История одного модного увлечения или StampArt (Коллекционирование ювелирных шкатулочек для почтовых марок)

Развивая тему культурологической среды, в которой филателия зародилась и стала одним из самых популярных направлений коллекционирования, начиная с XIX в. и до настоящего времени, я бы хотела поднять проблему, хорошо представленную на Западе и мало исследованную в России, невзирая на то что лучшие ее образцы, можно сказать "вершины творчества", были созданы именно в России в эпоху правления последних Романовых.

Культурологическая среда становления филателии в XIX в. была созидательной и дала начало интереснейшим сопутствующим направлениям для собирательства, таким как филокартия, производство шкатулок для почтовых марок, настольных украшений, письменных приспособлений и аксессуаров, и др. Практически были созданы новые продукты для любителей коллекционирования.

К концу XIX в. собирание марок, как одно из весьма демократичных увлечений своего времени, охватило сотни тысяч людей всех классов общества, от детей бедняков до миллионеров и принцев царствующих домов. Благодаря большому интересу к почтовым маркам появились торговцы, которые занялись продажей марок для целей коллекционирования. Собирание почтовых марок инициировало сопутствующие увлечения, которые, объединяясь с уже существующими хобби, привнесли новую тематику, в свою очередь, вносящую заметное разнообразие в мир увлечений.

Я говорю о коробочках или шкатулочках для почтовых марок, которые появились вместе с самими почтовыми марками, т.е. в 1840-е гг. Исторически их появление совпадает с эпохой неоклассицизма. Сегодня мы помним, что до того, как был изобретен телефон, основным средством коммуникации была почта, и она была даже более эффективна, чем сегодня. Письмо, написанное утром, доставлялось днем, если адресат жил в том же городе. А если ответ был написан вечером, получатель читал его уже утром следующего дня за завтраком.

Появление адгезивных знаков почтовой оплаты (почтовых марок с клеевым покрытием) вызвало необходимость иметь контейнеры для их ношения при себе, такие как настольные шкатулки или какие-либо аналогичные футляры. Тут же встал вопрос о портативности этих предметов, поскольку вплоть до конца 1840-х гг. письма приходилось относить на почту, так как почтовых ящиков еще не было, а специальные футляры помогали удобно и сохранно донести марки. Наклеивались марки на конверты либо прямо в почтовой конторе, либо дома на письменном столе. В течение первых 40 лет существования марок коробочки изготавливались только в Англии, и делали их только из дерева и меди.

Несмотря на определенный всплеск в производстве коробочек для марок в 1880-е гг., по-настоящему популярными они стали только в 1890-е гг. С 1890 г. и вплоть до начала Первой мировой войны их производили в разных странах, причем их формы и материалы были самыми разнообразными. Как сами коробочки, так и их коллекционеры находились под влиянием модного направления "La Belle epoque", особенности которого отчетливо проявлялись в разнообразии и декоративности предметов быта. Коробочки и шкатулки для почтовых марок изготавливались даже ювелирами по заказу клиентов, желающих украсить свой быт, сделать подарок или приз, а также в целях коллекционирования.

После окончания Первой мировой войны выпуск коробочек для марок временно прекратился, хотя их продолжали изготавливать, главным образом, в США и для США. Появились марочные буклеты и автоматы для продажи марок, а коробочки стали уходить в прошлое. Стиль роскоши и жизненной легкости эпохи модерна уступил место другому жизненному стилю, тем не менее, коробочки не были полностью исключен из производства, а также из жизни.

Начало. 1840-1880 гг.

Первые деревянные коробочки для марок   Позолоченная медная шкатулка для почтовых марок

Первым периодом существования коробочек для марок считаются 1840-1880-е гг. Это были непритязательные деревянные коробочки, изготовленные в городах Мочлайн и Танбридж. Производство медных коробочек с незатейливой гравировкой также началось довольно рано. Но лишь с 1854 г. появились настоящие инновации, касающиеся изготовления коробочек для марок.

Одна из инноваций состояла в механизме для увлажнения клеевой стороны марки. Коробочки нового типа состояли из контейнера и увлажняющего отсека. В этом отсеке находилась губка. Конструкция была далека от совершенства, поскольку отсек не был полностью водонепроницаемым, возникали опасения, что влага просочится в карман владельца коробочки. Собственно контейнер состоял из центрального шпинделя, который был соединен с небольшой рукояткой. Вращение рукоятки обеспечивало подачу марок из контейнера во внешнюю среду. Вокруг шпинделя была намотана полоска марок. Длина полоски не была ограничена числом марок в ряду листа, так как с помощью краев марочных листов можно было склеивать более длинные полоски.

Это новшество было продиктовано изобретением перфорации, которая позволяла с легкостью отделять марки одну от другой без помощи ножниц. С 1855 г. изобретатели начали патентовать разного рода коробочки, содержащие полоски марок, однако изобретение приживалось с трудом. Брайан Биит, автор многочисленных исследований по данной теме, знает всего один пример контейнера для полосок марок, изготовленного до 1900 г.

Примерно в 1865 г. вводится в обиход коробочка с пружинным механизмом, на которой выгравировано имя "Дж. Беддингтон" (о носителе этой фамилии ничего не известно). На заднюю сторону коробочки были методом гравировки нанесены почтовые тарифы, которые были действительны в период с 1865 по 1881 гг. С помощью пружинного механизма из коробочки можно было извлечь одну марку.

Цилиндрический диспенсер для почтовых марок с чеканкой

В 1868 г. сэр Джон Макнейлл, гражданский инженер на пенсии из Кенсингтона, Лондон, запатентовал аппликатор. Он представлял собой устройство с быстрой подачей марок, которое предусматривало придавливание марок к слегка увлажненному конверту. Естественно, что увлажнялось только то место, на котором предстояло поместить марку. Все известные аппликаторы этого типа были изготовлены из серебра сэром Джоном Хеннеллом. Вскоре началась розничная продажа таких устройств.

С 1870 г. началось производство коробочек для марок, содержащих два отделения, предусматривавшие хранение в них марок двух разных номиналов. Они изготавливались из меди с накладным серебром. Это были переделанные игольницы, конструкции которых разрабатывались с 1860 г. такими фабрикантами иголок как "В. Эйвори и сын" из Реддича и "Пери энд компани" из Лондона. Наличие таких игольниц стимулировало продажи этих фирм. 7 августа 1874 г. была зарегистрирована коробочка для марок, в которой могли находиться знаки почтовой оплаты четырех номиналов.

На пороге популярности. 1880-е гг.

В 1880-е гг. серебряные коробочки для марок стали широко производиться по обе стороны Атлантического океана. 28 января 1890 г. Джозеф Тэйлор из Бирмингема зарегистрировал кассету для марок с вращающимся внутренним рукавом, в то время как Сэмьюэл Леви в 1883 г. зарегистрировал пружинный дозатор для марок, причем на внутреннюю сторону крышки приклеивалась таблица с почтовыми правилами. В этом же году были запатентованы нож для разрезания бумаги и пресс-папье, в которых были отделения для марок. В 1880 г. Джеймс Аллен (опять-таки из Бирмингема) зарегистрировал карманные весы для взвешивания марок, и коробочку для марок, которые он изготовил из серебра и меди. Интересно, что все специалисты, принявшие решение об изготовлении коробочек для марок, были скорее ювелирами-производственниками, чем серебряных дел мастерами (ручная работа).

В середине 1880-х гг. на коробочки стали наносить эмалевые вставки в виде почтовых марок в технике тиснения по эмали. Краска соответствовала цвету определенного почтового номинала. Эмаль заливалась в тщательно прорезанные канавки. При этом очень тонко прорезалась перфорация, так что создавалась оптическая иллюзия настоящей почтовой марки.

Латунная трехкамерная шкатулка для марок

В США коробочки изготавливались из самых различных металлов. Уолтер Стивенсон из Аделаиды (Австралия) создал коробочку на пружине со скользящим экстрактором, на которой была надпись "Патент". Точная дата выдачи этого патента не установлена, однако в 1878 г. Стивенсон начал свой бизнес по изготовлению коробочек для почтовых марок.

В России мода на коробочки для почтовых марок появилась в конце XIX в. Самые известные ювелирные фирмы выполняли работы для своих заказчиков. Известны шкатулки и другие аксессуары для почтовых марок, выполненные русскими мастерами, например, фирмой К. Фаберже в русском стиле с использованием новых технологий нанесения горячих эмалей по гильоше; работы московской фирмы Федора Рюкерта, московской фирмы Густава Клингерта, петербургской фирмы NL, лаковые миниатюрные коробочки из папье-маше фабрики Вишнякова. Тем не менее, это направление не получило большого распространения, как, например, пасхальные яйца с сюрпризами, портсигары для подарков и наград или рамочки для фотографий.

Поскольку серьезных российских исследований данной тематики не производилось, то возможно, нас еще ждут находки заново атрибутированных или вновь открытых артефактов нашей тематики как из частных коллекций, так и из коллекций декоративно-прикладного искусства художественных музеев.

Пик популярности. 1890-1914 гг.

С годами техническая конструкция коробочек для марок совершенствовалась, их уже называли не только коробочками и шкатулками, но также дозаторами и диспенсерами. Технические характеристики коробочек описываются и оцениваются в зависимости от типа шарнира, типа защелки и числа отделений.

Однокамерный круглый диспенсер для марокВ соответствии с классификацией, созданной господином Брайаном Биитом в Почтовом музее Парижа, существует не менее 11 различных механизмов, лежащих в основе действия коробочек (или распределительных устройств) для марок, и обеспечивающих извлечение марок из коробочки. В соответствии с особенностями этих механизмов, можно выделить конструкции коробочек следующих типов:

• с шарниром на длинной стороне;

• с шарниром на короткой стороне;

• с пружинным механизмом;

• с открывающейся вверх крышкой;

• с поперечным шарниром;

• с внутренним рукавом, вращающимся вокруг нижней грани;

• с внутренним рукавом, вращающимся вокруг оси, размещенной в углу;

• внутренний рукав, который убирается под крышку;

• со скользящей крышкой;

• пружинный диспенсер, предусматривающий извлечение марок руками из отверстия в основании;

• пружинный диспенсер, извлечение марок из которого осуществляется путем вращения шпинделя.

На рубеже веков произведения декоративно-прикладного искусства становились все более изысканными с точки зрения дизайна и более функциональными с точки зрения использования. Именно тогда появились коробочки с несколькими отделениями, причем эти отделения были разного формата. Это повлияло на геометрию коробочек и на их толщину.

Начало двадцатого века было периодом интенсивного поиска новых конфигураций и новых конструкций.

После Первой мировой войны в производстве коробочек для почтовых марок произошли конструктивные изменения, в частности, изменилось число отделений. Такие коробочки, в которых можно хранить марки четырех разных номиналов, а уж тем более шести или десяти номиналов встречаются очень редко. Конструктивно эти коробочки выполнены таким образом, чтобы марки легче выскальзывали из них. Поэтому основание у этих коробочек наклонное. Существовала и такая конструкция, у которой два небольших отделения были обращены на одну сторону, и одно большое - на другую. Некоторые коробочки имели два прямоугольных отверстия в крышке, которые были закрыты стеклом. Через них можно было видеть, марки каких достоинств находятся внутри.

Трехкамерная серебряная шкатулка для русских марок   Трехкамерная латунная шкатулка для почтовых марок

Мода на эмаль

В начале XX в. появилась мода украшать стенки коробочек эмалевыми накладками. Эти композиции представляли собой крупные изображения марок. Они придавали коробочкам статус изящных ювелирных изделий. Для Великобритании выпускались шкатулочки с изображениями классических английских марок - это были подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Одновременно заявила о себе категория экспорта - для других стран в Англии изготавливали шкатулки с марками именно этих стран. Это обстоятельство помещало шкатулки в поле культурного экспорта.

Двухкамерная шкатулка с изображениями почтовых марок ВеликобританииЭмальерные накладки оказались очень популярными, они придавали коробочкам роскошный вид. Это новшество было изобретено в Великобритании для украшения коробочек для почтовых марок, а затем метод эмалевых накладок стал использоваться для украшения других коробочек, предназначенных не для марок: спичечниц, коробочек для булавок и других прямоугольных миниатюрных шкатулок.

В начале XX в. крышки коробочек для марок стали украшать золотом. Это был важный шаг на пути превращения шкатулочек для марок в престижный вид ювелирных сокровищ. Золото не темнеет, и это дает возможность владельцам избежать процедуры чистки внутренних поверхностей отделений шкатулочек.

В 1900-е гг. появились марки в рулонах и коробочки для марок стали называть рулонными диспенсерами, способствовало этому широкое внедрение перфорированных марок. Диспенсеры - устройства с поступательным движением марок изнутри наружу. Отныне марки загружались в коробочку в виде ленты, и их извлечение мыслилось как подача фрагментов этой перфорированной полоски изнутри наружу. Механизмы были самые разные.

Шедевром считается четырехсекционный диспенсер, который продавала фирма "Эберкромби энд Фитч". Это диспенсер круглой формы, причем над каждой прорезью размещено условное обозначение номинала марки.

Луис С. Тиффани, сын основателя известного Нью-Йоркского Ювелирного дома, значительно преуспел в выпуске привлекательной линейки продуктов: настольных принадлежностей, включающих шкатулки для почтовых марок, дизайнерских серебряных предметов для письма. Серебряная гальванопластика стала торговой маркой Тиффани на множестве шкатулочек для почтовых марок, которые продаются в эксклюзивных магазинах.

Знаменитый Карл Фаберже, придворный ювелир российского императорского двора, также широко известен своими шкатулками для почтовых марок, которые он успешно продавал своим состоятельным и высокопоставленным клиентам в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе. И, хотя его шкатулки для почтовых марок не столь роскошны, как Пасхальные сюрпризы, моду на которые в качестве подарков российским царицам до революции 1917 г. он создал, шкатулки для марок высоко ценятся за эксклюзивное качество исполнения. В общем, его шкатулки для марок - непревзойденные шедевры ювелирного мастерства.

Третье тысячелетие

Серебряная шкатулка-держатель для почтовых марок   Серебряная шкатулка для почтовых марок «Посылка»

Сегодня можно увидеть современные коробочки для марок, выполненные с применением новых технологий. Для их изготовления используются новейшие ювелирные техники и материалы: лиможский фарфор и серебро фирмы "Тиффани", горячие эмали, филигрань, витражное стекло, смешанные техники и др. Разнообразны формы, стилистика и предназначение. Полету фантазии в марочном искусстве нет предела. Есть и примеры картонных коробочек, например, можно назвать оригинальную картонную коробочку, созданную Катрионой Стюарт в 1991 г. Конечно, с точки зрения функциональности, шкатулки для почтовых марок становятся все менее востребованными, но как предметы коллекционирования и настольного украшения, они продолжают исполнять свое предназначение и в наши дни.

Шкатулки для почтовых марок с эмалью, ручная работа

В 2007 г. широко праздновался 150-летний юбилей первой русской почтовой марки, в Санкт-Петербурге была организована Всемирная выставка почтовых марок "Санкт-Петербург-2007", представители 60 зарубежных стран приняли в ней участие. Выставка проходила в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга "Манеж", который расположен рядом с ЦМС имени А. С. Попова. Поэтому музей подготовил ряд мероприятий, сопутствующих проведению выставки и дополняющих ее, и принимал у себя гостей Всемирной выставки.

Нефритовый нож для вскрытия почтовых конвертов   Серебряная подвеска-шкатулка для почтовых марок

Одна из временных выставок музея была посвящена как раз современным ювелирным шкатулочкам для почтовых марок, выполненным молодыми ювелирами города из клуба при Фонде искусства Фаберже, который осуществлял благотворительные программы в Санкт-Петербурге. Выставку мы назвали "Postart", и она включала в себя современные ювелирные объекты, отвечающие заданным требованиям, а именно: 1. Функциональность, т.е. они обязательно должны были быть объектами для хранения и публичного представления почтовых марок. 2. Этнографическая узнаваемость, поскольку рассматривались широкие планы развития проекта «Балтийская коммуникация». 3. Ювелирные техники и современная эстетика, свойственные дизайну XXI века.

В качестве специального приза от ЦМС имени А. С. Попова на Всемирной выставке почтовых марок "Санкт-Петербург-2007" была выставлена серебряная декоративная рамка для почтовой марки "Почтовая слава", выполненная в 2007 г. Оксаной Наумовой, членом Союза дизайнеров России, членом клуба ювелиров Фонда искусства Фаберже. Рамка была вручена победителю из Уругвая.

Серебряная декоративная рамка для почтовой марки «Почтовая слава»

Маленькая музейная выставка очень понравилась как отечественным, так и зарубежным участникам Всемирного форума. Безвременно ушедший Жан Фисор, президент Всемирного клуба редкой филателии из Монако, владелец Аукционного дома Дэвид Фельдман; президент Европейской академии филателии Хенк Слаббинк, безвременно ушедшая президент Фонда искусства Фаберже Джойс Ласки-Риид и другие высказали свое одобрение инициативному проекту. ЦМС имени А. С. Попова выпустил небольшой буклет выставки с изображением выставочных работ.

Коллекционеры и их коллекции. Выставки. Аукционы

Коллекция "Примроуз" - самая большая и разнообразная из всех, когда-либо появлявшихся на рынке. Данная коллекция была выставлена и распродана в мае 2000 г. на аукционе «Миллениум» в Лондоне Женевским Аукционным домом Дэвида Фельдмана. В этой коллекции особенно были сильны старейшие позиции. По всему свету эту коллекцию собирала очень просвещенная и преданная делу супружеская пара на протяжении 25 лет. В коллекции много интересных артефактов, которые собирались по одному, но "изюминкой" коллекции являются два раздела особенно уникальных. Это - настольные украшения и российские ювелирные шкатулки для почтовых марок.

Во всяком случае, русский раздел аксессуаров для почтовых марок оценивался очень высоко на всех последующих аукционах, как «без сомнения, сокровища коллекции», а также, по словам господина Брайана Биита, "высокое мастерство исполнения обеспечивает наслаждение от простого прикосновения к ним". Этому способствует качество изделий, уровень использованных материалов и ювелирные техники, которые невозможно повторить.

Позолоченная шкатулка с эмалью для почтовых марок

В данной коллекции также было много скромных вещей, поэтому любой коллекционер или интересующийся эксперт мог найти возможности для пополнения своих собраний. В коллекцию, кроме шкатулок для почтовых марок, были включены чернильницы, весы, письменные настольные приборы, другие почтовые аксессуары.

Вероятно, самые знаменитые позиции (работы фирмы К. Фаберже, Ф. Рюкерта) были приобретены самим владельцем Аукционного дома (по его собственным словам, сказанным во время проведения Всемирной выставки почтовых марок "Санкт-Петербург-2007"). И, поскольку эти артефакты пока более не были опубликованы в материалах последующих аукционов, то можно предположить, что они до сих пор находятся в указанной коллекции.

Шкатулка для марок с позолоченной эмалью   Ювелирная шкатулка для почтовых марок с эмалью по гильоше

Коллекция "Париж" шкатулочек для почтовых марок собиралась в течение 20 лет одним анонимным коллекционером, который хотел собрать вместе как можно больше определенных предметов по теме, максимально продвигать знания и интерес к почтовым коробочкам путем публикации книги о шкатулках для почтовых марок, а также демонстрировать эту коллекцию на филателистических и музейных выставках. Таким образом, коллекция демонстрировалась на выставке в Шведском почтовом музее в Стокгольме с 1986 по 1992 гг., затем в Почтовом музее Позолоченная шкатулка для почтовых марок фирмы ФабержеПарижа с 1992 по 1994 гг., а также в Национальном Почтовом музее Испании в Мадриде в 1995 г. Поскольку в 1995 г. Парижский Почтовый музей закрылся на реконструкцию, будущее коллекции в качестве передвижной выставки было под вопросом, и владелец принял решение выставить коллекцию на продажу на аукционе Кристи для того, чтобы сокровища нашли свои новые дома, а не оставались запертыми в хранилище.

Книга Брайана Биита "Шкатулки для почтовых марок", основанная на данной коллекции, была в 1994 г. опубликована Почтовым музеем Парижа, который имеет в своей коллекции небольшое количество ювелирных шкатулок для почтовых марок. Это издание дает базовую информацию по теме и является единственным, на информацию которого опираются все последующие исследователи и коллекционеры указанной тематики, включая данную презентацию.

С момента публикации до момента продажи коллекция удвоилась за счет современных экземпляров, обретя при этом редкие ценности. В коллекции собрано четыре шкатулки для марок фирмы Фаберже, быть может, наибольшее количество, которое было собрано в одном месте. Это обстоятельство только подчеркивает глубину и объем коллекции "Париж" с точки зрения материалов, форм и национальной принадлежности, от простых деревянных сувениров до роскошных и изысканных предметов ювелирного искусства, которые отвечают всем вкусам и всем кошелькам. И, хотя прямо об этом нигде не говорится, с большой долей уверенности можно утверждать, что эта коллекция до аукциона 2002 г. принадлежала Брайану Бииту. Коллекция "Париж" была распродана Аукционным домом "Кристис" в Южном Кенсингтоне, Лондон, в декабре 2002 г.

Позолоченная шкатулка для почтовых марок фирмы Фаберже

Коллекция "Голубые глаза" была продана Аукционным домом "SPINK" в июле 2009 г. в Южном Хэмптоне, Лондон. Коллекция редких и изысканных шкатулок для почтовых марок "Голубые глаза", возможно, одна из самых престижных в аукционной истории. Она собиралась в течение 35 лет скромным филателистом, который акцентировал свое внимание на необычных и раритетных вещах.

Серебряная шкатулка для почтовых марок

Эта уникальная коллекция состояла из 500 артефактов, выполненных в различных материалах и техниках, и никогда до данного аукциона не демонстрировалась широкой публике. Вкус коллекционера позволил собрать разнообразные экземпляры от очень экстравагантных до совсем простых, деревянных, а также изысканные, классические предметы, такие как знаменитые русские изделия фирмы К. Фаберже. Несколько шкатулок для почтовых марок пришли в коллекцию из других собраний, проданных на более ранних аукционах, например, эксклюзивные коробочки английского серебра. Такие вещи не часто меняют своих владельцев, поэтому иллюстрируют исключительность коллекции. Коллекция завораживала и притягивала внимание, как магнит. Независимый профессиональный издатель из Танбриджа, Великобритания, Гай Кротон отметил то удовольствие, которое испытывал при работе с этой коллекцией на аукционе "SPINK" от начала и до конца. Возможно, сам аукцион носил название "Blue Eyes" или "Голубые глаза", поскольку главным артефактом коллекции стала шкатулка для почтовых марок работы фирмы Фаберже, ранее принадлежавшая господину и госпоже Фрэнк Синатра. Госпожа Барбара Маркс Синатра, четвертая жена Фрэнка Синатры - автор написанной ранее и опубликованной в мае 2011 г. издательством "Crown Archetype" книги "Lady Blue Eyes: My Life With Frank" ("Леди "Голубые глаза" или моя жизнь с Фрэнком") Превосходной работы покрытая серебром с гильошировкой розовая эмалевая шкатулка, клейменая двуглавым орлом 1899-1908, была изготовлена в Москве в 1899 г. и является, без сомнения, уникальной. Рисунок крышки имеет растительный характер, украшен пятью сапфирами-кабошонами по углам и в центре растительной композиции, включает две розовых гильошированных пластинки и открывается сдвигом перемещаемой крышки, обнажая три удобных отделения для почтовых марок.

Позолоченная шкатулка для почтовых марок фирмы Фаберже   Трехкамерная латунная шкатулка для почтовых марок

Шкатулка была приобретена семьей Синатра в 1973 г. на аукционе "Sotheby Parke-Bernet", а затем куплена следующим владельцем в 1995 г. у семьи Синатра на аукционе "Christie`s". Данная шкатулка для почтовых марок была выставлена в «A la Vielle Russie» в Нью Йорке с 25 октября по 7 ноября 1961 г.

В заключение хочу:

1. Предоставить широкому кругу художников, ювелиров и искусствоведов, и просто интересующихся людей неумирающую тематику почтовой марки, которая до сих пор поражает и увлекает, а также несет новые возможности для исторических открытий в XXI «информационном» веке.

2. Привлечь дополнительные категории слушателей, читателей и посетителей в научно-технический музей - ЦМС имени А. С. Попова, расширяя круг интересов музея, и в то же время, продолжая оставаться в рамках музейной тематики.

3. Призвать исследователей, искусствоведов, экспертов и коллекционеров декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделий и почтовой тематики, а также любителей-филателистов объединить исследовательские усилия для новых открытий и атрибуции предметов по теме: "Шкатулки для почтовых марок".

4. Продолжить вовлечение отечественных и зарубежных музейных специалистов, коллекционеров и исследователей почтовой истории к участию в семинарах с целью обмена научно-исследовательской информацией по теме, а также совместных публикаций, в соответствии с резолюцией, принятой 11.10.2011 на Втором научно-практическом семинаре по истории почты и филателии.

5. Продолжить создание Единого Информационного Центра по изучению истории почты и знаков почтовой оплаты России на базе Центрального музея связи имени А. С. Попова с участием ИТЦ "Марка" и ФГУП "Почта России" под руководством Федерального агентства связи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Beet Brian. Les boites a timbres. Stamp boxes. - Paris.: Edition MP Musee De La Poste.

2. "The Primrose Collection of Stamp Boxes" including: scales, inkwells, desk and writing materials. David Feldman. Geneva, Switzerland. The Millennium Auction. London, Earls Court. May 27, 2000.

3. "The Paris Collection of Stamp Boxes". Christie's. South Kensington. December, 2002. Produced and printed by Christie's International Media Division.

4. "The "Blue Eyes" Collection of Fine and Rare Stamp Boxes». SPINK Auction. July 2009.

5. Stamp Box Study Circle Website. Articles. The Stamp Box Study Circle is a subgroup of the writing equipment society diary page updated with 2012 antiques fairs calendar.

6. Г. фон Габсбург, M. Лопато. Фаберже - придворный ювелир. - Вашингтон-СПб.: Государственный Эрмитаж и Фонд Искусства Фаберже,1993.- С. 134.

7. "The Faberge Case" from the private collection of John Traina with introductioi of Archduke Geza Von Habsburg and an essay by Danielle Steel. Published by Harry N. Abrams, Inc., NY. 1998.

8. Великий Фаберже. Каталог первой в СССР выставки. Helsinki: Издательство LenArt, напечатано Yhteistyo Оу, 1990.

9. Carl Faberge goldsmith to the Tsar. Nationalmuseum. Stockholm. 06.06.-19.10.1997. Каталог выставки. - Stockholm, 1997.- С. 128.

10. Golden Years of Faberge. Рисунки и объекты из коллекции Генриха Вигстрема (A La Vieille Russie, 2000).

11. Каталог новых поступлений. 2007-2008. Центральный музей связи имени А. С. Попова/ЦМС имени А. С. Попова; Под общ. ред. Л.Н. Бакаютовой.-СПб., 2008.- 216 с: ил.

Автор статьи: Бакаютова Людмила Николаевна, кандидат культурологии, директор ЦМС имени А.С. Попова (г. Санкт-Петербург).

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение