Россика: прошлое и настоящее

Как свидетельствует история, 90 лет назад в небольшом черногорском городке Игало на побережье Боко-Которской бухты, врезавшейся причудливыми изгибами Адриатики в Балканское побережье, группой русских эмигрантов во главе с отставным офицером, прошедшим всю Первую мировую войну в качестве военного корреспондента, Евгением Архангельским, были принято решение о создании клуба русских коллекционеров, оказавшихся после лихолетий гражданской войны на чужбине. Однако официальная регистрация этого клуба филателистов, получившего название «Россика», как «Русское общество филателистов в Югославии», первым председателем ко торого стал Е. Архангельский, состоялась лишь через пять лет, в 1929 г. Целью этого общества стало объединение и консолидация всех коллекционеров, оказавшихся за пределами России, проведение исследовательской работы в области истории отечественной почты и филателии и популяризация российской филателии во всем мире.

Первый выпуск журнала «Россика»Не будучи активным противником большевистского режима, Евгений Архангельский вел активную переписку с коллегами по увлечению из Страны Советов, регулярно печатаясь в первом советском печатном органе филателистов — журнале «Советский коллекционер». Однако в 1930-е гг., в связи с развертыванием в Советском Союзе репрессий и пресечения контактов граждан с заграницей, связь с Родиной была утрачена. Это обстоятельство только стимулировало его желание осуществить самостоятельное издание журнала «Россика», одноименного с названием Общества.

Первый номер журнала «Россика» вышел в 1930 г. Выходил он с разной степенью периодичности, связанной в первую очередь с финансовыми трудностями, издавался до конца 1941 г., когда все стремительнее развертывались военные действия Второй мировой войны. На протяжении всего этого времени его бессменным главным редактором оставался Евгений Архангельский, который делал все возможное для выпуска журнала. Вот что он писал в одном из номеров «Россики» в 1931 г.: «Очень просим наших друзей и благожелателей найти и помочь в продаже и распространении журналов "Россика" — в Лот синий, Австралии, Австрии, Алжире, Англии, Бельгии, Болгарии, Боливии, Венгрии, Дании, Египте, Индии, Испании, Италии, Канаде, Китае, Колумбии. Марокко, Норвегии, Палестине, Персии, Перу, Румынии, США, Тунисе. Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции и Японии», т. е. во всех тех странах, где образовались диаспоры русской послереволюционной филателии. А в Прибалтике, Болгарии, Китае, Соединенных Штатах и во Франции были созданы самостоятельные отделения «Россики», что самым позитивным образом сказывалось на популяризации российской филателии во всем мире. И те сведения, которые дошли до нас об их деятельности, базируются в основном на публикациях из журнала «Россика».

Первая прибалтийская «Россика», председателем которой стал Герман Больман, возникла в Риге в 1931 г. В том же году была учреждена ревельская «Россика» в Таллине во главе с Анатолием Соколовым, а в 1933 г. к ним присоединились еще два общества филателистов под именем «Россика», учрежденные в Алуксненске и Двинске (оба в Литве). Возникали небольшие клубы «Россика» и в некоторых других прибалтийских городах, что позволило всем десяти региональным клубам в начале 1930-х гг. объединиться и примкнуть к Российскому Обществу Филателистов (РОФ) «Россика». Все общества, объединенное руководство которыми осуществлял Константин Витковский, вели активную деятельность до 1940 г.

Белградская и Софийская группы РОФ «Россика» были учреждены в 1932 г. и просуществовали вплоть до 1939 г., когда из-за вовлечения в войну Болгарии и Югославии на стороне гитлеровской Германии, они вынуждены были закрыться.

То обстоятельство, что на протяжении 1899-1920 гг. в Китае действовала русская почта, а также то, что после падения Дальневосточной Республики, в 1923 г. вошла в состав СССР, активизировало деятельность русской филателистической диаспоры в Китае, не связанной с «Россикой» Евгения Архангельского. Поэтому стали возникать многочисленные группы русских филателистов, которые, объединившись в 1935 г., стали новым филиалом РОФ «Россика». Возглавил филиал Борис Маклаевский, осуществлявший активную деятельность вплоть 1941 г., когда из-за японских военных действий группа эмигрировала в Новую Зеландию, где и продолжила свою деятельность.

В конце 1931 - начале 1932 гг. в Сан-Франциско было учреждено первое на американском континенте объединение русских филателистов «Россика», которое возглавил Сергей Смольянинов. Однако уже со второй половины 1930-х гг. его оттесняет Нью-Йоркская «Россика», во главе который встал столь же деятельный, как и Евгений Архангельский в Югославии, Семен Пригара, добившийся того, что постоянным местом встреч его членов стало помещение Русского клуба — центра русской эмиграции в Америке. Именно благодаря исследовательской энергии и предприимчивости Семена Пригары, подготовившего и выпустившего уникальный специализированный каталог Марок России, русская филателия в США приобрела особую популярность.

Обложка и титульный лист журнала «Россика»

И наконец, о русских филателистах трех европейских государств, лидировавших по количеству осевших в них эмигрантов, вынужденных покинуть Родину после гражданской войны. Это Германия, Франция и Чехословакия. И если в Германии, где с началом 1930-х гг. в результате прихода фашистов к власти, деятельность русских объединений не поощрялась, то во Франции и Чехословакии «Россика» пользовалась большой популярностью.

В этой связи стоит вспомнить о нашем соотечественнике, одном из основоположников так называемого «русского стиля» в живописи и графике, художнике Борисе Зворыкине, обосновавшемся в Париже и принимавшим самое активное участие в развитии международного филателистического движения «Россика», координатором которого до начала Второй мировой войны оставался Евгений Архангельский. Именно Борису Зворыкину совместно с Семеном Пригарой принадлежит идея создания и выхода в свет в канун 75-летия первой русской почтовой марки монографии «Русская почта в Империи, Турции, Китае и в царстве Польском». А коллекция земских марок Бориса Зворыкина, показанная наравне со всемирно известным собранием Агафона Фаберже на венской выставке «ВИПА-33», подняла российскую региональную филателию в общественном мнении филателистов на самый высокий уровень.

Выпуск журнала «Россика» 1941 годаС началом Второй мировой войны в Европе деятельность РОФ «Россика» со всем многообразием его региональных отделений практически прекратилась, а сам центр «Россика» переместился в США, где со второй половины 1940-х гг. во главе с его председателем Александром Чеботкевичем стал вести активную выставочную и публицистическую работу. Особенно заметный вклад в его деятельность внес Ростислав Полчанинов, с именем которого связано начало регулярного выпуска марочных виньеток на российскую тематику. Американская «Россика», в какой-то мере став преемником первоначального объединения русских филателистов за рубежом, продолжила выпуск одноименного журнала. А по соседству, в Канаде, где также сформировался солидный по числу членов клуб российской филателии, стал издаваться «Ямщик». Те из русских эмигрантов-филателистов, кто в военные годы обосновался в Новой Зеландии и Австралии, стали выпускать журнал «Почта». Ну и, конечно, нельзя не отметить пользующийся высочайшим авторитетом «Британский журнал русской филателии», 90-й, юбилейный выпуск которого силами сотрудников ЦМС именем Александра Попова вышел и на русском языке в 2006 г.

В Советском Союзе филателистическое оживление связано с проведением в 1957 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в программе которого была запланирована и международная филателистическая выставка, благодаря чему советские коллекционеры из первых уст смогли узнать о новостях мира коллекционеров «по ту сторону железного занавеса». А уже с началом 1970-х гг. в их лексикон прочно вошло понятие «россика», но не как значимая часть истории отечественной филателистической диаспоры, а как особое направление, посвященное коллекционированию знаков почтовой оплаты на российско-советскую тематику. Более того, понятие «россика» было расширено и дополнено таким термином как «советика», подразумевавшее собирание тематических коллекций, посвященных достижениям Советского Союза, что соответствовало не только особо бережному культивированию тематической филателии в стране, но и ее идеологическому курсу. При этом понятие «россика» сужалось до чисто тематического направления, игнорируя культурно-историческую составляющую жизни диаспоры за рубежом. Под влиянием социально-политических процессов в СССР, а позднее и в Российской Федерации стал просыпаться интерес в «открытии некогда скрытых сторон» жизни эмиграции, включая и ее клубы филателистов «Россика». Тем самым первоначальное понятие «россики» не только вернулось на историческую Родину в своем первоначальном семантическом выражении, но и в сопряжении с тематическим наследием советских времен создало социально значимые предпосылки создания системного центра российской региональной филателии, призванного координировать ее развитие в других странах.

За рубежом постепенно редело поколение первой волны эмигрантов, чья жизнь протекала вдалеке от Родины, ностальгией по которой объясняется их активная деятельность, связанная с сохранением культурно-исторических артефактов, включая и филателию. Это постепенное снижение активности зарубежных клубов «Россика» и уменьшение количества их членов лишь обострило значимость создания международного центра «Россика» на исторической Родине.

Первым конкретным шагом в консолидации международного движения «Россика» стало проведение в 2013 г. в Москве первой интернациональной одноименной выставки «Россика-2013», посвященной 100-летию выхода в свет «Романовской серии», в создании которой приняли участие известнейшие отечественные художники начала XX века. Несомненный успех и международный резонанс этой выставки позволил уже на следующий год провести вторую аналогичную выставку — «Россика-2014». Следует трансформировать экспозиционную концепцию выставки в последующие международные биеннале российской региональной филателии, по образу и подобию зарекомендовавших себя Международных фестивалей мировой филателии «МонакоФил» (эти мероприятия проводятся под эгидой Всемирного клуба редкостей филателии в Монте-Карло, членом которого с 2000 г. является ЦМС имени А. С. Попова, регулярно участвующий в престижных выставках «100 раритетов мировой филателии»). Почему бы и в России не перенять этот опыт и не проводить регулярных клубных смотров редкостей отечественной филателии? Таким образом, возникает реальная необходимость учреждения российского регионального аналога Клубу Монте-Карло. Им станет Московский аглицкий клуб элиты российско-региональной филателии «Россика», учреждение, которое позволит в перспективе консолидировать всю разрозненную систему зарубежных клубов и объединений «Россика». А в продвижении этого проекта за рубежом активную помощь оказывает Федеральное Агентство «Россотрудничество», предоставляя экспозиционные площадки Российских культурных центров для передвижных мини-выставок «Россика».

Обложки номеров журнала «Россика» с изображением самолета и земного шара

Автор статьи: Стрыгин Андрей Вадимович, Президент Национальной академии филателии, доктор экономических наук, профессор (г. Москва)

Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение