Почта и местное самоуправление в Российской Империи
Введение
На протяжении всей своей истории почта имела статус одного из атрибутов государства, выполняющего функции, необходимые для эффективного управления. Управление без связи невозможно, а почтовая связь не только древнейший, но также наиболее доступный и универсальный из всех видов связи. Естественно, что первым и главным потребителем почтовых услуг становилось государство, и развитие почты начиналось, по современным понятиям, с «казенной почты». Потребности в служебной переписке были тем больше, чем большие расстояния отделяли органы и объекты управления. Чем значительнее была площадь государства, тем большую роль играла в нем почта. Ее значение в развитии и управлении Российского государства, на протяжении всей своей истории бывшего самым большим по размеру территории, просто трудно переоценить.
Кроме общегосударственной границы, в Российской империи существовало, хоть и часто меняющееся, но довольно четкое административное деление на, как бы мы сегодня выразились, «субъекты» империи и, вниз по иерархии - их составляющие части. В общем плане это были губернии (в Сибири - наместничества, округа - для казаков), делившиеся на уезды, уезды состояли из волостей, волости - из сел и других населенных пунктов. Кроме потребностей связи между губерниями и, в особенности, губерний с центром, существовала необходимость в связях внутри субъектов империи, и частично забота об этом ложилась на местные власти и органы управления.
Так, с 1832 г. для потребностей сыска, судопроизводства и исполнения наказаний вводилась почта «при земских судах», которая в последующем передавалась (начиная с 1837 г.) в ведение полицейских управлений. Полицейские управления стали уже ответственными не только за почту судов, но и всю казенную переписку на территории своего управления. С того времени и вводится понятие «земская почта», хотя, конечно, ее суть изначально была иной, отличавшейся от земских почт, более нам известных после Земской реформы 1864 г. Означенная реформа дала старт развитию местного самоуправления, и, как части его функций - рождению и развитию такого российского феномена, как земская почта.
Поскольку земская почта России любима и неплохо изучена коллекционерами за последние полтора столетия, остановлюсь лишь на общей характеристике масштаба этого явления. Земская почта учреждалась по мере развития земства в 360 уездах 36 губерний европейской части Российской империи, из них 161 уезд исполнял обязанности почтовой администрации в полном объеме (был эмитентом почтовых марок). Прием, обработка и транспортировка почты регламентировались почтовыми правилами, которые утверждались уездной управой либо решением уездного съезда. Для примера приведу «Почтовые правила Ардатовского уезда Нижегородской губернии».
Два уезда выпускали только конверты (Фатежский Курской и Торопецкий Тверской губерний) и точно не установленное число уездов, примерно около 200 организовывали бесплатную доставку почтовой корреспонденции внутри уездов. Наиболее известные из них: Орловский и Слободской уезды Вятской, Мензелинский уезд Казанской, Кирсановский уезд Тамбовской губернии. Уездные власти крайне серьезно относились к своим почтовым обязанностям. Для примера хочу привести расписание хода земской почты в Слободском уезде Вятской губернии. Его разработанность по маршрутам и приспособленность к местным условиям в зависимости от времени года достойна уважения.
Почтовая связь внутри уездов
Итак, земская почта внутри уездов. При одной функции мы видим массу различных творческих подходов и решений в вопросах организации. Общих правил не было, в каждом уезде исходили из собственных возможностей и потребностей. Условно их можно разделить так:
- уездная управа исполняла все обязанности по приему и доставке почты самостоятельно, маршруты почт начинались и оканчивались в уездной управе. Такая организация была, например, заведена в Тихвинском уезде Новгородской губернии, Котельничском уезде Вятской губернии. Для обработки почтовой корреспонденции использовались штемпеля управы;
- часть функций по приему, обработке и доставке корреспонденции возлагалась на земско-почтовые пункты, организуемые при волостных правлениях. Это видно на примере Устьсысольского уезда Вологодской губернии, Вятского и Глазовского уездов Вятской губернии, Соликамского уезда Пермской губернии. В первую очередь это определялось размерами территорий, при которых перевозка всей внутриуездной корреспонденции через уездный центр делала ее доставку дороже и продолжительнее по времени, что было неудобно для потребителей. Что это за размеры можно представить себе по Устьсысольскому уезду, в настоящее время - Республика Коми;
- организовывались специальные почтовые отделения, обслуживавшие несколько сел или волостных правлений. Это характерно для Полтавского уезда Полтавской губернии и Херсонского уезда Херсонской губернии;
- организовывалась эстафетная почта, т. е. почта доставлялась по маршрутам от одного волостного правления (села) до другого с промежуточной разборкой почты. Этот способ был не очень удобен и чаще использовался в уездах, где не выпускались марки, но интересен тем, что при таком способе организации волостные правления как подразделения почты играли главную роль.
Таким образом, уже при становлении и развитии земской почты в уездах, кроме таких органов местного самоуправления, как уездные управы, в организацию почтового обращения вовлекались нижестоящие органы местного самоуправления - волостные правления.
Почтовые отделения при волостных правлениях
С развитием дорожной сети и почтовых трактов структура внутри-имперской почтовой связи менялась и определенным образом совершенствовалась. Поскольку почтовое ведомство было постоянно ограничено в средствах, оно поощряло участие местных органов самоуправления в расширении и упорядочивании почтового сообщения. Особый характер это приняло с 1897 г., когда по ходатайству ряда волостных правлений, поддержанных губернскими властями, волостным правлениям было разрешено открывать почтовые отделения при «собственном столе». Как правило, волостные правления брали на себя не только функции приема и отправления корреспонденции, но и ряд дополнительных обременении, как то: заготовление печатей, расходы по отоплению, частичной оплате почтарей. В этом процессе можно выделить несколько временных этапов:
- последовательный рост числа почтовых отделений, характерный для европейской части империи - 1897-1906 гг.;
- взрывной рост числа почтовых отделений, связанный с переселенческой деятельностью и образованием большого количества новых населенных пунктов на востоке и, в меньшей степени, в Средней Азии - 1906-1914 гг. Количество почтовых отделений при волостных правлениях так называемых «переселенческих» губерний просто поражает. Есть уезды Томской и Акмолинской губерний, где в течение года организовывалось до 40 новых почтовых учреждений. Можно с уверенностью сказать, что они стали основой для обмена сообщениями новых жителей этих территорий. Кстати, если обратить внимание на этимологию названий населенных пунктов, нетрудно заметить, что переселенцы переносили к новому месту жительства и наименования своей малой родины;
- уменьшение числа почтовых отделений при волостных правлениях, связанное с расширением Государственного почтово-сберегательного банка, к которому доверие было выше - 1914-1916 гг.;
- возобновление работы почтовых отделений при местных органах власти, связанное с гражданской войной, забастовкой почтовых работников в центре и общей разрухой транспортной системы - 1917-1921 гг., а с установлением Советской власти их полное упразднение. Оговорюсь, что этот период наименее изучен филателистами и недостаточно обеспечен коллекционным материалом для исследований и, несомненно, очень интересен. В 1917 г., учитывая выросшую роль волостных учреждений, было принято постановление Временного правительства «О волостном земстве», которое фактически распространяло роль и компетенцию волостных управ (так их предлагалось называть впредь) до уровня уездных. Но к тому времени вся власть в России уже находилась в глубоком кризисе, и постановление исполнялось медленно и бессистемно.
Выше перечислены временные границы образования почтовых связей, опирающихся на органы местного самоуправления. Однако волостные правления были основными, но не единственными органами, которые участвовали в этом процессе. Широко известна роль и других учреждений таких как:
- станичные правления, имевшие почтовые отделения во всех Казачьих Войсках - от Донского до Забайкальского;
- сельские правления, чаще встречающиеся в наиболее густонаселенных губерниях европейской части империи. Здесь особняком стоит крайне интересная сельская почта, самовольно присвоившая себе статус «земской» - Яготинская. В этом селе Пирятинского уезда существовала собственная земская почта, активно взаимодействовавшая с земскими почтами Пирятинского и Полтавского уездов;
- хуторские правления, наиболее характерные для Области войска Донского, ряда губерний Новороссии и прибалтийских губерний;
- гминные правления в Царстве Польском;
- улусные правления в Астраханской и Оренбургской губерниях;
- инородческие управы в Восточной Сибири;
- частные почтовые операторы.
Как видно, и по времени, и в географическом отношении органы местного самоуправления играли значительную роль в организации и совершенствовании информационного обеспечения населения. Роль эта видна особенно отчетливо с началом Первой мировой войны. Корреспонденция с фронта в тыл и с тыла на фронт для страны, армия которой была крестьянской, хорошо иллюстрирует позитивный вклад местных органов самоуправления в процесс.
К этому же времени относится и большинство известных отправлений военнопленных, которые во время войны жили, как правило, в сельской местности для удобства контроля и снижения затрат на содержание. Трудно себе представить, что без исследуемой части почтовой сети мы имели бы представление об этом обмене.
Почтовые отделения при учреждениях кооперации
Картина деятельности местного самоуправления в почтовых делах будет неполной, если не затронуть участия в почтовом обращении различных кооперативов, которые с началом реформы стали разрастаться очень быстро. Надо сразу оговориться, что первые правила для кооперативов были разработаны и рекомендованы уже в Земском уложении 1864 г., но их развитие сдерживало большое количество факторов от низкой грамотности населения до слабого развития дорожной и почтовой сети.
С активизацией реформ в России, в особенности земельной, активизировалось и кооперативное движение. Это было связано с тем, что всяческие формы экономической самодеятельности приветствовались властями, четко структурировались снизу вверх и давали его участникам быстрые выгоды. Кредитные товарищества, общества взаимопомощи, кредитно-потребительские кооперативы стали обычной формой самоорганизации на селе уже в начале века и быстро росли. В некоторых местностях при подобных учреждениях организовывались почтовые отделения. Возможно, это определялось несколькими факторами - тем, что эти учреждения были основными потребителями почтовых услуг, и необходимостью снизить нагрузку на волостные правления. Привожу пример одного из таких учреждений - Плоскинское кредитное товарищество.
В этой связи хочется отметить чисто служебную почтовую функцию при волостных судах. Волостные суды исполняли самые близкие большинству населения нужды судопроизводства, главной из которых были, конечно, межевые споры. Повестки волостных судов можно считать почтовым артефактом и при их рассмотрении видно, насколько серьезно сами суды относились к подобной деятельности. Казалось бы, что такое волость, но при каждом волостном суде были свои оригинальные повестки!
Автор статьи: Власов Валерий Александрович, член Общества филателистов Санкт-Петербурга
Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.