Почтовая марка как образовательное средство в нашей стране и за рубежом (первый период 1880-1930)

«Несмотря на появление новейших средств связи и коммуникаций, марка сохраняет свою культурную и историческую ценность» В.В. Путин

Наиболее широкое использование почтовой марки как образовательного средства началось в последней четверти XIX века в США. Описание интеграции почтовой марки в образовательный процесс школы мы находим в диссертационном исследовании Ш.А. Бреннан Stamping American Memory: Stamp Collecting in the U.S., 1880s-1930s., где во 2-й главе подробно рассмотрено применение почтовых марок на уроках в школе и во внеклассной работе. Ш. А. Бреннан утверждает, что нью-йоркские преподаватели государственных школ призывали своих учеников коллекционировать марки в 1885 г., так как учителя отметили, что коллекционирование марок помогает школьникам изучать материал о зарубежных странах так же легко, как и играть в шарики (детская игра). Один из директоров школы в Чикаго на страницах газеты «Чикаго Трибьюн» от 9 августа 1885 г. отметил, что все его лучшие школьники коллекционировали марки и верили в то, что коллекционирование влияет на улучшение академических достижений в старшей школе. Изучение географии при помощи марок практиковалось впоследствии целых пятьдесят лет (границы исследования). Во время обсуждений в классе школьники запоминали расположения стран на карте с помощью коллекции марок. Помимо решения проблем, с которыми преподаватели сталкивались в школьных аудиториях, с 1880 по 1930 гг. коллекционирование марок было официально признано средством для изучения геополитических отношений.

Титульный лист журнала «Собиратель марок»   Альбом для марок

В США в начальный период развития филателии и проникновения ее в школу важную роль сыграли средства массовой информации, которые показывали широкой аудитории, что занятие филателией, равно как и идея коллекционирования вообще, могут иметь образовательный эффект.

Фотография воспитанников интерната с альбомами марокС конца XIX века некоторые преподаватели включили практику по коллекционированию марок в учебный процесс, так как детские психологи советовали им способствовать детскому инстинкту собирательства. В стандартные учебники психологии были включены разделы о понимании инстинкта коллекционирования у детей, основанные на открытиях К. Барка и основоположника американской психологии Г. С. Холла. Авторы книг, психологи, являлись поборниками коллекционирования в школах, так как они верили, что, направив этот инстинкт в «интеллектуальное» русло, например, коллекционирование марок, можно развить в детях организационные навыки и поспособствовать изучению исторических событий и узнаванию национальных героев, что стимулирует «высшие формы интеллекта». Не остались в стороне от этой проблемы и советские психологи. Выдающийся советский психолог Л.С. Выгодский утверждал, говоря о педагогическом применении инстинкта: «коллекционирование марок, само по себе бесплодное, ненужное, может стать, однако, драгоценным воспитательным средством. Если мы соединяем это коллекционирование с какой-нибудь более сложной деятельностью, например, с изучением географии, с практической интернациональной перепиской, с эстетической оценкой знака. Тогда коллекционирование соединенное всякий раз с более сложной деятельностью, действительно создаст возможность переноса инстинкта накопления с марок на связанные с ними географические познания, чувство интернационального общения. Здесь совершается подлинное завоевание инстинкта, когда прирожденное стремление к накоплению и завладению станет питать и двигать страсть к накоплению знаний или страсть узнать всю землю».

Первые упоминания о возможности использования почтовых марок в образовательном процессе в сборнике М. Н. Василевского «Собиратель марок (филателист) Руководство к собиранию почтовых марок, конвертов, штемпелей» вышедшем в свет в 1891 г. В этом же году начался ежегодный выпуск иллюстрированных альбомов марок всех стран разных форматов, которые продавались во всех писчебумажных магазинах империи. Эти альбомы попадали в учебные заведения и воспитательные дома и использовались в качестве учебных пособий, т. к. несли большое количество учебной информации. На страницах этих альбомов изображались правители государств и государственные гербы, указывалась национальная валюта, ее отношение к рублю, численность населения страны, главный город, обязательно была карта мира и перечень государств и т. д. Подтверждение такого использования альбомов мы можем найти на фотографии «В лазарете Гатчинского сиротского института». В этот период аналогичные альбомы выпускались в США и многих европейских странах.

В статье «Нечто о собирании почтовых марок», напечатанной в журнале «Марки» № 4 за 1896 г., издававшемся в Киеве под редакцией С.Д. Соломкина и являвшимся органом Московского общества собирателей почтовых марок, говорится: «Собирание почтовых марок дело вполне научное и образовательное» и обосновывается полезность этого занятия для детей и взрослых. Для детей: «Ребенок, разбирая марки по странам, по годам выпуска, по разновидностям привыкает к порядку и к сообразительности, мышление его развивается, внимательность увеличивается и все это принесет ему пользу в будущем...». Для взрослых, по суждению исследователя, это: 1) полезное времяпровождение; 2) воскрешает старые знания и прибавляет новые (история, география, биология, химия и т. д.); 3) знакомит с иностранными языками.

Большой теоретический и практический вклад в обоснование применения почтовой марки как образовательного средства внес М.Я. Сюзюмов (доктор исторических наук, основатель уральской школы византистики, один из видных деятелей советской филателии в 20-30-е гг., основоположник тематического коллекционирования в филателии, преподавал историю в школе г. Златоуста). Марки на своих уроках он использовал как иллюстративный материал. Его открытие нашло широкий отклик в нашей стране и за рубежом (в Швейцарии) и было поддержано как педагогической, так и филателистической общественностью. По суждению М.Я. Сюзюмова занятие филателией: 1) расширяет кругозор учащихся; 2) дает знания; 3) развивает самодеятельность; 4) вызывает интерес, стирает границы работы и развлечения. Исследователь предложил работать с филателией в школьном масштабе, создать кружок, увязать занятие филателией с учебой. М.Я. Сюзюмов с учащимися создаёт школьный альбом и соединяет принцип выставки с принципом собирания марок в альбоме. А именно, марки по изучаемой теме располагались на больших листах картона, который вставлялся в рамку со стеклом и вывешивался в кабинете лаборатории на время докладов и занятий. Каждый лист вмещал марки на определенную тему, например: «Экономические предпосылки империализма», «Революция в Венгрии». Самостоятельность, исследование, собирание материала, знакомство с современностью, связь с другими школами, с другими странами, собрания кружка помогали, по суждению М.Я. Сюзюмова, ученику превращаться в начинающего ученого-исследователя.

Обложка и титульный лист книги Чачикова «Филателия в школе»

Такой ученик самостоятельно искал материал в каталогах, справочниках, энциклопедиях, периодических изданиях. В этот период, в 1930 г. выходит знаменитая книга А. Чачикова «Филателия в школе», которая, по существу, являлась самым передовым учебным пособием того времени. В период с 1880 по 1930 гг. был заложен прочный научный и практический фундамент для привлечения почтовой марки в качестве образовательного средства, который позволил широко использовать почтовые марки в образовательном процессе не только школы, но и вуза.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT: Апрель: Люкс, 2005. - 671 с.

2. Громов Ю.В. Формирование культуры здоровья в образовательной среде средствами филателии // Здоровьесберегающее образование. - 2013. -№ 1 (29). - С. 71-75

3. Иванова И. С. Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии. Учебно-методическое пособие. / И.С. Иванова, Ю. В. Громов. - СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011. - 40 с.

4. Педагогический университет имени А. И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета / под ред. Г.А. Бордовского, С.А. Гончарова, 2 изд. испр. и доп. - СПб.: Лики России, 2007. - 324 с, ил.

5. Brennan S. A. Stamping American Memory: Stamp Collecting in the U.S., 1880s-1930s. PhD diss., George Mason University, of History and Art History, 2009. - 294 p.

Автор статьи: Громов Юрий Владимирович, ст. преподаватель кафедры социальной безопасности РГПУим.А. И. Герцена, координатор образовательной площадки «Герценовский филателист» (г. Санкт-Петербург)

Из Материалов 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Почтовая марка - объект культурного наследия".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение