лица впервые ввели в художественный обиход футуристы Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, М. Ларионов и Н. Гончарова. А теперь этот прием освоили болельщики, которым пришелся по душе футуристический имидж. Упомянутые марки Гибралтара, радующие глаз своим многоцветьем, очень популярны среди филателистов.
Завершая разговор о футуристических стилях в спортивной филателии, хочется выделить в виде перечня те особенности, которые спортивные марки приобрели благодаря «вмешательству» стиля:
1. с 1960-х годов стала подчеркиваться конструктивистская основа анатомии спортсмена, в изображении олимпийцев получил широкое распространение принцип «динамического иероглифа» (эффектного схематического изображения в авангардистском стиле);
2. изображение стало многократным, человек с множеством рук и ног стал восприниматься не как курьез, а как естественное изображение, имеющее в основе оптическую иллюзию и отражающее стремительное движение
фигуры;
3. усилилась динамика изображения и символичность образа в ущерб «узнаваемости» конкретных спортсменов; 4. появились абстрактные обозначения траекторий движения в виде линий и световых лучей.
Хочется верить, что исследователи марок на спортивную тему и историки олимпийской филателии обратятся к футуристической эстетике и подробно проанализируют футуристические построения в сфере спортивных марок. Не исключено, что понятие «динамический иероглиф», введенное в обиход Джино Северини, когда-нибудь станет термином филателистической эстетики.
Список литературы:
1. Бродский В.Я. Искусство почтовой марки. - М., 1968.
2. Вакс И.Я. Нарисовал художник марку. М., 1978. 3. Кисин Б.М. Страна филателия. - М., 1970.
4. Левин М.Е., Сашенков Е.П. Филателия под знаком пяти колец. - М.: Связь, 1980.
5. Манифесты и программы итальянского футуризма /сост. Е. Лазарева. - М.: Гилея, 2012.
6. Маринетти Филиппо Томмазо. Манифесты итальянского футуризма. - М., 2012.
7. Нидл Мирослав. Современная марочная графика. - Прага: Одеон, 1978 (на чешском языке).
8. Соколов М. П. и др. Советский союз на иностранных марках. - М.: Связь, 1979.
9. Уильяме Л. и М. Почтовая марка, ее история и признание. - М.: Связь, 1964.
10. Фурман В. Олимпийская филателия. М.: Физкультура и спорт, 1979-
11. Ческидов К. Г. Художник и олимпийская Москва. - М.: Советский художник, 1984.
12. Шпагин М. В. Ребенок собирает марки. - М.: Педагогика, 1983-
13. New Anthony. An Observer's Book of Postage Stamps. - 1964.
14. Stanley Phillips. Stamp collecting. A White Knight Book. - 1969.
15. Zagorsky V. B. Catalogue of postage stamps 1857 - 1991. - Saint-Petersburg, 2011.
Автор статьи: Дьяченко Андрей Петрович, научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга.
Из Материалов 4-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Спортивная филателия. Олимпийское движение".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.