Ампир на марках выпуска Отдельного Корпуса Северной Армии
Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА) был образован в 1919 году при поддержке войск союзников и Германии и действовал на территории северо-запада России и Эстонии.
Сразу же обращаясь к выпускам почтовых марок и марок-денег, следует сказать, что полностью достоверных сведений о них не так много: филателисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, по чьей инициативе, в какой именно типографии (по одной из версий в таллинской типографии Б. Мянса) и в каком количестве были напечатаны эти марки.
Но мы вполне можем судить об их художественном оформлении. В штабе армии официально состоял художник-оформитель денежных знаков — некто полковник Шевишев. К сожалению, нам не известно какое образование получил Шевишев, каковы были его художественные предпочтения, кто был его учителем.
Рисунки марок выполнены в стиле ампир. Расцвет ампира, или позднего классицизма, пришелся на 1830-1840 гг., и к началу XX века этот стиль полностью изжил себя, и воспринимался скорее как анахронизм, хотя некоторые его декоративные элементы переосмысливались и становились органической частью модерна. 1910-1920 гг. были началом нового времени не только в истории страны, но и в истории искусства: рождается великий русский авангард, появляются футуристы и конструктивисты, вырабатывается новый пластический язык, пространство плоскости организовывается по-новому, так же как и пространство жизни. Однако, в почтовых марках первых десятилетий советской власти, эти новшества не нашли отражения (если не считать нереализованных проектов марок и шрифтов некоторых новых марок). Первые марочные выпуски РСФСР и СССР как ни странно имеют больше общего с имперскими традициями, чем с передовыми художественными течениями. Композиции марок классические, а принадлежность к новому государству выражается лишь в революционных и пролетарских атрибутах (меч, цепи, молот, наковальня). Мы видим вполне традиционные картуши и рамки, фигуры рабочих и крестьян больше напоминают античные статуи из дворцов, чем работников заводов или пахарей. Совсем скоро на этом имперском художественном языке будет говорить «сталинский ампир».
Вернемся к выпуску ОКСА. На первый взгляд, художник использует известные классические элементы, но в отличие от Дубасова и Куприянова (художников первых советских марок), не переосмысливает их в соответствии с новыми жизненными реалиями, а словно бы перерисовывает из старых книжек.
Собственно рисунки марок состоят из различных комбинаций элементов орнамента стиля ампир: профилированные панели с текстом украшены лавровыми венками и гирляндами, трофеями, ликторскими пучками (фасциями) с лабрисами (двусторонними секирами) и мечами. Принадлежность к Северной армии обозначают надпись ОКСА и нарукавный знак Армии.
Композиция марок тоже довольно стандартна (стандартна для стиля ампир и вообще классицизма), хотя и отличается некоторой нехарактерной перегруженностью деталями (для ампира характерна сдержанность и торжественная немногословность). Элементы организованы по вертикальной оси симметрии и в целом придают маркам скорее вид миниатюрных книжных или журнальных обложек середины XIX века. Очевидно, такое прямое обращение к прошлому было сознательным и подчеркивало противостояние идеологии большевизма. Кажется, что художник Шевишев все-таки совершил ошибку, не подвергнув прямые заимствования из старого стиля некоторому препарированию и трансформации. В итоге марки имеют сентиментальный и «милый» вид, что несколько не соответствует их прямому назначению и времени, в котором они существовали.
Аббревиатура ОКСА уместнее выглядела бы в дамском альбоме и к ней в полной мере относятся все предыдущие замечания. По своему замыслу и графическому исполнению она больше похожа на книжный знак, экслибрис или виньетку, и никак не отражает то, что скрывается за ней — название армии.
Скажем, что несмотря на очевидную художественную слабость, марки Отдельного Корпуса Северной Армии представляют собой несомненный исторический и научный интерес.