Формирование облика Санкт-Петербурга в период правления династии Романовых

В качестве иллюстраций используются картмаксимумы из коллекции автора

Санкт-Петербург справедливо называют музеем под открытым небом. Однако мы забываем, что эта крылатая фраза относится только к исторической части города, той части, которая формировалась в период правления династии Романовых.

Санкт-Петербург основан императором Петром Первым (Петром Алексеевичем Романовым), и поэтому город по праву можно считать столицей петровских реформ, которые определили его развитие на многие годы.

Город расположен в дельте реки Невы с ее многочисленными рукавами и островами между ними. Место определило архитектурные основы города и в значительной степени повлияло на его развитие. Здесь же, на самом берегу Невы, за три дня, с 24 по 26 мая, солдаты-плотники срубили домик для самого Петра I - «Первоначальный дворец», как его тогда называли. Это небольшое одноэтажное здание (12,7x5,7 м) из обтесанных сосновых бревен, с невысокими потолками. В настоящее время в нем расположен Историко-мемориальный музей «Домик Петра I».

Петр Первый разработал план, согласно которому город представляет сбой трехлучевую систему расположения главных улиц - Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, исходящих лучами из центра, которым служило Адмиралтейство. В соответствии с этим планом все правящие потомки династии Романовых строили Санкт-Петербург более двухсот последующих лет.

Картмаксимум со стандартной маркой «Петропавловская крепость» 1995 года   Картмаксимум с маркой «Петропавловская крепость» 2002 года

Особое место в городе занимает первая каменная постройка - Петропавловская крепость (архитектор Доменико Трезини). День закладки крепости - 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 г. считается датой основания города, названного Санкт-Петербургом. Мощные каменные стены, как будто выходящие из воды, и шпиль собора, пронзающий небеса, делают уникальным ее вид, издалека открывающийся взору, и представляют неотъемлемую часть широкой невской панорамы. Представлен классический картмаксимум (КМ), созданный на основе марки (№ 746), погашенной 24.05.2002 штемпелем, посвященным 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, в первый день выпуска марки в почтовое обращение.

Крепость получила название Петропавловской после строительства в ней Собора Святых Апостолов Петра и Павла. В посвященном собору КМ использована стандартная марка (№ 195), которая погашена уникальным штемпелем «С новым тысячелетием». Название крепости постепенно стало применяться ко всему растущему вокруг городу. Позже на шпиле собора была установлен флюгер в виде фигуры крылатого ангела, со временем ставшего оберегом города.

Для защиты города от неприятеля и создания российского флота Петр Великий строит Адмиралтейскую верфь (в будущем Адмиралтейство - главное морское ведомство России). На ретро-КМ, выполненном на базе стандартной марки (№ 201), погашенной календарным штемпелем Санкт-Петербурга, Адмиралтейство изображено со стороны Невской першпективы, как в начале XVIII века называли Невский проспект (гравюра выполнена во второй половине XVIII века неизвестным художником с рисунка М.И. Махаева, 1748).

Открытки с марками, погашенные специальными штемпелями

При непосредственном участии Петра I заложено также представленное на следующем КМ здание Двенадцати коллегий на Стрелке Васильевского острова (архитекторы Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, 1722-1734). Здание предназначалось для размещения высших органов государственной власти - коллегий. Позже здание было отдано университету. КМ посвящен 150-летнему юбилею Санкт-Петербургского университета. На открытке показана репродукция с картины художника С. М. Штейнберга, на которой изображен торец университета. Марка (№ 3725) выпущена в 1969 г. специально ко дню юбилея университета и погашена юбилейным штемпелем. Министерства (бывшие коллегии) разместились в центральной части города - здании Сената и Синода, место для которого также выбрано царем Петром I.

Слева от здания Двенадцати коллегий была возведена Кунсткамера (Палата курьезов) по проекту С. Чевакинского (еще без вышки над башней) для размещения первого отечественного музея, библиотеки, Академии наук, анатомического театра и астрономической обсерватории. Создание Кунсткамеры здесь же на Стрелке Васильевского острова делало ее будущим центром города. Петр планировал сделать эту площадку деловым и торговым центром Санкт-Петербурга. КМ на эту тему сделан еще в 1957 г. с помощью марки (№ 1966), на которой изображены здание Петровской кунсткамеры и гениальный русский ученый, мыслитель и поэт М. В. Ломоносов, который в нем работал. Погашен КМ 3.02.1957 календарным штемпелем Ленинградского почтамта (ныне Санкт-Петербург).

Картмаксимумы с марками «Портрет М.В. Ломоносова» и «Летний сад»

Петр I уделял внимание и ландшафтной архитектуре города. С точки зрения ее эволюции интерес представляют КМ, посвященные Летнему саду. Для создания сада из Европы были приглашены лучшие ландшафтные архитекторы. С самого начала при непосредственном участии и патронате Петра I архитектор Жан-Батист Леблон создавал сад как регулярный. Собственноручно разработанный императором план-чертеж сада сохранился до наших дней. Сад был разбит в 1704 г., позже украшен античными скульптурами, а в 1720-х гг. между садом и Марсовым полем была прорыта Лебяжья канавка. Ретро-КМ выполнен на основе репродукции с картины неизвестного художника «Летний сад. 1800-е годы», хранящейся в Государственном музее им. А. С. Пушкина, и выпущенной в 2003 г. к юбилею Санкт-Петербурга марки (№ 854) с изображением аллеи Летнего сада, украшенной античными скульптурами.

Таким образом, при Петре Первом сформировалась центральная часть Санкт-Петербурга и принципы его дальнейшего развития. Однако царь не забывал и об окрестностях столицы.

В качестве парадной приморской резиденции Петр I создал Петергоф. Уже в августе 1723 г. состоялось торжественное открытие Петергофа - этого царства фонтанов (142 фонтана и 3 каскада). Центром композиции стал Большой дворец (архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) с каскадом фонтанов, соединенных каналом с Финским заливом. КМ на данный сюжет построен на марке (№ 5794), выпущенной в серии «Дворцы-музеи Ленинграда». Погашен КМ 25.12.1986 штемпелем первого дня, название которого аналогично названию серии. Главный из каскада фонтанов - фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва». КМ на этот сюжет выполнен на основе современной марки, выпущенной 20.09.2000 в серии «Россия. XX век. Культура» под девизом «Восстановление памятников культуры». Погашен КМ календарным штемпелем Петродворца (ныне Петергоф) 15.01.2002.

Картмаксимумы с дворцами и фонтанами Петергофа и Дворцом Меншикова

Кроме Большого каскада, в Петергофе можно увидеть строгие и величественные фонтаны «Адам» и «Ева» с высокими струями, фонтаны-шутихи «Дерево» и «Скамейка», каскады с текущими водными потоками «Римский» и «Золотая гора» и ряд других. Коллекция включает множество петергофских сюжетов, послуживших основой для создания различных вариантов картмаксимумов.

В данной статье мы не можем обойти стороной самое роскошное и самое «столичное» здание строящегося города - Меншиковский дворец (архитектор Иоганн Готфрид Шедель), воздвигнутый в 1714 г. на набережной стрелки Васильевского острова, который Петр Первый подарил Александру Даниловичу Меншикову - первому губернатору Санкт-Петербурга. Меншиковский дворец не раз служил местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей, балов и праздников. Хозяин выбрал великолепное место для своего дворца: в центре города, недалеко от будущего торгового центра и главной пристани Петербурга - Стрелки Васильевского острова. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.

КМ на данный сюжет создан на основе марки № 1971, выпущенной в 1956 г. к 200-летию со дня учреждения указом императрицы Елизаветы от 30 августа 1756 г. в Петербурге первого театра: на ней в качестве одного из сюжетов изображен Пажеский корпус (б. дворец Меншикова), в котором располагался театр. Базой для КМ служит открытка с изображением Меншиковского дворца (издательство «Лен-фотохудожник», 1951). Погашена марка календарным штемпелем 30 августа 1957 г.

После смерти императора Петра Великого в 1725 г. на престол взошла его супруга Екатерина Первая. Она правила недолго, всего два года. Главной архитектурной жемчужиной ее царствования можно назвать Екатерининский дворец. Здание заложено по ее приказу еще в 1717 г. под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы.

Открытки и марки с Екатерининским дворцом и Аничковым мостом

В 1743 г. недавно взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрел свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 г. она поручила архитектору Франческо Бартоломео Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко. 30 июля 1756 г. состоялась презентация 325-метрового дворца потрясенным российским вельможам и иностранным гостям. Екатерининский дворец, который служит композиционным центром дворцово-паркового ансамбля Царского Села, несомненно, является второй (после Петергофа) жемчужиной в дворцовом ожерелье Санкт-Петербурга.

КМ «Екатерининский дворец». На открытке изображена центральная часть дворца с двумя симметрично расположенными относительно центра скульптурами. В качестве марки (№ ИЗО) для данного КМ выбрана центральная часть сцепки из трех марок с изображением панорамы Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. КМ погашен штемпелем первого дня, который соответствует дню выпуска марки в почтовое обращение и 250-летию завершения строительства.

В 1741 г., сразу после вступления на трон, императрица Елизавета Петровна приказала архитектору М.Г. Земцову построить дворец на территории между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта. Завершил строительство Ф. Б. Растрелли.

Название «Аничков» дворец получил от Аничкова моста, построенного через реку Фонтанка, которая в XVIII веке была границей города. Аничков был первым дворцом на Невском проспекте. Главный фасад здания обращен на Фонтанку и многие гости прибывали сюда именно водным путем.

Аничков дворец можно видеть на ретро-картмаксимуме, созданном на открытке-репродукции с акварели В.С. Садовникова «Аничков мост. 1840-е годы», которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Марка (№ 849), используемая в КМ, погашена в первый день ее выпуска, 15.05.2003, специальным штемпелем ПД «Санкт-Петербург 300 лет».

Этот же архитектор Франческо Бартоломео Растрелли построил самый главный дворец Санкт-Петербурга - Зимний, ныне Государственный музей Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира. До него на этом месте было построено уже три зимних дворца. Этот был четвертым.

Дворец построен для возвышения славы Российской империи как резиденция императрицы великой державы и в будущем - всех российских монархов.

Открытки и марки с Зимним дворцом и «Медным всадником»

Дворцовая площадь и дворец представляют собой первый архитектурный ансамбль. Не случайно изображение Зимнего дворца появилось на марке, выпущенной Россией еще в 1913 г. (номинацией 2 руб.). КМ на основе этой марки и открытки, выпущенной издательством «Richard», создан 7 апреля 1916 г. с помощью календарного штемпеля «Петроград» и является очень редким КМ императорской России.

Итак, градостроительные усилия Петра Первого и его дочери создали основу для развития города в период формирования российской столицы их последователями.

Длительное правление императрицы Екатерины Великой (1762-1796) позволило ей внести большой вклад в развитие облика Санкт-Петербурга. И хотя, строго говоря, она не является кровным продолжением династии Романовых, она вполне легитимна, являясь законной супругой потомка этой династии. Этот факт и длительность правления позволяют нам рассматривать ее вклад в развитие облика Санкт-Петербурга в рамках темы статьи вполне приемлемым.

Прежде всего, речь идет о памятнике Петру I на Сенатской площади, поставленном императрицей Екатериной II с надписью «PETRO prima CATHARINA secunda MDCCLXXXII, который с легкого пера великого поэта России А. С. Пушкина стали называть - Медный всадник. Медный всадник стал одним из символов Санкт-Петербурга. На рис. 14 представлен один из первых российских картмаксимумов. Он создан на основе марки с изображением Медного всадника, выпущенной в 1905 г. в пользу сирот воинов действующей армии. Марка погашена 13 мая 1908 г. календарным штемпелем «С. Петербургъ».

Не менее важным в период правления Екатерины II является строительство Академии художеств (1764-88) в стиле раннего классицизма по проекту архитекторов А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Величественное здание Академии построено на набережной недалеко от Меншиковского дворца. Парадный вход Академии художеств украшен великолепными скульптурами Геркулеса и Флоры. Позже пристань перед стоящим на Университетской набережной зданием Академии художеств была украшена фигурами египетских сфинксов, гранитными скамейками с бронзовыми светильниками и грифонами.

КМ создан на основе марки (№ 2216), выпущенной в августе 1958 г. к юбилейной выставке государственной коллекции почтовых марок. Выставка проходила в здании Академии художеств СССР в Ленинграде. Погашен КМ специальным штемпелем «Юбилейная выставка сто лет русской почтовой марке 1858-1958». Открытка выпущена издательством «M.ST BERLIN».

Особого внимания в этой ретроспективе архитектурных дел императрицы Екатерины Великой заслуживает возведение специального здания для Российской Академии наук (1783-85), которая ранее располагалась в здании Кунсткамеры, созданной Петром Первым.

Открытки и марки со зданием Академии Художеств и Мраморным дворцом

В период царствования императрицы Екатерины Второй было построено несколько дворцов - Мраморный (1768-85), Таврический (1783— 89) и др.

Мраморный дворец (архитектор Антонио Ринальди) был построен для фаворита императрицы Григория Орлова, который помог ей взойти на престол. Однако жизнь внесла свои коррективы, и ему так и не удалось пожить в этом прекрасном здании. Дворец расположен в прекрасном открытом месте на берегу широкой части Невы. Нижнюю часть фасада дворца облицевали гранитом. Для облицовки стен как наружных, так и внутренних залов вместо традиционной штукатурки использовали 32 сорта мрамора. Отсюда и его название - «Мраморный дворец». Белый мрамор привозили из Италии, другие облицовочные материалы добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озер. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.

Мраморный дворец на марке появился только однажды, 22.04.1988, в связи с годовщиной со дня рождения В. И. Ленина в серии марок с изображением филиалов Центрального музея Ленина. Поэтому КМ создан именно с этой маркой. В настоящее время дворец передан Русскому музею. Погашен КМ 22.05.1988 постоянно действующим в то время штемпелем «Музей истории Ленинграда».

Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов, 1783-1789) представляет особый интерес. Таврический дворец был построен Екатериной Великой для своего фаворита и ближайшего помощника Григория Александровича Потемкина. Императрица высоко ценила деятельность Потемкина во благо России. После императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве. За заслуги в укреплении и обустройстве юга страны ему был пожалован титул Светлейшего князя Таврического. Отсюда и название дворца, расположенного на левом берегу Невы. Дворец построен по русской традиции в виде сильно растянутой буквы «П». Увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус оформлен шестиконечным портиком дорического ордера. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные.

4 апреля 1906 г. в Таврическом дворце проходило первое заседание Государственной думы России, которой в 2006 г. исполнилось 100 лет. В честь этого юбилея 4.04.2006 был изготовлен штемпель, позволивший создать КМ на основе марочной части конверта, выпущенного для Международного симпозиума «Почтовая тройка-2001» (за отсутствием марки).

Открытки и марки с Таврическим дворцом и решеткой Летнего сада

Нашла свое продолжение и работа в ландшафтной архитектуре. Именно при Екатерине II была установлена знаменитая решетка Летнего сада вдоль северной его стороны в связи с обустройством набережной Невы в 1784 г. Решетка сада - одно из лучших произведений архитектуры классицизма - гармонично вошла в пейзаж сада и набережной. Ее изяществом и красотой можно любоваться во все времена года: зимой, когда цоколь припорошен снегом, а колонны и металлические звенья покрыты инеем; летом, когда розовые лучи заката освещают на зеленом фоне четко выделяющийся рисунок и блестящую позолоту; ранней весной, когда на фоне лазурного неба прорисовываются тончайшие детали звеньев. Она также хороша осенью в золотом убранстве деревьев. Именно поэтому Анна Ахматова воспевала ее в своих стихах. К 100-летнему юбилею поэта была выпущена почтовая открытка, на марочной части которой была изображена решетка Летнего сада. Она послужила марочной основой для КМ на данный сюжет, погашен КМ специальным штемпелем, выпущенным в 1989 г. к юбилею великого поэта России - Анны Ахматовой.

После Екатерины Великой трон наследовал ее сын Павел I (1796-1801). Можно смело утверждать, что основным архитектурным сооружением в период его правления был Михайловский или Инженерный замок. Его серьезный и таинственный вид вдохновлен романтическими веяниями. Замок кардинально отличается от современных ему классических построек. Ни один из фасадов не повторяет другой. Северный фасад, похожий на загородный дом, выходит на Мойку и Летний сад. Широкая передняя лестница, ведущая в сад, украшена статуями Геракла и Флоры. Главный южный фасад, который выходит на площадь, где проходили парады, выглядит подчеркнуто монументально.

Открытки и марки с Михайловским (Инженерным) замком и зданием Российской Национальной Библиотеки

Удивительная красота замка восхищает петербуржцев и гостей города и является причиной огромного количества открыток, показывающих замок с разных сторон. Многие из них послужили основой для создания КМ. На рис. 19 представлен КМ с маркой (№ 668), на которой изображен «Михайловский замок с набережной Фонтанки» - репродукция с картины Б. Патерсена 1801 г. Погашен КМ 15 марта 2001 г. специальным штемпелем первого дня «300 лет Санкт-Петербургу».

В это же время реализованы другие значимые проекты. Особое место среди них занимает строительство Российской национальной библиотеки (РНБ), 200-летие со дня основания которой город праздновал 22.05.1995. Тогда же создан КМ на эту тему, где в качестве марки использована марочная часть с почтовой карточки (№ 38), посвященной юбилею РНБ. Погашен КМ календарным штемпелем 14.01.1996 г.

Павел I, сохранивший по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 г. выразил желание, «чтобы колыбель флота, Морской кадетский корпус, был близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург. Специально для Морского корпуса архитектором Ф. И. Волковым было построено здание на углу набережной лейтенанта Шмидта и 12-й линии, которое корпус занимает по настоящее время.

КМ «Морской корпус» в коллекции относится к теме «Санкт-Петербург - столица петровских реформ» и неоднократно демонстрировался на выставках. Основой для КМ стал один из сюжетов двухсюжетной марки России (№ 652), выпущенной в обращение 10.01.2001 и открытка издательства «Ришаръ» (до 1920 г.). Погашен КМ 27.05.2003 ПД штемпелем «День основания города».

Начало строительства Казанского собора приходится на период правления Павла I, а завершение - на период правления его сына Александра I, унаследовавшего трон. Казанский кафедральный собор построен в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери (архитектор А. Н. Воронихин) и освящен 15 июня 1811 г. В Петербург старинная копия иконы была доставлена по велению Петра I в 1710 г.

Открытки и марки со зданием Морского Корпуса и памятником А.В. Суворову на Марсовом поле

Начиная свое правление, император Александр I отдал дань великому русскому полководцу А. В. Суворову, поставив ему памятник на Марсовом поле. КМ выполнен на основе марки (№ 1055) с портретом великого русского полководца А. В. Суворова, выпущенной в честь его 275-летнего юбилея и погашенной 15.09.2005 в первый день выпуска марки в обращение специальным юбилейным штемпелем.

Большое внимание царь уделял оформлению Стрелки Васильевского острова. В 1803-1804 гг. архитектор Тома де Томон разработал строительный проект для Стрелки, принципы которого в основном сохранились до наших дней. Акцент был сделан на художественном эффекте, производимом контрастом между горизонтальной линией набережной и мощным зданием Фондовой биржи с величественной колоннадой.

Стоящие по бокам Стрелки Ростральные колонны украшены носами (рострами) кораблей, символами владычества над водной стихией. Вертикальные Ростральные колонны-маяки, на которых в праздничные дни зажигаются огни, подчеркивают центральное место Фондовой биржи в архитектурном ансамбле площади. С востока площадь обрамляет облицованная гранитом набережная с пологими, украшенными гранитными шарами спусками-причалами.

Это самое красивое место в городе показано на КМ с птичьего полета. Маркой послужила одна из серии, выпущенной к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. На марке представлена репродукция с картины К. П. Беггрова «Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости». На противоположном берегу Малой Невы мы видим Стрелку Васильевского острова. Погашен КМ 15.03.2001 специальным штемпелем первого дня «300 лет Санкт-Петербургу».

Горный и Смольный институты строились практически одновременно (1806-08). Здание Горного института на набережной Невы первым встречало приплывающие в Петербург суда. Его строительство велось А.Н. Воронихиным параллельно с сооружением Казанского собора, но в более короткие сроки. Здание выполнено в стиле ампир. Главный фасад здания с двенадцатиколонным дорическим портиком обращен к Неве и занимает важное место в невской панораме. По обе стороны от парадной лестницы стоят скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геракл, удушающий Антея», выполненные по моделям В.И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова из пудожского камня.

КМ на сюжет «Горный институт» изготовлен на основе фотооткрытки 1953 г. с маркой СССР (№ 4286), посвященной 200-летию Ленинградского горного института, отмеченного в октябре 1973 г. Погашен КМ календарным штемпелем 1.11.1973 г.

Открытки и марки со Стрелкой Васильевского острова, Сольным и зданием Горного института

В начале XIX в. было принято решение построить для Смольного института - института благородных девиц, открытого еще Екатериной Великой, новое специальное здание. Его проект разработал прекрасный мастер классической архитектуры Джакомо Кваренги. Преклоняясь перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, Кваренги, решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда была создана большая площадь, а с противоположной стороны заложен регулярный сад.

Все КМ на тему «Смольный» относятся к советскому периоду и имеют политическую окраску, так как в советское время Смольный занимал уникальное место в городе: там располагались все властные структуры, в том числе политические - Обком и Горком Коммунистической партии. Мне не без труда удалось найти КМ без политики. Марка (№ 1738), являющаяся основой КМ уникальна. Она напечатана в 1953 г. специально к празднованию 250-летия Ленинграда. Однако в связи со смертью главы государства И. В. Сталина торжества отменили, и марку в обращение не выпустили. Только в 1957 г., спустя четыре года, город торжественно отметил свой юбилей. Марки сохранили прежние, сделав на них надпечатку «250 лет Ленинграда». Погашен КМ в день основания города 27.05.1957 г. календарным штемпелем.

Построив Горный и Смольный институты, император сосредоточил свое внимание на реконструкции площадей, которые оформились к тому времени, но были в некотором запустении. Александра I настолько беспокоил внешний вид города, что он даже учредил Комитет строений и гидравлических работ для создания новых улиц и приведения в порядок старых.

Этой работе в значительной степени была посвящена деятельность Карла Ивановича Росси, создавшего ряд архитектурных ансамблей в центральной части города, объединяющих в единое целое большие пространства, придавая им законченный изысканный вид, которые до настоящего времени являются украшением Санкт-Петербурга и находятся под патронатом ЮНЕСКО.

Так, в 1819-1825 гг. Карлом Росси была проведена реконструкция пространства на юге Марсова поля вплоть до Невского проспекта (от Садовой ул. до канала Грибоедова). Здесь по его проекту был построен Михайловский дворец для сына императора Павла I - великого князя Михаила Павловича (отсюда название дворца). Михайловский дворец строился как центр композиционного ансамбля площади Искусств (б. Михайловской). Расположенные здесь постройки других зодчих, например, Михайловский театр, здание Дворянского собрания (ныне Филармония) проектировались с учетом доминанты дворца, и поэтому великолепно гармонируют друг с другом, поддерживая его значимость. Кроме того, Карлом Росси создана Михайловская улица, соединяющая площадь Искусств с Невским проспектом, и Манежная площадь. Все это пространство было устроено как единый архитектурный комплекс.

Михайловский дворец - одно из уникальных творений классицизма, благодаря своим совершенным пропорциям, воспринимается как храм (или дворец) искусства. Не удивительно, что в 1898 г. в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III. Здесь можно увидеть памятники древнерусской живописи, произведения художников и скульпторов XVIII-XXI вв., коллекции предметов прикладного искусства и многое другое.

На эту тему создан классический ретро-КМ на основе открытки с акварели К. П. Беггрова «Михайловский дворец. 1832», хранящейся в Русском музее, и марки из блока (№ 434), погашенной 17.03.1998 штемпелем ПД «Государственный Русский музей. 300 лет».

Открытки и марки с Михайловским дворцом и Зимним дворцом

Не менее значимым для Санкт-Петербурга творением Карла Росси является архитектурный комплекс, охватывающий Дворцовую площадь со зданием Главного штаба. Его знаменитая двойная триумфальная арка, изменив направление Большой Морской улицы, соединила Невский проспект с Дворцовой площадью, органично вписав здание в архитектуру Дворцовой площади с Зимним дворцом, Адмиралтейством и зданиями министерств. Увенчана арка Главного штаба, перестроенного великим архитектором, скульптурной группой «Слава» в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г., которая должна была придать уникальному ансамблю Дворцовой площади особую полноту гражданственного, патриотического звучания.

КМ на эту тема множество. В контексте статьи, вероятно, целесообразно привести КМ «Дворцовая площадь с птичьего полета», на котором хорошо видна вся компоновка площади с доминантой в виде Александровской колонны, со зданием Главного штаба, соединяющим здания министерств в один архитектурный ансамбль. КМ выполнен на основе марки (№ 5793) из серии «Дворцы-музеи Ленинграда», погашенной постоянно действующим штемпелем «День основания города».

Здесь же на Дворцовой площади расположено Адмиралтейство - главное морское ведомство, являющееся связующим звеном пространства трех центральных площадей Петербурга: Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской.

Открытки и марки с главными достопримечательностями Санкт-ПетербургаАдмиралтейство перестраивалось три раза. Последний раз Адмиралтейство перестраивал А. Д. Захаров в 1806-1823 гг. по указу Александра I. Именно это здание стало символом морского могущества России. Здание состоит из двух П-образных корпусов, между которыми проходил канал, позднее засыпанный. Здание богато украшено скульптурами. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: Огонь, Вода, Земля, Воздух, четыре времени года, четыре стороны света, музы астрономии и др. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.

Современный вариант КМ на этот сюжет создан на основе открытки с изображением центральной части Адмиралтейства и марки (№ 747) с позолоченным флюгером в виде кораблика. Погашен КМ 6 июля 2003 г. специальным штемпелем «День работников морского и речного транспорта» на Петербургском почтамте. Этот КМ интересен именно штемпелем, который встречается крайне редко.

Золотой шпиль Адмиралтейства доминирует в петербургском пейзаже и придает неповторимый облик центру Петербурга. Его трехмачтовый фрегат давно стал эмблемой города на Неве.

Третьим архитектурным ансамблем, построенным выдающимся архитектором Карлом Росси в это время, была Театральная площадь (ныне пл. Островского). Ее композиционным центром стал Александрийский театр. КМ на эту тему создан в день 225-летия Александрийского театра в 1981 г. на основе марки (№ 5218), погашенной юбилейным штемпелем.

К. И. Росси создал неповторимый архитектурный ансамбль, включающий, кроме театра, площадь перед ним и Театральную улицу, носящую в настоящее время его имя. Это самая симметричная улица в мире: ее длина и ширина, а также высота строго симметричных зданий соответственно 220, 22 и 22 метра.

Марка (№ 3718) с изображением улицы Зодчего Росси (бывшая Театральная) позволила создать несколько КМ. Разнообразие создают штемпеля, посвященные различным юбилейным датам: штемпель «200 лет со дня рождения архитектора К. И. Росси»; или штемпель, посвященный юбилею великой русской балерины Анны Павловой, которая училась в хореографическом училище, расположенном на этой улице; или штемпель, выпущенный к юбилею Александринки, как любя называют петербуржцы Александрийский театр. Все они дали возможность при ограниченном числе сюжетов на открытках создать разные варианты КМ. Приведем здесь один из перечисленных вариантов КМ.

В рамках данного архитектурного ансамбля была оформлена также площадь Чернышева моста (сейчас площадь Ломоносова) на другом конце Театральной улицы у Фонтанки.

Закончен ансамбль был в период правления Николая I - преемника Александра I на престоле. Новый император продолжил создание уникальных архитектурных ансамблей. В 1824-1839 гг. последней крупной работой Карла Ивановича Росси стало строительство здания Сената и Синода и окончательное оформление площади, соединяющей Адмиралтейскую и Английскую набережные. Она ограничена с востока Адмиралтейством и с запада зданием Сената и Синода, высших органов государственной и церковной власти России в XVIII веке. В честь Сената в 1860-х гг. площадь получила свое название.

В этой связи интерес представляет КМ, выполненный с использованием марки (№ 666), представляющей репродукцию с рисунка Б. Патерсена «Сенатская площадь и памятник Петру I. 1799 г.», и открытки с современной фотографии В. Стукалова. На марке, по сравнению с открыткой, отсутствует построенное позже здание Сената и Синода, являющееся украшением площади.

Открытки и марки с основными достопримечательностями Санкт-ПетербургаВ это же время было продолжено строительство Исаакиевского собора, начатое Александром I. Исаакиевский собор с куполом из темного золота играет организующую роль в архитектурном силуэте Санкт-Петербурга. Со смотровой площадки собора можно увидеть строгую планировку и благородство пропорций города.

КМ «Исаакиевский собор» создан на основе марки России (№ 745), выпущенной в 2002 г. к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Погашен КМ специальным штемпелем ПД «300 лет Санкт-Петербургу» 27.05.03, в день основания города.

Много сделал император и для прославления российского воинства - возведение Александровской колонны на Дворцовой площади, Нарвских ворот, Измайловского собора, установка памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и Барклаю де Толли, обеспечивших победу России в Отечественной войне 1812 г. На все перечисленные и многие другие (Новый Эрмитаж, Мариинский дворец, Лютеранская церковь) созданы КМ. Приведем в качестве примера КМ «Александровская колонна». Марочной частью для него послужила марка (№ 852) из серии, выпущенной к 300-летию Санкт-Петербурга. Погашен КМ 15.05.03 в первый день выпуска марки в обращение соответствующим юбилейным штемпелем «Санкт-Петербург 300 лет».

Особое внимание царь уделял созданию системы сообщений как внутри города между многочисленными островами, так и вне его. При нем были построены Московский (б. Николаевский) вокзал и первый постоянный мост через Неву - Благовещенский, реконструированы многие мосты через реки и каналы - Банковский мост обрел летающих грифонов, на Аничковом мосту были установлены четыре конные группы «Укрощение коня», обрели законченную форму Конюшенные мосты и пр.

КМ «Банковский мостик» создан на основе двух-сюжетной марки (№ 748). Марка - одна из трех выпуклых марок, изготовленных во Франции с золотым тиснением в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, придает картмаксимуму особую изысканность. Погашена марка непосредственно в день 300-летия Санкт-Петербурга. Ретро-картмаксимум «Укрощение коня» выполнен на основе репродукции с акварели B.C. Садовникова «Аничков мост. 1840-е годы», которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Марка (№ 849) из юбилейного выпуска, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга, позволила создать классический картмаксимум. Художник А. Жаров разработал интересный дизайн марки, состоящий из двух сюжетов, посвященных одной теме - вид на Аничков мост через реку Фонтанку, и дополнительно к нему выпукло, в большем масштабе, показана одна из его скульптур «Укрощение коня». КМ погашен 15.05.2003 юбилейным штемпелем ПД «Санкт-Петербург 300 лет».

Император Александр II, сменивший на престоле Николая I, отдал дань памяти своим предшественникам, увековечив их образ в уникальных памятниках, являющихся выдающимися произведениями скульптурного и архитектурного искусств.

Первым был памятник императору Николаю I. Скульптурный портрет изображает императора в парадной форме Кавалергардского полка. С четырех сторон памятник окружают красивые фонари и решетка. Он украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. На пьедестале расположены горельефы, запечатлевшие основные события периода царствования Николая I: восстание декабристов в 1825 г., подавление холерного бунта на Сенной площади в 1831 г., награждение М. М. Сперанского за составление первого свода законов в 1832 г., открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва в 1851 г.

В КМ на данную тему использована марка (№ 1240) с портретом Николая Павловича, выпущенная 8 августа 2008 г. в серии «История Российского государства». На открытке, являющейся основой КМ, изображен памятник императору Николаю I, который был открыт 25 июля 1859 г. на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (автор проекта скульптуры - Огюст Монферран, над проектом коня работал Петр Клодт). Памятник уникален с инженерной точки зрения: массивная скульптура высотой более 16 м имеет всего две точки опоры - задние ноги коня. Памятник соперничает с лучшими статуями Европы.

Вторым был памятник императрице Екатерине II, великой прабабушке Александра II. На памятнике Екатерина Великая (скульптор М. О. Микешин, архитекторы Д. И. Гримм, В. А. Шреттер) стоит в окружении девяти ее ближайших соратников. Их скульптуры, выполненные А.М. Опекушиным, расположены на скамье постамента.

Счастье, что политические бури, сквозь которые пришлось пройти городу, пощадили памятник российской императрице Екатерине II. Памятник был торжественно открыт 24 ноября 1873 г.

Открытка «Царь - плотник» и марка с изображением Зимнего дворцаДля КМ взята портретная марка из блока (№ 939). Поскольку меня интересует памятник Екатерине II, а не ее портрет, марка используется вместе с частью поля блока, на нижнем участке которого изображены скульптуры государственных деятелей екатерининской эпохи, которых в наше время назвали бы ее командой. Филателисты не советовали мне помещать на открытку фигуры чиновников. Однако я придерживаюсь другого мнения. Эти выдающиеся люди сделали государство и императрицу великими. Они не случайно присутствуют на памятнике и представлены на поле блока, и не показать их на КМ, посвященном памятнику, где на открытке их отчетливо видно, было бы ошибкой. Их присутствие не противоречит правилам, оно позволяет лишь более детально рассмотреть каждого из них.

Погашен КМ в Санкт-Петербурге специальным штемпелем первого дня выпуска марки в почтовое обращение 27 апреля 2004 г., на котором также изображен портрет императрицы.

В том же году был установлен памятник выдающемуся русскому мореплавателю адмиралу И. Ф. Крузенштерну. Основой для КМ послужила марка (№ 652), выпущенная в обращение 10.01.2001. Погашен КМ 10.07.2001 штемпелем «Консультативное совещание по договору об Антарктике».

Большим событием для горожан было строительство Мариинского театра, сохранившего по настоящее время высокий уровень искусства, которое он несет людям. На этот сюжет на основе марки созданы два вида КМ с дневным и ночным изображением театра. Приведем ночной вариант. Марка (№ 5391) погашена специальным гашением первого дня - 26 июля 1983 г., посвященным 200-летнему юбилею Ленинградского государственного театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде, как назывались в то время театр и город.

Для правления императора Александра III характерно начало возведения храма Воскресения Христова, или, как его еще называют «Спас на крови». Он был возведен на пожертвования, собранные по всей России, на месте гибели царя Александра II от рук народовольцев. Храм построен в традиционной для русских церквей архитектурной манере XVII в. и интересен как своеобразный русский акцент в архитектурном окружении классицизма. Это самый большой мозаичный ансамбль, существующий на церковных фасадах и внутренних стенах.

КМ «Храм Воскресения Христова» создан на основе марки (№ 748), выпущенной 25.04.2002 г. в серии «300 лет Санкт-Петербургу», погашенной штемпелем первого дня.

Другим значимым объектом в это же время является Капелла, расположенная в старинном здании на Мойке. Здание было реконструировано по проекту архитектора Л.Н. Бенуа. По своим акустическим данным зал Капеллы занесен в реестр лучших концертных залов мира. Капелла является одним из центров формирования русской национальной композиторской школы. Именно здесь впервые исполнялись прекрасные произведения М. Березовского, М. Глинки, А. Бородина, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и других выдающихся композиторов России.

Символично, что КМ на эту тему позволила создать почтовая карточка, выпущенная к 250-летию со дня рождения композитора Д.С. Бортнянского. Для КМ использована ее марочная часть, где вместе с портретом композитора изображено здание Капеллы. Погашен КМ в июне 2001 г. штемпелем «Белые ночи».

Последним императором династии Романовых, правящих в России, был Николай II. Он отдал дань своему деду, завершив строительство храма «Спас на крови». Затем по традиции поставил памятник своему отцу императору Александру III (скульптор Паоло Трубецкой, 1909). Монумент был поставлен в центре Знаменской площади лицом к Николаевскому (будущему Московскому) вокзалу - начальной станции Сибирской железной дороги, сооруженной по указанию императора.

Ретро-КМ на эту тему выполнен на основе марки (№ 1111), выпущенной 5.04.2006 в серии «История Российского государства. Александр III (1845-1894), император». Погашен КМ специальным штемпелем первого дня «История Российского государства. Александр III».

Кроме того, он поставил один из самых удивительных памятников своему пращуру - основателю Санкт-Петербурга Петру Первому, под названием «Царь-плотник».

Открытка и марка с Военно-историческим музеем им. А.В. Суворова

С юности молодой царь Петр проявлял мудрость в решениях и неординарный организаторский талант. Поставив себе целью построить российский флот, он поехал «со товарищи» в Голландию учиться строить корабли. В 1910 г. этот факт был запечатлен установкой в Санкт-Петербурге бронзового памятника «Царь-плотник» (скульптор Л. А. Бернштам), который изображает Петра I, обучающегося корабельному делу. Памятник был установлен на набережной Невы напротив портика Адмиралтейства, там, где при Петре I спускали на воду новые корабли.

Картмаксимум создан на основе сюжета второго плана - Эрмитажа. Поскольку марка с изображением данного памятника отсутствует, то для изготовления КМ использована марка (№ 853), выпущенная 15.05.2003 г. к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Погашен КМ петербургским календарным штемпелем 8.09.04.

В это же время были возведены Музей этнографии, гостиница «Астория», завершившая формирование Исаакиевской площади, Дом купца Елисеева, где над знаменитым магазином, нашел приют не менее знаменитый театр Комедии.

Но самым интересным сооружением был Музей А.В. Суворова (архитектор А.И. фон Гоген), для которого специально было построено здание в русском стиле в виде сторожевой башни. Стены главного фасада украшают мозаичные картины, «Переход Суворова через Альпы» и «Отъезд Суворова в поход 1799 года» (художники А. Н. Попов и Н. А. Шабунин).

Создание серии КМ на данный сюжет заслуживает особого рассказа. В декабре 2004 г. в Петербурге отмечался 100-летний юбилей Мемориального музея А.В. Суворова. Основным событием юбилейных торжеств была установка на здании трехглавого позолоченного орла (снизу вследствие оптического эффекта зрителю всегда виден только двуглавый орел). Мною была проделана большая работа по созданию КМ, отражающих весь процесс возвращения орла на прежнее место. Получилось несколько вариантов нетрадиционных КМ - КМ с орлом на башне в драпировке и без нее, духовой оркестр перед музеем на фоне знаменитого мозаичного панно. И самый, на мой взгляд, необычный и удивительный - это нетрадиционный КМ, объединяющий два сюжета: первый - здание музея с ленточкой, которую нужно разрезать для снятия драпировки с орла; второй - В. И. Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, разрезающая эту ленточку и открывающая юбилейные торжества.

Представленные в статье основные элементы современного архитектурного и исторического центра Санкт-Петербурга во временном контексте правления династии Романовых свидетельствуют об огромном вкладе царствующих особ в становление столицы Российской империи, формирование и развитие облика Санкт-Петербурга.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Номера почтовых марок приведены по каталогам:

- почтовых марок РФ.М.: Изд.-торг. центр «Марка», 1992-2011;

- почтовых марок СССР 1918-1980: В 2 т. М.: Союзпечать, 1983;

- почтовых марок СССР.М.: Союзпечать, 1981- 1991.

Автор статьи: Чудесова Галина Павловна, член Общества филателистов (г. Санкт-Петербург)

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение