Эстетика милосердия

Благотворительные марки долгое время были у нас в забвении, в советский период они рассматривались как атрибут капиталистической культуры и о них мало писали. Важным шагом в деле популяризации благотворительных эмиссий стала книга Б.М. Кисина «Страна филателия» (1970), в которой впервые в истории советской филателистической публицистики были подробно описаны благотворительные марки. История выпуска благотворительных серий в дореволюционной России была «устным преданием», отсутствие каталогов мешало изучению этой страницы истории почты и филателии. Но в последние годы этот пласт истории отечественной почты изучался довольно подробно, и стараниями коллекционеров-исследователей сегодня мы гораздо больше знаем о русских благотворительных марках, чем знали раньше.

Итак, в течение многих лет благотворительным маркам не уделялось должного внимания, а сегодня они находятся в центре внимания и тщательно изучаются специалистами. Марки патриотических обществ, которые находились под патронатом династии Романовых, очень интересны как в почтово-филателистическом, так и в художественном отношении.

Первый выпуск интересующих нас марок относится к временам Русско-японской войны. В 1905 г. были выпущены четыре марки, которые имели номиналы «с надбавкой». Это был первый российский почтово-благотворительный выпуск, осуществленный по заказу Женского патриотического общества. Это общество, работавшее под патронатом царской семьи, занимает уникальное место в истории российской благотворительности. Его члены многое сделали для помощи раненым и искалеченным воинам, их семьям.

К сожалению, мы не знаем, кто конкретно был инициатором выпуска марок. Известно, что для осуществления этой идеи Общество обратилось в Министерство внутренних дел за разрешением о выпуске знаков почтовой оплаты, выпуск которых предусматривал бы дополнительный сбор в пользу воинов действующей армии, находящихся под покровительством Общества. Восемнадцатого ноября 1904 г. министр внутренних дел утвердил представленные образцы. В декабре этого же года марки уже были в продаже. Цена марки состояла из двух частей: собственно почтовый сбор и дополнительный сбор, который поступал в фонд общества.

Марки первого почтово-благотворительного выпуска Российской Империи

Интересная особенность новых марок - вытянутый по вертикали формат. В начале XX в. почтовое искусство многих европейских стран интенсивно осваивало вертикальные формы, и рассматриваемый выпуск был настоящим новаторством в плане марочного формата. Над проектами этих интересных марок работали талантливые художники-графики Густав Франк и Рихард Зарриньш. Мы позволим себе напомнить читателю некоторые детали биографий этих двух мастеров.

Автор самой первой миниатюры новой серии, художник Густав Франк давно стал знаковой фигурой в русско-чешских контактах. Он имел чешские корни. Вот что пишет о нем известный исследователь русско-чешских культурных связей филолог И.М. Порочкина: «Шел 1890 год, когда чешский график Густав Франк (1859-1923) получил из Санкт-Петербурга приглашение на преподавательскую работу в Экспедицию заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Там Г. Франк не только учительствовал, он был автором живописных и графических портретов, рисунков, принимал участие в издательской деятельности, сблизившей его со многими передовыми художниками-россиянами. Он дружил с И.Е. Репиным и помогал соотечественникам-художникам установить с Ильей Ефимовичем, а также с передвижниками, тесные связи». Мы видим, что Франк был общительным человеком, он щедро делился с художниками своими знаниями. Под его наблюдением выходили многие интересные подарочные издания, выполненные на высочайшем полиграфическом уровне.

Ближайший коллега Франка по ЭЗГБ - Рихард Германович Зарриньш (1869-1939) был на десять лет его моложе. Он родился в имении Киегели в Лифляндской губернии, учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Блестящие способности стали залогом того, что одаренный художник завоевал право на поездку за границу. Поскольку Зарриньш учился в Мюнхене и Вене, многие его произведения несут в себе черты культур этих стран.

Молодой пытливый художник вобрал в себя наивысшие достижения европейского модерна, особенно в том виде, как его понимали в германо-язычных странах. В Германии на него повлиял стиль оформления графики малых форм. Известно, что в эпоху эклектики в основе немецких марок часто лежали цифры номинала, которые помещались в центр композиции и фактически были ее основой. С наступлением эпохи модерна цифры не исчезли, просто стали одним из многих мотивов оформления марок, а в целом композиция знаков почтовой оплаты разделилась на три типа: геральдический, сюжетно-тематический и декоративно-орнаментальный (при этом цифры номинала как центральный мотив марки заняли свое скромное место среди декоративно-орнаментальных композиций). Создатели первых русских благотворительных марок имели счастливую возможность выбирать из этих трех типов, используя новейшие стилистические средства. Но сделать такой выбор было очень непросто.

Марки второго почтово-благотворительного выпуска Российской Империи с надпечаткой «Образец»

Зарриньш уделял большое внимание декоративно-орнаментальным композициям. В те годы орнаментально-виньеточной графикой много занимался художник Отто Экман (1866-1903), вошедший в историю немецкого модерна как разработчик уникальных букв. Орнаментам и шрифтам придавалось огромное значение, графики и иллюстраторы стремились изобрести свои оригинальные шрифты. При этом Эккмана привлекла идея создания букв с легким искривлением. Эти же геометрические особенности касались и лент, цветочных гирлянд и всех компонентов орнаментальных построений. Мы можем сказать, что благотворительные марки России появились в эпоху общеевропейского расцвета виньеточной графики и отразили тот исторический срез, который соответствует расцвету искусства орнамента и шрифта эпохи модерна.

По названию журнала «Югенд» (в переводе - «молодежь») немецкий модерн получил название «Югендстиль». С этим стилем и связал свои смелые эксперименты в области графики одаренный мастер почтового дизайна Рихард Зарриньш - художник, который тонко чувствовал веяния современности. Но впитывая европейские новации, он никогда не забывал про российские мотивы и традиции и активно синтезировал эстетику немецкого модерна с русской орнаментикой и символикой. Именно поэтому получались отнюдь не марки общеевропейского образца, а русские марки, имеющие свое лицо.

Итак, мы можем сказать, что первые русские благотворительные марки воплощали эстетику модерна и национального романтизма. Настоящей реабилитацией этого почтово-благотворительного выпуска стал выход в свет книги В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки», в которой была воспроизведена в цвете миниатюра с изображением Медного всадника. При этом автор отмечает, что это был этапный выпуск в истории репродуцирования в почтовой графике прославленных шедевров. Именно марки этой серии были первенцами официального почтового дизайна в плане воспроизведения на марках произведений искусства.

Вот что пишет Валентин Яковлевич в своем известном труде по истории почтового дизайна: «Первые русские марки с изображением произведений искусства появились в 1905 г. Благотворительная серия в пользу сирот воинов, погибших в русско-японской войне, состояла из четырех марок: памятник адмиралу Корнилову в Севастополе, памятник Минину и Пожарскому в Москве, Медный всадник и вид Кремля».

Прокомментируем кратко эти четыре изображения. На марке 3+3 коп. мы видим памятник вице-адмиралу В. Корнилову, созданный скульптором В. Шредером по рисунку А. Бильдерлинга (Севастополь, 1895 г.). Это работа Г. Франка, с которой и начались русско-чешские контакты в области почтовой графики и процесс репродуцирования на отечественных марках произведений искусства, который и сегодня успешно продолжается. Интересно, что основная композиция вписана в круг.

Почтовая миниатюра номиналом 5+3 коп. имеет в основе композиции изображение памятника Минину и Пожарскому в Москве (скульптор И. Мартос, 1818 г.). Далее следует марка 7+3 коп. с профильным изображением Медного всадника (в дальнейшем этот памятник много раз изображался на марках нашей страны). Именно эта марка и была репродуцирована в процитированной нами книге В.Я. Бродского. Серию завершает марка 10+3 коп. с изображением Московского Кремля на эффектном желтом фоне.

Проходит десять лет и в России вновь появляются почтово-благотворительные марки. Благотворительные марки были настоящими свидетелями истории. Большую и интересную историю имеет четырехмарочный почтово-благотворительный выпуск, называемый филателистами «В пользу воинов и их семейств».

Перелистаем страницы прошлого. В начале Первой мировой войны Императорское женское патриотическое общество вновь высказало желание оказать помощь жертвам войны и их семьям, выпустив благотворительные марки. Как и в 1904 г., этот почин был поддержан в правительственных кругах. Идея была одобрена Министерством внутренних дел. Общество получило разрешение выпустить почтово-благотворительные марки. К сожалению, и в этом случае мы не знаем, кому принадлежала идея выпуска.

Часть сбора от продажи этих марок шла в фонд помощи раненым воинам, а также семьям погибших. Марки имели номиналы 1, 3, 7 и 10 коп. Образцы-эталоны марок были утверждены Обществом 7 октября 1914 г. Почтовые и почтово-телеграфные учреждения были заранее оповещены о том, что эта серия выходит в свет (оповещение датировано 18 сентября 1914 г.).

Две благотворительные марки серии «В пользу воинов и их семей»

Так появилась новая серия. При этом было сообщено о том, что: «продажная цена марок назначается с надбавкой к номинальной стоимости 1 коп. за каждую марку; почтовые и телеграфные сборы, которые согласно действующим правилам оплачиваются марками, могут быть оплачены патриотическими марками, причем в расчет принимается их номинальная, а не продажная цена; приобретение патриотических марок и оплата ими почтовых отправлений ни для кого не обязательны и предоставляются на усмотрение отправителей».

Распоряжением Министерства почт и телеграфов № 62338 от 19 августа 1917 г. было предусмотрено прекращение продажи этих марок с 19 ноября 1917 г., но это не означало прекращения почтового обращения данных знаков почтовой оплаты. Серия «В пользу воинов и их семейств» находилась в почтовом обращении еще длительное время.

Р. Зарриньш был единственным художником этой серии, это полностью его «авторский проект». Какие же мотивы выбрал для своих композиций художник? Марка стоимостью 1+1 коп. изображает русского богатыря с мечом и щитом. Миниатюра стоимостью 3+1 коп. имеет в основе бытовую сцену - прощание казака с семьей. Марка стоимостью 7+1 коп. является аллегорической композицией - Родина-мать (женщина в царском облачении) говорит с детьми. И наконец, миниатюра стоимостью 10+1 коп. имеет в центре изображение Георгия-Победоносца в борьбе со змеем. Интересно, что эта марка была использована для создания оригинального картмаксимума, будучи погашенной календарным штемпелем на открытке аналогичного рисунка.

Мы видим, что художник вновь отдал дань национальному романтизму. Марки густо заполнены орнаментом, но при этом центральные композиции хорошо «читаются». Образы казака, Матери-Родины и Георгия Победоносца стали частью знакового арсенала русской прикладной графики 1910-х гг.. Влияние профессора Максимилиана Дазио, у которого Зарриньш учился в Мюнхене, проявилось в оформлении марки стоимостью 1+1 коп. М. Дазио любил располагать фигуры на черном фоне, и у Зарриньша русский богатырь также размещен на черном. Это решение можно считать несколько необычным для русской графики. Наши художники любили изображать на заднем плане пейзаж, различные фигуры, интерьер, а черного фона мы у русских мастеров графики почти не находим, по крайней мере, в графике малых форм.

Важно, что именно эта серия задала очень значимую для русской культуры XX в. тему Матери-Родины. Образ женщины в роскошной одежде, говорящей с детьми, заложил основу для будущего образно-символического подхода к теме Родины, который был распространен в советском искусстве.

Две благотворительные марки серии «В пользу воинов и их семей»

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в художественной практике стран Европы и США шел процесс вычленения мира детства как особой вселенной. Художники подбирали для этого самые разные стилистические средства. И эти процессы были важны для истории искусства. Женщины-художницы (в России это была Елизавета Бем) подарили человечеству особое ощущение детскости, умение понимать душу ребенка. Широко известно, что девятнадцатый век породил такое несколько странное явление, как изображение ребенка со взрослым выражением лица. И этого необходимо было избежать. Зарринышу при работе над маркой с изображением группы детей удалось прекрасно изобразить детские лица. Можно предположить, что эстетика Елизаветы Бем была знакома Р. Зарринышу и повлияла на стилистику этой почтовой миниатюры.

В целом выпуск «В пользу воинов и их семейств» был очень удачным в художественном отношении. Он воплощал новейшие достижения в области русской прикладной графики. С 1970-х гг. об этих марках стали появляться исследовательские статьи, а в 2009 г. вышла в свет интереснейшая работа Л.Г. Ратнера «О благотворительных марках Императорского женского патриотического общества», в которой приведено множество ценных фактов и интереснейших подробностей о данном выпуске.

Благотворительная марка в пользу Общины Святой ЕвгенииИ наконец, нельзя не упомянуть о том, что кроме почтово-благотворительных, были и непочтовые марки, имевшие отношение к благотворительным обществам. Их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи, и все же мы хотели бы упомянуть одну очень интересную серию. Это марки, изданные Общиной Св. Евгении. Международный Красный Крест возник после Крымской войны, когда стало ясно, что миру необходима такая международная организация, которая бы занималась помощью раненым и военнопленным.

В России тоже существовало Общество Красного Креста. 1893 г. вошел в историю как год создания Общины Св. Евгении. Инициатором создания Общины выступил выдающийся благотворитель А. И. Степанов. В конце 1890-х гг. Община уже активно занимается издательской деятельностью. Открытки, изданные Общиной, стали поразительными свидетельствами истории, и неудивительно, что они являются предметом коллекционерских поисков и глубокого научного изучения.

В середине последнего десятилетия XIX в. велись интенсивные поиски художественного стиля, нашедшие ярчайшее проявление в почтовой графике. В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография - порождение 1820-1830-х гг. Благотворительные открытки печатались на высококачественной бумаге. Словом, полиграфия стремительно осваивала новые мощности.

Рубеж XIX и XX вв. стал периодом всплеска благотворительных изданий - афиш, альманахов, альбомов, сбор от продажи которых поступал в фонд помощи жертвам войн. Благотворительным организациям удалось привлечь к сотрудничеству многих известных художников.

Община Св. Евгении выпустила также несколько благотворительных (непочтовых) марок, которые известны как в чистом виде, так и прошедшие почту наклеенными на открытки. Начало XX в. было периодом стремительного развития эстетики благотворительных марок. Художники старались сделать их непохожими на почтовые, так как благотворительная марка была призвана играть свою специфическую роль - роль квитанции, которая выдавалась тому, кто внес благотворительный взнос. Такие марки-квитанции по определению должны быть красивыми, чтобы владелец стремился сохранить их, вспоминая о той организации, которая их выпустила, и, возможно, желая еще раз внести свое пожертвование на благородное дело.

Проектируя такие миниатюры, художники часто позволяли себе отклонение от классических традиций почтового дизайна. Они вошли в историю дизайна благотворительных марок разного рода вольностями, в том числе квадратным форматом марок, который как раз и был использован для марок Общины Св. Евгении.

Вот некоторые особенности этих миниатюрных произведений прикладной графики. Все они имеют модную тогда квадратную форму. Авторами марок по некоторым данным являются А. П. Остроумова-Лебедева, М. В. Добужинский и Уильям Чемберс. При этом фигура У. Чемберса, уроженца Великобритании, нам особенно интересна, так как его марка является редким примером создания русской марки (пусть и непочтовой) иностранным художником.

Занавес, включенный в композицию по рисунку В. Добужинского, по манере исполнения вызывает ассоциации с творчеством В. Конашевича. Автора композиции с синим силуэтом Кремля пока установить не удалось.

Анализ этих миниатюр выходит за рамки нашей темы, так как марки не почтовые. Однако мог ли этот выпуск быть задуман как почтово-благотворительный? Пока ответа на этот вопрос нет, но мы позволим себе высказать предположение, что речь шла не о виньетках, относящихся к числу непочтовых марок, а о почтово-благотворительном выпуске, который по некоторым причинам был реализован как выпуск серии непочтовых марок.

Не обнаружены и проекты этих интересных марок, и пока не известны варианты исполнения. Не установлены имена тех художников, чьи проекты не нашли практического воплощения. Узнать подробности и найти неизвестные факты об этом выпуске - дело будущего.

Завершая обзор почтово-благотворительных марок дореволюционной России, отметим, что благородное дело самоотверженного улучшения положения раненых и увечных воинов, дело благотворительности, помощи страждущим находило в нашей стране разнообразные воплощения. Накануне празднования 400-летия династии Романовых нельзя не помнить о том, что царская семья активно участвовала в благотворительной деятельности, поддерживала инициативы патриотических обществ. Это славная и интересная страница российской истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бродский В.Я. Искусство почтовой марки.- Л.: Художник РСФСР, 1968.-159 с: ил.

2. Вакс И. Я. Нарисовал художник марку... - М.: Связь, 1978. - 96 с: ил. - (Б-ка юного филателиста; Вып. 4).

3. Кисин Б. М. Страна Филателия. - М.: Просвещение, 1969. - 240 с: ил.; вкл.

4. Крепостнов В.В. и др. Каталог открыток Общины Св. Евгении, (готовится к печати).

5. Порочкина И. М. Чехи в Санкт-Петербурге. 1703-2003. - СПб.: Глобус, 2003.

6. РатнерЛ.Г. О благотворительных марках Императорского женского патриотического общества // Информационный бюллетень Общества филателистов Санкт-Петербурга. - СПб, 2009. - № 22. - С. 102-109.

Автор статьи: Дьяченко Андрей Петрович, научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

Из Материалов 3-го научно-практического семинара по истории почты и филателии "Коллекции представляют историю".

Публикуется с разрешения ЦМС имени А.С. Попова.

Магазин
1

Купить марки в нашем Магазине!

Здесь вы можете приобрести коллекционные редкости, марочные листы и цельные вещи.
Каталоги
2

Каталоги марок и цельных вещей

Найдите интересующую вас позицию и узнайте ее стоимость
Публикации
3

Блог

Статьи о редких сериях и марках, интересные истории связанные с их выпуском. Читайте и делитесь своим мнением!
Пропустить обучение