Почтовый Ми-2: история одного экспоната

Большое количество экспонатов Музея истории почты республики Коми (г. Печора) посвящено способам передачи сообщений, перевозки почты. Если раньше это были только марки, почтовые карточки, художественные конверты с изображением сюжетов жизни и деятельности почтового ведомства, то сейчас особое место среди них занимают модели почтового транспорта. Фигурки голубей, лошадей, оленей, автомобилей, самолетов, вертолетов, лодок, просто пеших почтальонов. Каждая имеет неповторимую историю, а то и несколько.

Мы встретились в начале июня 2012 г. на выставке в Раменском, куда меня пригласил Сергей Валентинович Малкин - владелец самой большой в мире частной коллекции гжельских изделий. Увидев высокую фигуру Ми-2 среди огромного количества не менее интересных экспонатов, не смогла забыть только эту. Он горделиво возвышался с изгиба белоснежно-синей подставки, а размах винта еще более подчеркивал его величавую красоту. Так отчаянно захотелось уехать домой вместе. Нет, я не стала бы запирать дома, прятать от чужих глаз такое сокровище. Напротив, пусть все любуются!!!

Фигурки самолетов, Гжель

Эта неожиданная встреча заставила оглянуться в прошлое. Мне было семнадцать лет, когда в 1979 г. началась служба почтовому делу. Буквально через пару недель после приема на работу в качестве ученика оператора, начальство попросило-приказало мне «немного полетать», так как коллега, в должностные обязанности которого входило сопровождение почты, заболел.

В шесть часов утра я появилась на территории АОПП - отделения перевозки почты при аэропорте г. Печора, автотранспорт этого ведомства доставил меня и почту к месту отправки. Там мы и познакомились. Я и вертолет Ми-2. Никакой он не маленький, как представлялось, а очень красивый такой, винтокрылый...

Вертолетчик не обрадовался замене сопровождающего, молчал всю дорогу, но и мне было не до него. Рассматривала кабину летательного аппарата с множеством приборов, окрестности удаляющегося города, снежную равнину, строения - до этого на вертолетах летать не приходилось. Ни страха, ни волнения не чувствовала. Внизу показались фигурки двух людей, лошади, собаки - снижаемся к первому пункту обмена близ села Кедровый Шор. Сверху чувствуется, что нас ждут, машут руками. Выдачей почты, как и получением ее от начальника местного отделения связи и почтальона занят сам вертолетчик. Вся троица весело переговаривается, шутит, поглядывая в сторону новичка, то есть меня. Далее последовали аналогичные посадки в Конецборе, Приуральске, возврат в аэропорт Печоры, а затем - заход на второй круг, так называемый Северный -до с. Соколова. Догадываюсь, стало быть, прежний был Южным.

Почтовый вертолет Ми-2

Полеты продолжались около месяца, трижды в неделю, без особых приключений. Разве что, во время одного из них была удивлена неожиданной посадкой вне вертолетной площадки - около кладбища какого-то населенного пункта. Представьте скорбную процессию к месту последнего пристанища, над головами которой кружит-кружит вертолет, приземляется и застывает. Печаль в глазах сельчан сменяется немым вопросом. Они молча смотрят на нас, мы с командиром судна - на них. Уже потом он рассказал, что резко изменилась погода, пропала видимость, продолжать движение опасно. Нельзя? А мне так нравились огромные белые хлопья, кружащие вокруг нас!

Скульптура «Вертолет Ми-2», А.Н. ЛаринЕще был случай, когда накануне одного из полетов со мною лично захотел встретиться начальник отдела перевозок аэропорта А.Л. Козлов. Первым делом, увидев меня, он зачем-то поинтересовался возрастом, а узнав, что мне семнадцать лет, попросил больше никому об этом не говорить. Рассказал о недавнем несчастном случае, когда винтом вертолета была нанесена смертельная травма пассажиру, запретил подходить к вертолету и выходить из него до полной остановки винтов. Раньше я об этом не догадывалась и смотрела на винты, только любуясь их красотой.

Эта кратковременная необычная работа познакомила меня не только с красавцем вертолетом Ми-2, но и с работниками авиапредприятия, коллегами из сельских отделений связи: Ширяевой В. И., Пастуховой Е. К., Шахтаровой ГА., Репич Г.И.; замечательными женщинами-операторами АОПП: Ларионовой Е.С. и Лемешевской Д. Ф., встреча с ними заставила посмотреть на случайно выбранную почтовую службу другими глазами. А с понравившимся мне вертолетом Ми-2 судьба свела позднее еще не раз. И еще, здесь я впервые увидела интересный оттиск календарного штемпеля, который кроме привычных слов и цифр имел в изображении фигуру самолета.

Через пару лет руководство узла связи поручило мне принять участие в обследовании и приеме вертолетных площадок, что я и делала вплоть до окончания авиаперевозок. Позднее, перечитывая «Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР (приказ начальника ГУГВФ № 310 от 13.04.64 г. и приказ министра связи СССР № 320 от 30 04 64 г приказ МГА и Минсвязи СССР от 27.12.82 № 206457 Я), не нашла в них указаний на участие в подготовке, оборудовании знаками маркировки, содержании временных вертолетных посадочных площадок силами предприятий связи. Однако Печорское авиапредприятие Коми управления гражданской авиации требовало «...в срочном порядке привести состояние вертолетных площадок в соответствие с требованиями в недельный срок...», прикладывая при этом акты обследования площадок и схемы маркировок. Первый экземпляр строгого письма отправлялся в Печорский Горком КПСС, а копии - в Горисполком, Управление связи Коми АССР, Коми УГА, и самый плохо читаемый последний - в адрес начальника РУС. Вот и приобретала Почта ветроуказатели, шила флажки из красной материи, расставляла их и елочки по схеме, расчищала от снега поля зимой, укатывала площадки, либо красила их летом.

Каждое второе воскресенье июля празднуется День Российской почты. В музее истории почты при Печорском почтамте к этому дню 2012 г. появился новый экспонат - белоснежно-синяя винтокрылая модель вертолета Ми-2 с надписью «Почта России» на боку. Придут сюда новички почтового дела, ветераны, встретятся с ныне работающими коллегами, поделятся опытом и воспоминаниями. Глядишь, покажется почтовая служба более привлекательной и интересной как им, так и пользователям услуг почтовой связи.

Автор статьи: Лебедева Татьяна Ильинична, начальник ОПС Печорский почтамт УФПС Республики Коми - филиала ФГУП «Почта России», общественный директор Музея истории почты (г. Печора)

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение