Художник Рейндорф и его «утонченный» способ самовыражения в марках и банкнотах
26 января 2014 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Гюнтера Германовича Рейндорфа — талантливого графика и пейзажиста, народного художника ЭССР (с 1957 г.) и народного художника СССР (с 1969 г.), 14 марта — 40 лет со дня его смерти. Творчество этого художника тесно связано с Россией и Эстонией, культура двух народов воспитала его вкус. Рейндорф прожил долгую жизнь, много и плодотворно работал, оставил заметный след в истории филателии и бонистики этих стран, его пейзажи и книжные иллюстрации не оставляют равнодушными зрителей.
Родился Г. Г. Рейндорф в Петербурге в семье таможенного чиновника. Его отец весну и лето работал в Петербурге, а осень и зиму в Ревеле (позже Таллинне). У семьи Рейндорфов было два дома: один в России и другой в Эстонии. Когда Гюнтеру исполнилось 8 лет, семья переехала в Эстонию на постоянное жительство. С раннего детства родители поощряли интерес мальчика к рисованию. Если верить семейному преданию, Гюнтер самостоятельно срисовал вензель, когда ему было только три года, а в десять лет он сделал свой первый акварельный этюд с натуры. С 1905 г. началось обучение Рейндорфа в Училище барона Штиглица в Петербурге. Сначала Гюнтер учился в классе театральной декорации у профессора П. Ламбина, успехи его на этом поприще были несомненны. Так, макет декорации к «Евгению Онегину», выполненный им, был даже показан на международной выставке в Турине. Однако студента привлекала еще и графика, в конце концов он сделал свой выбор и перешел в класс офорта, которым руководил профессор Н. Панов. В училище появился интерес к пейзажу. В своих воспоминаниях он писал: «Рано я начал увлекаться пейзажем, пользуясь каждым свободным случаем, чтобы с ящиком масляных красок или альбомом отправиться на этюды. В противовес "суровому обучению" я отводил душу, много рисуя на лоне природы, на Неве и Невке, даже зимой: в Лесном, на Крестовском острове, в окрестностях Петербурга». В 1913 г. Рейндорф блестяще окончил училище и получил право на заграничную командировку, она началась для него в Париже. Когда в 1914 г. началась Первая мировая война, русские художники-пенсионеры вынуждены были перебраться в Испанию, а вскоре всех отозвали в Россию. Предполагалось, что Рейндорф завершит заграничную командировку по окончании войны, но этого так и не произошло. Училище прикомандировало художника к Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Следует отметить, что попасть на работу в это заведение, одно из старейших крупных и передовых бумажно-полиграфических предприятий России, было сложно, сюда приглашали только талантливых и одаренных специалистов России и уроженцев Германии, Франции, Австрии. Работать здесь Гюнтер Германович Рейндорф начал с 11 февраля 1915 г. в качестве художника-компоновщика ценных бумаг. 26-летний Гюнтер попал в коллектив опытных художников с большим стажем работы в области создания государственных бумаг: П. Ксидиаса, Р. Заррина (Зарриньша), А. Сухих и др. В этот период в ЭЗГБ уже не работали многие из тех художников и графиков, которые создавали банкноты и почтовые марки, ставшие шедеврами российской бонистики и филателии: Н. В. Набоков, А. И. Дюзак, А. И. Шарлемань, Ф. М. Кеплер, Г. И. Франк, А. П. Троицкий. В Экспедицию заготовления государственных бумаг стали приглашать молодых специалистов.
После революции Г. Рейндорф вместе с художниками В. Куприяновым и М. Антоновым стал работать над созданием первого советского стандартного выпуска почтовых марок РСФСР, вышедшего в почтовое обращение в августе-сентябре 1921 г. На марках в 1 и 2 рубля были изображены плуг и коса на фоне снопов — символы крестьянского труда. 5-рублевая марка, над рисунком которой работал Г. Г. Рейндорф, изображала эмблему рабочего труда в виде молота и кузнечных клещей на фоне наковальни. Рисунок Г. Рейндорфа, отражающий символы трудового народа пролетарского государства, был повторен при печати марок номиналами в 500 и 1000 рублей. Марки отличались по цвету и качеству бумаги, на которой были напечатаны. На простой бумаге были изданы серо-синие 5-рублевые и синие 500-рублевые марки. 1000-рублевая марка была отпечатана в четырех вариантах: красного цвета — на простой, тонкой и мелованной бумаге, малиново-красного цвета— на бумаге из хлопка.
Шедевром серии стала марка по рисунку Г. Г. Рейндорфа достоинством в 250 рублей с символами науки и искусства. Она была издана в монохромном серо-фиолетовом цвете на разной бумаге: простой, тонкой и мелованной. На марке изображены лира, книга и колба — орудия умственного труда интеллигенции. Эти символы означали переход интеллигенции на сторону советской власти и курс страны на ликвидацию безграмотности трудящихся масс. Так с помощью почтовой марки — миниатюрного плаката, отражалась история нашей страны. На всех марках первого стандарта впервые прозвучало название нового государства «РСФСР» и слово «Почта», отсутствующее на прежних российских марках.
В апреле 1922 г. в обращение вышли последние советские марки, созданные Г. Рейндорфом и вошедшие в третий стандартный выпуск почтовых марок РСФСР. На трех марках рисунок был один — рука рабочего с молотом на фоне промышленного пейзажа. Серо-фиолетовая марка номиналом 5 000 рублей и синяя марка в 10 000 рублей печатались на белой бумаге, а фиолетовая марка в 22 500 рублей — на кремовой бумаге. Именно на марках Г. Рейндорфа впервые появился текст «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», своевременно напоминая об этом накануне Международного праздника трудящихся 1 Мая.
Созданные Рейндорфом марки графически четки и ярки по содержанию, их отличает скрупулезная отделка мельчайших деталей и символическая образность рисунка. Помогало в работе ему серьезное увлечение энтомологией, которой он занимался с детства и до последних дней, и которое требовало от него вдумчивого и бережного отношения к микроскопическим деталям.
Интересно отметить, что когда почтовые марки Рейндорфа вышли в обращение, он жил в Таллинне, навсегда покинув Советскую Россию в 1920 г. Уехал он из Москвы, в которой оказался в октябре 1919 г. сразу после эвакуации из Петрограда печатного и граверно-художественного отделений ЭЗГБ. Таким образом, на «Гознаке», который был образован в 1919 г. и объединил существовавшие к тому времени Московскую, Петроградскую и Пензенскую фабрики заготовления государственных бумаг, Г. Г. Рейндорф проработал недолго.
Мало кто знает, что художник, работая в ЭЗГБ, принимал участие не только в создании первых советских почтовых марок, но и в создании герба РСФСР. Об этом Рейндорф рассказал специальному корреспонденту, художнику журнала «Филателия СССР» Е. Золотареву. Более всего он жалел о том, что уходя с работы в ЭЗГБ, оставил в ящике своего стола эскиз первого герба РСФСР, под которым рукой В. И. Ленина было написано: «Быть посему» и стояла подпись: В. Ульянов (Ленин). Рейндорф работал над окончательным графическим воплощением идеи герба Советского государства РСФСР, разработанной в Совнаркоме. Работу выполнил четко и на высоком профессиональном уровне. Первый рисунок герба был утвержден 19.06.1918 г. для государственной печати РСФСР, а затем 10.07.1918 г. был описан в Конституции РСФСР.
В Эстонии начался новый этап в жизни и творчестве Рейндорфа. Здесь он стал заниматься педагогической работой в художественно-промышленном училище, которое позднее стало называться Государственным училищем прикладного искусства им. Я. Коорта. В круг творческих занятий художника вошло прикладное искусство, одно время он возглавлял общество «Объединение художников прикладного искусства».
Много лет Рейндорф работал консультантом в Государственной типографии Эстонии, куда был приглашен как художник, имеющий опыт работы по созданию дизайна государственных бумаг. До 1941 г. Гюнтер работал преимущественно в области прикладной графики в различных техниках гравюры, особенно в пейзажной графике. Не была забыта и работа над почтовыми марками: Рейндорф стал автором нескольких серий эстонских марок. В 20-е гг. он создал большие серии марок, посвященные острову Пакри, южной Эстонии, старому Таллину, северному побережью и южной Эстонии, островам Суурсари и Тютарсаар.
В 1926 г. Рейндорф завоевал первую премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. По его эскизам изготавливались эстонские банкноты: в 1929 году— 50 крон, в 1932 году — 20 крон, в 1937 году - 10 крон. Банкноты были выполнены с высоким уровнем графического мастерства. В панорамных листах, отличающихся каллиграфически тщательной прорисовкой деталей, художник стремился создать обобщенный образ эстонской природы. На банкноте 50 крон Рейндорф поместил пейзажный рисунок северного побережья Эстонии, где с особой теплотой изобразил суровость эстонской природы. Банкноты достоинством в 10 и 20 крон он украсил собирательными образами эстонских крестьян, ярко отражающими черты национального характера. Портрет женщины на банкноте художник дополнил серпом и снопом, портрет мужчины-пастуха — пастушеским рожком и изображениями животных. Работой над банкнотами и марками Гюнтер Германович всегда занимался с увлечением. То, что для других художников казалось нудным и кропотливым, для него было, как он сам называл, «утонченным» способом художественного самовыражения.
В начале 40-х гг. Рейндорф оставил службу и стал заниматься исключительно «свободным творчеством», теперь он мог себя полностью посвятить любимому делу, создавая картины на побережье Эстонии в жанре пейзажа. В годы фашистской оккупации Эстонии он жил и работал в рыбацкой деревушке Хаапсе. В 1944 г. сгорела мастерская художника, и в огне погибло все: готовые произведения, эскизы, гравюрные доски, личный архив и личная библиотека. Плоды почти 40-летнего труда, включая работы в период учебы, были вычеркнуты из культурного наследия: в Эстонии сохранились лишь немногочисленные довоенные произведения художника. В России сохранилось несколько ранних работ Рейндорфа, в том числе в Спецфонде ФГУП «Гознак» в Москве и в фондах Государственной коллекции ЗПО Центрального музея связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге.
После войны художник пытался по памяти восстановить погибшие произведения, иллюстрировал эстонские сказки и сказки Пушкина и с удвоенной силой работал над пейзажной графикой, которая всегда оставалась в его творчестве доминирующей. Пейзажи Рейндорфа чаще всего — это работы с натуры, но нередко это результат творческой трансформации реального мира. По этому поводу сам художник отмечал: «Я мотива, как такового, обыкновенно не ищу... Меня вдруг зачем-то сильно захватывает, иногда до восторга трогает тот или иной мотив. Я тут же, без мудрствований, отдаюсь ему: я как бы подсознательно вижу границы целого. Я не конструирую целую композицию, но, наоборот "занимаю" и ввожу из окружающей меня природы необходимые мне характерные детали для завершения полноты восприятия и впечатления пейзажного целого. Общий строй картины как-то "предвижу" таким образом, в развитии. Все это происходит быстро, как бы невзначай, интуитивно развиваясь в процессе органического роста целого. Поэтому никогда работы последних лет не находятся в полном соответствии с оптическим отображением данной местности. Наоборот, рисунок создается, будучи сильно подчиненным моей воле, внутреннему убеждению и чему-то, связанному с моей глубокой влюбленностью в природу. Так что я создаю не точный портрет данной местности, я как бы создаю пейзаж таким, каким хотел бы его видеть в действительности, более характерным и заодно созвучным». Что мы чаще всего мы видим на картинах художника? Это ветви, потревоженные ветром, старый дуб, одинокую сосну на песчаном берегу, несколько камней на краю поля, еловый пень, лодку рыбака.
В своих работах он тщательно выделяет существенные детали, прорисовывая их каллиграфически, и намечает легким графическим контуром второстепенные детали. Этот опыт он приобрел, работая над денежными знаками и почтовыми миниатюрами. Произведения этого замечательного художника с успехом экспонировались на выставках в 1956,1969,1970,1974 гг. в Таллинне, Тарту и Москве. Без сомнения, сегодня они являются памятниками нашей истории и культурным наследием соседствующих государств - России и Эстонии.
Литература:
1. Бернштейн Б. М. Гюнтер Рейндорф. - М: Советский художник, 1981. - 50 с.
2. Сто памятных дат / Н. А. Борисовская - автор-составитель. - М.: Советский художник, 1988.- С. 119-122.
3. Золотарев Е. Три письма из отеля «Таллин» // Филателия СССР. - 1967. - 1 (7). - С. 22-23.
Автор статьи: Воробьева Ольга Викторовна, зав. музеем Истории государственных бумаг России (с 2003 по 2010 гг.) (г. Санкт-Петербург)
Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".
Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.